РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ. История Православия. Крещения Руси является для меня актуальной, так как я сама являюсь православным человеком и мне было интересно узнать историю зарождения христианства в нашем государстве
Скачать 46.66 Kb.
|
Содержание: Введение.....................................................................................3 Язычество древних славян.....................................................3-4 Зарождение христианства на Руси........................................4-6 Крещение княгини Ольги.......................................................6-9 Князь Владимир.....................................................................9-11 Испытание вер......................................................................11-12 Крещение князя Владимира................................................12-13 Русь принимает христианство................................................16 Первые шаги Русской Церкви.............................................16-17 Историческое значение Крещения Руси............................17-19 Заключение............................................................................19-20 Список литературы.................................................................21 Введение. Тема Крещения Руси является для меня актуальной, так как я сама являюсь православным человеком и мне было интересно узнать историю зарождения христианства в нашем государстве. На мой взгляд, невозможно оставить эту тему без особого внимания, поскольку это событие величайшего масштаба, определившее дальнейший путь развития Руси. Крещение Руси- главнейшие событие древней истории нашего Отечества. Понятие Крещения Руси подразумевает под собой введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, в конце 10 века князем Владимиром Святославичем. Источники дают самые противоречивые ссылки на точную дату Крещения. Традиционно, согласно летописной хронологией, данное событие относят к 988 году. Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Первые шаги Русской Церкви? На эти вопросы я постараюсь раскрыть в моем реферате. Язычество древних славян. До принятия христианства Русь была языческой. Прежде всего следует понять - что представляло собой язычество в древней Руси. Языческий культ древних славян не представлял в сущности завершенной системы. Религиозные представления были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населенной множеством духов. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждьбогу, Стрибогу и Велесу. Другим важным божеством был Перун- бог грозы, грома и смертоносной молнии. Культ Перуна был распространен по всей территории проживания славян: в Киевской, Новгородской и Владимирской Руси. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуна назвали “княжьим богом”, поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев. Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определенности как, например в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Были специалисты только по гаданиям и общению с таинственными силами- волхвы, кудесники, но и то не везде. Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведенные на насыпях или холмах. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола. Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения. Кроме того, у восточных славян было поклонение не только богам природы, но и отдельным предметам и местам, например, камням, деревьям, и даже рощам. Так, на берегу Плещеева озера в древнем русском городе Переславле-Залесском до сих пор лежит камень-валун-Синь-камень весом 12 тонн. Славянское язычество было, если можно так выразиться неконкурентоспособно-не было ни священных книг, ни оформившегося культа... По словам академика Д.С. Лихачева, “язычество не было религией в современном понимании- как христианство, ислам, буддизм. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в 9-10 веках, не могло быть осуществлено язычеством”. Зарождение христианства на Руси. Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Первые славяне-христиане, о которых достоверно известно, приняли крещение в Византии и являлись православными. В 6 в. крестились первые знатные славяне, служившие византийским императорам. В 8 в. из числа южных славян, осевших на бывших землях империи, уже происходили христианские епископы. Восточные славяне долгое время оставались, однако, в стороне от целенаправленной проповеди. Лишь из крымского Херсона вверх по Днепру время от времени поднимались проповедники Евангелия. Первым из тех, кто пришел к славянам Среднего Поднепровья, по долго жившему в Херсоне преданию, был апостол Андрей Первозванный. История христианства на Руси начинается с предания, глубоко укоренившегося в народной памяти, - сказания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного. Тот, кого Господь первым призвал на служение к Себе, первым пришел с Благой Вестью, минуя далекие страны, на нашу Русскую землю. -Видите эти горы? На них воссияет благодать Божия, здесь будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей! - предрек Апостол, взойдя на высокий холм над Днепром. Большой деревянный крест поставил ученик Христов на вершине холма и благословил окрестные поселения. Современная наука относится к этой легенде очень критично. Но легенда возникла не на пустом месте. Андрей действительно проповедовал в Скифии, и память об этом долго сохранялась в византийском Херсоне. Там могли слышать, а то и читать рассказы об апостоле русские христиане. И для них, и для образованных греков Средневековья древние скифы были тождественны современным славянам. C рубежа 8-9 вв., когда на исторической сцене появилось государство Русь, проповедь стала приносить плоды. Первый известный нам по имени русский князь Бравлин пришел с войной в византийский Крым. Он был поражен падучей болезнью при попытке ограбить гробницу святого епископа Стефана Сурожского. Устрашенный, князь принял крещение в храме Святой Софии в Суроже. Заключив мир и отпустив пленников, богато одарив храм, князь покинул город.Поход Бравлина, пришедшего с далекого севера, положил начало постоянному движению русов, воинов и торговцев, между Балтикой и Черным морем, по пути “из варяг в греки”. Среди них были и славяне и скандинавы. Многие оседали в городах Крыма, знакомились с христианством и принимали крещение. Эти “ромейские русы”(ромеями, т.е. римлянами, называли себя византийцы) старались привить новую веру и своим еще языческим сородичам. В 866 г. завершилась миром очередная ожесточенная война с Византией, во время которой в морской буре у стен Константинополя погиб почти весь русский флот. По условиям мира русские князья Аскольд и Дир согласились принять у себя в Киеве первого христианского епископа. В 874 г. епископия стала архиепископией, а князь Аскольд принял крещение. На 860-е гг., время патриаршества в Константинополе святого Фотия, образованнейшего человека своей эпохи и умелого политика, приходится пик византийского миссионерства. Помимо создания в Киеве христианской общины греческим проповедниками удалось в эти годы окрестить Болгарию, укрепить христианскую веру в западнославянской Моравии. В Моравии трудились создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, последний из которых стал крестителем Чешского княжества. Но для Руси время окончательной победы новой веры еще не пришло. После гибели Аскольда и Дира от рук новых северных завоевателей, утвердивших в Киеве власть династии Рюриковичей, восстановилось славянское язычество. Великий князь Олег, севший в Киеве, считался “вещим”- колдуном и оборотнем. Он вновь воевал с Византией и взял с “греков” богатый откуп. Тем не менее христианство в Киеве не погибло. История Руси не знала массовых гонений на христиан, как история Древнего Рима. К середине 10 столетия в Киеве уже существовали два деревянных храма- соборная церковь Святого Ильи и церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле. Позднее эти двое святых станут самыми почитаемыми на Руси. В дружине соправителя, а затем наследника Олега, князя Игоря Рюриковича были и христиане. После гибели Игоря в конце 944 г. при восстании племени древлян в истории Руси начался новый этап. Крещение княгини Ольги. Вдова князя Игоря Ольга отказалась от разорительных набегов на соседние земли, занялась строительством подлинного единого государства. Ольга покровительствовала христианству. При себе она держала как советника и переводчика священника Григория. В 952 г. при участии княгини в Киеве была построена третья деревянная церковь - Святой Софии. Беседуя с христианскими подвижниками, видя их непорочную жизнь, проницательная княгиня все больше убеждалась в истинности Христовой веры. Святая Ольга пожелала принять крещение в царственном граде Византийской империи -Константинополе, чтобы затем и народ свой привести к спасительной купели. В середине лета 957-го показались в проливе Босфор качающиеся на голубых волнах струги Великой княгини. Однако ни царь Константин Багрянородный, ни патриарх Полиевкт, знаменитый своей святостью и образованностью, не обратили поначалу должного внимания на пожаловавшую с миром восточную правительницу. Ольга томилась на пристани с другими иноземными гостями в ожидании царственного