Главная страница
Навигация по странице:

  • «Крестецкая строчка: история развития и современное состояние промысла»

  • Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Крестецкая строчка как вид художественной вышивки

  • Глава 2. Исторические этапы формирования и развития традиционного художественного промысла крестецкой строчки

  • Степень изученности работы

  • Глава 1. Крестецкая строчка как вид художественной вышивки Основные технико-технологические приемы исполнения художественной вышивки

  • 1.2. Традиционные орнаментальные мотивы, образы и сюжеты произведений крестецкой строчки

  • 1.3. Характерные художественно-стилистические особенности традиционных и современных произведений крестецкой строчки

  • 2.2. Особенности бытования крестецкой строчки в советский период.

  • 2.3. Возрождение и современное состояние традиционного промысла крестецкой строчки в XXI вв

  • Список использованной литературы

  • Старинные ручные пялы 1896 год 2.

  • Панно «Сани— лебеди» 1914 год 3.

  • «100 лет Ленину» 4.

  • «850 Москва» 1997 год 5.

  • Надподносник 1938 год 7.

  • Скатерть Настоящее время 8.

  • Музейные работы Архиреева 10.

  • курсовая работа. Крестецкая строчка история развития и современное состояние промысла


    Скачать 5.85 Mb.
    НазваниеКрестецкая строчка история развития и современное состояние промысла
    Анкоркурсовая работа
    Дата25.05.2022
    Размер5.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya_rabota_kozyrevoy_aleny_102_gr (1).docx
    ТипКурсовая
    #548554

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Высшая школа народных искусств (академия)»

    Кафедра художественной вышивки

    Курсовая работа

    по учебной дисциплине

    «Теория и история традиционного прикладного искусства»

    На тему:

    «Крестецкая строчка: история развития и современное состояние промысла»

    Выполнила

    Студентка 1 курса

    102 группы

    Козырева А.А

    Проверила:

    к.п.н., доцент кафедры

    истории искусств

    Куракина И.И

    Санкт-Петербург

    2020

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Крестецкая строчка как вид художественной вышивки

    1.1. Основные технико-технологические приемы исполнения крестецкой строчки……………………………………………………………………………..5

    1.2. Традиционные орнаментальные мотивы, образы и сюжеты произведений крестецкой строчки……………………………………………………………….7

    1.3. Характерные художественно-стилистические особенности традиционных и современных произведений крестецкой строчки…………………………….9

    Глава 2. Исторические этапы формирования и развития традиционного художественного промысла крестецкой строчки

    2.1. Предпосылки формирования традиционного художественного промысла крестецкой строчки в XIX в…………………………………………………….12

    2.2. Особенности бытования крестецкой строчки в советский период……..13

    2.3. Возрождение и современное состояние традиционного художественного промысла крестецкой строчки в XXI в………………………………………...16

    Заключение……………………………………………………………………….18

    Список использованной литературы…………………………………………..19

    Альбом иллюстраций……………………………………………………………20

    Введение

    Данная работа посвящена исследованиям в области истории традиционных народных промыслов России. Тема затрагивает художественное своеобразие вышивок разных регионов страны, а также историю развития крестецкого промысла. Крестецкая строчка— это один из самых ранних видов художественной вышивки. Эта вышивка была примером для многих других строчевых вышивок (горьковский гипюр, ивановская строчка).

    Актуальность темы: Крестецкая строчка— это уникальный вид строчевой вышивки, который смог сохранить традиции, и историческое место возникновения промысла. Вышивка во все времена была очень ценным видом мастерства, красивые, аккуратные изделия всегда привлекали внимание людей.

    В разные эпохи крестецкий промысел переживал расцвет, упадок, возрождение, славу и забвение. В годы войны промысел почти был уничтожен и забыт. Были утеряны музейные экспонаты, старинные техники, рисунки. Но радикальные решения и современный взгляд на дальнейшие развитее промысла всегда помогал промыслу снова возродиться и вернуть былую славу. Основоположники крестецкой строчки пытались создать необычайные формы и технологии украшения полотняных изделий. Мастерицы сумели создать за маленький срок уникальный узнаваемый образ вышивки. Который, и в современном мире является уникальным и востребованным и современным.

