Главная страница
Навигация по странице:

  • Античные школы: «Пифагорейский союз», «Академия», «Ликей», «Сад Эпикура».

  • Союз пифагорейцев

  • «Сад Эпикура»

  • Список использованной литературы

  • античные школы и Шопингауэр. Античные школы Пифагорейский союз, Академия, Ликей, Сад Эпикура


    Скачать 29.27 Kb.
    НазваниеАнтичные школы Пифагорейский союз, Академия, Ликей, Сад Эпикура
    Анкорантичные школы и Шопингауэр
    Дата21.04.2022
    Размер29.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаантичные школы и Шопингауэр.docx
    ТипДокументы
    #489441

    Новиков Александр

    Вариант 4

    1. Античные школы: «Пифагорейский союз», «Академия», «Ликей», «Сад Эпикура».

    2. Артур Шопенгауэр: жизнь и творчество, основная философская идея.

    Ответ:

    1. Античные школы: «Пифагорейский союз», «Академия», «Ликей», «Сад Эпикура». Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

    Пифагор организовал школу, в г. Кротон, Южная Италия, где обучал своим теориям и целям жизни. Союз пифагорейцев имел две степени посвящения. Некоторые знания сообщались всем ученикам, другие - только внутреннему кругу. "Одни назывались математиками, то есть познавателями, другие акусматиками, то есть слушателями" (Порфирий). На материале пифагореизма хорошо просматривается формирование философии из мифологии под воздействием научного знания (особенно математики) и вообще все более рационализированного мышления. Пифагорейцы превратили орфическое ритуальное очищение в научное занятие, в культ разума. И по мере того как пифагорейцы понимали, что окружающий их мир не хаос, а космос, глубже представляли реальный мир.

    Символом союза была пентаграмма. Пифагорейцы называли ее "пожеланием здоровья". Возможно, это было связано с их представлениями о влиянии математических и философских занятий на духовное и физическое здоровье людей. Еще одним символом союза была Тетрактида, "Четверица". Популярными атрибутами математиков, то есть "посвященных" пифагорейцев были циркуль и линейка/ угольник.

    Пифагорейцам принадлежат: решающий вклад в создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, основа I–IV книг «Начал» Евклида, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр). Арифметика (теория чисел) была монополией школы от Пифагора до Архита и вошла в «Начала» в виде VII–IX книг. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет, выдвинута идея о том, что движение всех небесных тел является равномерным и круговым. Гармоника, состоявшая из математической теории созвучий и физической теории звука, завершала квадривиум точных наук, преподавание которого началось уже в 5 в. Полагая, что всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает всякое движение, в т. ч. и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, они издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости («небесная гармония»).

    Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

    В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог), потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.

    Обучение в Академии в начале её существования условно можно разделить на три направления: политика, математика и диалектика. В рамках каждого направления предполагался ряд дисциплин, которые осваивали ученики.

    Особое внимание отводилось второй по значимости дисциплине — математике, которая составляла целый корпус предметов. Кроме того, математике уделялось много внимания и из-за отношения к ней самого Платона. Он полагал, что именно решение математических задач способствует активному мышлению, тренирует ум человека, подготавливает его к занятиям дисциплиной первого уровня — диалектикой. Члены Академии активно работали над основами математики, занимаясь, кроме всего прочего, разработкой системы базовых терминов.

    При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия на Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.

    Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

    Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения. И, преодолевая самих себя, получить опыт стремления к истине и Благу. Таким образом, важен был даже не столько предмет диспута, сколько сама возможность преображения человека.

    Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.

    Аристотель основывает свою философскую школу. Это происходит в 335/334 гг. до н. э. Эта школа Аристотеля вошла в историю философии под названием Ликей.

    Аристотель не был афинским гражданином, он не имел юридического права приобрести в Афинах дом и землю, а потому основал свою школу за пределами города при общественном гимнасии (Гимнасия - воспитательно-образовательное учреждение в Древней Греции), который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского, а потому назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля.

    Аристотель читал лекции для учеников и для слушателей ликея, часто лекции сопровождались прогулками, поэтому ликей стали называть перипатетическим, от греческого слова перипато (περπατώ), означающее прогулку.

    Организация школы была выполнена в соответствии со стандартами Академии Платона. Уроки для продвинутых студентов были утром, для новичков днем, вечером Аристотель читал лекции для публики. Утреннее учение было чисто философским, во второй половине дня - лекции по риторики и точным наукам.

    Для Аристотеля годы в ликее были годами огромной работы, он пишет значительную часть своих работ по физике, биологии, философии (объединённую в книгу «Метафизика»). Охватывая почти все отрасли знаний, Аристотель и ученики собирали предметы и инструменты, необходимые для преподавания уроков физики, вскоре школа становится известным центром научных исследований. В систему обучения в ликее была включена гимнастика, здесь часто проводились спортивные соревнования.

    Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад Эпикура», где проживал вместе со своими единомышленниками. Теория познания эпикурейцев основана на ощущениях. Ощущения они считали критерием истины, дающим истинное знание. В основе этики эпикурейцев лежит понятие «удовольствия». Счастье человека, по их мнению, заключалось в: а) получении удовольствия; б) избавлении от страданий и страха смерти. Под удовольствием подразумевалось прежде всего физическое здоровье, безмятежность духа и спокойный, созерцательный образ жизни.

    Школа Эпикура представляла собой общину друзей-единомышленников, которые жили в согласии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо». У входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка. Также в школу допускались женщины и рабы -   по тем временам было довольно необычно. Жизнь внутри эпикурейской общины была очень скромной и малотребовательной. В отличие от пифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, поскольку это могло бы стать источником недоверия между единомышленниками.

