Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Введение Актуальность

  • Гипотеза: Сегодня между людьми происходит интенсивный обмен информацией. Необходимы способы шифрования и защиты информации. Цель работы

  • 2. История развития криптографии

  • 4. Шифры, криптограммы в литературных произведениях

  • «Золотой Жук» Эдгара По.

  • «Пляшущие человечки» Конан Дойля

  • Криптографические преобразования А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова.

  • Отчет по практике. Шифры. отчет по практике. Криптография в литературных произведениях


    Скачать 73.07 Kb.
    НазваниеКриптография в литературных произведениях
    АнкорОтчет по практике. Шифры
    Дата29.01.2023
    Размер73.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаотчет по практике.docx
    ТипДокументы
    #910052

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    Курганский государственный университет

    Кафедра «Методика обучения естественным наукам и математике»

    ОТЧЁТ

    по научно-исследовательской работе

    (практики по получению первичных навыков научно-исследовательской деятельности)

    на тему

    «Криптография в литературных произведениях»

    Студент группы ПФЗ-4450420у _______________/Катаева А.В./

    Направление 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)

    Направленность «Математика и информатика»

    Руководитель практики

    к. ф-м. н., доцент /Косовских С.В./

    Оценка_____________________/___________________/ Косовских С.В./

    Курган 2022

    Оглавление:

    1.Введение

    2

    2. История развития криптографии

    5

    3. Виды шифров

    9

    4. Шифры, криптограммы в литературных произведениях

    11

    «Золотой Жук» Эдгара По

    11

    «Жангада» Жюль Верна

    13

    «Пляшущие человечки» Артура Конан Дойля

    17

    Криптографические преобразования А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова.

    18

    «Цифровая крепость» Дэна Брауна

    19

    5. Заключение

    22

    6. Литература

    23

    1. Введение

    Актуальность:

    С давних времен люди пытались скрыть ту или иную информацию от посторонних глаз. В наше время, когда все больше обмениваемся разной информацией, шифрование стало надежным и важным условием нашей безопасности. Для реализации мер безопасности используются различные способы шифрования (криптографии).  Защита информации - одна из самых технологичных и засекреченных областей современной науки. Поэтому тема моей исследовательской работы современна и актуальна.

    В своей работе я объяснила значение слова «криптография». Изучила виды и способы кодирования текста, рассмотрела литературные произведения, содержащие шифр для тайной передачи информации. Итогом работы стало проведение анкетирования среди учащихся моей школы и создание собственного зашифрованного текста.

    Гипотеза:

    Сегодня между людьми происходит интенсивный обмен информацией. Необходимы способы шифрования и защиты информации.

    Цель работы:

    Показать использование шифров в художественных произведениях.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с историей криптографии;

    2. Рассмотреть основные виды шифров;

    3. Рассмотреть шифры в литературных произведениях;

    Математика - одна из древнейших и сложнейших наук. Наверное, поэтому многие считают ее скучным, «сухим» предметом. Но, на наш взгляд, это не так, ведь математика успешно сотрудничает с гуманитарными науками. А гуманитарные науки - это, прежде всего, литература, которая воспитывает эмоции, чувства, переживания. Следовательно, гуманизация общества приводит к актуализации точных дисциплин. Человеку необходимо развиваться всесторонне: математика помогает в этом, улучшая логику мышления, сосредоточенность на определенном предмете, гуманитарный вклад состоит в том, что личность раскрывается духовно, появляется понимание к чувствам и переживаниям окружающих. Но сразу возникает вопрос: что их связывает? Нитей переплетения этих наук множество, но мы бы хотели затронуть одну из них - криптографию.

    Основные термины криптографии

    Слово криптография произошло от греческого слова «крипто»- часть сложных слов, указывающих на какое-либо скрытое, тайное действие или состояние.

    Криптография – это тайная система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных в это дело лиц. Таким образом, одни (шифровальщики) стараются сделать некоторый текст недоступным для посторонних, а другие (дешифровальщики) - разгадать его.

