Главная страница
Навигация по странице:

  • «индивидуальность»

  • 2.Личность как объект и субъект культуры

  • 3.Формы проявления культуры в жизни человека

  • доклад. Доклад. Культура и личность Культура и личность


    Скачать 18.04 Kb.
    НазваниеКультура и личность Культура и личность
    Анкордоклад
    Дата09.03.2021
    Размер18.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад.docx
    ТипДокументы
    #182822

    Культура и личность

    1.Культура и личность

    Роль отдельной личности в развитии культуры – особый, всегда активно обсуждаемый вопрос. Человек «клеточка» организма культуры, результат окультуривания и творец культуры.

    Стремясь быть культурным, человек все чаще не может опереться на устоявшийся стереотип, воспользоваться уже прописанной ролью, вынужден сам создавать относительно новый образец поведения, соответствующий его мировоззрению.

    Взаимоотношения личности и культуры многообразны и носят двусторонний характер:

    ­ личность – субъект культуры, так как культура живёт и реализуется именно в человеческой личности;

    ­ личность – объект культурного воздействия, т.е. формируется в рамках культуры и через её посредство;

    ­ личность – творец культуры, культура – сфера самовыражения личности;

    ­ личность – отражение культуры и наоборот, поэтому культура – способ самопознания личности;

    ­ культура – проявление свободы личности, поле творчества;

    ­ культура – показатель уровня развития личности;

    ­ культура – потенциал и средство саморазвития личности.

    Понятие «личность» первоначально означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре. В Средние века появляется идея уникальности личности, ее неповторимости и самооценки. Современное понимание личности в культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки. Понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

    Личность в культуре рассматривается как индивидуальный носитель культуры. Культура – это способ внутренней регуляции, это не только то, что воспроизводится человеком. Научиться понимать мир – значит, расширить отношение к миру.

    2.Личность как объект и субъект культуры

    Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует.

    Человек изначально становится объектом культуры.

    Процесс становления личности происходит при непосредственном воздействии на индивида извне. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры. Ребёнок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить. Чувствовать и выражать свои мысли и чувства словами.

    Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений.

    Субъектом культуры, носителем социально-человеческой деятельности человек станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. Подлинное усвоение культуры происходит лишь в том случае, когда индивид не только обретает культурные формы, выработанные предшествующими поколениями, но и сам как субъект культуры производит новые идеи, формы, ценности.

    3.Формы проявления культуры в жизни человека

    Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение.

    В повседневном общении, в средствах массовой информации нередко употребляются выражения: "человек высокой культуры", или, напротив, "некультурный человек". Когда мы говорим о "культурности" или "некультурности" личности, мы подразумеваем обычно такие её качества, как образованность, воспитанность, нравственность, духовность и т.д. Любой человек, независимо от уровня образования и нравственных качеств, умеет говорить, обладает множеством сложных навыков, усвоил определенные поведенческие нормы, взаимодействует с другими людьми на основе усвоенного опыта - и является, поэтому культурным существом. Полностью лишенный культуры человек не смог бы выжить ни в природе, ни в обществе. Полностью лишен культуры лишь новорожденный младенец, только что появившийся на свет.

    Культура каждого общества - уникальна, и содержит определенный "набор" представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Как известно, культура общества во многом определяет, какой из потенциально возможных типов поведения «выберет» социализирующийся индивид. Культура в этом аспекте выступает как некий «фильтр», отбирающий формы поведения и мышления из бесчисленного множества возможных вариантов.

    Но культурные ограничения не всегда связаны с осознанным стремлением ограничить и запретить. Любой культурный образец действия, сформировавшись и став привычным, как бы автоматически "блокирует" другие типы действия, связанные с удовлетворением той же потребности. Если человек привык пользоваться при еде палочками, ему вряд ли придет в голову (без постороннего влияния) менять этот стереотип поведения.

    Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров.

    Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.

    Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

    Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.

    Вывод

    Культура не только «даёт», но, в некотором смысле, и «отбирает». Однако это ограничение имеет, в целом, конструктивный характер, позволяя человеку «стабилизировать» собственное Я. Ведь "человеческая природа" крайне пластична и открыта. Потенциально человек обладает огромным выбором вариантов поведения. Но богатство выбора - не всегда благо. Выбор сопряжен с трудностями и возможностью ошибиться.

    Усвоение культуры, как известно, включает в себя не только накопление знаний и навыков. Этот процесс подразумевает и определенную «дрессировку» индивида, подавление части естественных, природных импульсов. Вероятно, именно этот аспект культуры и заставлял З.Фрейда видеть в культуре машину подавления желаний и влечений, особенно агрессивности и сексуальности.

    Однако следует отметить важный момент: культура не только подавляет, но и формирует желания, потребности и, что особенно важно, задает способы их удовлетворения. В силу особенностей своей природы, человек не обладает генетически заложенными программами поведения, а значит, даже простейшие потребности - в пище, безопасности, - он может удовлетворить лишь с помощью культуры.


    написать администратору сайта