    Крестекая строчка представляла Россию на множестве международных культурных выставках, конкурсах и показах. Иностранные зрители всегда восторженно встречали изделия российского традиционного промысла.

    В данной работе раскрывается история возникновения крестекой строчки, специфика и изменение форм и сюжетов в вышивке, а также раскрываются технологические особенности вышивки. Рассматриваются главные особенности старинного вида вышивки, и современные изделия промысла. В настоящее время изделия крестекой строчки представляют собой неотъемлемую часть русского декоративно-прикладного искусства, известного в нашей стране и за ее рубежом.

    Очень важно сохранять традиционные русские промыслы, изучать их историю и возрождать их в современном мире, ведь они наше национальное богатство и гордость. Так же изучение народных промыслов дает о региональных особенностях бытования промысла. Благодаря этому можно узнать важные исторические сведения и ценности и культуру народов.

    В данной теме объект исследования: художественная вышивка как вид традиционного прикладного искусства России.

    Предмет исследования: художественно-стилистические особенности и формирование крестецкой строчки (историческое формирование промысла, упадок, возрождение, современное состояние промысла).

    Цель исследования: проследить взаимосвязь исторического развития промысла и формирование стилистическими особенностями художественной вышивки крестецкого промысла.

    В соответствии с целью исследования ставятся задачи:

    1. изучить основные технологические приемы вышивки и основные мотивы и сюжеты.

    2. Проанализировать художественно-стилистические особенности традиционной вышивки и современных произведений.

    3. Изучить основные этапы формирования промысла.

    4. Проанализировать историю промысла, дать оценку современному состоянию промысла.

    5. Провести анализ литературных источников рассказывающих о истории происхождения и художественные особенности крестекой строчки .

    Методы исследования: изучение научной литературы и интернет-источников о бытовании промысла (история возникновения, технологические особенности вышивки, традиционные образы, история развития промысла, состояние промысла в наши дни); историко-культурный анализ и искусствоведческий анализ материала.

    Степень изученности работы: Изучение крестецкой строчевой вышивки осуществляется с 1930 года, когда на предприятии создают Музей Крестецкой строчки. Большинсво интересующей нас литературы разработана на материалах этого музея и на музейных экспонатах.

    Большое значение для промысла имеет деятельность членов Новгородского общества любителей древности А.А. Булатова и А.П. Рыкачёвой. Под их руководством на основе традиционной технологии разрабатывались новые орнаменты, устраивались художественные выставки в Крестцах, Петербурге и за границей.

    Так же огромную поддержку промыслу оказал Петр Архиреев, который под своим чутким руководством создал уникальный музей. Так же огромную известность промыслу принесли многочисленные мастерицы-вышивальщицы, создающие художественные произведения, выигрывающие на международных выставках и конкурсах.

    Интернет-ресурсы содержат достаточно информации для описания этого традиционного вида искусства и предоставляют большое количество статей о современном состоянии промысла.

    Глава 1. Крестецкая строчка как вид художественной вышивки


      1. Основные технико-технологические приемы исполнения художественной вышивки

    Крестецкая вышивка — это одна из наиболее сложных по технике исполнения разновидностей строчевой вышивки, выполняется «ломаной иглой» (вполовину обычной), отличается от обычной строчки большей ажурностью и разнообразием орнамента. Иглу ломали по середине и заново затачивали. Такой иглой вышивка выполняется быстрее и точность попадания иголкой в нужное место увеличивалась, что немного облегчало процесс выполнения вышивки. Техника крестецкой строчки сложилась во второй половине XIX в., на основе игольного кружева. Изначально кружева вышивали нитками, которые были выдернуты из полотна. Какого цвета полотно, такого цвета и вышивка, редко использовались нити красного цвета. Цветные нити в произведениях стали использоваться гораздо позже. [7]

