Главная страница

принцыпы моделирования и худ.оформения. Принципы моделирования и художественного оформления детской одеж. Принципы моделирования и художественного оформления детской одежды


Скачать 39.24 Kb.
НазваниеПринципы моделирования и художественного оформления детской одежды
Анкорпринцыпы моделирования и худ.оформения
Дата28.01.2020
Размер39.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПринципы моделирования и художественного оформления детской одеж.docx
ТипДокументы
#106121

Принципы моделирования и художественного оформления детской одежды

Одежда, являясь составной частью предметного мира, в котором живут дети, активно воздействует на их психику, вызывая положительные или отрицательные эмоции. Способствует утверждению или наоборот, растущего человека в коллективе и развитию определенных черт характера (активности, уверенности или застенчивости); влияет отношение ребят к трудовой деятельности взрослых и на собственное стремление приобщиться к ней (сначала через простое подражание, а затем и увлеченность занятием).

Отсюда следует, что характер детской одежды зависит от социальных основ общественного воспитания.

Одежда для детей в значительной степени зависит от климатических условий. Одежда северных широт требует значительного утепления (ватином, синтепоном, мехом) и многослойного внутреннего решения.

Для умеренного климатического пояса в большой степени требуется многослойное решение одежды в целом (рис. 4). Трансформирование универсальной верхней одежды достигается путем пристегивания дополнительно утепляющих прокладок, пелерин и капюшонов, защищающих от атмосферных осадков.

Одежда теплого климатического пояса также требует многослойного решения с целью регулирования "теплового комфорта", при этом важно учитывать возможность защиты человека от палящих солнечных лучей и горячих сухих ветров.

Следует принимать во внимание также разницу микроклимата в городе и сельской местности в пределах одного климатического пояса.

Во всех случаях наилучшим способом организации одежды является ее многослойность; эстетически осмысленная, она сегодня представляется как комплексное решение одежды (рис. 5).

Решающим в определении массы, величины, конкретных пропорций образного строя детской одежды являются возрастные особенности телосложения детей. Дети по годам развиваются неравномерно. Соотношение длины туловища, рук, ног, головы определяет характерные особенности возраста ребенка.

Условно детей делят на возрастные группы: младенческая - до 1 года; младенческая - до года (рис. 6, а); ясельная - 1-3 лет (рис. 6, б); дошкольная - 3-6 лет (рис. 6, в); младшая школьная - 7-11 лет (рис. 6, г); старшая школьная 12-14 лет (рис. 6, д); подростковая 15-17 лет (рис. 6, е).

Одежда каждой возрастной группы имеет свою характеристику. Одежда для детей младенческого периода соответствует утилитарным требованиям ребенка, который до 6-8 месяцев большую часть времени проводит в кроватке. Это, прежде всего, белье простое, легкое гигроскопичное, легко подвергающееся стирке и глажению, не теряющее при этом своих гигиенических свойств. Первая одежда младенца распашонки, рубашечки, чепчики, ползунки. Отличительные особенности этой одежды - свободная форма, простой крой, минимальное количество швов, несложная отделка.

Гигиенические требования определяют длину распашонок, рубашечек, которые едва доходит до низа живота. Как только ребенок начинает сидеть и передвигаться, незаменимыми становятся ползунки.

Верхняя одежда малыша - легкий, утепленный спальный мешок с капюшоном, без рукавов, достаточно широкий внизу, он позволяет ребенку свободно двигать ножками. Другой вариант - пальто-"конверт" с капюшоном и рукавами, часто выкраивают с рукавичками. В капюшонах следует предусматривать возможность свободного поворачивания головы (иначе может появиться искривление шейного отдела позвоночника).

Колорит тканей определяется желанием создать вокруг младенца атмосферу чистоты и света, поэтому белый цвет преобладает. Широко используются также ткани нежных светлых тонов: для девочек - традиционно розовый, для мальчиков - голубой. Используются ткани пастельных тонов с рассыпанным мелким простым рисунком.

