Главная страница

Культура Древнего Междуречья. Культура Древнего Междуречья жизненные ценности и особенности мировосприятия


Скачать 21.58 Kb.
НазваниеКультура Древнего Междуречья жизненные ценности и особенности мировосприятия
Дата10.06.2019
Размер21.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультура Древнего Междуречья.docx
ТипДокументы
#81173

Культура Древнего Междуречья: жизненные ценности и

особенности мировосприятия

Плодородная долина, находящаяся между реками Тигр и Евфрат называется Месопотамией или Междуречьем. На этой территории в древности существовало в разные периоды несколько государств:

  • Шумер (28-22 века до н.э.);

  • Аккад (24-22 века до н.э.); 

  • Вавилон (19-7 века до н.э.); 

  • Ассирия (10-9 века до н.э.).

Для современных ученых бесспорным остается тот факт, что фундамент культуры Месопотамии были заложены шумерами. Аккадский период, представленный сначала Вавилоном, а затем – Ассирией, бесспорно, имел свои особенности, однако изменение устоявшихся традиций, а также самого сознания не показали особых перемен. Говоря о Междуречье, можно выделить несколько особенностей мировосприятия того времени:

1) Мифологичнисть.

Культура Месопотамии, собственно как и культура Древнего Египта, относится к типу культур, основанных на мифологическом мировосприятии. Мифологический тип мышления, хорошо исследован современными учеными, определяется прежде всего как мышление предметно-чувственное, образное.

Причинно-следственные связи человек Древнего мира воспринимала не как явления, основанные на законах развития природы и общества, а исключительно в значении той силы, что свободу и соответствующее влияние на человека и окружающую среду.

2) Матричнисть (ассоциативность мышления, мышления по аналогии)

Особенностью мифологического мировосприятия была его ассоциативность. На ассоциациях у древних была основана хорошо развита практика гадания. Гадание основывалось на наблюдении явлений природы, движения светил, особенности аномалий при рождении детей или животных. Примером может служить высказывание Петра Исаевича Вейнберга, в его книге были описаны шумерские предсказания: “Если овца родит трех ягнят, то страна испытывает счастье, а дела у хозяина этой овцы пойдут хорошо, дом его расширится. Если овца родит четырех ягнят, страну нападут враги, заберут весь урожай …»

Ассоциативность мифологического мышления, или же мысленно по аналогии называют матричнистью. Все новое обязательно вроде хорошо известного, старого. Именно на этой идее основан поиск аналогий.

3) Синкретичность.

Мир воспринимается как четкая упорядоченность, основанная на повторяемости и неразрывных связях всех сфер общественной деятельности человека, которую ученые называют синкретичность. Искусство, религия, истоки наук, включая медицинские знания, праздники, обряды, обычаи не сосуществуют сами по себе, а составляют единое целое.

4) Традиционализм.

Традиция, в свою очередь, питается и основывается на прошлом, прокладывая путь в будущее. В прошлом древние шумеры, аккадцы, египтяне искали ответы на вопрос, каким будет будущее. Опыт предков и устоявшиеся традиции воспринимались древними месопотамцами, как и египтянами, как абсолютная истина и своеобразный эталон, идеал для подражания. Именно традиция способна обеспечить стабильность, поступательность. Этой чертой мышления древнего человека определялась приверженность к стандартам, устойчивых стереотипов поведения, речевых оборотов, мотивов и форм изобразительного искусства.

5) Каноничность.

Обращение к прообразу ведет к утверждению каноничности как еще одной черты мышления человека культуры Древнего Востока. Для такого типа древних культур, как месопотамская и египетская, ориентирование на канон, то есть закон, было характерно не только для искусства, но и всех других сфер социального опыта древнего человека. Поэтому общепринятые правила организации жизни имели для всех членов общества догматический характер, не подвергались критике. Ориентация на прошлое, подражания и воспроизведения опыта предков определяли одну из характерных особенностей культуры древних и закрепляли силу закона, непреодолимости судьбы и воли богов в мировоззрении месопотамцев.

6) Законопослушность.

К законам справедливости древние шумеры относили обряды, священные законы и божественный порядок. Созданные богами, они неумолимо указывали на их волю, определяли судьбу всего сущего на земле. По мифологическим переводам шумеров, человек был создан богами для того, чтобы работать, а толковать священные тексты и знать волю богов могли только жрецы. Только жрецы обладали знаниями и право вызвать и заклинать духов, гадать, определять будущее за движением небесных светил (солнце, луна, звезды, затмение, кометы) и общаться с богами, передавать их волю простым смертным. Ощущение полной зависимости собственной жизни от воли богов, жрецов и царя формировало одну из самых почитаемых добродетелей древнего общества – покорность.

Жизненные ценности

В современной научной литературе выделяют несколько ключевых принципов (ценностей), определившие характер и мировоззрение этой культуры.

1. Земная жизнь превыше всего. Земная жизнь считалась лишь отражением небесного. В отличие от египтян, шумеры, ассирийцы и вавилоняне считали, что вечная душа не имеет шанса попасть в мир, который будет лучше земного. “Страна, откуда нет возврата” лишена радости, света. Там царит сплошной мрак. Поэтому реализовать себя, оставив о себе добрую память, человек способен лишь в своем “земной” жизни.

2. Вера в сверхъестественную силу языческих богов. Преодолевать трудности земного бытия самостоятельно человек не способен. О помощи обращались к языческим идолам. Большое внимание обращали на всевозможные гадания.

3. Закон и порядок. Почитание богов включает в себя не только принесение щедрых жертв, но и строгого соблюдения порядка, закона.

4. Создание и заботу о семье как одно из условий выполнения закона, потому что дети должны продолжить дело родителей и поддерживать дальше тот порядок, который был создан богами. Семья, не имевшая детей, считалась проклятой богами, и традиционно такой человек со своей женой не пользовались уважением в обществе. Другое дело, когда семья имела много сыновей.

Между миром живых и мертвых в верованиях народов Месопотамии существовал неразрывной тесная связь. Живые заботились о мертвых, а мертвые помогали советами в тех или иных жизненных ситуациях живым. Это объясняет, почему под полом дома традиционно хоронили наиболее уважаемых родственников или ритуально убитого первенца, которого приносили в жертву богам, рассчитывая на их привязанность к семье.


написать администратору сайта