    Шифр - способ, метод преобразования информации с целью защиты от незаконных пользователей.

    Информация - основное понятие научных направлений, изучающих процессы передачи переработки и хранения различных данных.

    Шифрование - процесс применения шифра к защищаемой информации, то есть преобразование защищаемой информации в шифрованное сообщение с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.

    Дешифрование - процесс обратный шифрованию, то есть преобразование шифрованного сообщения в защищаемую информацию с помощью определенных правил, содержащихся в шифре.

    Ключ – сменный элемент шифра, который применен для шифрования конкретного шифрования.

    Мы указали на особенности языка криптографии для понимания содержательной части контекста. А теперь хотелось бы обратиться к ее истории.

    2. История развития криптографии

    Криптография известна с древнейших времен. В исторических документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии имеются сведения о системах и способах составления шифровального письма. В древнеиндийских рукописях изложены 64 способа преобразования текста, в частности написание знаков не по порядку, а по определенным правилам. Более достоверные сведения о применяемых системах шифров относятся к периоду возникновения древнегреческих государств. Потребителями криптографии в этот период являлись структуры административной и религиозной власти. Плутарх сообщает, что жрецы хранили тексты прорицателей в зашифрованном виде. Э.Шюре в книге "Великие посвященные" пишет, что "с великим трудом и большой ценой добыл Платон один из манускриптов Пифагора, который никогда не записывал свое эзотерическое учение иначе, как тайными знаками и под различными символами". Там же отмечается, что Аристотель получил от Платона шифрованный текст Пифагора.

    В период расцвета арабских государств (VIII век н.э.) криптография получила новое развитие. Да и само слово "шифр" арабского происхождения, как и "цифра". В 855 году появилась "Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности", в которой приводится описание систем шифров, в том числе и с применением нескольких шифроалфавитов. В 1412 году была издана 14-томная энциклопедия, составителем которой являлся Шехаб аль-Кашканди. В данной энциклопедии содержится раздел о криптографии, где дано описание всех известных автору способов шифрования, а также упоминается о криптоанализе системы шифра, который основан на частотных характеристиках открытого и шифрованного текста. Приводится также частота встречаемости букв арабского языка на основе маркировки текста Корана. Шифр простой замены, когда буквам алфавита ставятся в соответствии другие буквы того же алфавита, был известен до Рождества Христова, так, в Спарте в V-VI веке до н.э. существовала хорошо развитая криптография. К этому же времени относятся возникновение специального жезла для шифрования – "сцитала", применяемого для шифра перестановки. Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий ученый, ученик Платона и учитель Александра Македонского, обладал почти всеми доступными в то время знаниями. В криптографии он известен как автор способа вскрытия шифра сцитала.

    В XV-XVIII веках в математике были заложены основы аппарата, применяемого в криптографии для анализа шифров и дешифрования. Основным средством для шифрования становятся коды.

    Между мировыми войнами XX века во всех ведущих странах появились электромеханические шифросистемы, обладавшие как высокой скоростью обработки информации, так и высокой стойкостью. Считалось, что данные системы невозможно дешифровать и что наступил конец успехам криптоаналитиков, однако впоследствии это мнение было опровергнуто. Все воюющие стороны достигли значительных успехов во взломе шифросистем противника, а шифровальные службы стали непосредственными участниками военных действий.

    Теоретическое открытие, оказавшее серьезное влияние на развитие криптографии, было сделано в работе американского инженера К. Шеннона "Теория связи в секретных системах", выполненной в 1945 году и опубликованной в 1949 году, и работе советского ученого-радиотехника В.А. Котельникова "Основные положения автоматической шифровки" от 19 июня 1941 года. В данных работах были сформулированы и доказаны необходимые и достаточные условия недешифруемости системы шифра. Они заключаются в том, что получение противником шифротекста не изменяет вероятностей используемых ключей. При этом было установлено, что единственным недешифруемым шифром является так называемая лента одноразового использования, когда открытый текст шифруется с помощью случайного ключа такой же длины. Однако это делает абсолютно стойкий шифр очень дорогим в эксплуатации.