приема. И хотя в душе ее тлела обида, Ольга терпеливо ждала. Наконец царь велел ее принять. Одной беседы с мудрой правительницей Руси хватило Константину Багрянородному, чтобы увидеть, насколько прекрасна, разумна и добра восточная гостья. Ольгу крестил патриарх Полиевкт и нарек ее Еленой в честь святой и равноапостольной царицы Елены, матери первого христианского императора. По просьбе славянской княгини крестным отцом ее стал император Константин. Прежде чем отправится в обратный путь, Ольга попросила у патриарха благословение. Патриарх благословил княгиню крестом, вырезанным из Распятия, на котором иудеи умертвили Христа. На кресте том была надпись: “Обновись, Русская земля, Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня”. Вернувшись на Русь, она разрушила ненужное ей более языческое капище на Киевской горе. Однако Ольга не желала, как того добивались при императорском дворе, принимать вместе с верой и верховную власть Византии. Потому с просьбой прислать епископа она обратилась на латинский Запад. В ту пору раскол Западной и Восточной Церквей еще не произошел, их разногласия были пока неясны массе верующих- тем более новообращенным. Однако прибывший в 961 г. латинский епископ Адальберт не стал главой Русской Церкви. Рассматривая свою миссию как незаслуженную ссылку, он вскоре бежал из Киева, обвинив русов в закоснелом язычестве. Не лучшая память о латинской миссии долго держалась на Руси. Тем не менее и позднее западные миссионеры, более радеющие о своем долге, бывали в Киеве. Бегство Адальберта мало повлияло на судьбу киевской христианской общины. Пусть и без епископа, она продолжала процветать под властью княгини Ольги. Святой и равноапостольной назовут потомки киевскую княгиню, потому как по всей земле Русской насаждала Ольга веру в Святую и Живоначальную Троицу. Во время Ольгиного Крещения Руси лишь немногие наши предки приняли христианство. Для уверовавших в Господа святая Ольга построила первый в Киеве храм во имя святителя Николая Чудотворца. Однако по мере того, как власть перетекала к ее возмужавшему сыну Святославу, обстановка вновь менялась в худшую сторону. Святослав был яростным воителем, превыше всего ставившим мнение языческой в основном дружины. Поэтому на предложение матери креститься он ответил отказом. Большую часть времени князь проводил в военных походах. Однако все равно язычество в Киеве подняло голову. Впервые быть христианином в городе стало небезопасно. Даже Ольга в последние годы жизни принимала священника втайне. Княгиня умерла 11 июля 969 г. и была с почетом погребена всем Киевом. Посеянные Ольгой семена христианской веры не погибли с ее кончиной. Прошло два десятка лет- и Русь наконец стала христианской трудами ее внука - Владимира Святославовича. В середине 10 в., в правление княгини Ольги, на Руси уже жило немало христиан. Вместе с христианством распространялись письменность, книжность, высокая культура. Знакомство с новой верой подрывало основы наивного языческого обоготворения природы. Возрастало число людей, которые, даже не будучи христианами, сомневались в истинности языческих богов. К этому же вели и изменения в общественной жизни. Язычество, освящавшее племенную обособленность и лихую доблесть разбойничьих набегов на соседние страны, мало отвечало интересам строившегося со времен Ольги подлинного государства. Крещение Руси было предопределено всем ходом исторического развития. Оно свершилось в 988-989 гг. При внуке Ольги князе Владимире Святославиче. Это событие стало поворотным в истории Руси, положив предел древней племенной, языческой эпохе. На месте огромного союза племен, которым была Русь первых Рюриковичей, появилось Русское государство. На смену пестрой племенной культуре языческой поры шла единая и самобытная Русская цивилизация Средневековья. Князь Владимир. Первое время после смерти Ольги в Киеве торжествовало язычество. Впрочем, Святослав, язычник более из упорства, чем из убеждений, да к тому же воевавший в ту пору на Балканах, не прилагал усилий к восстановлению языческого святилища в Киеве. Сын же его Ярополок, управлявший городом, благодаря Ольгиному воспитанию интересовался христианством. Дальше интереса, впрочем, дело у него не пошло. Ярополк общался с западными миссионерами, но так и остался язычником. Святослав погиб в 972г. от рук кочевников-печенегов, возвращаясь на Русь после неудачной войны с Византией. Еще уходя на войну, он разделил свое государство между тремя сыновьями- Ярополком, Олегом и Владимиром. Князь Владимир воспитывался при дворе. Когда ему исполнилось семь лет, отец, князь Святослав, послал его княжить в Новгород. Юноша