    Вышивка выполняется на натуральной ткани полотняного переплетения. Традиционно использовался лён, так как в Крестецком уезде было развито льноводство. На ткани с помощью ножниц вручную подрезаются (по счету) и выдергиваются нити утка и основы. Это создает определенную крупную сетку, в которой намечался основной рисунок, выполняемый по сновкам. Сновки – это нити, которые прокладывают поверх сетки в местах рисунка. Рисунок образован частым переплетением белых ниток, мелких кружков или легких воздушных петель. Сетки могут быть разного размера и различной формы: ромбы, квадраты, прямоугольники и треугольник. [8]

    Особое внимание обращается на натягивание ткани на пяльцы, так как ткань должна быть натянуто ровно без прекоса и проседания. Ткань закрепляется в пяльцах и туго натягивается.

    Пред выполнением вышивки делается отрисовка будущего изделия со всеми деталями и особенностями. Именно по этому рисунку будет выполняться вышивка. [6]

    Готовую сетку обвивают, создавая квадратики для заполнения, после чего кидаются сновки, и идет уже более детально заполнение рисунком.

    В процессе творчества, в крестецкой строчке образовалось несколько основных видов швов-узоров: тарлата, россыпной и старинный гипюр, сновочные мотивы, вологодские стекла, «мыльный пузырь», «паучок», мережки — ажурные дорожки различной ширины и разных рисунков. Стремясь разнообразить узор, крестецкие мастерицы нарушали равномерность течения элементов, вводя формы одного вида строчки в структуру другого.[1]

    Основной узор почти всегда объединяется мережками, которые идут по контору произведения или обрамляют узоры. Уникальность этой вышивки проявляется том, что каждый отдельный прием вышивки образует самостоятельные формы орнамента, которые по-разному используют и сочетают в композициях. [2]

    Красота строчевых вышивок достигается с помощью выделения белоснежного узора на легком прозрачном фоне. В основе узоров чаще всего лежал ромб или квадрат, что обуславливало геометризацию фигур и очертаний образов. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, гладкостью и ажурностью и легкостью. Вышивка в начале своего происхождения несла в себе символичный, обереговый характер. [1]
    1.2. Традиционные орнаментальные мотивы, образы и сюжеты произведений крестецкой строчки

    Крестецкая строчка делится на виды, от которых зависит будущий узор произведения.

    «Старинный гипюр», «рассыпной гипюр», в этом виде сновки образуют с разделками звездообразный узор, а оставшиеся клеточки заполняются швом «рогожка» и «паучок». Эти виды считаются самыми простыми в Крестецкой вышивке. [7]

    «Сновочный гипюр» — это более сложный орнамент. Для его выполнения в ткани вырезается отверстие нужного размера, затем оно затягивается насновками, которые перевиваются настилом согласно узору.

    «Мыльный пузырь» — округлый и легкий узор. Выполняется мыльный пузырь на квадрате, состоящем из четырех квадратиков сетки. После того как будет выполнена «копеечка»,делается обвив по крайней диагонали и нить продевается по кругу. Для того чтобы окружность была более выпуклой, она дополнительно обвивается. [7]

    «Крестецкая сетка» — наиболее часто используемый узор из чередующихся плотных и ажурных квадратов. Более плотный узор крестецкой вышивки — «тарлата» —сетка заполняется рогожкой, паутинкой и частично переплетается. [7]

    Наиболее трудоемкой и ажурной считается вышивка «вологодское стекло» , Столбики сетки 6-8 ниток , так называемые «тоньки» очень далеко стоят друг от друга, а большие квадратные просветы перекрещены диагональными насновками, которые перекрываются петельным швом или сеткой из воздушных петель. [7]