К двум-трем годам дети уже много двигаются, поэтому одежда должна быть свободных форм.

Основной формой одежды для девочек является трапециевидная, расширенная от плечевого пояса, с кокеткой или без нее. Такая форма скрадывает выпуклость живота. Использование кокеток способствует восприятию фигуры как более пропорциональной.

Одежда для мальчиков характеризуется прямой формой. Брюки, чаще короткие, прямые или чуть суженные книзу, хорошо сочетаются с рубашечками, пуловерами, куртками.

Гардероб девочки состоит из ночной длинной сорочки или пижамы, платья с фартуками и жилетами, блузок, "песочников", рубашечек, брюк, куртки, пальто, комбинезона.

В гардероб мальчика входят ночная сорочка или пижама, брюки (короткие или длинные), рубашечки, фартуки или халат; полукомбинезон, пальто. При комплектном решении одежды количество изделий можно сократить, а число вариантов их использования увеличить.

Несмотря на необходимость стремиться к простоте и лаконичности в построении формы одежды для детей ясельного возраста, допустимо некоторые разнообразие в решении отдельных частей форм.

При моделировании верхней одежды следует шире использовать решение ее с капюшонами. При правильном решении капюшона ребенок получает возможность свободно поворачивать головку, а вся его фигура выглядит более стройной. Удобным видом верхней одежды является комбинезон, целиком закрывающий тело ребенка и обеспечивающий ему большую подвижность (рис. 7).

Не всегда следует проводить резкое различие в характере одежды девочек и мальчиков ясельного возраста, так как их фигуры и характер деятельности почти одинаковы. И те, и другие носят брюки, фартуки, комбинезоны и полукомбинезоны. Сочетание брюк и полукомбинезонов с рубашечками, блузками, фуфайками уже дает начало комплектному решению костюма. Оно может развиваться добавлением фартуков, жилетов, а для улицы - курток, пальто.

Отделка изделий этой возрастной группы может быть разнообразной, но при этом следует избегать перегруженности в оформлении.

Образная выразительность одежды ясельной группы может строиться на ассоциациях с аналогичными проявлениями в природе: с трогательностью начинающейся жизни, нежностью ее первых проявлений, чистотой и свежестью полевых цветов. Выполнить подобные образы легче через сочетание фактур и цвета материалов. В одежде для детей до 3 лет цветом, формой воплощаются отношения любования, бережного отношения взрослых к малышу.

Одежда дошкольника характеризует уже самого ребенка как активно развивающегося, жизнерадостного "почемучку" (рис. 8, 9, 10, 11). В этот период жизни у ребенка складываются первые понятия о том, "что такое хорошо и что плохо", т.е. закрепляются нравственные основы, начинают формироваться черты характера.

Активный физиологический рост ребенка продолжается. К четырехлетнему возрасту он становится стройнее: ноги удлиняются, грудная клетка становится более плоской и широкой, выпуклость живота уменьшается. Пропорции теперь иные - отношение высоты головы к росту составляет 1:5 или 1:5,5.

Ассортимент одежды в основном остается прежним, но характер членения изделий немного меняется.

В летних платьях вырез горловины делают несколько свободнее, а форму воротников разнообразнее. Появляется возможность удлинить кокетку и от нее расширить юбку за счет сборок или складок. Это помогает скрыть все еще выпуклый живот и обозначить талию.

Основные формы одежды - трапециевидная и прямая. Трапециевидная форма приобретает конкретное силуэтное выражение - А - образное и Д - образное. Конструктивно это решается завышением линии талии в первой форме и занижением во второй. Последнее решение характерно для матросок. В костюме прямой формы для мальчиков также приемлемо завышенное членение, что создается, например, верхней линией нагрудной части полукомбинезона относительно заправленной в него рубашечки.

В целях поощрения самостоятельности детей в пользовании своей одеждой следует предусмотреть удобное решение застежки. Она должна располагаться спереди, неуверенные детские пальчики должны легко находить пуговицы удобной величины. Их должно быть в изделии немного. Если изделие не имеет застежки, следует обозначать перед красочным рисунком, аппликацией, вышивкой и пр.