рос, креп, мужал. Вскоре он проявил себя как полководец. Вскоре после смерти отца между сыновьями разразилась междоусобица. Сначала в битве с Ярополком погиб Олег. Затем Владимир выступил на Киев и изгнал Ярополка. Владимир затем велел убить свергнутого брата. Так в 978 г. он взошел на киевский престол. Придя к власти через кровь и насилие, Владимир неожиданно показал себя весьма благоразумным и одаренным правителем. Он возобновил усилия Ольги по строительству единого государства. К подданным князь был щедр и справедлив. Его походы, всегда успешные, в основном были направлены на объединение вокруг Киева славянских племен. Вначале княжения Владимира Святославича казалось, что язычество на Руси достигло пика своего гиблого цветения. Кровавый культ Перуна стал государственной религией. Перун- бог грома и грозы, покровитель воинов и князей. Его помощи приписывал Владимир победу в междоусобной распре, случившейся между братьями Святославичами после смерти отца. Так воцарился будущий креститель Руси. В Киеве вокруг идола Перуна князь Владимир повелел выкопать шесть ям- шесть лепестков. На дне этих ям жрецы поддерживали постоянный священный огонь. А у подножия истукана выложили каменное кольцо-алтарь. Дабы умилостивить или отблагодарить божество, на алтарь складывали жертвоприношения и сверху кропили кровью- чаще всего животных. Но иногда, по большим праздникам,- кровью людей. Так, например, после победоносного похода Владимира на ятвягов (район будущего Литовского княжества) в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын, которые стали первыми на Руси мучениками веры, чьи имена нам известны .Сына хотели принести в жертву языческим богам. Отец отказался выдать его язычникам: “Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня!” Жители Киева уважали этого старика. Но, услышав хулу на громовержца Перуна, вмиг разъярились. Толпа растерзала Ионна и Феодора в их доме. Это был глубочайший переворот в душе князя. Из бездн ада сумел подняться к Богу. В этом святость равноапостольного князя, осознавшего ту бездну бездуховности, в которую ввергает язычество, и сумевшего найти выход из этой пропасти, не только обратившись к истинному Богу, но и приведя за собой весь свой народ. Чтобы понять все величие подвига святого князя Владимира, нужно оценить, каким он был до крещения. Он по сути был братоубийцей, приносил человеческие жертвоприношения. Пьяные оргии-привычное времяпровождение князя и его дружины. Не погнушался он взять в жены полоцкую княжну Рогнеду, отца которой он убил на ее глазах. Словом, Владимир до крещения своего был очень жестоким и страшным человеком. Но язычество не могло удовлетворить князя. Крайности языческой безнравственности, вероятно, усиливали впечатление духовного тупика. Отрицательно сказывалось господство язычества в стране и на международных связях. В 9-10 веках происходит процесс постепенной христианизации стран Центральной Европы, а государства Южной и Западной Европы были христианизированы еще раньше. У волжских булгар был распространен ислам, у хазар- иудаизм. К 10 веку Русь оказалась до некоторой степени в состоянии изоляции от христианских государств Европы. При этом немалую роль играли междинастические браки, обеспечивающие верность сторон договору. Ведь при проведении своей внешней политики феодальные государи обычно вступали в союзы с императорами, королями, князьями, возглавлявшими соседние державы. А русские князья-язычники и их сыновья были лишены возможности жениться на принцессах европейских домов, принявших христианство. Язычество являлось очевидным тормозом развития нового, более прогрессивного, хотя и жестокого, феодального строя. Но не только и не столько политический расчет руководил князем при выборе веры, как это обычно представляли историки. Личный духовный поиск, безусловно, занимал ключевое место в деле отказа киевского князя от язычества. Он был натурой религиозной, ищущей истину. И Ольгино воспитание, и тяготившее князя зло, совершенное в годы усобицы, обращали его мысли к религии. И это было главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя и своего народа. Испытание вер. Владимир не сразу остановил свой выбор на христианстве. О том, как именно крестился Владимир и как он крестил свой народ, существовало много преданий. Владимир - монарха крупнейшей европейской державы, пытались сманить в свою веру и магометане, и наголову разбитые его отцом хазары, фактически оставшиеся на тот момент без государства, и тем более, представители Ватикана. Известны несколько посольств Владимира в разные страны. Как политик, Владимир мыслил породниться с Византийской