Главная страница
Навигация по странице:

  • Типы социального контроля

  • внешний социальный контроль

  • два вида внешнего контроля

  • Основные элементы самоконтроля

  • самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей

  • Кроме внешнего и внутреннего социального контроля

  • Теория

  • Культурологическая теория

  • Документ 8 (1). Существует множество социологических


    Скачать 33.61 Kb.
    НазваниеСуществует множество социологических
    Дата10.10.2022
    Размер33.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент 8 (1).docx
    ТипДокументы
    #726036

    Социологические концепции личности. Процессы социализации. Девиация, делинквенция и социальный контроль. 1. Социологические концепции личности 2. Социальные статусы и роли 3. Механизмы и этапы социализации. Гендерная социализация. 4. Социализация – факторы и агенты. 5. Понятие, признаки и типы девиации. Понятие делинквенции. 6. Типы и виды социального контроля. 7. Теории девиации. Аномия (в трактовках Дюркгейма и Мертона), теории навешивания ярлыков, культурологические, конфликтологические и другие теории.

    1) Существует множество социологических концепции личности, наиболее известными из которых являются: марксистская теория личности как субъекта и объекта общественной деятельности и отношений, диспо- зиционная теория личности, ролевая теория личности.

    В марксистской концепции личность рассматривается с точки зрения присущих ей социальных качеств, формирующихся под влиянием социальных связей и отношений, сложившихся в обществе. В соответствии с теорией К.Маркса, личность является продуктом исторического развития человечества и формируется в результате включения человека в активную социальную (прежде всего, производственную) деятельность и общение.

    Диспозиционная концепция личности ориентирована на анализ значения мировоззренческого и ценностно-нормативного факторов в деятельности личности, а также на выявление механизма саморегуляции ее поведения. Диспозиция личности означает ее предрасположенность к вполне определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиционная теория позволяет установить взаимосвязь между социально-психологическим и социальным поведением личности.

    Заметное место в социологии личности занимает ролевая теория. Ее основные положения были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном и активно разрабатывались Р. Мертоном, Т. Парсонсом, западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение с помощью двух основных понятий: «социальный статус» личности и «социальная роль» личности.

    2)Социальные статусы и роли.

    Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

    Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

    Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

    За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

    Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

    Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

    Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

    Социальная роль состоит:

    • из ролевого ожидания (экспектации) и

    • исполнения этой роли (игры).

    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

    Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

    3) Механизмы и этапы социализации. Гендерная социализация.

    Механизмы социализации

    К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические. К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция. Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения. Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный. В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

    Этапы социализации

    Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – это социализация ребенка в окружающем его социуме. Вторичная – это социализация более или менее сформированной личности в новом социуме. К этапам социализации относят (Колберг): Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека. Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения. Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д. Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

    Гендерная социализация.

    Ге́ндерная социализа́ция — это процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью.

    Гендер- черты, которые делают нас женщинами или мужчинами, но которые никак не связаны с нашими биологическими отличиями.

    широкое понятие, которое означает смоделированную в обществе систему ценностей, норм и характеристик в мужском и женском поведении, стиля жизни, образа мышления, установленных коммуникаций и пр., которые составляют общее представление о человеке в зависимости от его пола.

    Фазы гендерной социализации:

    • Адаптивная, адаптируется к существующим гендерным ролям, нормам и отношениям.

    • Интериоризация - усваивает существующие гендерные роли, нормы и тд.

    Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей, т.е. гендерная социализация, охватывает всю жизнь человека, с разной степенью активности проявляясь в начале, середине и в конце жизненного цикла. Это явление целесообразно рассматривать на двух уровнях: онто- и филогенетическом, которые охватывают весь человеческий род и каждого отдельного человека. Равно как и общая, гендерная социализация имеет две формы: первичную, осуществляемую в семьей, родственниками и ровесниками, и вторичную, выполняемую представителями формальных институтов, в частности учителями. Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек – мужским.

    Агенты первичной социализации, прежде всего родители, играют неодинаковую роль на разных этапах гендерной социализации. Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам: умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется полтора-два года и больше. Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем, в процессе социализации ребенка.

    На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли:

    • кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи;

    • дисциплинатора;

    • компаньона;

    • "властной фигуры" (персонификатор власти);

    • воспитателя;

    • эталона поведения.

    4)в тетради

    5) 5. Понятие, признаки и типы девиации. Понятие делинкценции

    Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.

    Типы: В классификации социальных нарушений выделяют следующие типы девиаций:

    - культурные и психические аномалии;

    - отклонения индивидуального и группового характера;

    - первичные и вторичные девиации;

    - культурно одобряемые отклонения (позитивная девиация) и культурно порицаемые отклонения.