    В 70-х годах была опубликована революционная работа «Новые направления в криптографии» молодых американских ученых У.Деффи и М.Хеллмана. В это время количество публикаций по криптографии стремительно увеличилось. Тому были разные причины: с одной стороны, постоянное расширение областей применения криптографии; с другой – новизна и привлекательность для ученых математических моделей и задач, которые возникают из потребностей криптографии. И наконец, именно в это время сформировались все атрибуты криптографии как науки: возникли направления и научные школы со своей внутренней логикой развития, появились специализированные международные журналы, сложилась практика ежегодного проведения международных конференций.

    С 70-х годов сфера применения криптографии начала расширятся, криптография стала гражданской отраслью, то есть криптографические средства начали применяться для защиты коммерческой информации.

    С распространением компьютерных технологий проблематика криптографии преобразилась и пополнилась многочисленными задачами, не связанными непосредственно с засекречиванием информации, как-то: разработка систем электронной цифровой подписи, протоколов выборов; подписание контракта и идентификация удаленных пользователей: методы защиты от навязывания ложных сообщений и систем электронных платежей и т.д.

    Издавна люди изыскивали способы уберечь некоторые важные сообщения от посторонних глаз. Тайнопись практиковалась еще на заре цивилизации. Когда греки, жившие в Персии, услышали, что царь Дарий хочет вторгнуться на Пелопонесский полуостров, они выцарапали на доске тревожную весть и сверху наложили гладкий слой воска. Получилась восковая пластина, на ней написали безобидный текст и отправили в Спарту. Георгия, жена спартанского царя Леонида, догадалась, что блестящая восковая исписанная поверхность скрывает нечто важное. Она соскоблила воск и обнаружила послание, которое предупреждало греков о готовящемся нападении Дария и помогло отразить его.

    Один древний царь, например, обрил голову гонца и написал на ней послание. Гонца отослал к своему союзнику лишь тогда, когда волосы на его голове отросли.

    Развитие химии дало более удобное средство – симпатические чернила, записи которыми на видны до тех пор, пока бумагу не нагреют или не обработают каким-либо химикатом.

    Но чаще всего для тайнописи применялись шрифты. Сначала шрифты были не сложными. Например, русские дипломаты XV - XVI в., стремившиеся сохранить тайну переписки, применяли «тарабарскую грамоту», в которой все гласные буквы оставались неизменными, а согласные друг на друга по следующей схеме: (в первой строке согласные идут в обычном порядке, а во второй — в обратном). Например, вместо «Великий государь» получилось «Шеситий чолуцам». Это шифр очень несложный. «Тарабарская грамота» относится к шифрам, в которых каждая буква заменяется определенным знаком - другой буквой, цифрой или изображением.

    Сначала шифрами пользовались пираты, отмечая расположение кладов, алхимики, купцы, заговорщики. Впоследствии дипломаты, стремящиеся сохранить тайны переговоров, военачальники, скрывающие от противника отданные распоряжения, разведчики и другие. Особенно часто политики пользовались тайнописью при ведении военных действий, чтобы передать по назначению важную, секретную информацию; скрыть истинные содержания от противника. Примером тому служат многие исторические события.

    3. Виды шифров

    В криптографии существует множество видов шифров.

    Практически любой, даже самый сложный шифр представляет собой комбинацию простейших. Всего существует два вида простейших шифров, это:

    шифры замены

    шифр перестановки.

    Шифр замены.

    Такой шифр характеризуется тем, что отдельные части сообщения (буквы, слова, ...) заменяются на какие-либо другие буквы, числа, символы и т.д. При этом замена осуществляется так, чтобы потом, по шифрованному сообщению, можно было однозначно восстановить передаваемое сообщение.

    В классической криптографии различают 4 разновидности шифров замены:

    Простая замена, или одноалфавитный шифр. Каждая буква открытого текста заменяется на один и тот же символ шифртекста.