династией, что означало бы практически уравнять русских князей если не с римскими василевсами, то по крайней мере с великими европейскими монархами того времени и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы. К Владимиру стали приходить послы. Одними из первых были иудеи. Во время беседы с ними Владимир, согласно свидетельству летописца, спросил, где их родина. Они же ответили ему: “ у нас нет родины”. За наша грехи Бог нас рассеял”. Речь шла конечно же о рассеянии евреев из Палестины и их распространении по всему миру. Владимир отвечал иудеям, что не желает принимать веры, которая приводит потом к потере отечества. Причем, в ответе князя был двоякий подтекст: он мог иметь в виду не только судьбу Израиля, но и судьбу хазар, потерявших себя после принятия их элитой иудаизма. Беседовал Владимир также и с мусульманами, очевидно, пришедшими из Волжской Болгарии. Гораздо более коротким был разговор Владимира с западными христианами. Владимира отталкивала уже вполне к тому времени оформившаяся идеология папизма с требованием вассального подчинения римскому первосвященнику как земному владыке христианского мира. Владимир ответил папским посланцам, что его предки веры латинской не принимали. Для князя Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков. В то же время, Владимир не торопился с выбором веры. Наиболее интересным моментом в рассказе преп. Нестора является беседа князя с монахом-философом, пришедшим из Византии. Этот миссионер показал Владимиру икону Страшного Суда, и тем самым наглядно продемонстрировал ему христианскую эсхатологию и посмертную судьбу грешников и праведников. Князь Владимир от проповеди греческого монаха и от иконы получил сильное эмоциональное впечатление, благоприятное, в отличие от других религий. Но все же это был еще далеко не окончательный выбор. Князь стремился сделать его обдуманно и взвешенно. Затем Владимир отправил послов в разные страны, и эти послы подтвердили его впечатление. Летопись нам говорит об ошеломленном состоянии послов Владимира после богослужения в соборе Святой Софии в Константинополе. Однако, даже после положительного ответа послов, совпавшего с реакцией самого Владимира на Православие, Владимир все еще не торопится принимать крещение. Причина этого теперь,- скорее всего, сложные политические взаимоотношения Руси и Византии. Но это как бы внешняя канва событий, за которой стоит какая-то гигантская духовная борьба за душу самого князя, за судьбу его державы. Поэтому процесс обращения Владимира был очень сложен. Превращение дикого варвара, который приносил человеческие жертвы, в кроткого агнца, святого, конечно требовало особых обстоятельств, особого Промысла Божия. События, которые привели в итоге к крещению Владимира, а затем и Руси, развивались постепенно. Крещение князя Владимира. Византийские императоры, братья -соправители из Македонской династии Василий второй Болгаробойца и Константин седьмой, переживали очень сложный период. В империи возник мятеж, заставивший их обратиться к Владимиру за военной помощью. Владимир обещал поддержку, но при условии, что братья отдадут ему в жены свою сестру Анну. Дерзость по тем временам была неслыханной. За “презренных” иноземцев византийских принцесс выдавать замуж не принято было. К тому же Владимир был язычником. Однако безвыходность положения вынудила императоров смирится. Они дали согласие на брак, если русский князь примет крещение и женится на ней по христианскому обряду. Русская дружина в 6 тысяч воинов встала на защиту Царьграда и в апреле 988 года и разбила узурпатора Варду Фоку, грозившего свергнуть законных императоров с трона. Владимир в обмен на военные услуги потребовал руку византийской принцессы, но ему было отказано. Императоры не желали на самом деле выдавать сестру за “варвара”- многоженца. В искренность обращения Владимира они не верили. Стоит отметить, что к тому времени русы уже трижды с 9 века отступали- как виделось из Византии- от христианства после крещения своих князей. Владимир же, не дождавшись ни невесты, ни обещанного устроения Русской Церкви, разгневался. В конце 988 г. он выступил в поход на Византию и осадил Херсон (Корсунь) в Крыму. Владимир требует Анну в жены в обмен на возвращение Херсонеса Византии. Свадебная флотилия прибыла в Херсонес. На двух галерах приплыла Анна со священниками, иконой Божией Матери греческого письма, многими святыми мощами и другими святынями. Но несмотря на выполненное требование, Владимир все еще медлил с крещением. Однако, встречая невесту, князь Владимир вдруг тяжко заболел- очи заволокла пелена. Владимир решил немедля готовиться к священному