    В результате объединения плотных и ажурных деталей орнамента образуется красивый узор из крупных ромбов, звезд, розеток, прямоугольников и других геометрических мотивов. После обработки всех нитяных клеток заполняются пустые клетки различными узорами: решеточка, снежинка, пропеллер, жучок, ромбик, звездочка, воздушный цветок. [7]

    Огромная роль отводится геометрическому орнаменту, стилизованными изображениям растений и животных, людей. Ромб, круг, разетки часто могли изображать символ Солнца— символ тепла и процветания. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица была символом прихода весны. [4]

    Некоторые элементы вышивки копируют сюжеты реальной жизни: основочные мережки напоминали мастерицам накатанную санями дорогу, элементы «вологодского стекла»— похожи на морозные узоры на стёклах, россыпи многолепестковых цветов или на игольчатые звёзды. [4]

    В 1930-х гг. был разработан новый ассортимент для внутреннего рынка, в орнаментах вышивки появилась советская символика (серп и молот, дирижабли и самолеты и пр.) Даже в этой несвойственной манере крестецким мастерицам удавалось создавать настоящие шедевры. [9]
    1.3. Характерные художественно-стилистические особенности традиционных и современных произведений крестецкой строчки

    Крестецкая строчка во все времена была очень трудоёмким и красивым видом вышивки. Рассмотрев вышивку 1896 года можно найти те самые орнаментальные особенности, о которых я говорила раньше. Это очень тонкие геометрические композиции с мотивами солнца, помещенного в ромб, простыми мережками завершающие композицию.

    В вышивке можно заметить множество технических приемов использованных в орнаменте. Если рассмотреть композицию данного произведения, то можно предположить, что эта вышивка украшала конец полотенца или простыни. Я думаю, простата в выборе сюжетов обусловлена тем, что вышивка в тот момент воспринималась, как последняя возможность получить деньги. Поэтому мастерицы старались больше сделать произведений, чем сделать очень высокохудожественное произведение. Так же возможно такое геометризированное и символичное значение орнамента было связано со старинными русскими обычаями. Такими как накапливание большого количества приданого. К моменту замужеству у невесты должно было быть готово огромное количество произведений, что так же объясняет более простые сюжеты. Так же часто вышивальщицы копировали произведения своих родственников, для которых каждый элемент имел символичное значение. Простаты в выборе сюжетных композиций так же была обусловлена тем, что произведения были больше утилитарными вещами, которые должны были выполнять свои прямые функции. А так как вышивка выполняется по сетке, то и ее количество в произведении ограниченно. [3] (ил.1)

    С все большим развитием и известностью вышивки, вышивальщицы стараются создавать все более художественные и красивые изделия. Например 1914 год «Сани— лебеди», в этом произведении уже появляется сюжет и понятные, узнаваемые образы, произведение уже более декоративное. Два человека за зимней забавой— катанием на санках. Если присмотреться в образы данного произведения, то можно заметить знакомые символичные мотивы. Прорастающее дерево, птица— лебедь, которые символизировали любовь и процветание. Ели сравнить это произведение с предыдущим, то оно более интересно с сюжетной точки зрения, но в произведение использовано мало технических приемов, что делает его менее интересным с технологической точки зрения. Так же можно заметить, что еще сохраняются простые мережки завершающие композицию. (ил.2)

    Произведение времени РСФСР, небольшая подставка с надписью 100 лет Ленину доказывает, что в массовое производство фабрики вводятся политические, жизненные сюжеты и послания. Произведение очень маленькое, но при этом в нем использованы самые часто используемые техники узоров, в произведении все еще присутствует геометризация и простая композиция. (ил.3)

    Во время СССР предприятие создает много произведений для массовой продукции. На производстве практические не было художников для создания высоко-художественных произведений— это ставило под угрозу искусство ручной вышивки. Художественные произведения создавались всего один– два раза в год экспериментальной мастерской. Это были произведения с социальными сюжетами, выполняемые на заказ. Чаще всего это были знаменательные даты или великие технологические открытия на тему великой победы, освоения космоса.[1] (ил.4)