Активное общение со сверстниками на игровой площадке или в детском саду, новые игры, катание на лыжах, санях, коньках требует пополнения гардероба дошкольника спортивными куртками, брюками, халатами.

Одежда в этот период приучает ребенка к чистоте и опрятности. Этому служат белые воротники, нарядные белые фартуки. Организованная в комплект, она дает возможность разумным количеством изделий обеспечить все потребности утилитарного и образно-выразительного плана.

Вырез горловины и форма воротников разнообразны. Композиционный центр может располагаться и в области оформляющейся талии.

Одежда мальчиков своей явной спортивностью и пропорциями приближается к молодежной одежде взрослых.

В связи с появлением в последние годы материалов новых структур, новых видов отделки и колористического оформления значительно расширился ассортимент изделий детской одежды.

Костюм может явиться предметом гордости за принадлежность к определенному виду деятельности, но унифицированное его решением не всегда может рассказать, чем занимается его обладатель. Эту функцию выполняет эмблема.

Приобщение к взрослой жизни, по существу, делает и костюм подростка сходным в основных чертах с костюмом взрослых. Поэтому одежда, отражая функциональное назначение, должна включать элементы моды взрослых.

В этот период проходит интенсивное формирование фигуры. У девочек (с 14 лет) развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков (с 15 лет) развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции подростков подобны взрослым, высота головы относится к длине тела как 1:7,5 или 1:8. Но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой короткое. Это делает фигуру стройной и легкой.

Основные силуэтные решения одежды для девочек: полуприлегающий - наиболее стабильный и широко употребительный, приталенный - в этом возрасте также наиболее приемлемый и прямой, - в изделиях спортивного характера. Трапециевидный силуэт очень выгодно подчеркивает динамизм движения девочки-подростка. Конкретная трактовка каждого силуэта, мера его наполненности в каждом участке одежды зависят от характера модного направления.

Оформившаяся фигура позволяет использовать самые разнообразные (но не противоречащие возрасту) конструктивные линии и сложный крой.

Гардероб девочки в целом определяется ее активной жизнедеятельностью, поэтому общий стиль его в основном спортивный. В нем много унифицированных изделий (в силу непосредственного участия в общественно-полезных делах). Но появляются и новые типы нарядных платьев, блузок, юбок, жилетов, различных дополнений в виде шарфов, косынок, и пр. Стабильная часть гардероба - пальто, плащи, куртки, комплекты повседневной, спортивной, домашней одежды, одежда для летнего отдыха, пляжные комплекты.

Основные силуэты для мальчиков - прямой, свободной формы и полуприлегающий.

Общий стиль гардероба мальчика спортивный, в него входят плащи, куртки, полупальто, комплекты повседневной носки, наряды домашней и спортивной одежды, комплекты для летних видов занятий спортом и отдыха.

Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции в одежде тинэйджеров (старшей школьной группы). Необходимо учитывать не только и не столько модные тенденции "взрослой" моды, сколько актуальные стили молодежных субкультур.

Особенности разработки школьной формы. Как и любая другая детская одежда, школьная форма должна отвечать ряду требований. Она должна быть качественной, комфортной, практичной и современной. Сегодняшние производители предлагают довольно широкий выбор фасонов в различных коллекциях школьных форм (рис. 12, 13, 14, 15). Если договориться с родителями об определенной расцветке, то из предложенного ряда моделей можно выбрать что-то по вкусу и размеру. Например, для девочек это могут быть юбки двух-трех, а у некоторых фирм и пяти-семи фасонов, несколько вариантов сарафанов, жилетки (трикотажные и тканевые), брюки и бриджи, пиджаки также предлагаются в ассортименте. При всем этом многие школы не вводят почти никаких ограничений на блузки, кофточки и рубашки, за исключением того, что они не должны быть кричащих расцветок или вызывающе вульгарных фасонов.