    Омофонная замена. Аналогична простой замене с единственным отличием: каждой букве открытого текста ставятся в соответствие несколько символов шифртекста. Например, буква "А" заменяется на цифру 5, 13, 25 или 57,а буква "Б" — на 7, 19, 31 или 43 и так далее.

    Блочная замена. Шифрование открытого текста производится блоками. Например, блоку "АБА" может соответствовать "РТК", а блоку "АББ" — "СЛЛ".

    Многоалфавитная замена. Состоит из нескольких шифров простои замены. Например, могут использоваться пять шифров простой замены, а какой из них конкретно применяется для шифрования данной буквы открытого текста, — зависит от ее положения в тексте.

    Шифр перестановки.

    В шифре перестановки буквы открытого текста не замещаются на другие, а меняется сам порядок их следования, то есть символы сообщения переставляют по определенному алгоритму. Например, в шифре простой колонной перестановки исходный открытый текст записывается построчно (число букв в строке фиксировано), а шифртекст получается считыванием букв по колонкам. Расшифрование производится аналогично: шифртекст записывается поколонно, а открытый текст можно затем прочесть по горизонтали.


    4. Шифры, криптограммы в литературных произведениях

    В разных художественных произведениях герои, разгадав тайну зашифрованного текста, могут спасти человеческую жизнь, предупредить об опасности смогут отыскать клад. Шифрование текстов использовано в повести «Золотой Жук» Эдгара По, «Жангада» Жюль Верна, «Пляшущие человечки» Артура Конан Дойля. Таинственные документы, содержание которых выясняется лишь в конце произведения, - излюбленный прием и Жюля Верна. Достаточно вспомнить его романы «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли». Пожалуй, менее известен роман Жюля Верна «Жангада (Восемьсот лье по Амазонке)».

    В современной литературе писатели стали чаще использовать различные шифры в своих произведениях. Самое известное произведение «Цифровая крепость» Дэна Брауна.

    «Золотой Жук» Эдгара По.

    Главные герои повести «Золотой Жук» Уильям Легран; слуга Юпитер. В повести пираты шифровали свои послания. Обратимся к тексту:

    «Я снова стал нагревать пергамент, постепенно усиливая огонь, но это не дало мне ничего нового. Тогда я решил, что, быть может, мешает грязь, наросшая на пергамент. Я обмыл его теплой водой. Затем положил его на железную сковороду, повернул вниз той стороной, где был нарисован череп, и поставил сковороду на уголья. Через несколько минут, когда сковорода накалилась, а я вынул пергамент и с невыразимым восторгом увидел, что кое-где на нем появились знаки, напоминавшие цифры и расположенные в строку. Я снова положил пергамент на сковороду и подержал еще над огнем. Тут надпись выступила вся целиком. Легран разогрел пергамент и дал его мне. На пергаменте появились изображения черепа и козленка. Изображение козленка было на том месте, где обычно ставится подпись. Почему козленок? Потому козленок на английском языке kid, значит данный текст мог зашифровать пират по имени Kidd. Череп мог являться гербом. Между черепом и козленком, грубо начертанные чем-то красным, стояли такие знаки:



    В английской письменной речи самая частая буква —е. Далее идут в нисходящем порядке

    а, о, i, d, h, n, r, s, t, u, y, c, f, g, 1, m, w, b, k, p, q, x, z.

    Буква е, однако, настолько часто встречается, что трудно построить фразу, в которой она не занимала бы господствующего положения.

    Итак, у нас в руках уже сразу путеводная нить. Составленная таблица, вообще говоря, может быть очень полезна, но в данном случае она нам понадобится лишь в начале работы. Поскольку знак 8 встречается в криптограмме чаще других, мы примем его за букву е английского алфавита. Для проверки нашей гипотезы посмотрим, встречается ли этот знак дважды подряд, потому что в английском, как вам известно, буква е очень часто удваивается, например, в словах meet или fleet, speed или seed, seen, been, agree и так далее. Хотя криптограмма невелика, знак 8 стоит в нем дважды подряд не менее пяти раз...»