    Произведения массовой продукции выполнялись чаше всего на швейной машинке. В этих произведениях можно увидеть большое количество техник, многообразие форм и приемов. (деталь дорожки 1937год)( надподносник 1938) покрывало 1955 год . На мой взгляд, в этот момент к изделиям массовой продукции возвращается их утилитарная функция. ( ил.5 и 6)

    Высокохудожественные изделия поражаю своими композиционными решениями и разнообразиями техник. Например, панно «Москва 850 лет» было выполнено к 850 Москвы в 1997 году. В композицию очень грамотно и красиво вписан кремль со всеми его выдающимися постройками. Очень хорошо подобраны вышитые дорожки, завершающие и объединяющие композицию. В произведении применено огромное количество техник и узоров, и даже фоновая сетка обыграна и является частью композиции. (ил.4)

    В современных произведениях крестецкой строчки используют более простые сюжеты и мотивы. Это геометрические орнаменты и простые мережки. В массовой продукции отсутствуют сюжетные композиции. Так же вышивки на изделиях стало меньше, и она стало более обособленной, что делает вещь более утилитарной. Такое решение орнаментальных особенностей обусловлено модой и потребностями потребителя. Сейчас на предприятии изготавливают постельное и столовое белье, женскую одежду и декоративные изделия для интерьера, так же музейные экспонаты. В современной продукции стараются сохранить первоначальный, традиционный образ вышивки, используя композиции и сюжеты старых мастериц. Произведения фабрики смотрятся очень современно и лаконично. (ил. 7 и 8)

    Глава 2. Исторические этапы формирования и развития традиционного художественного промысла крестецкой строчки
    2.1. Предпосылки формирования традиционного художественного промысла крестецкой строчки

    Во второй половине XIX века в Новгородской губернии начинает зарождаться строчевой промысел.

    Существует история, связанная с названием промысла и деревни. Екатерина Великая проезжала мимо деревни, на сегодняшний момент это поселок Крестцы, подверглась нападению разбойники. Деревенские мужики, победив разбойников, спасли жизнь Екатерине. Екатерина была очень благодарна за спасение и, в деревне построили церковь, школу, больницу, тюрьму и назвала это место Крестцы. Слово так и не получило четкой трактовки- это слово обозначает либо «крест», либо «перекресток». Екатерина принесла огромную известность произведениям этой деревни. И многие знатные люди хотели, приобрети эти произведения. [8]

    Благоприятной причиной для становления промысла было то, что в Новгородской губернии крестьяне выращивали лен, ткали полотно, и чтобы выгоднее его продать, начали придумывать замысловатую вышивку. То, что в деревне производили свои ткани, очень сильно подтолкнуло и помогло дальнейшему развитию промысла. Появилась техника выдергивания нити, которая позволяет создавать сетку, для заполнения ее воздушными узорами. Занятие строчевым промыслом становилось для местных жителей порой единственным способом зарабатывания денег. Изделия продавались за копейки и поэтому купцы и проезжие с удовольствием их покупали, для более выгодной перепродажи в столице и крупных городах. Изделия выполнялись исключительно кустарным способом, на дому, на домотканом холсте, льняными нитками. Каждое изделие было уникальным и в единственном экземпляре. [8]

    Мимо деревни проходила дорога, соединяющая два больших города. Такое расположение промысла помогло его развитию, и дальнейшей известности.

    Первые попытки объединить мастеров были предприняты в 1907 году, когда в Старом Рахине образовалась потребительское общество «Артель», а в 1913 году образовалось Крестецкое кустарное сельскохозяйственное товарищество. [9]

    В 1917 году ремесленники объединяются в Крестецкое кустарное кредитное товарищество. [8]
    2.2. Особенности бытования крестецкой строчки в советский период.