Многим имиджмейкерам, которые занимаются разработкой школьных стилей, приходится сталкиваться с мнением о том, что школьная форма - это неудобно и неуютно. Но стилисты уверяют, что неудобство возникает только поначалу, а когда привыкаешь, приходит чувство стиля, ведь деловые костюмы во взрослой жизни придется носить регулярно. Кроме того, чтобы устранить ощущение неудобства, дизайнеры школьной формы разработали очень красивую и удобную школьную одежду: плиссированные юбки, пиджаки, сарафаны, блузки с кружевными манжетами и модными воротничками, трикотажные безрукавки, жилеты на пуговицах и молниях.

В некоторых школах существует так называемый свободный день. Обычно это пятница или суббота (в зависимости от продолжительности учебной недели), когда учебная нагрузка минимальна и дети уже расслабляются перед предстоящими выходными. В такие дни разрешается приходить на занятия в любой одежде. Это дает учащимся ощущение определенной свободы и не сильно вредит сложившемуся распорядку школьной жизни.

В рамках II Международной выставки детской моды "Kid & Junior Fashion" пройдет фестиваль школьной формы "Школьный двор".

В преддверии 1 сентября снова становится актуальным вопрос использования школьной формы в наших школах. С одной стороны, все понимают преимущества использования унифицированной одежды для школьников, которая бы показывала принадлежность детей тому или иному учебному заведению, а с другой стороны, на рынке до сих пор очень мало коллекций школьной формы, которая бы отвечала элементарным требованиям моды и красоты. Детям ведь тоже хочется ходить в красивой и удобной одежде. Модная форма еще больше заставляет детей гордиться ею и своей школой.

Медленно, но верно дизайнеры и модельеры начинают разрабатывать оригинальные коллекции формы, которые можно использовать в школах. Эти коллекции имеют много направлений: форма для мальчиков и девочек, летняя и зимняя форма, специальная форма для торжественных мероприятий и занятий спортом.

Выставка детской моды KJF, заявив о необходимости поднять детскую одежду до уровня высокой моды, в этот раз продемонстрирует, что и такое чисто утилитарное направление одежды, как школьная форма, может быть красивым и модным.

В рамках фестиваля школьной формы "Школьный двор" состоятся показы оригинальных коллекций формы от различных ателье, школ, гимназий, пройдет пресс-конференция "Школьная форма: от необходимости к красоте" и будет проведен круглый стол по проблемам разработки и использования школьной формы.

На пресс-конференции и круглом столе планируется обсудить следующие проблемы: необходимость использования школьной формы, современные тенденции формы на западе и в России, модные направления в коллекциях школьной формы. Планируется пригласить представителей государственных структур в области образования, специалистов швейной индустрии, известных дизайнеров, fashion-журналистов.

Сегодня, все чаще можно встретить школьников в красивой элегантной форме индивидуального образца и покроя. Современная школьная форма - отличает ученика от других и служит стимулом к интересной учебе. Школьник, который носит специальную одежду, становится ярким представителем своего учебного заведения. Школьная форма XX в. - это высокий знак отличия и ею стоит гордиться. Современная элегантная одежда для учениц, сшитая на заказ, придает особый шарм юным школьницам. В разработке моделей принимают участие современные дизайнеры и сами ученики.

Если оглянуться лет на 20-30 назад, школьники огромной страны выглядели одинаково, а вольнодумство в одежде строго пресекалось. У школьной формы были другие задачи, вызванные социальными явлениями тех времен. Всеобщая уравниловка и объединение учеников в послушное стадо вызвало скучные строгие фасоны школьной формы, однообразных тканей и расцветки. Спортивная форма была еще более скромной и неброской одеждой для школьников. Идея носить форму приравнивалась к задачам подавить личность и воспитать управляемых представителей общества. Школьная форма была похожа на одежду военных, которую украшало минимум художественных излишеств.

