культурология2. Культура и искусство
Скачать 49.58 Kb.
|
Зуева Дарья 20921-У Тема: Культура и искусство Задание 1 1. Понятие искусства. Оригинальное классическое определение – полученное из латинского слова «ars» (что означает «умение» или «ремесло»). Этот широкий подход приводит к тому, что искусство определяется как «продукт совокупности знаний, чаще всего с использованием набора навыков». Если брать определение Википедии, то: Искусство — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность, отражающая интересы не только самого автора, но и других людей. 2. Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления: Богословская или религиозная теория - зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал. Теория игры - человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. Теория подражания. Ее сторонниками были Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища. Теория «инстинкта украшения» (Дарвин, Гроссе, Нардау, Фрейд, Ланге). По их мнению, стремление к прекрасному толкнуло древних людей на различные шаги. Желание украсить себя и показать свое превосходство, сделать себе приятное заставило человека начать создавать произведения искусства. Гипотеза информационного взрыва заключается – с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество. Материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству. Задание 2 Архитектура. Историю возникновения архитектуры можно выразить следующим способом: Около 4000 года до н.э. – стоечно-балочная система. Являлась простейшей архитектурной конструкцией, известной с эпохи неолита. Около 2500 года до н.э. – начало оформления колонн. Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира. Около 700 года до н.э. – складывание античного ордера. Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером. Это момент рождения европейского зодчества. Около 70 года до н.э. – начало широкого применения арочных конструкций. Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором. 318 год – произошло возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям, по причине падения Западной Римской империи и экономики некоторых территорий. 532 год – начало применения византийскими зодчими купола на парусах. Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид. Около 1030 года – возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами. 1135 год – готичные архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания. 1419 год – в эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций. 1830 год - начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций. 1850 год – стекло становится полноправным строительным материалом. 1861 год – начало промышленного применения железобетона. 1919 год - соединение всех технологических возможностей в новом «современном» стиле. В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид». Кино. Если выразить результаты в общем за все годы возникновения и развития кино, то можно получить следующую таблицу: 1887 — изобретение кинетоскопа Томасом А. Эдисоном. 1895 — вышло первое кино братьев Люмьер. На протяжении всего XIX века люди пытались создать аппараты, которые смогут показывать движущиеся картинки. Наибольшую популярность получил аппарат братьев Люмьер, который они назвали «синематограф». 28 декабря 1895 года в полуподвальном помещении кафе на парижском бульваре Капуцинок состоялся первый платный кинопоказ. Братья Люмьер продемонстрировали 10 фильмов, которые были сняты весной того года, длительностью они были около 50 секунд: «Вольтижировка», «Прибытие делегатов на фотоконгресс», «Выход рабочих с фабрики», «Ловля золотых рыбок», «Кузнецы», «Обед», «Площадь Корделье в Лионе», «Прыжок через брезент», «Морское купание». 1902 — Жорж Мельес показал фильм «Путешествие на Луну». Родоначальником художественного кино стал Жорж Мельес. Именно он в 1896 году первым стал использовать различные спецэффекты. В 1897 году у себя в поместье он создал студию «Стар фильм», где и проходили съёмки. Мельес стал автором первого научно-фантастического фильма «Путешествие на Луну», снятым по мотивам романов Жюля Верна и Герберта Уэллса. 1906 — Джордж Смит (1864—1959) изобрёл цветную плёнку. 1908 — в России был снят первый фильм «Понизовая вольница». 1911 — основана голливудская студия. 1918−1919 — в Германии наложили звук на киноплёнку. 1923 — показ звукового фильма. 1927 — присуждены премии Академии киноискусства («Оскар»). 1931 — вышел советский звуковой фильм «Одна». 1932 — разработана трёхцветная технология «Technicolor». 1936 — снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова». 2009 — Д. Кэмерон выпустил фильм «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий. Художественное искусство. История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали. Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений: Доисторическое искусство (40000 – 4000 до н.э.) Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции. Древнее искусство (4000 до н.э. – 400 н.э.) Средневековое искусство (500-1400 гг. н.э.) Искусство эпохи возрождения (1400-1600) Маньеризм (1527-1580) Барокко (1600-1750) Рококо (1699-1780) Неоклассицизм (1750–1850) Романтизм (1780–1850) Реализм (1848–1900) Модерн (1890–1910) Импрессионизм (1865–1885) Постимпрессионизм (1885–1910) Фовизм (1900–1935) Экспрессионизм (1905–1920) Кубизм (1907–1914) Сюрреализм (1916–1950) Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е) Оп-арт (1950–1960-е) Поп-арт (1950-е–1960-е) Арте повера (1960-е) Минимализм (1960-е–1970-е) Концептуальное искусство (1960-е–1970-е) Современное искусство (1970-е–наши дни) |