    В 1929 году Крестцах создаётся кооперативное товарищество «Художественная строчка», под руководством Архиреева П.И.— историка и мастера строчки, ее первым основателем. В деревнях искали лучшие работы старых мастеров, что бы поместить их в музей Крестецкой строчки (1930 году). [9] (ил.9)

    В 1930 году создается Крестецкий Промсоюз. Он объединяет 2500 кустарных промыслов и с этого момента создаются коллективные и учебные мастерские. После открывается экспериментальная мастерская, где были собраны лучшие мастера того времени. Они разрабатывают новые приемы, сочетания и техники. [9]

    В 1930 году по Петра Архиреева был создан Музей Крестецкой строчки. Происходит сбору экспонатов – лучших работ мастеров. Самое старое изделие, полотенце «Священное дерево жизни», относилось к 1861 году. [10]

    К В 1931 году слава о произведениях предприятия дошли до зарубежных стран. Первым покупателем была английская фирма «Спиро», затем французская фирма «Нерсес». Так же продукцию покупала: Бельгия, Голландия, Швеция. Ассортимент. Чаще всего экспортировалось постельное белье и скатерти, кухонные полотенца. [10]

    Быстрое развитие промысла и зарубежный экспорт, требовали перевода промысла на фабричную основу. Так к 1936 году в Крестцах на берегу реки Холовы появляется первый производственный корпус (двухэтажное деревянное здание). К 40 годам предприятие сильно возросло и насчитывало около 5000 человек. [8]

    Во время Великой Отечественной войны фабрика останавливало свое производство и лишь несколько артелей и экспериментальная мастерская работали в этот период времени. Послевоенные годы были очень тяжелым временем для промысла, все силы были положены на поиски мастеров и изделий. Так как в военные годы музейные экспонаты увозились за приделы области. [10]

    В пятидесятых годах, для быстрого развития промысла и привлечения интереса покупателей. Было принято, решено удешевить вышивку и сделать ее более доступной для людей. Для этого начались разработки машинной вышивки, и индустриализация производства. Для механизированного цеха выстраивается новый двухэтажный корпус.

    Промысел почти, что заново возрождался, конечно же, под воздействиями общественных настроений и волной патриотизма создается особенные произведения, навеянные эти чувством. [9]

    Ручная вышивка продолжила свое существование в экспериментальной мастерской. Создаются сложные сюжетные композиции на фольклорные и современные темы. [8]

    В 1960 году Артель «Художественная строчка» наконец-то получило свое современное название «Крестецкая строчка». Так же из артели оно переименовалось в фабрику. [8]

    В советский период изделия фабрики ежегодно выставлялись на ВДНХ и других выставках, получали множество наград и дипломов. Образы и идеи черпали из обыденной жизни и окружающей природы. Все основные события, происходящие в стране, находили отклик в творчестве художниц: победа во Второй Мировой войне, первый полет человека в космос, трудовые пятилетки, олимпиады. [8]

    Дальнейшие годы были тяжелым испытанием для предприятия, перестройка предприятия, потеря сотрудников, упад спроса на продукцию В 1994 году произошло акционирование Государственного предприятия. Не найдя помощи у государсва, начался поиск иностранных инвесторов. Удалось завязать торговые отношения с английской фирмой «Volga Linen Company», шведской фирмой «IKEA» и фирмами из Норвегии и Америки, это позволили предприятию прожить дольше. [8]

    С 2000 года поселок Крестцы Крестецкого района Новгородской области записан как место традиционного бытования народных художественных промыслов по изготовлению строчевышитых изделий с традиционной Крестецкой вышивкой. [8]

    В начале XXI века фабрика была в критическом состоянии. Здание нуждалось в капитальном ремонте, в мастерских работало лишь несколько мастеров и работников ,которые несмотря на отсутствие условий работы, зарплаты и дальнейших перспектив, сохраняли традиции векового промысла.