    В своей повести Эдгар По блестяще описал метод основанный на сопоставлении частоты использования различных знаков шифра и букв в обычном тексте. В этой повести зашифрованные буквы английского алфавита.

    Зашифрованный текст:

    «Хорошее стекло в трактире епископа на чертовом сту­ле - 21°13' северо-северо-восток - главный сук седьмая ветвь восточная сторона - стреляли из левого глаза мертвой головы - прямая от дерева через выстрел на 50 футов»

    Расшифровка:

    Трактир епископа - высокий скалистый утес;

    в скале ниша в виде кресла - чертов стул;

    хорошее стекло - подзорная труба;

    21°15' северо-северо-восток - указывает на направление подзорной трубы;

    она показывает на дерево, где череп;

    пустить пулю в левую глазницу;

    через выстрел прямо от ствола на 50 футов вперед - там клад.

    «Жангада» Жюль Верна

    Жюль Верн в своих романах использует прием таинственной зашифровки документов. В романе «Жангада» множество географических, исторических и этнографических фактов, прекрасны описания животного и растительного мира Амазонки. Однако наиболее увлекательны те главы, которые посвящены расшифровке документа, содержащего исповедь одного из участников преступления, совершенного на алмазных рудниках за двадцать три года до описываемых в романе событий.

    Роковое стечение обстоятельств приводит на скамью подсудимых Жоама Дакосту. Большой срок прошел с момента совершения преступления, и Жаом не в силах отвести выдвинутое против него обвинение. Только расшифровка документа может спасти ему жизнь.

    А вот текст, который должен быть расшифрован:

    СГУЧПВЭАЛЗЙРТЕПН

    ЛНФГИНБОРГЙУГЛЧАК

    ОТХЖГУУМЗДХРЪСТСЮ

    ДТПЪАРВ ЙГГИЩВ ЧЭЕЦ

    СТУЖВСЕВХАХЯФБЬБЕ

    ТФЗСЭФТХЖЗБЗЪГФБЩ

    ЙХХРИПЖТЗВТЖЙТГО

    ЙБНТФФЕОИХТТЕГИИО

    КЗПТФЛЕУГСФИПТЬМ

    ОФОКСХМГБТЖФЫГУ

    ОЮНФНШЗГЭЛАШРУА

    ЕНКОАГГНСБКС-СБУПБ

    ФЦЕЕЕГГСЖНОЕЫИОН

    РСЙТКЦЬЕАБУБТЕТАО

    ТБФЦСБЮЙПМПЗТЖПТ

    УФКАГ.

    За разгадку рьяно берется судья Жаррикес. «Будем действовать по системе, - объявил он, - без системы нет логики, а без логики нет успеха». А в успехе судья не сомневался. Он решил воспользоваться методом, блестяще описанным Эдгаром По и основанном на сопоставлении частоты использования различных знаков шифра и букв в обычном тексте:

    «…расставив по порядку буквы нашего языка от наиболее к наименее употребительным, я составил азбуку и поставил новые буквы в документы, по принципу нашего бессмертного аналитика Эдгара По, а затем попробовал его прочесть… И представьте, у меня ничего не вышло».

    Анализ текста приводит судью к уверенности, что ключом к шифру является число. Он подробно объясняет сыну обвиняемого Маноэлю, как был зашифрован документ:

    «Давайте возьмем фразу, все равно какую, ну хотя бы вот эту: «У судьи Жаррикеса проницательный ум». А теперь я возьму наудачу какое-нибудь число, чтобы сделать из этой фразы криптограмму. Предположим, что число состоит из трех цифр, например 4, 2 и 3. Я подписываю число 423 под строчкой так, чтобы под каждой буквой стояла цифра, и повторяю число, пока не дойду до конца фразы. Вот что получится:

    У судьи Жаррикеса проницательный ум

    4 23423 423423423 42342342342342 34

    Будем заменять каждую букву нашей фразы той буквой, которая стоит после нее в алфавитном порядке на месте, указанном цифрой. Например, если под буквой А стоит цифра 3, вы отсчитываете три буквы и заменяете ее буквой Г.