    Кроме того, девиации делятся на криминальное, девиантное и делинквентное. Девиантные действия являются проявлением отклоняющегося поведения. Они связаны с нарушением индивидов соответствующих их возрастной категории социокультурных норм поведения, присущих определенному типу микросоциальных отношений (например, внутрисемейных или школьных) и небольшим половозрастным социальным группам. Другими словами данный поведенческий тип реагирования можно именовать антидисциплинарным. К нему относят: бродяжничество, наркоманию, попытки суицида.

    В отличие от действий девиантного характера, делинквентное поведение проявляется в повторяющихся асоциальных проступках индивидов, которые впоследствии складываются в устойчивый стереотип поведенческого реагирования, нарушающего правовые нормы, однако не влекущие за собой криминальной ответственности вследствие их ограниченной социальной опасности. Делинквентное поведение бывает следующих типов: действия агрессивно-насильственной направленности (оскорбления, поджоги, побои), корыстной направленности (кражи, угоны автотранспорта вымогательство) и продажа наркотиков. Действия криминальной направленности являются противоправными деяниями, которые квалифицируются согласно уголовному кодексу. Различные формы девиантного поведенческого реагирования и делинквентные действия, как правило, предшествуют криминальному поведению.

    Формы девиаций с негативной подоплекой являются социальной патологией, которая дезорганизует социально-правовую систему, подрывает ее устои и наносит существенный урон социуму и личности в отдельности, особенно, подросткам. Необходимость регулирования поведения и борьба с девиациями сегодня являются довольно актуальными государственными мероприятиями, поскольку существует неразрешимый конфликт между человеческими потребностями и средствами их удовлетворения. Устремленность индивидов на удовлетворение материальных потребностей является внутренней мотивацией, которая провоцирует субъектов с недоразвитой социальной ориентацией к поведению, не отвечающему общепринятым нормам.

    В психологии выделили 3 основных признака девиации:

    1. Для девиантного поведения характерны вспышки агрессии, воровство, мелкие правонарушения, попытки протестовать, подростки могут терять интерес к учебе, маленькие дети воспринимают собственную мать, как некий идеал.

    2. Для аддиктивной формы поведения характерны психологические и физиологические зависимости. Обидчивые и ранимые люди относятся именно к данному типу. Они могут легко попасть под дурное влияние или впасть в депрессию из-за одиночества.

    3. Деструктивный вариант характеризуется наличием агрессии к себе и окружающим, а также возможностью насилия, суицида и порчи предметов.

    Развитие и популярность пирсинга с тату в современном мире заставили психологов отнести излишнюю любовь к данным украшения к новому виду девиантного поведения.

    Условно также могут выделять и другие признаки девиации:

    • частое возникновение конфликтов с окружающими;

    • наличие страхов, фобий и депрессий;

    • инфантильное поведение;

    • нежелание получать новые знания;

    • нарушение сна, бессонница;

    • упрямство и проявление агрессии.

    6) Типы и виды социального контроля.

    Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

    • Социальные нормы. Это правила поведения и взаимодействия с окружающими, принятые в данном обществе. Сюда входят и формальные требования к поведению (законы и прочие нормативно-правовые акты), и неформальные (нормы морали, религиозные каноны и обычаи).

    • Социальные санкции. Это поощрения и наказания, призванные мотивировать человека соблюдать социальные нормы. К поощрительным санкциям относятся всевозможные награждения, премии, присвоение званий и публичные благодарности, а к отрицательным – лишение свободы, лишение званий и привилегий, увольнение, штрафы и прочее.

    • Пример: Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. А в некоторых случаях родителей и вовсе могут вызвать в школу. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье.

    • Отношение к чистоте. Любой хорошо воспитанный взрослый человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты. Но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.

    Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    1. Формальный


    Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.

    Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

    Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.

    2. Неформальный


    Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.

    В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.

    Типы социального контроля

    В социологии различают два основных процесса социального контроля:

    • применение позитивных или негативных санкцийза социальное поведение индивида

    • интериоризация(от фр. interiorisation — переход извне внутрь)индивидом социальных норм поведения

    В связи с этим выделяют внешний социальный контрольи внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

    Внешнийсоциальныйконтроль― это совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения.

    Выделяют два вида внешнего контроля— формальный и неформальный.

    Формальныйсоциальныйконтроль― основан на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

    Неформальныйсоциальныйконтроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

    Внутреннийсоциальныйконтроль(самоконтроль) ― это самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе.

    В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

    Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции.

    Основные элементы самоконтроля:

    • сознание

    • совесть

    • воля

    Сознаниечеловека― индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационализировать свое социальное поведение.

    Совесть― это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

    Воля― это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

    В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

    Кроме внешнего и внутреннего социального контролясоциального поведения индивида выделяют также:

    • косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой

    • социальный контроль, основанный на широкойдоступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным

    7) Теории девиации. Аномия (в трактовках Дюркгейма и Мертона), теории навешивания ярлыков, культурологические, конфликтологические и другие теории.

    Существует огромное количество теорий девиаций. Однако их можно свести в три основные группы гипотез:

    • Биологические;

    • Психологические;

    • Социологические.