Таинству. Херсонесский собор Святого Василия- свидетель того, как русский князь отрекся от поганой веры и стал христианином. Когда епископ возложил руку на выходящего из купели князя Владимира, слепота, поразившая его, внезапно исчезла. Он прозрел физически и духовно. После такого чуда знатные княжеские воины тоже пожелали принять христианскую веру. В приморском Херсонесе князь Владимир, получив христианское имя Василий, торжественно обручился с царевной Анной, а вскоре и обвенчались. Покоренный город князь Владимир оставил грекам. Взял лишь с собой мощи святого Климента, кресты да иконы. С князем отправились на Русь Анастасий- тот, кто помог взять неприступный город, святители и пресвитеры. Предстояло совершить великое Таинство для всего русского народа. Русь принимает Христианство. Князь Владимир вернулся в Киев совсем не таким, каким его знали прежде. Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир после крещения сделался образцом кротости и любви. Он и в самом деле переродился: распустил свои многочисленные гаремы; Рогнеде, первой жене, сказал: “Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же , если хочешь ,выбери себе мужа между боярами”. Княжна выбрала другой путь. Она крестилась и с именем Анастасия постриглась и закончила дни смиренной монахиней. Авторитет князя в вопросах веры для славян-язычников был непререкаем. Когда Владимир по возвращении отдал приказ разрушить воздвигнутое им самим кровавое капище, никто не посмел воспротивиться. Поразительно, что не случилось в Киеве всеобщего мятежа против воли князя. Русичи будто угадали и таинственным образом разглядели величие духовного подвига, совершенного князем Владимиром. Вслед за Владимиром крестились его сыновья. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, совершил Таинство Крещения на днепровском холме. С тех пор это место зовется Крещатиком. А на другой день князь повелел, чтобы все жители Киева, не исключая женщин и детей, вышли к Почайне, притоку Днепра, для принятия Крещения. “ Кто не придет, тот не друг мне!”-объявил князь. Быть врагом правителю никто не хотел, поэтому многие пришли креститься, еще совсем не осознавая смысла новой веры. Необозримые толпы людей , старцы и юноши, матери с младенцами, зашли в реку. Вдоль берегов лежал дощатый настил для священников. Люди трижды окунались в воду, а священники читали молитвы. Князь Владимир, объятый небесным восторгом, молился Господу, которому отныне поручал себя и народ свой. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдаленности определенную автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира. Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество... С 988 года началось великое преображение Руси, ступившей на путь христианства. Прежде всего изменилась благодаря Таинству Крещения жизнь самого князя Владимира-крестителя. Князь Владимир выкупал пленных, должников и отпускал на свободу воров. Одно время он даже отказывался карать преступников, говоря: “ Боюсь греха!” Лишь вмешательства пастырей Церкви, напомнивших слова Апостола о священных обязанностях властителя и его ответственности пред Богом, изменило решение святого Владимира. В Киеве, еще до княжения святого Владимира, стояли небольшие деревянные церкви. Но пришло иное время - нужно было позаботиться о новых величественных храмах. Первый обширный храм Владимир повелел сложить в честь своего покровителя- святого учителя Церкви Василия Великого. И поставил его там, где прежде находилось капище. Лето спустя, в 989 году, князь Владимир решил возвести каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, причем на том месте, где не так давно пролилась кровь христианских мучеников Иоанна и Феодора. На Руси со времен Крещения власть княжеская и власть духовная стали сочетаться друг с другом. И прежде, еще в дохристианскую пору , наши предки пытались объединиться под единой великокняжеской властью. Святой князь Владимир в первые годы своего правления надеялся с помощью язычества сплотить славянские племена- он преобразовал древнеязыческие культы, укрепив “веру прадедов” с пантеоном богов, возглавляемых славянским Зевсом-Перуном. Однако Перун князю Владимиру не помог. Только принятие христианства приблизило эпоху единой русской нации. Время полян и радимичей, вятичей, кривичей и древлян осталось позади. Русские люди со Христом в сердце уже не клялись, как их древние предки, кровной местью, чтобы наказать своего обидчика, не похищали девушек до брака, не вводили в дом двух или трех жен. С ужасом вспоминали они времена, когда мать с одобрения волхва могла убить свою малолетнюю дочь, если семья попадала