Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: "КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ХХ I ВЕКА"

  • «Крепость: щитом и мечом» (2015)

  • «Иван-царевич и Серый Волк» (

  • «Приключения Лунтика и его друзей»

  • Каламбур

  • Пародии

  • КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ХХI ВЕКА. Крылатые фразы в мультипликации ххi века


    Скачать 120.5 Kb.
    НазваниеКрылатые фразы в мультипликации ххi века
    АнкорКРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ХХI ВЕКА
    Дата27.02.2023
    Размер120.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ХХI ВЕКА.doc
    ТипКурсовая
    #958065


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ
    КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ТЕМА: "КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ХХI ВЕКА"

    СТУДЕНТКИ 3 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

    ГРУППЫ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

    КУРГАН-2018

    Содержание
    Введение ……………. …………………...………………………………………….3

    1. Крылатые фразы – объект изучения фразеологии или афористики. История жанров…………...........................................................................................................4

    1.1. Крылатые выражения – что это такое? ............................................................12

    2. Мультипликационные крылатые фразы…………………………………..........13

    2.1. Мультфильмы и крылатые фразы……………….............................................13

    2.2.Языковые средства выразительности, используемые при создании

    крылатых выражений................................................................................................21

    Заключение………………………………….…………………………………….. 24

    Список использованной литературы……......…………………..…...……............26

    Введение
    Наполняешься гордостью за наш родной язык, когда читаешь высказывания
    Выдающихся людей о его богатстве, живости, многогранности меткости!
    Русский язык в умелых руках ив опытных устах –красив, певуч, выразителен, 
    гибок, послушен, ловок и вместителен.
    А. И. Куприн

    Современный русский язык — это один из боготейших языков мира, который требует глубокого изучения. Высокие успехи русского языка создаются его огромным словарным запасом слов, богатством синонимов, неисчерпаемым запасом словообразований, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов. Язык непрерывно обогощается и обновляется новыми словами.

         В языке каждого народа всегда есть устойчивые образные обороты, которые произносятся  в речи подобно слову, а  не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Эти крылатые фразы появляются из мифов, литературы, мультипликаций и речей известных нам людей.

    Одним из средств выразительности речи являются крылатые фразы. Название это восходит к Гомеру. Он называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Позже это выражение стало термином языковедения, который обозначает вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц. Трудно найти сейчас человека, который бы не смотрел, и не любил мультфильмы.

    Фразы из мультфильмов бывают забавными и смешными или, наоборот, невероятно мудрыми.

    В своей работе «Крылатые фразы мультипликации ХХI века» изучены популярные российские мультфильмы, которые интересны не только героями, но и веселыми, запоминающимися крылатыми фразами.

    Цель работы - собрать коллекцию мультипликационных крылатых выражений, выявить причины их популярности;

    Задачи:

    -Узнать наиболее популярные крылатые выражения из современных любимых мультфильмов;

    -Провести анализ крылатых выражений как языкового явления;

    Гипотеза -  причина популярности мультипликационных крылатых фраз кроется в популярности их героев, которые являются носителями определенных моральных ценностей в обществе, и в том, что они являются интересным средством общения, и своеобразной интеллектуальной игрой.

    Объект исследования: популярные современные мультфильмы и изречения героев мультфильмов.
    1. Крылатые фразы – объект изучения фразеологии или афористики.

    История жанров

    Крылатые фразы – объект изучения фразеологии как раздела лингвистики или афористики как вид словесного искусства. История жанров.

    Выясняя принадлежность мультипликационных фраз к определенному жанру, мы начали изучение афористики как вида словесного творчества и заметили, что в некоторых источниках нет четкости в определениях жанров афористических терминов. Нечеткость афористической терминологии способствует вольному обращению со словом «афоризм», вызывает предложения о делении афоризмов на «авторские и неавторские», на «индивидуальные и массовые», на «народные и книжные» и т.д.

    Чтобы выяснить истину, мы обратились к истории афористики, как вида словесного искусства. Теоретический материал по теме «Афористика» был изучен мною с источника reatmind.info на сайтеAphorisme. Ru .2

    Слово «афористика» недавнего происхождения. Оно появилось в XX в. и в настоящее время применяется довольно широко, хотя ни в нашей, ни в зарубежной справочной литературе еще не заняло своего места. Термин этот относится и к слову «афоризм» во всех оттенках его значения, и к сборникам афоризмов, и к критической литературе, включающей в себя в какой-то мере историю и теорию развития афоризмов.

    Есть еще афористические термины, образованные не от корня слова «афоризм». Это «изречение», «апофегма», «максима», «сентенция», «гнома».

    Слово «максима» (лат. maxima — высшее правило) и слово «сентенция» (лат. sententia — суждение, мнение) вошли в русский язык в эпоху Петра I. В книге П. Шафирова «Рассуждения..», изданной, в 1717 г., слово «максимь» приводится в смысле «правило», а слово «сентенция» — в смысле «судебный приговор». Максима - правила поведения человека.