    Если буква находится в конце алфавита и к ней нельзя прибавить нужного числа букв, тогда отсчитывают недостающие буквы с начала азбуки.

    Доведем до конца начатую криптограмму, построенную на числе 423 – взятом произвольно, не забудьте! – и фраза которую вы знаете, замениться следующей:

    ЧУЦИЮЛКВУФКНЙУЧУТСЕК ЩЦФИПЮРЯЛЦР».

    После того как судья приходит к выводу, что криптограмма основана на числе, его уверенность в возможности расшифровки документа сменяется полным пессимизмом. Подсчет, проведенный Жаррикесом, показывает, что поиск ключа перебором всевозможных комбинаций, состоящих не более чем из 10 цифр, потребует более трех веков! Одна попытка сменяется другой, и, наконец, судья из аналитика превращается в игрока, пытающегося наудачу отгадать заветное число.

    Наступает день казни. Жоама Дакосту ведут на виселицу …

    Все оканчивается благополучно. Выручает счастливый случай. Другу Жоама удается узнать, что автора криптограммы звали Ортега. Поставив буквы О, Р, Т, Е, Г, А под последними шестью буквами документа и подсчитав, на сколько эти буквы по алфавиту сдвинуты относительно букв криптограммы, судья, наконец, находит ключ к документу:

    О Р Т Е Г А

    4 3 2 5 1 3

    Т У Ф К Д Т

    Но Жаррикес мог расшифровать криптограмму и не дожидаясь счастливой случайности. Самое удивительное то, что судья прошел практически весь путь до отгадки. Как говориться, ключ лежал у него в кармане.

    Вернемся к тексту романа. Вот рассуждения Жоррикеса, ведущие к решению задачи: «Я уверен, что в документе упоминается Жоан Дакоста. Если бы строчки были разделены на слова, то мы могли выделить слова, состоящие из семи букв, как и фамилия Дакоста, и, пробуя их одно за другим, может быть и отыскали бы число, являющееся ключом криптограммы».

    Маноэль возражает судье: «Ну, что ж! Если имя Дакосты упоминается, тогда, принимая одну за другой каждую букву этих строк за первую из тех семи, что составляют его имя, мы в конце концов найдем его».

    Это один из путей к решению задачи! Перебор не так уж велик. Текст состоит из 252 вариантов. В один прекрасный момент, записав над фрагментом ЙБНТФФЕ слово ДАКОСТА, мы определили бы последовательность цифр 5134325. Естественно предположить, что последняя цифра 5 – начало следующего периода:

    ДАКОСТА

    5134325134325134…

    ТГОЙБНТФФЕОИХ…

    В место ключа 432513 мы нашли его циклическую перестановку 513432, что ни в коей мере не мешает расшифровке текста. Ключ шифра – шестизначное число. Весть текст криптограммы разбиваем на шесть наборов букв. В первый набор входят: 1-я, 7-я, 13-я, … 6k +1, и т.д. буква. Во второй набор входят 2-я, 8-я, 14-я, … 6k +2, и т.д. буква. … В шестой набор входит 6-я, 12-я, 18-я, … 6k +6, и т.д. буква, k = 0, 1, 2, … 41. В каждом наборе по 42 буквы, подсчитываем сколько раз буквы алфавита входят в каждый из наборов. Наиболее часто употребляемые буквы А, Е, И, О можно посчитать общее число их вхождений в первоначальный текст при различны величинах сдвигах от 0 до 9.

    Расшифровка:

    «Настоящий виновник кражи алмазов и убийства солдат охраны в ночь на двадцать второе января тысяча восемьсот двадцать шестого года не Жоам Дакоста несправедливо приговоренный к смерти, а я несчастный служащий управления алмазного округа. Да я один, в чем подписываюсь своим настоящим именем. Ортега»
    «Пляшущие человечки» Конан Дойля

    «Пляшущие человечки» - детективный рассказ Артура Конан Дойля, написанный в 1903 году, об очередном расследовании Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

    Конан Дойл применил шифр, в котором каждая буква заменяется определенным знаком – изображением человечка.

