История Египет. Культура древнего египта
Скачать 26.39 Kb.
|
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Jenny) Древний Египет- одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Кристина) О религии додинастического периода известно очень мало. Необходимо учитывать, что письменности в то время не было, уяснить все нюансы того времени мы не в состоянии. Поэтому большую часть информации мы получаем из современной этнографии, в частности африканистики — эта дисциплина помогает понять, каким могло быть мышление древних египтян. Поэтому я полагаю, что такой сравнительный метод правомерен. Отношение египтян к религии было особенным, что оказывало влияние и на их повседневную жизнь. Древние египтяне считали, что на свою жизнь можно влиять при помощи культов. Даже мелким знакам они придавали сакральный смысл и расценивали как судьбоносные знаки. В древнеегипетских домах размещался алтарь, возле которого проводились молитвы богам, а храмы считались обителью небесных святил. В их честь совершались жертвоприношения и устраивались различные торжества. Особенностью религии древних египтян было уникальное отношение к загробному миру. Он представлялся как вечное продолжение жизни на Земле. Каждый фараон готовился к своей загробной жизни с самого рождения. Этот факт подтверждают религиозные захоронения, где рядом с покойным оставляли огромное количество необходимых в загробном мире вещей. Своеобразной «Библией» древних египтян является Книга Мертвых. Она описывает судьбу человека на Суде Осириса и дальнейшую загробную жизнь. Гор – бог земли, являлся божественным правителем Египта. Анубис – его царством был мир мертвых. Египтяне верили в загробную жизнь и очень чтили этого бога. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Оля) Дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Литература Древнего Египта наряду с литературой Месопотамии считается самой древней литературой. Понятием «египетская литература» объединяется совокупность не только собственно литературных произведений, но и всех текстов и их фрагментов, которые независимо от их назначения обладают эстетическими достоинствами и которым свойствен интерес к человеческой личности: таковы некоторые автобиографические надписи египетских вельмож, некоторые царские надписи исторического характера и т. д. На стенах гробницы, на саркофагах и на папирусах находили произведения погребальной литературы, написанные были предназначены для защиты и воспитания души в загробной жизни, в эти надписи входили магические заклинания, заговоры и лирические гимны. Кроме того, в гробницах находили копии литературных текстов, не связанных с погребальным ритуалом, и наверно предназначенных для развлечения мёртвых в загробной жизни. Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки. Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества. Единственным жанром, напрямую упомянутым самими египтянами были поучения. В преподавании ключевыми словами текстов являются «знать» и «обучить». Обычно эти тексты имеют шаблонное название «поучение сделанное … для …», где может быть указана авторитетная фигура (например, визирь или фараон), оказывающая моральное указание сыну или сыновьям. Иногда сложно определить, сколько вымышленных адресатов, так как в тексте могут использоваться как единственное, так и множественное числа. Примерами в жанре поучений можно назвать: «Поучение Мерикара»; «Поучения Птаххотепа»; «Поучения Кагемни»; «Поучение Аменемхата»; «Поучение верноподданного»; «Поучение Харджедефа»; «Поучение Аменемопе». Пророчества - cпецифический жанр египетской литературы, предсказывающий будущие бедствия. Читателей привлекала чередующаяся ритмика изложения, эмоциональная взволнованность автора, точная лексика, передающая глубокое горе. Наиболее яркий представители: « Пророчество Нефертити», где описываются возможные бедствия страны, если в Египте вспыхнет мятеж населения против власти. Религиозные тексты - мифологические сборники, заклинания, погребальные тексты. Самый яркий представитель: « Книга Мертвых», которая была одним из важнейших произведений древнеегипетской религиозной литературы. Ее главным назначением было- помогать покойнику в его опасном пути к залу загробного суда. Биографии: На стенах гробницы богатого человека от его лица записывалась вся «автобиография»: перечислялись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Прежде всего следует отметить биографию «Рассказ о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства. Сказки: Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок — папирус Весткар, посвященный историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде». Особое значение имело стилистическое единство текста. Возможно, стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они разбирали различные тексты с точки зрения стиля. И именно это позволяет нам утверждать, что Древнеегипетская литература достигла высочайшего художественного совершенства. Сами египтяне считали литературу Среднего царства классической; недаром произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших списков, а язык их служил образцом для подражания. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Катя) Живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры. Египтяне внесли большой вклад в развитие каменного строительства и скульптуры. До наших дней дошли знаменитые египетские гробницы, храмы и дворцы. Архитектура: Древнеегипетская архитектура отличается условностью, однообразием и на протяжении многовековой истории отличается консерватизмом. Небогатое разнообразие строительных материалов ограничивало методы работы мастеров и предопределяло архитектурные формы (пирамида, пилон и колонна). Пирамиды — это выдающиеся архитектурные постройки из камня, возведённые древними египтянами на западном берегу реки Нил. Они представляют собой величественные гробницы фараонов — владык Египта. Пирамиды остаются единственным из семи древних чудес света, доживших до нашего времени. Египетские пирамиды являются самыми узнаваемыми достопримечательностями в мире. Их создание, как и все древнеегипетское искусство, имело религиозную подоплеку. Дело в том, что египтяне верили, что после смерти человека душа время от времени продолжает посещать его тело. Для того, чтобы человеческое тело хорошо сохранялось, его бальзамировали, после чего хоронили. Пирамиды же служили последним пристанищем для фараонов — правителей Древнего Египта. Пирамиду начинали строить еще когда будущий фараон был ребенком. Пирамида Хеопса — самая старая среди чудес света: ее возраст составляет около 4,5 тысяч лет. Ее высота равняется 146 метрам, а геометрическая точность постройки просто поражает воображение. Не менее удивительной достопримечательностью Древнего Египта является Большой Сфинкс. Он представляет собой статую льва с лицом правителя Древнего царства — фараона Хефрена. Большой Сфинкс — это наиболее древняя и большая статуя среди всех подобных. Скульптуры:Массивная скульптура Древнего Египта отображала древнеегипетских богов, фараонов, членов царствующей династии и устанавливалась у храмов, дворцов, на площадях. В гробницах знатных вельмож сохранились примеры их портретных изображений (Ка) и ушебти, изготовленные, в поверье древних египтян, для помощи покойному в загробной жизни. Правила скульптурного изображения были строгими. Боги всегда изображались крупнее, чем фараоны, а размеры фараонов в свою очередь превосходили размеры обычных людей. Мужчин на скульптурных портретах изображали со смуглой кожей, а женщин — со светлой. Живопись: Не все изображения в Древнем Египте раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. Росписи в Древнем Египте, как и скульптуры, также выполнялись по особым правилам — канонам: голову и ноги изображали в профиль, плечи — анфас. Форму головы — в профиль, глаз — анфас. Для обеспечения сохранности рисунки покрывали слоем лака или смолы. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Сцены в гробницах представляли путешествие покойного в загробный мир и встречу с богами (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мёртвых. Театр:Традиционно считается, что в Древнем Египте не было театров, зародившихся в Древней Греции[16]. Однако, в Древнем Египте прообразом театра служили фестивали, первые упоминания о которых относятся к IV династии (ок. 2600 год до н. э.). Статуи богов выносились из храмов во время процессии и обносились по городу, чтобы вернуть обратно в храм. Во время таких праздненств, длившихся несколько дней, разыгрывались сценки и мистерии на мифологические темы, играла музыка, устраивались танцы.Музыка: Музыка Древнего Египта занимала важное место в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях — музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка отделилась от песен и начала свой самостоятельный путь развития. Музыканты в Древнем Египте питали особенное уважение. До наших дней дошли имена некоторых из них, например – Кафу-анх, бывшим певцом при дворе фараона. Ряд фараонов даже ставили памятники музыкантам рядом со своими пирамидами, как например, фараон Усеркаф, поставивший монумент Кафу-анху. На протяжении существования Древнего Египта, музыка аккомпанировала культовым обрядам, а вокал и игра на лютне имели особое значение – играть на них могли только верховные жрецы. Музыкальные занятия были первоначально прерогативой только жреческого клана, и они жестко контролировали этот процесс. В период Среднего царства все слои общества так или иначе занимались вокалом, в том числе и рабы. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ (Кристина) Египтяне знали такие науки как математика, астрономия, инженерия и ирригация, химия, медицина, вели землемерие, умело строили корабли и изготавливали фаянс. О приличном научном уровне говорит как минимум тот факт, что некоторые разработки и исследования используются до сих пор. Развитие научных знаний древних египтян было связано с хозяйственной деятельностью, в частности — с потребностью вести земледельческие работы. Чтобы правильно рассчитать начало сельскохозяйственного сезона, жрецы занимались астрономией — вели постоянное наблюдение за планетами и звёздами. Значительных успехов древние египтяне достигли в медицине. Жрецы прекрасно знали расположение внутренних органов в человеческом теле, так как им приходилось проводить процедуру мумификации умерших людей. Значимым достижением древнеегипетской анатомии было знание о кровообращении и роли сердца в этом процессе. Основной причиной болезни в те времена признавались козни злых духов, поэтому кроме лекарств египетские врачеватели активно использовали магические заклинания и молитвы. Каждый врач имел свою специализацию — от лечения зубов до лечения желудочных заболеваний. Практическая деятельность людей дала толчок для развития математики. Ремесленник должен был точно знать, в каких соотношениях нужно соединять олово и медь, чтобы выплавить бронзу. Писцы во дворах вельмож должны были точно измерить величину обрабатываемого земельного участка и количество урожая, которое можно с него собрать. Архитектор вёл сложные расчёты затрат на строительство храма или дворца, определял необходимое для выполнения этих задач количество рабочей силы и материала. Древние египтяне умели не только складывать и вычитать, умножать и делить, но и имели представление о дробях. Кроме того, именно в Древнем Египте возникла география — наука, изучающая Землю. Всеми научными знаниями в Древнем Египте обладал узкий круг жрецов. Они тщательно оберегали свои тайны от посторонних и передавали их из поколения в поколение. ВЫВОД (Jenny) Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры. Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого вавилонского народа своей цивилизацией . |