    «Сентенция» получило название нравоучительного изречения, не теряя первоначального понятия как судебного приговора. «"Сентенция" — 1) достопамятное слово, изречение, апофегма, правило, заключающее в себе нравоучение; 2) судебный приговор». Такое двойственное толкование слово «сентенция» сохраняло довольно долго, лишь с начала XX в. оно стало однозначным.

    Слово «гнома» (греч. gnoma — мысль, мнение) означает «нравоучительное изречение в истории афоризмаследует рассматривать в двух аспектах: происхождение афоризма в качестве «слова» и в качестве «жанра». Следует говорить, что изложенная здесь концепция об истории развития жанра афоризма разделяется не всеми литературоведами.

    История афоризма как «слова» не вызывает полемики, но как «жанра» не имеет единогласия.

    В вопросе о жанре метких выражений следует учесть, что первым в истории жанров было слово изречение. Правда, в литературе, как это указывалось выше, мнения по этому вопросу расходятся, но в литературной практике прочно установился взгляд о полной идентичности понятий «афоризм» и «изречение». Синонимичными эти понятия, несмотря на однородность жанра, считать нецелесообразно.

    Изречение и афоризм.

    Афоризм как «слово» известен еще с глубокой древности. Афоризмами (от греч. слова Aphorismos — разграничение, определение) назвал древнегреческий ученый Гиппократ свой медицинский трактат о симптомах и диагнозах заболеваний, искусстве их исцеления и предупреждения. В России афоризм как «слово» появился в XVIII столетии, и его двойственное значение — медицинское и литературное — отражено в справочной литературе того времени. В первом издании «Словаря Академии Российской» (1789) афоризм (афорисм) определяется как правило, которое «краткие слова, содержат много смысла».

    Посмотрим теперь подробно историю жанра афоризма-изречения. Эта история значительно древнее, чем слова «афоризм», она уходит своими корнями в далекое прошлое. Есть сведения о существовании изречений в Египте с начала третьего тысячелетия до н. э. История этого жанра в России начинается практически одновременно с возникновением письменности, когда начали появляться сборники изречений. Первый древнерусский сборник «Изборник 1076» был написан «безвестным писцом Иоганном» в XI в. В форме изречений создаются замечательные литературные памятники «Поучения» Владимира Монамаха (XII в.), «Слово Даниила Заточника» (XII—XIII вв.), «Послание и наказание от отца к сыну» Сильвестра (в «Домострое», XVI в.) и др.

    XVIII век вошел в литературу как век ее преобразования. XVIII век был плавным переходом изречений в афоризмы, который был вызван расширением тематики и внедрением остроумия в этот жанр. Обогощение остроумием афоризмов сказалось на их стилистике и способствовало появлению парадоксального, сатирического, юмористического характера

    Наиболее четко были представлены афоризмы в творчестве крупного писателя XVIII в. А. П. Сумарокова. Вклад, вложенный Сумароковым в афористику, дает право считать его первым русским писателем - афористом. В середине XIX в. вышло несколько книг пародийных афоризмов, среди которых знаменитые «Мысли и афоризмы» Козьмы Пруткова, многократно переиздаваемые вплоть до нашего времени. Были выпущены серии книг афоризмов, выбранные из произведений писателей.

    Авторы исследования источника greatmind.info выясняют путь, каким вошли в нашу литературу неверные представления об афоризмах: из немецких источников они проникли в ЛЭ, из нее перешли в статью Л.Успенского, из этой статьи — в БСЭ, а далее уже из БСЭ в «Словарь литературных терминов» (Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева) и некоторые другие публикации.

    Во многих справочных изданий (КЛЭ и др.) слова изречение нет совсем, вероятно по соображениям идентичности этого понятия с афоризмом. Эти слова не синонимичны.

    Слово это непосредственно ассоциируется с древностью и его более уместно сочетать с другими древними понятиями: точнее сказать, «изречение Владимира Мономаха», но не афоризм, «евангельское изречение», а не «евангельский афоризм».Синонимичность между понятиями «афоризм» и «изречение» нет, потому что временное различие существования этих слов наложило на них свой отпечаток.

    Изречение больше имеют тенденции к поучениям, тогда как афоризмы больше разнохарактерны и очень отличаются остроумием.

    Само определение слова «афоризм» дано как слово «изречение» в БСЭ, т. е. без ссылок на новизну и парадоксальность, а слово «изречение» в КЛЭ, очевидно ввиду идентичности его со словом «афоризм», совершенно не идентичны. Например, тем, что афоризм по одним литературным данным считается разновидностью крылатых фраз, по другим — наоборот, крылатые фразы считаются видом афоризма.

    Совершенно, ни в нашей, ни в мировой литературе нет более или менее разработанной и обоснованной теории и истории афористики, и этот факт вызывает много неясностей и противоречий в современных представлениях об афоризмах. Что привело первоначально и к нашей ошибке в отнесении к жанру афоризма мультипликационных фраз.