С приходом демократии школьная форма трансформировалась в высококлассную одежду для престижных учебных заведений. Да и понятие школы - довольно расширилось. Появились специализированные лицеи, гимназии и школы определенных направлений, которые требуют не только отличительной униформы, но и особенного отношения к процессу современного обучения. Сегодня, каждая уважающая себя учебная организация стремится ввести школьную форму, как своеобразную рекламную акцию своей образовательной программы. Эмблема школы - служит ярким дополнением к школьному костюму.

Тем не менее, остается некоторый процент школ, которые являются противниками одевать учеников, согласно школьному уставу. К сожалению, идея внедрения школьной формы не всегда осуществляется грамотно и качественно. Современная школьная форма, сшитая из ненатуральных тканей, низкого уровня производства может вызывать у детей раздражение и негативные эмоции. Форма для учебного процесса, прежде всего, должна отвечать всем требованиям одежды для школьников - быть удобной, комфортной и представительной.

В каждом классе перед началом учебного года, как правило, оговаривается единый стандарт и цвета школьной формы. Для девочек - сарафаны, для мальчиков - жилетки и брюки. Для девочек альтернативой сарафану может являться жилетка и юбка. Всем родительским коллективом подбираются сочетания тканей, фактура и оттенки, например, брючки и юбки из темно-синей ткани, жилетки из ткани в красно-синюю клетку. Нередко пошив формы для всего класса заказывается в ателье, работники которого сами могут предложить фасоны и сочетания тканей.

Выбирая качественные и удобные костюмы школьные для девочек, необходимо уделить внимание ростовке и размеру, а также возможности увеличения длины брюк и рукавов в течение учебного года. Обратившись за костюмами для мальчиков в Ремикс, Вы останетесь довольны нашей продукцией и сервисом. Широкий выбор различных моделей, цветовых сочетаний и размеров позволит выбрать оптимальный вариант для Вашего ученика. Основными составляющими элементами формы для мальчиков считаются: рубашка светлых тонов и костюм двойка или тройка темных тонов. К основным элементам можно отнести и галстук, который подбирается в тон рубашке или костюму.

Если необходима для школьников одежда или обувь, старайтесь не откладывать такие покупки, поскольку они обязательно займут много времени. Лучший вариант - сразу обратиться к нам за помощью в выборе одежды для школьников по доступной цене. В нашем ассортименте представлена одежда для разных возрастных категорий. Вся одежда отличается комфортом и красивым дизайном.

Во многих образовательных учреждениях школьная деловая одежда не имеет строгих ограничений. В этом случае к подбору нужно отнестись со всей серьезностью. Вам придется ознакомиться с различными фасонами одежды для школы и подобрать лучший вариант. Постарайтесь выбирать более простой и свободный покрой, спокойные цветовые сочетания и минимум дополнительных деталей. Обращайте внимание на дизайнерские модели из последних коллекций. Выбирая такую одежду, Ваш ребенок будет выглядеть опрятно и модно.

Особо тщательного выбора требует школьная качественная форма для девочек абсолютно разных возрастов: учитываются материалы, используемые для изготовления продукции, комфорт, удобство и практичность. Благодаря школьной форме Ремикс, девочка может выглядеть красиво, аккуратно, а также правильно подчеркнуть свой индивидуальный стиль.

1. Особенности казахского национального костюма. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, и особенно ее запасов, но не отражались на покрое.

Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные особенности, а также эстетические представления народа о мире, этнокультурные особенности, возрастные категории, социальную и этническую принадлежность человека.

Одежда оберегает от воздействия окружающей среды, различных природных факторов, удовлетворяя потребности человека, в то же время несет эстетическую нагрузку, изменяя и украшая человеческую внешность.

Национальная одежда - это богатое историко-культурное наследие, ее всестороннее исследование знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Она напоминает, по сути, одежду ранних кочевников. Некоторые виды повседневной одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, средневековую одежду турков. Сохранились образцы кроя и пошива одежды кочевников.

Так как кочевники ездили на лошадях, для удобства были скроены широкие штаны и чапаны свободного покроя с запахом и открытой грудью. СИ. Руденко, изучая одежду казахов, населявших в 20-х годах XX века местности между Ойымай и Сагызом, сравнивал ее с полиэтнологическими материалами и доказал, что образцы шубы - "купі" - существовали у казахов и их предков более 2 тысяч лет назад.