    За все это время изделия крестецкой строчки учувствовали во многих выставках, где получали дипломы и награды, побывали в 47 странах. Так изделия с крестецким узором создавались для очень известных людей: Королева Англии Елизавета, Королева Нидерландов Беатрикс, Король Испании Хуан Карлос, А. Меркель, Н. Хрущев, Л. Брежнев, Б. Ельцин, В. Путин. [8]

    Произведения мастеров и художников фабрики признаны достоянием России и входят в собрания Эрмитажа, Русского музея, Российского этнографического музея (С. Петербург), Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Новгородского государственного историко-художественного музея заповедника (В. Новгород) и частных коллекционеров. [10]

    Но даже не смотря на эти награды и признания, промысел был в ужасном состоянии и требовал сильных затрат и преобразований. 2014 году она оказалась на грани банкротства (если в 1980 гг. на предприятии трудилось около 700 человек, то, например, к 2013 году вместе с административным персоналом осталось всего 40 человек).
    2.3. Возрождение и современное состояние традиционного промысла крестецкой строчки в XXI вв

    В 2015 году фабрику выкупил предприниматель из С. Петербурга Антон Георгиев и его супруга, дизайнер Александра Георгиева. После 20 лет критического состояния производства, на предприятии реализовывается проект по возрождению и популяризации традиционного промысла в России и за рубежом. В момент покупки предприятия, у него были многомилионные долги, старое здание и всего несколько работников и маленький музей. [6]

    «Крестецкая строчка» сегодня — это производство со сложившимися традициями и современным подходом к созданию столового и постельного текстиля, детской и взрослой одежды, предметов домашнего декора. На предприятии закончен капитальный ремонт, обновляется оборудование, восстановлена экспозиция музея. Руководство фабрики ведет активную работу по восстановлению фабрики, разрабатываются туристические маршруты, программы мастер-классов, проведен новый маркетинг и модернизация производства. [8]

    За 5 лет, новые собственники, полностью обновили фабрику, изменили ассортиментную линейку и радикально перестроили маркетинг. По словам Антона Георгиева, многие товары, которые позиционируются как народные художественные промыслы, выглядят старо и не красиво, а в итоге, по ним люди судят обо всех традиционных ремеслах.[8] (ил.10)

    Льняные ткани российского производства грубоваты для тонкой работы. В итоге «Крестецкая строчка» использует для производства домашнего и столового текстиля лен из Белоруссии, а для одежды— еще и более тонкий, голландский, индийский, итальянский. [8]

    Первая коллекция женской одежды под названием «Русские сезоны» появилась в 2017 году. Александра Георгиева создавала ее, вдохновляясь архивными материалами, доставшимися от предыдущих владельцев фабрики, и мотивами русской природы.[8]

    Первые пробы коллаборации Александры с несколькими известными в мире дизайнерам привели к тому, что одежда «Крестецкой строчки» была высоко оценена модными критиками в Москве, Лондоне, Катаре и Париже. Недавно крестецкая строчка украсила новую коллекцию Ульяны Сергеенко.[10]

    Сегодня изделия «Крестецкой строчки» представлены среди товаров русской витрины на крупнейшем интернет-аукционе eBay, и еще в полутора десятках магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. В конце мая 2019 года откроется первый в С. Петербурге монобрендовый магазин-салон. Учитывая необычность изделий и количество вложенного в них труда, цены можно назвать демократическими: скатерти стоят от 6 тыс. руб., блузки от 8 тыс. руб. платья от 12 тыс. рублей.[10]

    Крестецкая строчка развивается и в музейной сфере. На территории фабрики восстановлен музей, проходят экскурсии, в которых показывается фабрику и музей и производство. На фабрике так же побывало множество знаменитых личностей: Ирина Оганова, Шелягова Виктория, Александр Васильев, Елена Летучая, Наталья Барбье.[10]

    Фабрика Крестецкой строчки в XXI веке, сильно отличается от фабрики в XIX-XX века. Вышивка стала полумеханической, образы и сюжеты стали более простыми и понятными, выбрана очень хорошая система маркетинга. Но при всех этих изменениях вышивка сохранила традиционные приемы, образы, материалы и отношение к искусству и памяти.

