Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии описания племён

  • ЭТО ОТВЕТ НА 1-3 критерии

  • История Домашка. Критерии описания племён


    Скачать 31.05 Kb.
    НазваниеКритерии описания племён
    Дата15.10.2020
    Размер31.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория Домашка.docx
    ТипДокументы
    #143212

    Домашняя работа по Истории

    Саки, Сарматы, Кимаки, Гуны. Тюркский каганат; Западно-тюркский; Записать таблицу на стр.68

    Критерии описания племён:

    1. Племена;

    2. Область;

    3. Время и эпоха;

    4. Тип хозяйства,

    5. Состав стада/транспорт;

    6. Тип поселения и жилища;

    7. Особенности

    Саки

    1. В VIII-III веках до н. э. не­объятные пространства современной Центральной Азии населяли многочисленные племена с собирательным названием «сак». По­нятие «сак» в целом означало «свободный человек», «храбрый, от­важный мужчина (воин)». Кроме того, это слово можно понять, как «сак бол» — «быть бдительным».

    2. Саки-тиграхауда — саки, носившие остроконечный головной убор, населяли территории Сыр-Дарьи, Семиречья (Жети-Суу) и Тянь-Шаня.
      Саки-парадарайя населяли южную часть Средней Азии, до­лины Семиречья (Жети-Суу), побережья Аральского моря в ниж­нем течении рек Сыр-Дарья и Аму-Дарья.
      Территории северных районов Кыргызстана населяли саки-ти-грахауда, южных районов — саки-хаомаварга.

    3. Сакские племена возглавлял царь. Он решал вопросы войны и мира, был и военачальником, и жрецом. Царская власть осу­ществлялась совместно с Советом старейшин. В случае смерти царя власть переходила к брату или сыну

    4. Хозяйство саков. Саки в основном занимались скотоводством .Саки выращивали разные виды скота, но в основном лошадей. Но и возле их скотоводческих зимовок были небольшие площади для земледелия.

    5. Саки вели кочевой образ жизни. Кочевали обычно вокруг водных источников - от колодца к колодцу, от озера к озеру. По сведениям Геродота, на зимовках саки жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой. Во время охоты или войн саки использовали куйме (юрту на повозке), своеобразные дома - кибитки.

    Юрта устанавливалось на четырех- или шестиколесную повозку. Куйме были двухколесными. Военные куйме запрягались лошадьми. Большие куйме, груженные имуществом, тянули пара лошадей и верблюды.


    1. Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.

    Группа

    Особенности

    Одежда

    Войны

    на индоиранском  назывались«ратайши»(«колесничие»)

    красная и желто- красная.

     Жрецы

    отличительные атрибуты - жертвен­ные чаши и особые головные уборы

    Носили

    белую

    одежду.

    Скотоводы и земледельцы

    «восьминогие», так как пахали землю

    плугом с помощью

    запряженных в них двух быков.

    Носили

    желтую

    и синию одежду

    Основную массу населения составляли садовые общинники - скотоводы.

    Если сакский юноша хотел жениться на девушке, он должен был сперва помериться с ней силой. Проиграв, он становился ее рабом. Нa народном собрании, где решались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать на ряду с мужчинами. В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами. Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения:   
    Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах.
    Простых людей - в малых погребениях.
    Древнегреческий писатель,   историк  Ксенофонт писал о методах воспитания молодежи у саков.

    1. Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена — священной земле.

    Сарматы

    1. Сарматы появились в VII веке до н.э. в степной области к востоку от реки Дон и к югу от Уральских гор. На протяжении веков они жили в относительном мире со своими западными соседями – скифами. Как союзники, они даже участвовали в войне с персами Дария I. Но в III в. до н.э., мирные отношения сармат со скифами сменились военными столкновениями. В 280-260 гг. до н.э. скифы потеряли значительную территорию, и сарматы уже доминировали в степях Северного Причерноморья.
      ЭТО ОТВЕТ НА 1-3 критерии

    2. В жизни и быту сарматов подсобное значение имела охота. Широкое распространение получила верховая охота. На охоте пользовались луком (обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева) и использовали специально обученных собак. Посуда делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Сарматы широко использовали кожаную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п. О существовании внешней торговли у сарматов свидетельствуют находки стеклянных предметов в курганах Западного Казахстана. Стеклянные предметы, сарматы получали из восточных стран. Было широко развито ювелирное искусство. Основной вид хозяйственной деятельности сарматов - кочевое скотоводство. В основном выращивали овец и лошадей. У сарматов имелись два вида лошадей: невысокие и крепкие, приспособленные к круглогодичному содержанию и крупные скакуны для дальних походов. Сарматы разводили также верблюдов и быков. В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Урала, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. Полный перечень занятий сарматов - кочевое скотоводство, земледелие и охота.