Казахи верили, что ношение на подоле, рукавах одежды узора и орнамента, ношение уки (перья совы) охраняет от злых духов, нечистой силы, болезней, верили, что эти вещи обладают магической силой. Казахи считают сову священной птицей. Позже укі прикрепляли на тюбетейку, на с?укеле(головной убор невесты), домбыру, на колыбельку. Перья совы с крыльев, т.е. крупные черные перья, носили мужчины, мягкие нежные перья с верхней части лапок совы носили женщины. В древности шаманы, батыры, акыны (сал-сери) также носили укі.

Кочевники кроме укі носили в виде украшений когти птиц и клыки животных, которые считались оберегами, охраняющими от злых духов. Эти украшения носят и поныне, только в стилизованном виде.

С развитием человеческого общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, тем не менее, все они имеют глубоко национальный колорит, не утратили своей ценности и красоты, применяются и поныне.

Национальная одежда всегда привлекала внимание историков, этнографов, искусствоведов. Художники, деятели театра и кино, модельеры создавали свои произведения, используя элементы национальной одежды.

Более глубокое изучение одежды казахского народа началось только после Октябрьской революции. В 1922-1926 годах сотрудники музея Оренбурга, бывшего в то время столицей Казахстана, объездив города Актюбинск, Торгай, Кустанаи, Уральск, Гурьев, Семипалатинск, Павлодар, нашли и описали множество предметов национальной одежды, узоры, украшения из золота и серебра, изучили и опубликовали материалы об образцах одежды различных областей. В результате работы с архивными материалами, а также благодаря историческим и эпическим произведениям и их постановкам в Театре оперы и балета имени Абая, Казахском академическом драматическом театре имени М. Ауэзова воссозданы и приведены в соответствующий вид множество образцов национальной одежды.

В 1930 году служащие центрального музея КазССР Омаров и В. Куж собрали образцы национальной одежды в Алматы и Енбекшиказахском районе. Казахстанский художник Е. Клодт сделал зарисовки казахов в национальной одежде. Также нужно отметить труды А. Маргулана, Т. Бисенова, X. Аргынбаева, изучавших этот материал. Художник М.В. Бает зарисовал бесценные археологические находки национальной одежды, считавшиеся утерянными, найденные в древних захоронениях и жилищах, а современники М. Жумагалиев, К. Ахметжан, К. Ал-тынбеков, А. Малаев (галерея "Шежгре")привели в должный вид и реконструировали древнюю одежду и ознакомили нас с ней. Большой вклад в изучение одежды кочевых народов внес труд М.В. Горенина. В своих трудах он изучил и зарисовал одежду народов, населявших Казахстан в древности, таких как саки, кипчаки, кимаки. Эти исследования определили эволюцию одежды казахов. Кочевые группы, населявшие казахскую территорию, внесли свой вклад в формирование нашей национальной одежды. Казахская одежда типична только для кочевого народа. Животноводство обеспечивало народ сырьем для изготовления одежды. Испокон веков в изготовлении одежды использовалась шерсть животных - верблюжья, овечья, козья. Из шкур верблюдов шили различные легкие и теплые шубы "купі". Из верблюжьей пряжи вязали зимнюю одежду. Из гривы верблюда пряли нити и шили из этой ткани теплые штаны. Из овчины шили чапаны, шубы, легкие сапоги. Шерсть использовали как прокладку между тканями одежды, а также использовали в вязании. Из осенней шерсти овец и коз вязали и шили шапки, войлочные сапоги, валяли валенки.

Из козьей шерсти пряли и вязали шарфы, шали, чулки, рукавицы и разные теплые и легкие вещи.

В быту казахов козья шерсть ценилась дороже, чем верблюжья, она оценивалась наравне с шелком. Казахские мастера наряду с шерстью овец также применяли заячью шерсть и птичий пух. Из заячьей шерсти вязали теплые шарфы, рукавицы, чулки, бокебаи (шарфы).