    Афоризм и парадокс.

    Афоризмами - называются краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, которые пренадежат определенному автору и заключенные в образную запоминающуюся форму.

    Парадокс - это оригинальное, расходящееся с общепринятым, а со здравым смыслом суждение. Понятие парадокса возникло в античной философии для обозначения необычно, нового мнения. Парадоксы придают искру высказываниям, привлекают неожиданностью выводов и принимаются за свидетельство независимости и смелости ума.

    Парадокс, как самостоятельное суждение следует отличать от стилевого приема — парадоксальности. Свойство парадоксальности с давних пор можно считать одним из художественных средств языка и рассматривать в числе риторических фигур. Если парадокс — мнение, противоречащее общепринятому и далек от афоризма, то парадоксальность — это форма парадокса, придаваемая истине для привлечения к ней внимания, довольно часто встречается в афористике. Например, выражение Р. Тагора: «Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость». Здесь говорится о том, что применяющий физическую силу слаб в умении убеждать словом, и становится ясно, что перед нами афоризм в парадоксальной форме.

    Но можно взять следующие суждения О. Уайльда: «Люди не эгоистичные всегда бесцветны, в них не хватает индивидуальности», то размышления над ними покажут, что они весьма далеки от истины. Такие суждения, блестящие но форме, но неверные в смысловом отношении, являются типичными парадоксами. Довольно удачно определил их сущность Г. Манн, отметив, что «парадокс — остроумная попытка уйти от истины».

    У афоризмов и парадокса, есть большинство жанровых черт - лаконизм, литературное происхождение, красочность суждения и завершенность - совпадают, за исключением главной черты, истинности мысли. Афоризм более стремится к правде, утверждая извечные, гуманные жизненные принципы, парадокс же стремится привлечь к себе внимание, поразить, удевить своей необычностью.

    Композиция афоризмов.

    Прежде чем говорить о стилистике афоризмов, вспомним их композиционне особенности. Афоризмы - это как правило, строятся из двух частей: конкретной мысли, и итогового заключения. Эти компоненты нерасделимые, но они всегда присутствуют. В завершении обычно содержится «соль» афоризма — авторская оценка первой части. Афоризм имеет два аспекта, часто находящихся между собой в конфликте.

    Например, возьмем афоризм Л. Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Друг, он же враг — это противоречие, но во второй половине афоризма оно снимается пояснением. А вот в афоризме А. Франса: «Когда нации угрожают пушки, милосердие — тягчайшее преступление» — разъяснение предшествует противоречию. Иногда же оно совсем отсутствует и лишь подразумевается.

    Противоречия, присутствуя в афоризмах, не превращают их в парадоксы. Парадоксы всегда противостоят общественному мнению, тогда как противоречия афоризмов гасятся в них самих.

    Афоризмы всегда двухаспектны, но противоречия в них присутствуют невсегда. Возьмем афоризмы:«Знание - сила» (Бэкон), «Человеколюбие, первейшая добродетель» (Вовенарг). В таких афоризмах нет противоречий, их двухаспектность однонаправлена.

    Художественно-стилистические особенности афоризмов.

    Применение этих средств в античных изречениях и в афоризмах эпохи Возрождения весьма комментируется в выше упомянутом трактате Б. Грасиана «Остроумие, или Искусство изощренного ума», опубликованного в 1648 г. Трактат Грасиана следует осветить несколько подробнее, ввиду его значимости для теории афоризма, в частности для установления одного из основных признаков афоризма — его художественности.

    В ссылках на этот источник -Трактат Грасиана - нашелся ответ на необходимый нам вопрос – к какому жанру отнести мультипликационные выражения.

    В этом произведении автор дает определение слову «остроумие» и перечисляет литературные жанры, порожденные этим понятием, а именно: крылатые слова, афоризмы, пословицы, парадоксы, посовицы, эпиграммы, басни, притчи, каламбуры. Остроумие по Грасиану — это острота ума, остромыслие. «Мастерство остромыслия — пишет он, состоит в изящном сочетании, в гармоничном сопоставлении двух или несколько далеких понятий, связанных единым актом разума».

    Художественно - стиистические средства, обычно всего применяемые к настоящее время при создании афоризмов - это определение, парадаксальность и некоторые стилистические фигуры.

    Афоризм, построен на определении, имеет определенно выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо понятие или явлениея, во второй раскрывается его суть «В верности истине — верность отечеству» (С. Цвейг); «Война — преступление, которое не искупается победой» (А. Франс); «Мир — это необходимая ниша, это хлеб и воздух, мир — это жизнь» (Р. Роллан).