в крайнюю нужду. Невероятными казались и иные языческие обычаи, позволявшие устранять из семьи больных и дряхлых сородичей. Немощных стариков, служивших обузой семье, древние язычники зимой вывозили на санях в лес или в поле. Любой человек, согласно Христову учению , несет в себе образ и подобие Божие, а это великая ценность. Потому и началось на Руси с принятием христианства прославление добродетелей: человеколюбия, сострадания, милосердия, благотворения. Первые шаги Русской Церкви. При Владимире началось строительство единой организации Русской Церкви, завершившееся уже в 11в., при его наследниках. Возглавлял Церковь Руси митрополит, назначаемый или утверждаемый патриархом в Константинополе. Имя первого митрополита по- разному указывается в источниках (Михаил, Леонт, Феофилакт). Резиденцией митрополита являлся изначально Переяславль на левобережье Днепра. Затем она была перенесена в Киев, что упрочило связь митрополии с княжеской властью. Окончательно статус русской митрополии был утвержден Византийской Церковью в конце 1030-х гг., при третьем или четвертом митрополите Руси- Феопемпте. Первое время все митрополиты были греками по происхождению. Но иногда русские князья независимо от Константинополя возводили на митрополию видных русских церковных деятелей. Так впервые поступил Ярослав Владимирович Мудрый в 1051 г. Уже при Владимире во всех городах были построены церкви и созданы приходские общины во главе со священниками. В 11-13вв. Приходы возникают и по селам, вплоть до полуязыческих окраин. Таким образом, складывается единая и всеохватная организация Церкви по всей Руси. При освящении киевской церкви Пресвятой Богородицы в 966г. Владимир выделил ей в качестве церковной доли десятую часть всего своего имущества. Отсюда название этого княжеского храма-Десятинная церковь. Тогда же, по преданию, князь определил полномочия особого церковного суда, вверив ему разбор дел между церковными людьми, а также дела, связанные с преступлениями против веры и нравственности. Это предание отражено правовым актом-так называемым Церковным Уставом Владимира. Однако многие ученые полагают, что Устав Владимира создан на основе устной традиции гораздо позднее. Намного меньше сомнений в Церковном Уставе его сына, князя Ярослава Мудрого. Этот подробный церковный судебник был создан Ярославом и митрополитом Иларионом между 1051 и 1054 г. В нем не только определяется круг преступлений и проступков, находящихся в ведении церковных епископских судов, но и назначаются конкретные наказания. К середине 12в. Христианство окончательно утвердилось по крайне мере в городах Руси. Муром был крещен в конце 11в. Трудами местного князя Ярослава Святославича. Ростов обратил в новую веру святой Авраамий Ростовский, разрушивший языческое капище и основавший в городе христианский монастырь. Упорнее всего христианству сопротивлялись племена вятичей на северо-востоке Руси. Еще в начале 12 в. здесь погиб киевский монах Кукша, проповедовавший Евангелие. Но в конечном счете крестились и вятичи. Однако христианству предстояла еще упорная борьба с двоеверием- одновременной верой и в Христа, и в языческих богов. Кое-где по окраинам Руси даже в 13 в. существовали языческие капища и в них приносили жертвы. Важной задачей князей-христиан и духовенства являлось просвещение русской паствы. Уже Владимир создал в Киеве школу, куда по его приказу набирали детей из знатных семей. При Ярославе Мудром, первом грамотном князе Руси, постигшем христианство по книгам, начинается подъем русского образования. Сам Ярослав учредил школу в Новгороде. Возникают при нем школы и в других городах Руси. В 12 в. уже очень многие горожане умели читать и писать. Это облегчало постижение истин христианства, содействовало расцвету русской христианской литературы. Важными центрами новой культуры становятся русские монастыри. Первые из них появились еще при Крещении Руси. В середине 11в. Возник Киево-Печерский монастырь, ставший сердцем духовной и культурной жизни страны. Крупные монастыри строятся в ту пору и в других городах. Церковь играла важную роль в общественной и политической жизни государства. Определенная независимость от светской власти позволяла ей стоять над княжескими распрями, выступать в них посредником и гарантом мира. Историческое значение Крещения Руси. Историческое значение Крещения Руси велико. Русская цивилизация обрела основу, на которой впредь воздвигались все ее культурные достижения. Большой вклад в развитие Руси религия дала в направлении иконописи, живописи, системе образования. Святой князь Владимир не только “ крестил всю землю Русскую (…) и все города