Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ 1.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………3

  • 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КРОССВОРД ………………………23 Введение

  • 1. Структура культуры

  • 3. Источники изучения мировой культуры

  • Список используемой литературы

  • По горизонтали

  • По вертикали

  • Культурология инга заказ. Культура, как историческая категория


    Скачать 72.64 Kb.
    НазваниеКультура, как историческая категория
    Дата01.07.2022
    Размер72.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология инга заказ.docx
    ТипКонтрольная работа
    #622001



    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ФГБОУ ВО «АНГАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МАРКЕТИНГА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

    Тема: Культура, как историческая категория

    Выполнил(а)

    студент группы

    Зачетная книжка № _____

    Проверил: к.пс.н., доцент

    Панчук Е.Ю.


    Ангарск, 2022

    СОДЕРЖАНИЕ
    1.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………3

    Введение…………………………………………………………………3

    1. Структура культуры……………………………………………..……4

    2. Культура как историческая категория ………………………………8

    3. Источники изучения мировой культуры……………………………17

    Заключение ………………………………………………………...……20

    Список используемой литературы…………………………………..…22

    2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КРОССВОРД ………………………23
    Введение

    культурология мировой социализация наука

    Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

    Понятие культура является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и изменялись на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

    Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, дополняемые. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции.
    1. Структура культуры
    Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой [1, С. 116].

    Термин «культурология» (от латинского cultura – «культура» и греческого logos – «наука, знание») буквально означает «наука о культуре». Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др.

    Структура культуры – этот термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей её элементы, которые приобретают предметный характер в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право и религию. Они сосуществуют между собой и составляют единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные [1, С. 351].

    Недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные и прочие знания, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность.

    В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции [3, С. 250].

    Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности [3, С. 256].

    Однако солидарность между этой общностью может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к другой подобной общности. Поэтому функция интегрирования имеет свою обратную сторону - дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной противостояния и вражды.

    Так же существуют другие классификации функций культуры.

    Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную. Приступим к их характеристике [2, С. 513].

    1) Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. Ведь человеку присуще стремление к преобразованию и творчестве.

    2) Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и т.п.).

    3) Коммуникативная функция культуры. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

    4) Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

    5) Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью, поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа [2, С. 515].

    2. Культура как историческая категория

    Постепенное осмысление понятия «культура» в его современном значении позволяет говорить об особом качестве человеческого существа, несводимом к чисто физиологической жизни, а порой и чуждом ей, которое, не будучи свойственно остальной природе, как ореол исключительности сопровождало человечество на всем протяжении его существования. История социально-экономического развития общества и история культуры, как всадник и его тень, практически неотделимы, но отнюдь не тождественны. Первая связана с материальным производством и совершенствованием труда, вторая -- с «духовным производством» и внутренним совершенствованием самого человека. При этом «тень» далеко не всегда соответствует пропорциям «всадника», иногда бежит впереди него, иногда -- позади, а при слишком крутых поворотах вообще исчезает. Так и культура совсем не обязательно расцветает там, где преобладает материальное производство.

    Если посмотреть на мировую историю под углом зрения научно-технического прогресса, то каждому ясно, что это неуклонный процесс по восходящей, от менее к более сложному, от низшего к высшему, от примитивного к совершенному, от каменного топора к новейшему компьютеру и искусственному интеллекту. Казалось бы, и вся культура, неотъемлемой, но отнюдь не определяющей частью которой являются наука и техника, должна развиваться также непрерывно по восходящей стремясь к слиянию с «мировым разумом», по терминологии Гегеля, или воплотившись в некоем совершенном коммунистическом обществе, как учит марксизм-ленинизм. Однако некоторые весьма авторитетные ученые-культурологи не без оснований сомневались в абсолютном поступательном движении культуры (О. Шпенглер, А. Вебер) или выдвигали теорию его цикличности (А. Тойнби, П. Сорокин и др.), проводя различие между общественно-экономическими и собственно культурными процессами. Да и сам Маркс в разгар промышленной революции, весьма высоко оценивая достижения античной культуры, считал, что они продолжают служить «нормой и недосягаемым образцом». Нельзя отрицать, что и в наше время люди отчетливо ощущают: научно-технический прогресс словно обгоняет духовную культуру, которая развивается скачками, с необычайными взлетами и падениями, не связанными с уровнем материального производства. В качестве одного из классических примеров несоответствия между собственно культурным и общественно-экономическим (по А. Веберу, «цивилизационным») процессами обычно приводят золотой век русской культуры, протекавший в условиях социальной и промышленной отсталости России XX столетия.