    Нечасто встречаются афоризмы, созданы на парадоксальности, которая придает им оригинальность и новинку и лишь на первый взгляд воспринимается в качестве противоречия общепринятым мнениям: «Незнание законов не избавляет от ответственности, зато знание — запросто» (С. Лед). Из стилистических фигур в афоризмах чаще всего используются антитеза, хиазм и параллелизм. Употребляются также эллипсис, градация, риторический вопрос, анафора и некоторые другие.

    Антитеза — сопоставление контрастных понятий и образов, усиливающее впечатление: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах);

    Параллелизм — разные две мысли, создающие единый, выразительный образ: «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (А. Этьен).

    Хиазм — противоположение основных элементов двух однородных словосочетаний «Не в силе правда, а в правде сила» (В. Кубанев).

    Эллипсис — пропуск легко восстановимых слов, способствующий динамичности и лаконизму афоризмов: «Ничего слишком» (Солон); «Вой-, ну — к позорному столбу» (В. Гюго).

    Риторический вопрос — вопрос, поставленный не для ответа, а как утверждение, он придает патетичность и приподнятость выражению: «Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?» (Эсхил); «Многим ли лучше станет мир, когда и нем останутся только знания и не останется милосердия?» (Б. Шоу).

    Градация — расположение однородных слов, последующие из которых усиливают смысловое значение суждения: «Главное в человеке — его чудесная способность искать истину, любить ее, видеть ее и жертвовать собой во имя ее» (Р. Роллан).

    Меткое слово (грегерия) и афоризм

    Термину «меткое слово» часто придают широкое толкование, относя его и к парадоксу, и к афоризму, и к крылатому слову. Обычно его целесообразнее использовать в более узком применении, а все же, как термин, определяющий остроумные слова, сходные с крылатым словом, парадоксом, афоризмом, но без их главных отличительных свойств, как афоризм — без его серьезной тематической направленности, как крылатое слово — без его обязательной связи с текстом произведения, как парадокс — без его расхождения с общим мнением.

    Поясняя это на примерах, взятых из книги афоризмов Козьмы Пруткова «Плоды раздумья»: «Любой фат подобен трясогузке»; «И терпантин на что-нибудь полезен»; «Ветер есть дыхание природы»; «Смотри в корень». Афоризмами эти суждения никак не назовешь, они остроумны. А выражение: «Смотри в корень»,— хотя и сходно с крылатым словом, но отличается от него тем, что с текстом никакой связи нету. Подобные цитаты и представляют собой меткие слова.

    Грегерия, обычно базирующаяся на метафоре, по определению автора — предстовляет собой оттенок, красное словцо, штрих, черточка, нечаянность, случай. Она близка к японскому хокку — зарисовке с натуры — только создана в прозе.

    Грегерии интересны, остроумны и обычно характеризуют разнообразные придметы или явления, но считать их афоризмами, разумеется, нельзя.
     Изученный материал об истории афористики, её жанров и композиции жанров, их стилистических особенностей позволил сделать мне следующие выводы:

    Афоризм, как самостоятельный вид словесного творчества, следует отличать от высказываний, взятых из определенного литературного текста, особенно принадлежащих не автору, а персонажу. Такие высказывания следует называть крылатыми фразами, так как они связаны с текстом произведения. Афоризмы отличаются от крылатых слов своей логико - синтаксической законченностью и самостоятельностью, тогда как крылатые фразы – это образные выражения. Крылатые фразы являются объектом изучения фразеологии3, а не афористики.



      1. Крылатые фразы – что это такое?


    Крылатые слова – это устойчивые, обычно образные выражения, вошли в речевое употребление из определённого фольклорного, литературного, публицистического или научного источника, а также изречения выдающихся исторических деятелей, получившие широкое распространение.

    Нечасто термин «крылатые слова» раскрываются в более широком смысле: ими обозначают всевозможные образные выражения, возникшие не только из литературных источников, но и в быту, из народных обычаев и верований. Крылатые фразы и выражения накапливаются и остаются благодаря развитию цивилизации. Они остаются в культурной памяти только благодаря письменности.

    Крылатые слова и фразы, сказанные вовремя, делают нашу речь более красноречивой. Также при помощи крылатых фраз делается возможным упрощение предложения. А значит, возможно, просто сказать краткую, всеобъясняющую фразу вместо длинного разъяснения случившегося. С самого рождения нас окружают крылатые фразы. При этом мы относим их не к сфере слов, а к сфере мышления и действия. Крылатые фразы играют существенную роль в нашей жизни.