    Примеры шифровок:

    1.


    2.


    3.


    «Флажки» у человечков означали границы слов.

    «Ключ» к разгадке шифра - в законах языка:

    • повторяемость гласных чаще чем согласных букв;

    • чаще повторяются О, А, Е (в русском языке);

    • логическая связь слов.



    Криптографические преобразования А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова.

    Криптография оказала влияние и на русскую литературу. Нередко в виде игры авторы скрывали свое имя. Криптографией увлекался в молодости наш великий поэт А. С. Пушкин. В юные годы он использовал для подписи следующие “криптографические” преобразования. Одна из подписей: НКШП, что означало инвертированную фамилию с пропуском гласных букв: НиКШуП. Другая подпись: 1…14…16. Здесь буквы имени заменены на номера букв в русском алфавите: 1 = А, 14 = Н, 16 = П. Подпись АНП – Александр НикшуП.

    Гораздо более интересно использование шифров в письмах Грибоедова к своей жене из Персии. Они были сделаны через накладываемый на лист бумаги трафарет, в котором были вырезаны отдельные окошки под буквы. Написав донесение через трафарет, Грибоедов дописывал разбросанные по листу буквы в связный текст так, чтобы он содержал письмо жене и отправлял его с обычной почтой. Российские секретные службы перехватывали это письмо, или, как принято говорить, перлюстрировали, расшифровали, а затем доставляли адресату. По-видимому, жена его не догадывалась о двойном назначении этих посланий. Отметим большое остроумие примененного шифра и хорошую надежность; имея отдельное письмо, вскрыть шифр практически невозможно, а переписывание текста от руки разрушало шифровку, поскольку буквы неизбежно сдвигались по месту расположения.

    Широкое распространение получил акростих – это текст, сложенный из начальных букв каждой строки. Например, в стихотворении, написанном русским поэтом Николаем Гумилевым в 1913 году и адресованное любимой женщине:

    «АННА АХМАТОВА»

    Ангел лег у края небосклона,

    Наклонившись, удивлялся бездне;

    Новый мир был синим и беззвездным.

    Ад молчал, не слышалось ни стона.

    Алой крови робкое биение,

    Хрупких рук испуг и содроганье

    Миру снов досталось в обладанье

    Ангела святое отраженье.

    Тесно в мире, пусть живет, мечтая

    О любви, о свете и о тени,

    В ужасе предвечном открывая

    Азбуку своих же откровений".
    «Цифровая крепость» Дэна Брауна

    В книге рассказывается о секретном ключе, который создал талантливый японский ученый Энсей Танкадо, бывший работник АНБ. Он создал мощный шифр, не поддающийся взлому даже таким мощным компьютером, как «Транстекст.

    Танкадо выступал против вторжения в личную жизнь пользователей Интернета, и считал, что отслеживание личных сообщений – это нарушение тайны переписки. Но АНБ не слушало его и не придавало его словам особого значения. Так как главной задачей Агентства национальной безопасности является защита страны в целом от террористических атак, а не защита личных интересов каждого американца.

    Внезапно о созданном коде анонимным разработчиком узнает начальник отдела криптографии Страмон. Сначала он пытался своими силами расшифровать ключ, но 5 часовые тесты не дали положительного результата. Тогда начальник отдела позвал на помощь прекрасного криптографа Сьюзан. Она прославилась в узких кругах умопомрачительными способностями взламывать любые сложные комбинации. Но в новом задании она столкнулась с проблемой – новый код не поддается дешифровке, что противоречит всем законам арифметики.

    При этом в ходе сюжета узнается, что Танкадо создал всего две копии пароля от его программы. Один - всегда при нем, второй – у доверенного лица, который разместит ключ в свободном доступе, если с Танкадо что-то произойдет. То есть – это было гарантом неприкосновенности ученого. Но, «…в минуты смерти, все обретает предельную ясность», у японца случается сердечный приступ, и он умирает при странных стечениях обстоятельств.