ее украсил святыми церквами”, но и позаботился о просвещении родного народа. Христианство принесло с собой книжность и породило на Руси письменную литературу. Для славян огромное значение имело то, что благодаря принятию христианства из Византии, а не с латинского Запада, слово Божие звучало на их родном языке. С крещением связано и рождение на Руси монументального искусства. Первый памятник русского монументального каменного зодчества- церковь Пресвятой Богородицы в Киеве. Русь благодаря Крещению вошла в семью христианских народов Европы. Это резко подняло ее международный престиж, позволило на равных сообщаться с сильнейшими государствами того времени. Обращение славянских и угро-финских племен Восточной Европы в христианство ускорило их слияние в единую древнерусскую народность. Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Новая вера сплачивала молодое Русское государство. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя- осознания своей высокой ответственности. Постулат православия о “ симфонии властей” превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли. Влияние Византийской архитектуры на Киевскую Русь дало нам большой скачок строительстве. Здания стали строить больше из камня, чем из дерева, хотя деревянное зодчество русских мастеров и сейчас поражают нас своей красотой и добротностью. Особым этапом в строительстве на Руси стало возведение каменных церквей по византийскому типу. Хорошими мастерами-строителями были греки. Христианские архитекторы поделились техникой кладки камня с народами Руси, научили сводить и возводить купольные покрытия зданий. По причине столь больших изменений и развитию всех отраслей, стороной не обошло и развитие ремесел. Развивалась мозаика, которой украшали внешние и внутренние поверхности зданий. Появилась резьба по камню. Живопись русских художников древнерусской эпохи ярко выражено в произведениях, которые сохранились до наших дней. Художество и строительство тесно шагали в ногу. Христианская религия внесла славянское государство в систему христианских стран Европы и её культурой и достижениями. Русская культура обогатилась глубокими историческими традициями и обычаями Византии. Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание- важный элемент единства древнерусской народности. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т.д. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями, а также богослужебными книгами. Историческое значение Крещения Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя. Христианство- государственная религия Киевской Руси. Данная эпоха возникновения религии христианства послужила этапом развития культуры. Древнерусская культура обрела новые черты и особенности. Совместно с возникновением и обучением письменности, религия усилила прямое значение и создание единства народа и славянской особенности. Заключение. В заключение своей работы хотелось бы еще раз отметить, что Крещение Руси лично для меня это важное историческое событие. Оно было предопределено и необходимо. Христианство пришло на Русь в 10 в. и осталось в ней навсегда, вплоть до сегодняшних дней. Оно то усиливалось, то ослабевало, знало дни славы, процветания, величия, но были в его судьбе и страшные гонения. Вот уже более тысячи лет оно присутствует в жизни России. В 2018 Русская Православная Церковь отмечала 1030-летие Крещения Руси. Крещение Руси - событие, которое изменило ход истории в нашей стране. С принятием христианства, которое состоялось благодаря личной воле равноапостольного князя Владимира, началась новая славная история нашего Отечества- уже как православного государства. Христианские мотивы пронизывают русскую культуру. Христианские ценности легли в основу общественного устройства и семейных отношений. Христианские идеи много веков назад составили фундамент российского государства. Художники и полководцы, правители и нищие, просветители и монахи становились христианскими святыми. Иными словами, без православия прошлое и настоящее России просто невозможно представить. Список литературы: 1.Введение христианства на Руси/Сухов А.Д.(ред.)-М.: Мысль, 1987.-С.302. 2.Нестор Летописец Повесть временных лет. 3-е изд./Пер. Со ст.славян. Лихачев Д.-Л., Наука 2007.-С.672 3.Энциклопедия для детей.[Т.40.] Россия: православие/ред.коллегия:Н. Ипатько, С.Шокарев, К. Ларичкина- М.: МИР энциклопедий Авант+, Астрель, 2009.-480 с.: ил. 4.Ананичев А.С. Богом избранная Русь.- М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.-100 с.: ил. 5.Татищев В.Н. История российская. 1Т.-М., АСТ, 2014.-с.576. 6. Интернет ресурс: foma.ru-Православный журнал “Фома”.
|