    Крылатые фразы направляют нас к какому-то действию или поступку. Известные метафоры в заголовках газет побуждают нас к их покупке, в политике, располагают нас отдать свой голос за определённого кандидата, реклама на телевидении использует их для продвижения товара.
    2. Мультипликационные крылатые фразы
    2.1. Мультфильмы и крылатые выражения
    Каждый уважающий себя человек стремится получить достойное образование, воспитание, знать историю своей родной страны и знать ее культуру. Культура, а особенно культура России, – это весьма сложный фундамент. В нее входят песни, поэзия, живопись и проза, былины и частушки, музыка и кинематограф, танцы и фолькор. И конечно, культура не может существовать без такой составляющей, как цитаты, ведь они являются неким культурным фоном нации. Кроме того, цитаты – это огромный национальный культурный пласт, который способствует улучшению коммуникации между людьми. Человек, считающий себя образованным, отличается любовью к искусству. А литература и кинематограф – это просто кладезь различных цитат. Фразы из фильмов помогут понять особенности вашей личности, ваши предпочтения в искусстве. Смешные цитаты охарактеризуют вас, как человека с чувством юмора. А это немало важно. Ведь в настоящее время чувство юмора весьма ценится, с его помощью можно легко преодолеть жизненные неурядицы и расположить к себе людей. Современная молодёжь очень ценит чувство юмора, так как оно позволяет свободно им общаться.

    Сейчас трудно найти человека, который бы не любил мультфильмы. У каждого из нас есть любимые мультфильмы, фильмы, а значит, и есть любимые цитаты, которые то и дело употребляются нами в речи. Иногда бывает умышленно, а иногда и вовсе неосознанно. Частички детских мультфильмов, живут вместе с нами. Иногда мы незаметно их употребляем. Когда скучно и хочется поднять настроение, цитаты из любимых мультфильмов помогают это сделать. Я собрала целую коллекцию фраз современных популярных мультфильмов.

    Фразы из мультфильмов используются нами в повседневной жизни. Кто-то употребляет их часто, кто-то редко. Если память у человека хорошая, он с лёгкостью может выдать за раз кучу цитат, пословиц, поговорок, крылатых выражений. А ведь цитаты из современных популярных мультфильмов уже стали крылатыми выражениями. Дети охотно употребляют их в своей речи, и без труда их запоминают.

    Особую притягательность как для детей, так и для многих взрослых имеют мультфильмы.  Без мультфильмов просто не возможно представить детство. Это настоящий фантастический мир, в который аниматоры часто вкладывают часть всего самого светлого, что у них есть, часть души.

    Но несмотря на свою завуалированную простоту, многие мультфильмы обладают необычайной глубиной и мудростью, которая помогает найти выход из любой ситуации.

    «Князь Владимир» - российский полнометражный мультипликационныйй фильм 2006 киностудии «Солнечный Дом-ДМ». Премьера состоялась 21 февраля 2006 года.

    Мультфильм повествует романтизированную историю прихода к власти князя Владимира Красное Солнышко, его вражду с предателем Кривжей и с печенегами . Также фильм рассказывает о начале принятия христианства Владимиром, и последующем крещении Руси, а также небольшую историю начала любви Владимира и его византийской жены, Анны.

    Крылатые фразы:

    Князь Владимир

    — «Ох ты, щегол, зеваешь?! Чуть ведь не зашиб!»

    — «По белу снегу я заскучал. Домой пора.»

    — «Рано меня похоронили, меня еще невеста ждет»

    Боян

    — «Умереть-то сегодня рано. А когда-нибудь и надо»

    — «Бывало, и коза волка съедала»

    — «Сила Бога нам подмога»

    — «За бревно надо держаться, чтоб в воде не искупаться! В воде али в болоте»

    — «На скользком месте стоишь. Ты на травушку перейди»

    — «А любовь-то — это прежде всего внимание и забота»

    — «Не разевай роток на чужой медок!»

    — «Лёгкую вам дорогу и удачу в подмогу»

    Коснятин и Хотён

    — «Сила есть, ума не надо»

    Рыжий

    — «Варяга меч кормит!»

    Гияр

    — "Стойте! Это был честный поединок! Уходим!"

    Анастасий

    — «Иногда музыка говорит больше, чем слова»

    Волхв

    — «Закон, всему выше»

    — «Учись. Учись!»

    Главный Новгородский волхв

    «Любовь человека держит»

    Три богатыря (6 полнометражных лент, начиная с 2004 года)

    Это истории навеяны былинами о русских богатырях, Киевском князе, злом Тугарине, Змее Горыныче, Соловье Разбойнике и примкнувшей к ним Шамаханской царице. Потрудилась собрать всех этих персонажей вместе студия «Мельница», стремившаяся по-новому увековечить образы былинных героев. 
    Старший и самый могучий богатырь Илья Муромец, за ним идёт любящий поспать и рассудительный Добрыня Никитич, а замыкает троицу неунывающий молодец Алёша Попович – таков классический набор русских богатырей. Судьба подготовила им разные подвиги. Многочисленные недруги постоянно посягают на русскую землю, но напрасно они строят свои коварные планы! Победы им не видать, пока эти славные герои стоят на страже рубежей отчизны. Сила богатырей заключается и в их единстве, хотя они не прочь принять помощь и от прочих персонажей. У каждого есть верная жена (Алёнушка, Любава и Настасья Филипповна), которые сами не раз смогли выручить из беды своих муженьков, проявляя чудеса отваги и смекалки. Надёжный транспорт богатырей представлен болтливым конём Юлием, богатырским конём Бурушкой и робким верблюдом Васей. С первой же картины неотъемлемой частью действа стал и кроткий осёл Моисей. 
    Персонажи мультфильмов с русской тематикой получились яркими и запоминающимися, они быстро понравились и детворе, и их родителям. Сюжеты с невероятными поворотами и непредсказуемыми финалами, обилие юмора, песен и музыки сделали эту серию привлекательной для миллионов соотечественников.