    Биологическая гипотеза была первой из выдвинутых и в настоящее время всерьёз не рассматривается. Её связывают с именем Чезаре Ломброзо (1836-1909 гг.), одного из основателей криминологии. Он полагал, что причиной склонности к нарушению законов является некая врождённая порочность человека (генетический атавизм).

    В разных вариантах были попытки приписать чрезмерную агрессию и девиантное поведение высокому тестостерону, генам, лишней У-хромосоме и другим биологическим особенностям. Интересно, что попытки объяснить таким образом девиации сексуального поведения встречаются и по сей день.

    Франц Йозеф Галль (1758-1828 гг.) предположил, что предрасположенность к психическим болезням и противоправному поведению находит отражение в строении черепа. Так появилась псевдонаука френология, последователи которой пытались отыскать признаки преступных наклонностей в форме и размерах головы человека.

    Психолог Роберт Хаэр в своей книге «Лишённые совести», посвященной эталону девиантного поведения — психопатам, пишет о медицинских исследованиях, в ходе которых было показано, что у таких людей крайне низкая активность зеркальных нейронов (зоны головного мозга, отвечающей за эмпатию). Большинство исследователей склоняются к тому, что низкая активность этой зоны не является генетически детерминированной, а формируется под действием каких-то факторов. Это теория очень хорошо объясняет причины сексуальных девиаций и других форм отклоняющегося поведения, однако требует дополнительных исследований.

    Психологический подход делает акцент на влиянии микросреды (семьи) и воспитания. Его придерживаются многие психологи, начиная с Зигмунда Фрейда. Иными словами, преступниками не рождаются, а становятся.

    Изучая биографии убийц-маньяков, можно заметить, что у многих из них в детстве был опыт сексуального насилия. Также известно, что ПТСР может стать причиной изменения психики и девиантного поведения. Таким образом, девиации связывают с психическими травмами индивида.

    Социологические теории сосредоточены на связях между девиантным поведением и социокультурной средой. К ним относится статистическая теория Кетле (высокий уровень преступности характерен для неблагополучных районов).

    Ещё одна — теория аномии, выдвинутая французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Он ввёл понятие «аномии» как причины девиации, правда, не создал классификации. Аномия — это отсутствие норм и «коллективного порядка», состояние хаоса и дезорганизации, которое приводит к девиантному, в частности, суицидальному поведению.

    Дюркгейм понимает под аномией такое состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов и образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. По мысли Дюркгейма, аномия возникает в результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в сторону расцвета общественной жизни.

    Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных общественных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной цивилизации является достижение материального благополучия, благосостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег деградируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каждый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой цели, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в противном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.

    Согласно Мертону, тот факт, что разные культуры порождают разное количество отклонений, означает, что общество несет ответственность за их смягчение..

    Принимая концепцию аномии из исследований Дюркгейма, этот социолог заявил, что в моменты, в которые это происходит, также будет происходить большее количество отклонений..

    (бунты, восттания, войны)

    Теория навешивания ярлыков утверждает, что девиантность не присуща поступку, а вместо этого фокусируется на тенденции большинства негативно навешивать ярлыки на меньшинства или тех, кто считается отклоняющимся от стандартных культурных норм. Эта теория была заметна в 1960-х и 1970-х годах, и некоторые модифицированные версии теории развились и до сих пор популярны.

    Причины данного явления кроются в конфликтах людей между собой. Теория стигматизации гласит, что большинство определяет нормы, а нарушителей этих норм наделяет ярлыком (стигмой). Люди, не соблюдающие общепринятые правила поведения, считаются девиантами (отклонившимися). Теория стигматизации сформировалась благодаря трудам нескольких всемирно известных социологов: Эдвина Лемерта, Говарда Беккера и Кая Эриксона. Все они принадлежали к одному поколению ученых, работавших в первой половине XX столетия. Также большой вклад в развитие теории внес Эрвинг Гоффман. Ключевой особенностью этого учения является идея о том, что отрицательных по своей природе поступков не существует. Внутреннее содержание никак не влияет на оценку. Отрицательное отношение зависит только от тех норм, которые свободно принимает само общество.

    Очень ярко принцип сплачивания работает в преступном мире. Люди, оказавшиеся в данной среде, почти всегда становятся членами огромной группы, противопоставляющей себя остальному социуму. Основываясь на данной закономерности, некоторые исследователи считают, что рост преступности отчасти происходит и потому что общество клеймит преступников, отторгает их в уголовную нишу и тем самым не дает попавшим в тюрьму вернуться в нормальную жизнь. Теория стигматизации в криминологии сегодня имеет множество сторонников. Интересно, что схожее правило приводит к появлению молодежных субкультур и контркультур.

    Культурологическая теория («теория» с греч. – «наблюдение», «исследование») – это совокупность обобщенных положений, посредством которых раскрывается возникновение, развитие, структура культуры или одного из ее элементов (например, теория искусства).


    написать администратору сайта