    Если взять такие важные составные части культуры, как нравственность и искусство, т.е. этическую и эстетическую ее стороны, то наши предки, пожалуй, не додумались бы до такой тотальной бесчеловечности, как Хиросима, Майданек или ГУЛАГ, а великие ваятели и художники прошлого посчитали бы сумасшествием некоторые современные «скульптуры» и бессодержательные полотна, считающиеся последним криком моды [2; c.66]. Неверие в прогресс искусства распространено достаточно широко, и один из основателей русского футуризма, поэт и художник Д. Бурлюк, выразил его, например, так: «История искусства -- не есть что-то внешнее, от чего можно отвернуться». Похожие взгляды были у Н.А. Бердяева и на революцию, которая в целом представлялась ему, как и многом прогрессивно мыслящим русским людям, «искуплением» и «очищением». «Всякая революция, -- писал он, -- есть реакция на реакцию, после которой наступает реакция на революцию». Похожих взглядов придерживался П.А. Сорокин. В своем известном труде «Социология революции» (1925) он рассматривает ее как своего рода «провал» в нормальном функционировании общества, причем если первый этап революции действительно обновляют, то за ним с неотвратимой необходимостью наступает второй этап -- контрреволюционный. Диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Ленина, по мысли Сорокина, показывают неизбежность перерастания революций в свою противоположность. Следует, видимо, согласиться, что в доатомную эпоху войны и революции (т.е. «внутренние» войны) способствовали объединению людей, своеобразному обновлению общества, его «омоложению», созданию новых, более совершенных социальных и экономических структур (послевоенный расцвет Германии и Японии).

    Заслуживает внимания точка зрения на войну и таких выдающихся мыслителей XX в., как 3. Фрейд и А. Эйнштейн. В письме «Неизбежна ли война?» Фрейд в 1932 г. писал великому физику: «Вы удивляетесь тому, насколько легко людей охватывает военная истерия, и полагаете, что в людях есть некий инстинкт ненависти и уничтожения, который подталкивает их к войне. И опять я должен полностью согласиться с вами... Желание лишить человека его агрессивных наклонностей практически неосуществимо... Ведь война как будто вытекает из самой природы вещей, имеет под собой твердую биологическую основу, и на практике ее едва ли можно изменить» [7; c.101].

    Однако, если задать себе вопрос, какую роль играют войны и революции в развитии культуры, то ответ, думается, будет один: исключительно отрицательную. Ведь любые междоусобицы отвлекают огромные массы людей от созидательного творческого труда. Как известно, разрушать всегда легче, чем строить, и во времена сражений и гражданских смут человек впадает в соблазн морального «расслабления» и, ссылаясь на ложные «идеалы» -- не важно какие, национальные или классовые, -- снимает с себя чувство личной ответственности за творимое им зло. В нем как бы временно пробуждается уснувший под благотворным воздействием культуры звероподобный пращур. «В революционные эпохи, -- писал Бердяев, -- обыкновенно правит кучка демагогов, которая ловко пользуется инстинктами масс». Пафос связан с отрицательным отношением к прошлому. Следовательно, с презрением к «родному пепелищу» и «отеческим гробам». Революционные перехлесты ведут не только к уничтожению огромных материальных и духовных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, но и к изгнанию, физическому истреблению и вымиранию человеческого «культурного слоя», «духовной элиты», или, проще говоря, интеллигенции, если, конечно, под этим широким термином не понимать пресловутые «левые силы». Именно деятельность этих последних в прямом и переносном смысле слова превращается в кровавые сабельные удары «революционных конников» по живому телу культуры, отбрасывая ее на целые десятилетия и даже столетия и приводя к гибели некогда цветущие цивилизации.