    Крылатые фразы:

    - «Прочел в книге, что голодание полезно только после хорошего ужина!»

    - «Типичные богатыри – сначала бьют, потом спрашивают»

    - «Подвигами делиться надо, а то успеха не будет. Есть такая примета»

    - «Киевская Русь говоришь? Балалайка, матрешки и три богатыря»

    - «Я боюсь серьезных отношений? Да я сам себе в зеркале не улыбаюсь, оттого что серьезный такой!»

    «Крепость: щитом и мечом» (2015)

    Яркий патриотичный мультфильм о смутном времени, когда польский король Сигизмунд стремился захватить в 1609 году Смоленск. Мальчишки (поповский сын Федя и подмастерье пекаря Сашка) участвуют, как могут, в обороне города. Они сталкиваются с несправедливостью, коварным лазутчиком и страшным оружием. Но авторы мультика пошли дальше и подключили к войне даже потусторонние силы (царь Огненного Щита). Единственным утешением его появления стало то, что он воевал на стороне русских.

    Крылатые фразы:

    - «У меня батяня знаешь кто? Стрелец»
    - «Стрелец? Ты ж говорил, что плотник»
    - «Да что ты все к словам цепляешься!»

    - «Ура, Федор, война! Теперь нас точно возьмут в солдаты!»

    - « нас-то куда?»
    - «Когда усы вырастут, тогда и посмотрим»

    - «Смотрите, господа! Мы еще не сделали ни единого выстрела, а они уже горят»

    - «Я что, не понимаю, что ли? У меня ж батя пушкарь!»

    - «Отчего это на тебя люди добрые с ножом кидаются?»
    - «Знаешь что? У нас в разведке и не такое бывает»

    - «Сегодня король польский Смоленском позавтракает, завтра Москвой пообедает, а на закуску Русью ужинать станет?!»

    «Иван-царевич и Серый Волк» (6 полнометражных лент, начиная с 2011 года)

    Увлечённая собственным образованием, царевна Василиса мечтает выйти замуж исключительно по любви, зато царь – её отец – в отместку решил выдать её за первого встречного, которым оказался Иван из соседнего государства. Василиса пленяет его своей красотой, однако, прежде чем жениться, Иван должен выполнить царское поручение. Вместе со своим приятелем Серым Волком Ивану-царевичу приходится отправиться в тридевятое царство. В следующих сериях Иван уже женат на Василисе, но приключения у них не заканчиваются.

    Крылатые фразы:

    - «Чего это она плачет?»

    - «Может, от радости?»

    - «Что - то слишком сильно она радуется»

    - «Хм...По любви? А это как?»

    - «Это самое прекрасное чувство на свете»

    - «Это когда сердце сильно - сильно бьется, и то в жар бросает, то в холод, и дыхание прерывается»

    - «Это грипп...или ОРЗ...»

    Георгиев С.Г. 2012 - 80 с.

    «Приключения Лунтика и его друзей» — российский обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста. Это история доброго существа — Лунтика, родившегося на Луне и упавшего с неё на Земле. Действие происходит на поляне около пруда. Идея создания мультфильма про Лунтика, который попадает на Землю, принадлежала директору студии «Мельница» Александру Боярскому. Далее к работе была подключена сценарист Сарра Ансон (настоящее имя — Анна Саранцева). Персонажей, включая главного героя, нарисовала Дарина Шмидт. Каждая серия – это законченная история, поэтому можно начинать смотреть с любой и суть не потеряется. Несколько первых сезонов мультфильм Лунтик начинался словами: «Однажды на Луне родился необычный малыш...» В мультике более двадцати персонажей со своими характерами, внешностью и голосами. В основном это обитатели поляны и пруда, насекомые и животные. Заканчиваются все серии мудрыми выводами автора. 

    Крылатые фразы:

    - «Да, я хочу летать!»

    - «Я хочу править миром!»

    - «Ой, нет. Парить над миром!»

    «Маша и Медведь» — великолепный российский мультипликационный сериал, созданный при помощи трёхмерной графики. Главными героями мультфильма, как следует из названия, является маленькая, озорная, весёлая и невообразимо непоседливая девочка Маша, и спокойный рассудительный Медведь — «Мишка». Благодаря незатейливым сюжетам, простеньким диалогам и часто вытекающей из сюжета морали – мультик стал невероятно популярен как у детей, так и у взрослой аудитории. Фразы, изречения, диалоги героев непременно цитируются по каждому удобному случаю, и при возможности, с соответствующей интонацией.