    3. Сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.

    4. Сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.

    5. Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.
      Самыми известными памятниками, оставленными сарматами являются курганы, некоторые из них достигают высоты 8 метров. В таких курганах чаще всего находят оружие: мечи, лук и стрелы, кинжалы. Кроме оружия находят предметы керамики, изделия из бронзы (в основном украшения) и изделия из кости.

    Кимаки

    1. На территории Северного и Восточного Казахстана в эпоху развитого средневековья проживало племя кимаков.

    2. Проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтай­ских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно­тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других пле­мен. Кимаки преимущественно занимались скотоводством. Кимаки были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Они изготавливали из овечьей шерсти одежду, кошмы, арканы, когены (привязи для ягнят), буйда (веревки для привязи верблюдов), шылбыры (веревки для привязи лошадей) и другие предметы повседневного обихода. Шили и верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей делали головные уборы. Вместе с тем кимаки сами изготавливали необходимые для быта посуду, орудия труда, оружие, в том числе стрелы для лука и т.д. Это подтверждается найденными в захоронениях различными видами стрел. Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. В их захоронениях часто встречаются и гончарные изделия. Они сделаны вручную и на вид не очень привлекательны, грубо выполнены. Это говорит о том, что гончарное ремесло было развито относительно слабо. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. Среди них можно назвать различные ожерелья и женские головные уборы с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней.

    Гуны

    1. Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов.

    2. Главную роль в жизни гуннов играло скотоводство. Наряду с кочевым хозяйством вели и оседлый образ жизни. Они занимались земледелием. Особые внимание гунны уделяли военной подготовке. Основу войска составляла подвижная конница. Важную роль играли охота. Охотились также на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов. Кочевая семья жила в волосной юрте. Пол юрты застилали кошмой и коврами. Постель делали из досок и покрывали кошмой.

    3. Весь цивилизованный мир страшился гуннских племен и считал их воплощением варварства и страха. Никакое племя варваров не внушало такого страха в сердца римлян, как гунны. Эти племена никогда не занимались земледелием и вели кочевой способ жизни.
      Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. Римские историки пишут о них как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, а их вид был действительно страшен, и порой их можно было принять за двуногих зверей.
      Практически вся жизнь гуннов проходила в длительных походах, из-за этого они были вовсе не прихотливыми в пище и кулинарами их точно не следует называть. В походах они даже не употребляли вареную пищу. Не в походах еду варили в больших бронзовых котлах.
      Римский историк Приск наводит интересные, но не подтвержденные больше никем сведенья. Он говорит, что гунны построили большой город из качественных бревен и досок. Также он говорит, что гунны были очень учтивым народом и всем своим гостям предлагали сначала вино, а затем и мед. При прибытии гостя они сразу вставали и наполняли его кубок.
      В основе социальной организации гуннского общества была большая патриархальная семья. Приск говорит о том, что у них было многоженство. Известный европейских историк Энгельс говорит о том, что по форме государственного строя, империя гуннов представляла собой военную демократию.
      Особого внимания заслуживает военное дело гуннов, так как все они были чрезвычайно воинственными и посвящали свою жизнь военных налетам и походам. В бою гунны сражались в конном строю, пехоты как таковой у них было. Только Аттила, осаждая римские города, сражался в пешем строю.
      Основным оружием гуннов был короткий составной лук, и его помощью можно было вести стрельбу не только в пешем строю, но и сидя верхом на коне. Несмотря на свои малые габариты, гуннский составной лук имел очень высокую убойную силу, недооценивать ее было последней ошибкой врагов гуннов. Наконечники стрел были бронзовыми, костяными и железными.
      Для устрашения к стрелам гунны прикрепляли шарики с просверленными отверстиями. При полете такие стрелы издавали сильный специфический свист. Многие античные военные, полководцы и историки называли гуннский составной лук одним из самых совершенных видов оружия этого периода.
      Первым римским полководцем, ставшим использовать этот составной лук, стал известный Флавий Аэций. Этот новый вид вооружения помог ему долгое время отражать атаки варварских племен на протяжении нескольких десятилетий, а затем он разбил и гуннов под предводительством Аттилы.
      Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что гунны – это очень воинственное кочевое племя, пришедшее из Центральной Азии. Они стали катализатором великого переселения народов. С четвертого века нашей эры они стали представлять серьезную угрозу Римской империи. На пятый век приходиться расцвет империи гуннов. Став вождем, Аттила практически разрушил Римскую империи и содрогнул поступью своих воинов весь существующий мир. Его империя пала вскоре после его смерти, и гунны ассимилировались с другими кочевыми племенами.