    Лучшие умы человечества мечтали о том времени, когда в мире не будет войн и революций. Для их изжития предлагались разные варианты, и не в последнюю очередь насильственное уничтожение неравенства между людьми, обычно выливавшееся в физическое, истребление сословий и классов. Но исторический опыт показывает: против войн и революций как разгула в человеке его первобытного «звериного» начала есть лишь одно-единственное лекарство -- высокий уровень национальной культуры того или иного народа, его гуманистический потенциал. И не случайно, конечно, никто ныне не ждет революции или неспровоцированной извне войны в Швеции, Швейцарии или любой другой процветающей стране Европы, Азии или Америки. Кровь во имя ложно понятых национальных или классовых интересов льется главным образом на голодной и обездоленной «периферии», где для развития материальной и духовной культуры порой просто не хватает средств.

    У культуры как исторической категории есть и еще одно очень важное свойство -- быть своеобразным барометром надвигающихся социальных потрясений. По мнению Н.А. Бердяева, например, вся русская литература XIX в. свидетельствовала о надвигавшейся революции, а русские писатели, особенно поэты, были полны «жутких предчувствий» грядущей катастрофы.

    Резкие перемены в духовной культуре общества становятся как бы прологом революционной бури. Так было накануне 1789 г. во Франции, накануне и в годы Первой мировой войны в России, когда в декабре 1908 г. А. Блок писал: «Так или иначе, мы переживаем страшный кризис. Мы еще не знаем в точности, каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа. Мы видим себя уже как бы на фоне зарева...». А вот еще одно красноречивое свидетельство пророческой функции культуры: еще в 1903 г. великий А.П: Чехов Предсказывал: «Года через два, может, три... настанут в России такие события, которые все перевернут вверх дном. Мы переживем такое же время, которое переживали наши отцы накануне Крымской кампании. Только нас ожидает еще худшее испытание. Я это знаю наверняка». Нечто подобное происходит и в наши дни. И люди не должны позволить втянуть себя в очередную оргию насилия, ибо, как говорил Бисмарк: «Революции чаще всего готовят утописты, осуществляют фанатики, а их плодами пользуются негодяи» [3; c.146].

    Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок можно рассматривать как процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть, по сути своей, контркультурный феномен. Историк Иосиф Флавий рассказывает о многочисленных народных движениях, когда появлялись люди, свидетельствовавшие о том, что через них Бог будет говорить в мир. Первые ученики Христа были простыми людьми. Можно даже сказать, что они принадлежали к низшим слоям общества. «Когда император Константин сделал христианство государственной религией, -- отмечал А. Мень, -- принимать христианство было выгодно, ибо его исповедовали сам император и придворные. А Господь Иисус пришел из маленького, никому не известного городка, не был Он поддержан ни школами авторитетных учителей духовных, не имел Он никаких влиятельных лиц в своем окружении. Он был просто учителем из Назарета, и надо было услышать Его слова, понять их вечный священный смысл, принять Его сначала как учителя, и тогда открывалась Его Божественная тайна. Недаром ученикам ее открыл нескоро, и далее не открыл, а она сама открылась в них, и это было при обстоятельствах удивительных».

    Первое столкновение молодой, нарождающейся христианской Церкви с мощной, властной Римской империей породило в последней множество драматических ситуаций. И это не было случайностью. «Нерон устроил ночное освещение в парках, на гуляньях народных: вдоль аллей, по которым прогуливалась отдыхающая публика, многие христиане были привязаны к столбам, облиты горючим веществом и подожжены. Эти живые факелы освещали аллеи, а по аллеям ездил на колеснице в костюме жокея император и любовался агонией людей. Иных зашивали в звериные шкуры, бросали на растерзание львам и огромным псам на арене цирка, чтобы зрители -- а у римлян был кровожадный обычай наблюдать за смертью гладиаторов -- смотрели, как умирают христиане» [2; c.71].