    Крылатые фразы:

    • «Сладко жить – целая наука!»

    • «Я такая фотографичная!» 

    • «Мишка, да сними меня же с этой швабры! Пока у меня нос не вырос» 

    • «Любовь, любовь…»

    • «Надо чаще навещать бабушку, тогда уж точно с волком ее не перепутаешь» 

    • «Ну кто ж так прощается-то?!» 

    • «А я иду, гуляю по Луне…» 

    • «Вот я и говорю: если с кем попало дружить, домик нужно строить побольше и попрочнее» 

    • «Ну кто ж так прощается-то?!»

    • «Ути, моя красотулечка!»

    • «Дышите-не дышите. Дышите… Все ясно. Нужен… нужен… О! Постельный режим!»

    • «А в печке пирогов набито — как селедок в бочке»

    • «Ух! Я такая, нету слов!» 

    • «Мишка, там лед скользкий, а я кататься не умею»

    • «Мишка! А ты че не спишь?!»

    • «Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят»

    • «Так, чтобы клевало, нужно прикормить ребенка!» 

    • «Ниче себе мама: рычит, как грузовик» 

    • «Эх, я такая скорая на помощь»

    • «Вкусновато, но маловато»

    • «Главное – красиво поклониться!»

    Все мы слышали легенды о феях, драконах, спящих принцессах и отважных рыцарях, но не все знают, что есть история о маленьких сказочных существах фиксиках. Фиксиков не было в древности, во времена королей и принцесс, они появились сравнительно недавно вместе с человеческим прогрессом в науке и технике. Они являются хранителями и смотрителями всех электронных вещей в доме, будь то это фотоаппарат, телефон, компьютер или холодильник. Фиксики следят чтобы наши вещи оставались работоспособны и приносили нам как можно больше радости. Если вдруг какой-либо механизм в устройстве выйдет из строя, то команда фиксиков обязательно его починит, ведь они мастера на все руки. Фиксики – это маленькие человечки живущие в приборах и машинах и ухаживающие за ними. Они их чистят, смазывают и чинят неисправности. Благодаря им наши устройства так долго служат нам.

    Мультсериал «Фиксики» появился в 2013 году и сразу же завоевал не только детскую, но и часть взрослой аудитории. Из каждой серии ребенок, да и взрослый тоже, может почерпнуть для себя много нового. Сложные явления рассказываются простым, но точным в деталях, языком, поэтому не только дети, но их родители могут узнать что-то новое. Мультсериал был создан по мотивам рассказов Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки» написанных еще в 80-х годах.От фиксиков можно узнать ответы на многие вопросы о вашей технике. Фиксиков немного, всего девять. Это Папус, Мася и их дети Симка и Нолик, дедушка фиксиков Дедус, а также одноклассники Симки Файер, Игрек, Шпуля и Верта. Они все разные, с разными характерами и особенностями, но если перед ними настает какая-нибудь беда, они сразу же забывают о своих разногласиях и совместно решают проблему любой сложности. Питаются фиксики энергией различных приборов, если фиксик заряжается энергией автомобиля – он становится быстрее, если компьютера – становится умнее, а если часов, то становится более точным и пунктуальным. Маленькие человечки не сидят на месте всё время перемещаясь внутри приборов и механизмов. Крылатые фразы:

    - «Бозон Хиггаса есть? А если найдем?»

    - «Я не ленивый, я энергосберегающий»

    - «Родители имеют свои плюсы и минусы – как любой источник питания!»

    - «Тыдыщ. Все готово»

    - «Тыдыщ!» - это победный клич фиксиков,когда работа завершена и прибор починен, при этом фиксик выбрасывает вверх руку с тремя оттопыренными пальцами.
    2.2 Языковые средства выразительности, используемые при создании крылатых выражений
    Интонация - средство выразительности звучащей речи, с помощью которой выражаются различные чувства: торжественность, насмешка, гнев, грусть и т.д. Образуется с помощью расспауз, расстановки ударений, темпа речи, степени громкости, тембра. Оригинальная интонация свойственна всем мультипликационным выражениям, но есть такие, которые стали популярны именно интонацией.