    Воззвание, исходившее из «Сада», можно суммировать в нескольких положениях: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги; человек автархичен.

    Достижение счастья предполагает реализацию множества желаний. Эпикур считал, что свободное от ошибок сочетание желаний при выборе поведения во многом зависит от личности. Согласно философу, счастливая жизнь требует не свободного проявления знаний, а четкой реализации этих знаний в заранее установленных пределах, т.к. отсутствие ограничения личностью ее желаний влечет за собой ненужные последствия. Эпикур учит, если неисполнение желания не влечет страдания, то данное желание не может быть необходимым. Философ рекомендует удовлетворять те желания, от которых зависит человеческая жизнь, например, желания есть, одеваться и др.

    Другими словами, нужно соблюдать меру в реализации желаний и получения удовольствий, которые могут быть получены лишь при соблюдении меры в потребностях, которые реализуются в желаниях.
    2. Артур Шопенгауэр: жизнь и творчество, основная философская идея. Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.

    Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Его вдова и мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах.

    Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат "О зрении и цветах (Farben)" (опубликован в 1816 году), не совпадающей по своей направленности с соответствующим сочинением самого Гёте.

    В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем), а в Берлине - Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 года защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд "Мир как воля и представление".

    Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

    В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" (второе издание относится к 1847 году). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге "Мир как воля и представление". Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами, и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.

    В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Шопенгауэр вполне преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля. Не помогло и молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 года эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах: "А, чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена".

    Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

    В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием "Две основные проблемы этики". Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 году удалось организовать второе издание "Мира как воли и представления", на этот раз в составе двух томов.

    Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии "Кольцо Нибелунгов", в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

    Шопенгауэр с полным правом мог сказать: "Закат моей жизни стал зарёй моей славы". В 1859 году вышло третье издание "Мира как воли и представления", а в следующем году - третье издание "Двух основных идей этики". Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии. Согласно письменно выраженному им желанию, тело Шопенгауэра не вскрывали. Чело его было увенчано лавровым венком; 26 сентября смертные останки Шопенгауэра были преданы земле. Могилу Шопенгауэра украшает простая надгробная плита, увитая плющом. На этой плите высечены только два слова: «Артур Шопенгауэр» и больше ничего - ни года его рождения, ни года его смерти, ни каких-либо других слов.

    Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, который считается одним из основоположников субъективного идеализма и одним из первых философов-иррационалистов.

    Основой философии Шопенгауэра является понятие воли, которая является основной сущностью личности и проявляется в виде мировой воли, что и лежит в основе всего сущего. Воля независима от разума (слепое желание), но является неотъемлемой частью человеческой природы.

    Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.

    Воля - начало (первооснова) бытия, она порождает явления или "представления".

    По мнению философа, жизнь человека раскрывается в категориях желания и удовлетворения. Желание, в конечном счете, становится страданием так как, удовлетворив его, человеку становится скучно, и он впадает в отчаяннее. Счастье для человека - не благо, а временное избавление, от страданий которое ведет к новому страданию - скуке.

    Страдание - форма проявления жизни, от которого можно избавиться только каком-либо конкретном выражении. То есть человек не способен полностью избавится от страданий, а лишь от некоторых, которые имеют место быть в его жизни.

    Наш мир - "наихудший из возможных".

    Мир находится под господством неискоренимого зла, счастье является всего лишь фикцией (иллюзией), страдание в этом мире неизбежно ведь оно коренится в самой "воле к жизни".

    Современники Шопенгауэра, особенно те, кто был с ним знаком, говорили, что его философия прекрасно иллюстрирует его личные качества и характер. «Каков человек, такова и его философия», — повторяли они слова Иоганна Фихте. Шопенгауэр крайне негативно относился ко всем окружающим, едва переносил присутствие других людей. Он вел уединенную жизнь, не имел друзей и славился своим злобным нравом. От него доставалось всем: и коллегам, и соседям, и просто прохожим, которые чем-либо ему не угодили.

    Чтобы избавится от зла, по мнению Шопенгауэра, необходимо вести аскетичный образ жизни.

    Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.

    Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.

    Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.


    Список использованной литературы

    1. Афонасина, А. С. Место философской школы в античном городе: академия Платона и дом Прокла в Афинах / А. С. Афонасина // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. – 2019. – № 3(21). – С. 27-42. – DOI 10.23951/2312-7899-2019-3-27-42.

    2. Кашкарев, А. С. Анализ античных школ / А. С. Кашкарев, П. В. Перфильева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Пенза, 20 мая 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 143-145.

    3. Мячин, С. В. Ликей Аристотеля и его образовательная модель / С. В. Мячин // Вестник Оренбургской духовной семинарии. – 2019. – № 3(12). – С. 48-53.

    4. Фролов, Э. Д. Философские содружества в античной Греции как вид альтернативных социальных сообществ / Э. Д. Фролов // AKAΔHMEIA: материалы и исследования по истории платонизма (см. в книгах). – 2000. – № 2. – С. 111-149.

    5. Академия Платона. [Электронный ресурс]: https://www.bez-granic.ru/main/istoriya/akademiya-platona.html Режим доступа: /(дата обращения 05.12.2021).

    6. Жизненный путь и философские воззрения Артура Шопенгауэра. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00213372_0.html /(дата обращения 05.12.2021).

    7. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A8%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%9D%D0%93%D0%90%D0%A3%D0%AD%D0%A0 /(дата обращения 05.12.2021).

    8. Сады Эпикура. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://bubligum9000.livejournal.com/33445.html /(дата обращения 05.12.2021).


    написать администратору сайта