    Заключение
    Строчевая вышивка с необычной техникой исполнения и орнаментом оформилась в промысел в 1860 году. Этот промысел стал одним из символов народной культуры России и отличительной особенностью поселка Крестцы. Сам промысел зародился в XIX веке, когда крестьяне стали украшать предметы одежды и быта, очень красивым и аккуратным узором, привлекавшим внимание торговцев и скупщиков. Благодаря этому, слава о крестецких мастерицах и необычайной вышивке разнеслась по всей стране. Крестецкая вышивка проживала не мало невзгод и изменений, благодаря котором и сформировались традиционные мотивы и техники исполнения вышивки. Крестецкая строчка была эталоном и образцом, для многих формирования других строчевых вышивок. Даже в современное время вышивальщицы, как и много лет назад, выполняют вышивку по натуральным тканям, нитками в цвет ткани. Орнаменты в вышивке сохранили свои геометрические формы и стилизованные очертания. Изделия с Крестекой строчки— это уникальные художественные произведения, сочетающие в себе традиции и современные взгляды.

    В современно мире крестецкая строчка возрождается и возвращает себе былое величие, красоту и славу. Крестецкая строчка прославляет Россию на конкурсах, подиумах.

    Курсовая работа выполнена в соответствии с заданием. В ходе курсового проектирования был выполнен следующий объем работы: изучены и проанализированы литературные источники по теме Крестекая строчка; разобраны и изучены художественно-стилистические особенности вышивки; изучен ассортимент декоративных изделий с крестецкой вышивкой; рассмотрена история развития крестецкого промысла; традиции новгородской вышивки. Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, и намеченные задачи выполнены в полном объеме.

    Список использованной литературы

    1. И. Я. Богуславская.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. Издательство "Художник РСФСР", Ленинград, 1981 г. с. 304-308.

    2.Бутынина С.И: «О крестецкой строчке». Сборник статей. Издательство "Художник РСФСР", Ленинград, 1981 г. (дата обращения 19.02.2020)

    3. Красикова А.В. Романовская Т.М: Учеб. пособие по дисциплине художественная вышивка « Исполнительское мастерство». Мстера 2019 г.

    4. Маркуцкая С. Э.: Учеб. пособие для проф. обучения. учащихся в образоват. учреждениях общ. ср. образования: 10-11 кл. «Ручная вышивка». ACADEMA, 2004 г. с.17-18.

    5. Крестецкая строчка. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – URL: https://kresttsy.ru/node/128- ( дата обращения 10.04.2020).

    6.«Ярмарка мастеров» ». – URL: https://www.livemaster.ru/topic/3135719-krestetskaya-strochka-vozvraschenie (дата обращения 03.04.2020)

    7.«Русские народные промыслы. Крестецкая вышивка». ». – URL:https://id77.livejournal.com/1786394.html (дата обращения 29.03.2020)

    8.«КРЕСТЕЦКАЯ СТРОЧКА» — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ». – URL:http://slavmoda.com/krestetskaya-strochka-kulturnoe-nasledie-rossii/ (дата обращения 28.03.2020)

    9.Татьяна Карпова «КРЕСТЕЦКОЕ МОРОЗНОЕ ЧУДО» ». – URL:https://ant53.ru/collection/92/379/ ( дата обращения 10.04.2020)

    10.Официальный сайт крестецкой строчки». – URL: https://krstrochka.ru/

    (дата обращения .03.04.2020)

    .

    Альбом иллюстраций

    1.



    Старинные ручные пялы 1896 год

    2.



    Панно «Сани— лебеди»

    1914 год

    3.



    «100 лет Ленину»


    4.



    «850 Москва» 1997 год

    5.



    деталь дорожки 1937год

    6.



    Надподносник 1938 год

    7.



    Скатерть

    Настоящее время

    8.






    9.



    Музейные работы Архиреева

    10.



    Фабрика в 2020 году


    написать администратору сайта