Главная страница

Кино в Якутии. кино статья. Якутский кинематограф создает фильмы в различных жанрах, начиная комедией, заканчивая фантастическими сюжетами. Самыми популярными жанрами остаются комедия, ужасы и драма


Скачать 16.67 Kb.
НазваниеЯкутский кинематограф создает фильмы в различных жанрах, начиная комедией, заканчивая фантастическими сюжетами. Самыми популярными жанрами остаются комедия, ужасы и драма
АнкорКино в Якутии
Дата10.03.2023
Размер16.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакино статья.docx
ТипДокументы
#978321

В 90-е годы в Якутии снимали кино в основном независимые авторы на непрофессиональную аппаратуру, что ухудшало качество картинки и звука, но тем не менее якутский зритель, ввиду отсутствия качественных альтернатив, смотрел эти фильмы, узнавал о новинках у своих знакомых. Распространение фильмов среди населения происходило с помощью «сарафанного радио», люди передавали друг другу фильмы на компакт-дисках, флеш-носителях. Местный зритель всегда любил и поддерживал местный кинематограф, что также внесло свой огромный вклад в развитии якутского кино. А с середины 2000 годов начался «якутский кинобум», начали выпускать по 10-20 фильмов в год. Это связано с созданием новых местных киностудий.

Якутский кинематограф создает фильмы в различных жанрах, начиная комедией, заканчивая фантастическими сюжетами. Самыми популярными жанрами остаются комедия, ужасы и драма.

Комедийные фильмы самый популярный жанр, ввиду своей доступности для зрителя, незамысловатым сюжетом и жизненными ситуациями и проблемами, которые типичны для каждого якутского зрителя.

Когда говорят о «якутском чуде» и самобытной кинематографии, которая возникла «из ниоткуда», часто забывают о том, что после основания студии «Сахафильм», в начале 1990-х гг., студенты из Якутии отправлялись в столичные киновузы за счет бюджета республики, а по возвращении начинали работу в национальном кино. Таким образом, обеспечивался приток хороших кадров, получивших образование во ВГИКе и других профильных вузах. 

С самого основания студии «Сахафильм» кино в республике стали снимать на якутском языке — это часть официальной политики по развитию и сохранению традиционной культуры коренных народов. Студия выполняла госзаказ на съемки этнографических, историко-патриотических фильмов, экранизации классиков национальной литературы. 

Первым масштабным проектом, о котором узнали и за пределами Якутии, стал фильм «Тайна Чингис Хаана», режиссером которого выступил на тот момент министр культуры республики Андрей Борисов. Бюджет в $10 млн был неслыханным для якутского кинематографа, а съемки проходили не только внутри республики, но и в Монголии, Бурятии, на Алтае и в пустыне Гоби. Фильм не имел ожидаемого успеха и не окупился, но проект дал еще один толчок развитию национального кино. Провинциальные кинематографисты получили опыт работы на по-настоящему крупном проекте, а студия для съемок была оснащена по последнему слову техники. Кстати, оборудование и костюмы, приобретенные для «Чингис Хаана», используются и по сей день.   

Независимое кино

Параллельно с официальным кинематографом в 2010-х гг. начало развиваться и независимое якутское кино. В первую очередь появление режиссеров-самоучек связано с началом эпохи цифровой техники, делающей кинопроизводство доступным практически каждому. Именно благодаря непрофессиональным режиссерам о якутском кино заговорили и в России, и за ее пределами. При этом молодые первопроходцы зачастую делали фильмы с минимальными бюджетами и за свой счет. Так, обладатель многочисленных наград Дмитрий Давыдов (картины «Пугало», «Нет бога кроме меня», «Костер на ветру») работал учителем в школе и снимал кино во время каникул. На съемки своего дебюта он взял несколько кредитов. Затраты не окупились в прокате, зато фестивальная судьба «Костра на ветру» оказалась более чем успешной и следующий фильм Давыдов снимал уже с поддержкой студии и с финансовыми вложениями продюсеров. 

Обладатель главного приза фестиваля «Окно в Европу» Степан Бурнашев тоже не имеет специального образования. Он учился на экономиста, работал сисадмином и первый любительский фильм снял за 50 000 руб. Сейчас за его плечами 11 полнометражных фильмов самых разных жанров — ужасы, триллер, мелодрама и даже первый в Якутии зомби-хоррор. Степан выступает и сценаристом, и продюсером, и каскадером. Вдохновившись фестивальным успехом «Черного снега», он самостоятельно занялся прокатом фильма по России, его рекламой и организацией спецпоказов. 

Наряду с независимыми режиссерами появилась и целая плеяда независимых продюсеров. Выход кино за пределы республики во многом их заслуга. Марианна Сиэгэн, основательница кинокомпании ART Doydu, начала свою работу в кино в 2011 г. Именно ее усилиями якутский фильм впервые вышел в федеральный прокат. В 2016 г. детектив Костаса Марсана «Мой убийца» стал самым высокобюджетным авторским якутским фильмом (5 млн руб. — невиданная на тот момент сумма для якутского кинематографа). Основной бюджет фильма составили спонсорские деньги, полученные за продакт-плейсмент в фильме — например, главный герой ездит на автомобиле «УАЗ Патриот». Помимо российского проката, Сиэгэн активно занималась продвижением фильма на фестивалях и зарубежных кинорынках, благодаря чему он доступен на Amazon Prime и других мировых платформах. 


написать администратору сайта