    Таким образом, двухтысячелетняя история христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. Подъем соединенных народных сил в борьбе с персами вызвал второй, еще более богатый расцвет духовного творчества христиан, а завоевания Александра Македонского (IV в. до н.э.), бросив эти созревшие семена эллинизма на древнюю почву культуры Азии и Египта, произвели тот великий эллино-восточный синтез религиозно-философских идей, который, вместе с последующим римским государственным объединением, составляет необходимое историческое условие для распространения христианства.

    Христианская культура -- это цельная, могучая культура, которая не раз переживала довольно тяжелые испытания, кризисы и внешние давления. Но она выстояла даже в тяжелые годы монголо-татарского нашествия. Первоначальное христианство пришло без внешних атрибутов: без икон и колоколов, без музыки и искусства. Из битвы с язычеством она вышла победителем. Римские императоры вынуждены были признать эту религию, к тому времени уже ставшую самой распространенной в данном регионе мира.

    О том, что христианство было тогда контркультурным феноменом, свидетельствует и тот факт, что против него выступали древние писатели, философы, армия, мощное огромное государство. Тем не менее христианство тогда не только выстояло, но и победило. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. «Европейская культура XIX в., -- отмечает И.А. Ильин, -- есть, по существу, уже светская, секуляризованная культура: светская наука, светское искусство, светское правосознание, светски осмысливаемое хозяйство, светское восприятие мира и объяснение мироздания. Культура нашего времени все более обособляется от христианства, но не только от него -- она вообще утрачивает религиозный дух, и смысл, и дар» [5; c.82].

    При своем рождении не только религиозная, но и светская культура, как правило, исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. «Оттого античная культура, -- отмечает О. Шпенглер, -- и начинается с грандиозного отказа от уже наличествующего богатого живописного, почти перезрелого искусства, которое не могло быть выражением ее новой души».

    В известном смысле можно сказать, что всякая новая культура, культура конкретной эпохи рождается как осознание кризиса предшествующей духовной ситуации. С этой точки зрения «первое осевое время», о котором пишет К. Ясперс, есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство тоже возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурным было движение киников в античности. Средневековье есть ренессанс древнего гнозиса (тайного знания) в той же мере, в какой Возрождение можно считать возвратом к античной культуре.

    В Европе в конце эпохи Просвещения появились странные молодые люди. Они выглядели весьма экзотично. Многие из них носили плащи и кинжалы. Эти люди отвергали такие очевидные ценности эпохи, как материальное благополучие, размеренность и благоденствие жизни, прозаический расчет и здравый смысл. Напротив, они за прозой реальности видели совсем иной мир -- призрачный, радостный, неизмеримый и спиритуальный. Многие люди отказывались жить по заветам отцов. Они подвергали сомнению и даже осмеянию их традиции и законы. Мало кто догадывался в ту пору, что Европа стоит на пороге новой культурной эпохи -- романтизма. Как заметил А. Доброхотов, «немецкие романтики, пожалуй, острее других своих современников ощутили, что все происходящее -- это отнюдь не временное отклонение от идеалов Просвещения, а какой-то естественный и глубинный результат их развития».

    Э. Тирьякян еще в середине 70-х годов признал контркультурные феномены мощными катализаторами культурно-исторического творчества. «Глубокое изучение эзотерической культуры, -- писал он, -- считающейся архаикой западной культуры, по нашему мнению, проливает свет на главные источники изменений в структуре современного общества, которые определяют коллективные представления 6 природной и социальной реальности». Мысль Тирьякяна сводится к тому, что «оккультные» и «эзотерические» контркультурные феномены представляют собой определенное звено между патриархальной и современной культурами.

    В работах зарубежных исследователей, таких, в частности, как у. Бейнбридж, М. Гарднер, М. Дилингер, Б. Рассел, Р. Старк, М. Фергюсон, высказывается мысль о том, что в современном западном мире происходит «революция сознания». Она знаменует собой рождение новой культуры. Авторы отмечают и важнейшие признаки новой духовности: формирование установки на личный опыт в противовес схоластическому интеллектуализму и законнической морали господствующих церквей; рост интереса к явлениям экстрасенсорного восприятия и парапсихологии; широкое увлечение разнообразными техниками саморазвития; распространение моды на магию и астрологию, все глубже проникающих в массовую культуру; значительная популярность древних и новых восточных религиозных учений.