    Тюркский каганат

    1. В состав населения тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе киргизы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

    2. Территория каганата: на востоке с Алтайских гор, на западе до Каспийского моря.

    Распространялась на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Персией (Ираном).

    1. VI – VII вв. – время существования.

    2. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было полукочевое скотоводство и кочевое скотоводство. Животноводческая продукция использовалась для изготовления одежды (шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения о городских поселениях. Это доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу и в Среднюю Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием.

    3. Основная масса свободных кочевников именовалась будун («народ» ) или кара будун («чёрный народ») . Напротив, каганский род и знать именовались кок («голубые») . Развитие классовых противоречий в тюркском обществе выявилось в большом движении кочевой бедноты, известном под именем восстания Абруя (583—586 гг.) . В то же время у тюрок сохранилось родовое и племенное деление, ополчения строились по родо-племенному признаку. Все свободные мужчины считались воинами. Тюрки были вооружены луками, стрелами, копьями, кривыми саблями и боевыми топориками. Но они знали уже кольчуги и шлемы.

    4. Образовался в результате восстания телесских племен против жужаней, которое было возглавлено тюрком-ашином Бумыном

    • После восстания стали контролировать все степи к востоку от Алтая

    • Расширяли земли посредством западного похода, дошли до Аральского моря, до Волги, организовав территорию от Волги до Хинганских гор

    • Вели завоевательную политику: захватили область Тохаристан (Бактрию), присоединили Согд после военной победы над ним, разбили эфталитов и стали контролировать большую часть Великого Шелкового пути, затем совершили успешные походы в Крым и в Западный Кавказ

    • Заключали торговые соглашения с Византией (с Юстином 2)

    Западно-Тюркский каганат

    1. В 603 г. западная часть Тюркского каганата обособляется в самостоятельное государство. Территория — простиралось от Восточного Туркестана до Амударьи, от Поволжья и до Северного Кавказа.

    2. С 603 по 704 года.

    3. Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Алмалык и др. Появление множество поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитие оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремёсел. Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами ещё в раннем средневековье.

    4. Наиболее крупные племена каганата: 
      уйсуны, канглы — Семиречье, район Сырдарьи;
      тюргеши — районы Балхаша, Заилийского Алатау;
      карлуки — Восточный Казахстан
      чигили — побережье Ыссык-куля;
      ягма — Восточный Туркестан.

    5. Основа Западно-Тюрского каганта – 10 племен, которые занимали земли Усуни от Каратау до Джунгарии

    • Верховная власть принадлежала кагану, а высшие титулы принадлежали тем, кто происходит из каганского рода

    • Основная часть населения – свободные мелкие общинники

    • Одни племена подчиняли себе другие, устанавливали дань для уплаты

    • Расширяли территории за счет военных походов в Тохаристан и Афганистан, и расширили территории государства до Индии

    • Совершали набеги на соседние племена, чтобы захватить рабов

    Завоеванные земли становились колониями, но там сохранялось все привычное социальное, экономическое и государственное устройство

    • Проходили постоянные междоусобицы и частная смена правителей – междоусобицы усиливали центробежные силы.


    написать администратору сайта