В казахской национальной одежде сохранились древние традиции, связанные с этноисторическими, экономическими и социальными особенностями. Она подразделяется на: бас киім - головные уборы, иы?ты? киім - одежда, надеваемая на плечи, белдеш киім - одежда, носимая на бедрах, на поясе, ая? киім - обувь.

Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная и летняя.

В соответствии с возрастными и половыми особенностями одежда подразделяется на: одежду для младенцев (распашонка, чепчик), детскую одежду (чепчик, шапка, ушанка, рубашка, штаны, сапоги, куртка, чапан), юношескую одежду (тюбетейка, рубашка, сапоги, штаны), девичью одежду (платье с воланами, тюбетейка, жакетка), одежду невесты (саукеле, фата), одежду жениха, молодого парня, женщины среднего возраста, женщины пожилого возраста (платье, кимешек, жаулы? (национальные женские уборы), камзол, ичиги, безрукавка), одежду для пожилых людей (чапан, шуба из меха, бешмет, ватные штаны, белая рубаха, дамбалы, сапоги с высоким голенищем, ичиги).

При рождении на ребенка надевают распашонку (ит к?йлек), на голову чепчик (сылау та?ия), после 40 дней надевают рубашку (адам жейде), позже маленький бешмет, чапан и маленькие штаны. Этнограф X. Аргымбаев писал, что на плечи бешмета ребенка, в скрытые от глаз места, под ворот рубашки, в подмышки зашивали амулет-тумар. Считалось, что это оберегает от сглаза. На головной убор ребенка прикрепляли в качестве украшения перья совы - укі. На ноги обували сшитые из мягкой кожи маленькие ичиги. Детскую одежду украшали в соответствии с возрастом ребенка. Одежду украшали различными узорами, нашивали красивый бисер и бусинки.

Издревле казахи красиво наряжали девушек и женщин. Молодые девушки надевали платья с воланами, бешметы, камзолы, носили красивые ремешки. На голове носили кепеши с укі, ноги обували в ичиги, узорчатые башмачки. Девушки на выданье носили красивые головные уборы - б?рік, узорчатые белые платки.

В особенности очень красиво наряжали девушек-невест (рис. 16). В 1915 году Г. Андреев в своем произведении "Киргизский мост" так описал одежду невесты: "Самая лучшая одежда на невесте. На шелковом воздушном платье, поверх бархатного камзола, надет синий шелковый пиджак-бешмет, на плечи накинут парчовый чапан. На косах висят красивые звенящие серебряные украшения, на голову надето сделанное из серебряных тенге украшение, головной убор украшен укі. Девушку-невесту одевали в одежду из дорогих тканей. Головной убор девушки - саукеле, украшали драгоценными камнями, бусами. Позже, когда невеста прибывала в аул жениха, на ее голову надевали "жаулы?".

Женщины в первый год замужества в повседневной жизни носили саукеле и легкую накидку - желек. Молодая сноха, завидев старших, закрывала лицо желеком и этим выказывала свое почтение. После рождения нескольких детей повышался ее социальный статус, она могла надеть кимешек, шылауыш. Если кимешек украшали узорами, сшитыми красными нитками, это свидетельствовали о замужестве женщин, если же узоры были белыми - о вдовстве. Платок шытуыш надевался поверх кимешека. На ноги женщины обували ичиги, калоши, зимой носили полушубки - ішік. Казахские женщины носили одежду с длинным рукавом, широким подолом, но никогда не закрывали лица (рис. 17). По типу украшений женская одежда подразделяется на 4 группы: одежда девушек, молодых женщин, женщин среднего возраста, женщин пожилого возраста.

Юноши надевали узорчатые тюбетейки. Иногда подвязывали их белым платам. На ноги обували сапоги с литым каблуком. Носили чапан из бархата, отданный серебром и золотом, на поясе ремень с серебряной бляшкой. Старики брили волосы и поэтому на голове носили кепеш серого цвета, сверху его укатали шкуркой ягненка, носили ушанки из шкуры лисы - тыма?. Казахский народ бережно относился к головному убору, его вешали высоко и никогда не наступали на него.