    В журнале «Нью эйдж» даже предпринималась попытка сопоставить современные ценностные и интеллектуальные установки с характеристиками нового человека. В последнем случае речь идет о целостном восприятии, ощущении внутреннего «Я», развитии подлинной индивидуальности, благоговении перед жизнью, адекватном восприятии реальности в «здесь» и «теперь». Все это говорит о том, что понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится в западной культурологии традиционным.


    3. Источники изучения мировой культуры
    Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную. Первая - это исследование лучших достижений всех национальных культур различных народов. Вторая – это синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которыми руководствуется данное общество. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами.От доминирующей культуры, субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Она идет одновременно с ней. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д [4, С. 359].

    Противоречащая доминирующей культуре, субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.

    В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы - элитарная, народная и массовая культуры.

    Элитарная культуравключает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

    Народная культурасоздается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры - фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности [5, С. 543].

    Массовая, общедоступная культуране выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры появилось в 20 веке. Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, она связана с модой. Однако массовая культура может нести как пользу, так и вред обществу. Основная её угроза, заключается в привитии людям одинаковости их мировосприятия. Человеку-творцу или гению нет места в массовой культуре. Основными признаками продукции массовой культуры являются следующие:

    1. упрощение отношений между людьми, сведение их к примитивному уровню;

    2. развлекательный характер;

    3. натуралистический интерес к насилию;

    4. культ успеха, сильной личности, жажда обладания;

    5. культ посредственности.

    Наиболее подробно проблемы массовой культуры рассматривались в работах О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс".

    Х.Ортега-и-Гассет, противопоставляя культуру элиты и массовую культуру, писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств» [6, С. 320].
    Заключение
    Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру и функции, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

    Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

    Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень.

    Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.

    Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
    Список используемой литературы

      1. Учебное пособие по социальной философии. Бенин В.Л., Десяткина М.В. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Benin/18.php.

      2. Культурология Феникс. Драч Г.В. и др. М.: Высшее образование, 2018.

      3. Культурология. Кравченко А. И. М.: Велби, 2018.

      4. Культурология. Учебный курс. Столяренко Л. Д. Самыгин С. И. Сущенко Л. Г., 2016.
      5. Культурология: теория и история культуры. Ширшов И. Е. Баландин К. И. Качановский В. В. БГЭУ, 2017.

      6. Культурология. Учебное пособие для вузов. Хоруженко К.М. М.: Владос, 2016.



















    2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





    По горизонтали

    2. Автор картины купание красного коня

    4. Изменение образа, формы чего-либо. (преобразования)

    5. Основатель психологической актерской школы:

    6. Та или иная система определения времени по годам, посредством счета от какого-нибудь условленного момента. (летосчисление)

    8. Кто сделал огромный вклад в развитие математической физики?

    9. Кому принадлежит открытие переодического закона химических элементов

    10. Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. (математика)

    11. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. (кунсткамера)

    14. Искусство проектировать, строить здания и сооружения. (архитектура)

    15. Понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. (культура)

    16. Мироощущение широко распространённое среди интеллигенции серебряного века

    17. Чьё исполнительное исскуство получило широкое признание

    20. Какая фамилия была у автора повести Один день Ивана Денисовича

    21. Первопроходец в разработке теории движения ракетной техники

    22. Кем была составлена первая геологическая карта Европейской России?

    23. Автор произведения А зори здесь тихие

    24. Коме принадлежит теория химического строения вещества

    25. Писатели-революционеры, которые отстаивали абсолютную свободу слова
    По вертикали

    1. Как назывался журнал, провозгасивший в годы перестройки Русскую идею

    3. Какой стиль возник перед Отечественной войной 1812 г?

    7. Премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук

    12. Автор произведения Теркин на том свете

    13. Какого писателя исключили из Союза писателей ссср за опубликование за рубежом его романа

    18. Кто был крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока

    19. Первая российская газета для всеобщего пользования



    написать администратору сайта