    - «Ух! Я такая, нету слов!» «Маша и Медведь»

    - «Главное – красиво поклониться!» «Маша и Медведь»

    - «Я такая фотографичная!» «Маша и Медведь»

     

    Каламбур– игра слов, использование звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта.
    Ирония - насмешка, притворство - сопровождает большинство крылатых фраз:

    -«Когда усы вырастут, тогда и посмотрим»

    - «Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят» «Крепость: щитом и мечом»

    - «Отчего это на тебя люди добрые с ножом кидаются?» «Крепость: щитом и мечом»

    - «Родители имеют свои плюсы и минусы – как любой источник питания!» «Фиксики» 

    Сниженные формы– просторечия, жаргоны:

    • «Ну кто ж так прощается-то?!» «Маша и Медведь»

    • «Ути, моя красотулечка!» «Маша и медведь»

    • «Ниче себе мама: рычит, как грузовик» «маша и Медведь»

    • «Ох ты, щегол, зеваешь?! Чуть ведь не зашиб!» «Князь Владимир»


    Тавтология– повтор слов, близких по смыслу и звуковому составу:

    - «Это когда сердце сильно - сильно бьется, и то в жар бросает, то в холод, и дыхание прерывается» «Иван -царевич и Серый Волк»

    Антонимия– противопоставление:

    • «Я не ленивый, я энергосберегающий» «Фиксики»

    • «Вот я и говорю: если с кем попало дружить, домик нужно строить побольше и попрочнее» «Маша и Медведь» 

    • «Мишка, да сними меня же с этой швабры! Пока у меня нос не вырос» «Маша и Медведь»

    Пародии - комическое подражание:

    • «Я не ленивый, я энергосберегающий» «Фиксики»

    Дефект речи или неправильное произношение слова:

    - «Тыдыщ. Все готово» «Фиксики»

    Заключение
    Эта работа позволила мне подробно ознакомиться с современными популярными мультфильмами, историей афористикой как видом искусства, пересмотреть и проанализировать любимые мультфильмы. Выполнив поставленные задачи, я пришли к таким результатам:

    Выясняя принадлежность мультипликационных выражений к определенному жанру, вначале изучения афористики как видом словесного творчества заметила, что в некоторых источниках нет четкости в определениях жанров афористических терминов, образованных не от корня слова «афоризм». Это «изречение», «апофегма», «максима», «сентенция», «гнома». Нечеткость афористической терминологии способствует вольному обращению со словом «афоризм», ему синонимичны в некоторых пособиях и изречение, и парадоксы, и крылатые выражения и др. Так в современной афористике некоторых учёных, например филолог Корявцев А., считают затруднительным вопросом выделение четким жанров. «Афоризмом можно считать любое более или менее содержательное высказывание», - считает ученый и выделяет особый вид афоризма – юмористический афоризм.

    - все же афоризм как самостоятельный вид словесного творчества следует отличать от высказываний, извлеченных из определенного литературного текста, особенно принадлежащих не автору, а персонажу. Такие высказывания следует называть крылатыми фразами, так как они связаны с текстом произведения. Афоризмы отличаются от крылатых слов своей логико-синтаксической законченностью и самостоятельностью, тогда как крылатые фразы – это образные выражения. Крылатые выражения являются объектом изучения фразеологии, а не афористики. Литературный энциклопедический словарь даёт более точный, на наш взгляд, ответ на вопрос об отнесенности жанра мультипликационных фраз. Иногда выражения популярны не только потому, что в них сказано, а только потому, кем они сказаны. Тогда как настоящий афоризм ценен сам по себе, своей точностью и неожиданной формой и для него характерен обобщающий смысл, поэтому мультипликационные фразы нужно отнести к крылатым выражениям.

    - в образовании мультипликационных выражений используются различные языковые средства: например интонация, ирония, пародии, дефект речи и другие.Крылатыми выражениями следует называть высказывания, извлеченные из определенного литературного текста, принадлежащему не автору, а герою. Это образные выражения, связанные с текстом произведения.

    Бывают выражения популярны не только потому, что в них сказано, а только потому, кем они сказаны.

    В образовании мультипликационных выражений используются различные языковые средства - это интонация, пародии, ирония, дефект речи.

    Анализ крылатых фраз из мультфильмов как языкового явления позволил сделать следующие выводы:

    - употребление известных выражений в речи влечет собеседника в своеобразную интеллектуальную игру.

    - снимает напряжённость ситуации в общении, поднимает настроение, помогает задержать внимание собеседника.

    - сделать разговорную речь эмоциональнее.

    - заменить длинное скучное объяснение.

    Мультипликационный кинематограф и образы его героев являются показателями определённых моральных норм и ценностей своего времени, добра и счастья, дружбы и взаимопонимания, свободы и независимости. Мультипликационные крылатые фразы являются не только интересным средством общения, но и богатством русского языка.

    Список использованной литературы
    1. Антология афоризмов.М,1993.

    2.Георгиев С.Г. Иван Царевич и серый волк. Кино-классика. — М.: Эгмонт, 2012. — 80 с.

    3. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой.

    Этюды по истории и теории социологии. М., 2003.

    4. Елецкая М. Хороший и плохой. Журнал «Человек», 2008, №2.

    5. Захарова М. Языковая игра как факт. Журнал «Знамя», 2006, №5.

    6. Корявцев А. Афоризм как литературный жанр. Журнал «Урал», 2003, №3.

    7. Литературный энциклопедический словарь. - М.: 1987.

    8. http://www.myltik.ru

    9. http://ru.wikipedia.org

    10. http://mults.




    написать администратору сайта