На ноги женщины обували ичиги, калоши. Зимой носили полушубки - ішік. Казахские женщины носили одежду с длинным рукавом, широким подолом, но никогда не закрывали лица. По типу украшений женская одежда подразделяется на 4 группы: одежда девушек, молодых женщин, женщин среднего возраста, женщин пожилого возраста.

Старцы, пожилые люди носили чапан, меховые шубы, бешметы, широкие шаровары, белые рубахи, дамбалы (нижнее белье), кожаные сапоги, ичиги, калоши. Одежда мужчин включала бешмет, выкроенный из шкуры кулана, подобранную к нему по цвету телогрейку, жакет, кожаные брюки, все это считалось образцом скромной повседневной одежды.

Также одежда подразделялась по социальному статусу, в зависимости от профессии, ранга, например, одежда баев, биев, султанов (головные уборы - шурац), шаманов, акынов (кожаные брюки, велюровые, шелковые рубахи), пастухов, охотников (плащи, кебенеки) борцов, батыров (?аттама). Во время битв и походов молодые люди надевали самую лучшую одежду.

Этнограф С. Касиманов подразделил казахскую одежду на нижнюю, нательную (рубаха, жилетка, камзол, безрукавка, дамбалы), верхнюю (чапан, полушубок, шуба, шидем, меховые изделия из шкуры зверей), дождевики (шекпен, каптал шекпен, кебенек, кенеп и др.) и нарядную одежду (праздничные наряды).

При пошиве одежды учитывался возраст человека. Одежду на человека старшего возраста кроили широкого покроя с меньшим количеством узоров. Одежду же парней и девушек шили красивее. Одежда девушек и юношей соответствовала их внешним данным. Одежда жениха - головной убор с высоким верхом, красный чапан, сапоги с высоким каблуком. Одежда шаманов и акынов отличалась своеобразием и красотой. Материал для их нарядов подбирался особо.

Существует множество разновидностей казахской одежды, иногда одежда называлась согласно принадлежности к жузам: старшему, среднему, младшему и родам. Например, головные уборы: ар?ын тыма?, найман тыма?, кипчак тыма?, адай б?рік и т. д. Различалась одежда и по ширине, манере украшать ее.

На пошив казахской национальной одежды оказала влияние манера шитья одежды соседних народов: русских, таджиков, киргизов, туркменов. С развитием общества исчезли родоплеменные различия, различия в одежде, которые тогда считались важными, а также территориальные особенности. Эти процессы протекали быстрее у кочевых казахов, нежели у других народов Центральной Азии.

Под влиянием русских казахи быстрее утратили родоплеменные особенности одежды. Данный процесс привел к заимствованию некоторых головных уборов (платков, шалей, шапки-ушанки).Казахи шили одежду, так чтобы она не причиняла неудобств при передвижении во время кочевок. Также учитывались погодные условия. Для народа, носившего такую одежду, был не страшен сильный мороз или зной, ветер или засуха, так как вещи были прочными, удобными, практичными и красивыми. Для расширения рукава делались вставки - ?олтырмаш, для расширения подола сбоку делали разрез - шабу. Казахские женщины не только шили, но и украшали одежду узорами. Женщины вышивали, шили тесьму, вырезали узоры, вышивали кружева и обшивали их золотистыми нитями, шили кожаные изделия. Г. Загряжский писал о раннем приобщении казашек к работе по дому: "В 5 лет девочка собирает дрова, носит воду, в 8-9 лет вышивает, шьет одежду, готовит приданое, ?оржын, прядет пряжу, вышивает шелком".

Многие виды и образцы древней одежды до нас не дошли и были утеряны. Некоторые виды одежды можно встретить в этнографических музеях, в произведениях художественного искусства, на сцене или же в некоторых домах. С обретением независимости началось изучение национальной одежды и ее возрождение.


написать администратору сайта