    Позже как оказалось, секретный алгоритм был обычным вирусом. Но предотвратить его последствия все равно необходимо, поэтому поиски кольца Дэвид не останавливает, даже несмотря на угрозу жизни.

    Во время активной работы с АНБ программой Сьюзан и Страмона, при загадочных обстоятельствах компьютер «Транстекст» взрывается, в результате чего погибает начальник отдела криптографии, а Сьюзан остается жива. Но даже это не дает повода для опускания рук. Ведь главная цель АНБ – защитить данные страны.

    Сотрудники безопасности в режиме онлайн отслеживают каждое движение вируса, который взламывает защиту данных. У АНБ есть всего несколько часов, чтобы предотвратить публикацию засекреченной информации в открытом доступе. Для того чтобы воспрепятствовать всему этому, необходимо ввести пароль, который написан на кольце Танкадо. Время идет на минуты.

    И у Дэвида получается завладеть кольцом японца. Раненый, но спасшийся от киллера, он приносит ключ в АНБ. После прохождения ребусов оказывается, что секретным кодом выступает всего лишь одна цифра 3. Сотрудники АНБ успевают ввести ключ в программу, зараженную вирусом, и сохранить секретную информационную базу США в безопасности.

    5. Заключение

    Рассмотрев использование криптографии в литературе и в жизнедеятельности талантливых людей, изучив особенности шифровок и криптограмм в произведениях Эдгара По, Артура Конан Дойля , Жюля Верна, Дэна Брауна мы видим почему шифры всегда вызывают неподдельный интерес. Человек всегда ищет ключи к разгадкам тайн. Поэтому криптография будет актуальна еще очень долго. Как-то Гумилев подметил:

    А для низкой жизни были числа,

    Как домашний подъяремный скот,

    Потому что все оттенки смысла

    Умное число передает

    Я полностью согласна с поэтом, ведь числа всегда использовались в быту, в практической жизни человека, но предназначены они не только для этого, цифры передают высокие помыслы человека, его намерения, желания, самые сокровенные тайны души, и по сей день одной из загадок человека является криптография, которая способно посредством «умного числа» передать все оттенки смысла слова.

    В будущем роль криптографии будет возрастать в связи с расширением ее областей приложения. Знакомство с криптографией потребуется каждому пользователю электронных средств обмена информацией.

    6. Литература.

    1. Газета «Математика», № 8, 2003г.;

    2. Газета «Математика», № 19, 1998 г.;

    3. Газета «Математика», № 9, 2006г.;

    4. Журнал «Математика в школе», № 1, 1999 г.;

    5. Журнал «Квант», № 1, 1995г.;

    6. Я.И. Перельман, «Живая математика», 1995г.

    7. Волкова Ю., «Тайны тайнописи»// http://www.technofresh.ru/technology/appearance/cryptography-1.html

    8. Дэвид Кан, «История возникновения криптографии»// http://www.elitarium.ru/2004/07/22/page,1,istorija_vozniknovenija_kriptografii.html

    9. Волчков А, «Современная криптография» //http://www.osp.ru/os/2002/07-08/181699/

    10. Золотой жук : Повесть Эдгара По. - Санкт-Петербург : А. Смирдин (сын) и К°, 1858. - 54 с.; 18.

    11. Пляшущие человечки [Текст] / Артур Конан Дойл ; [пер. с англ. М. Н. Чуковской и др.]. - Москва : Эксмо, 2012. - 380, [1] с.

    12. Жангада [Текст] / Жюль Верн ; [пер. с фр. Е. М. Шишмаревой]. - Москва : ACT [и др.], печ. 2010. - 318, [1] с. : ил.; 21 см. - (Зарубежная классика).

    13. Браун, Дэн. Цифровая крепость : [роман] / Дэн Браун ; [пер. с англ. А.А. Файнгара]. – Москва : Издательство АСТ,2021.-448с.


    написать администратору сайта