Главная страница
Навигация по странице:

  • Жанры

  • - религиозное мировоззрение

  • Самобытность национальной культуры

  • Открытый характер культуры

  • Тип крестово-купольного храма

  • культура с картинками. Культура Киевской Руси домонгольского периода (ix первая треть xiii в.)


    Скачать 1.75 Mb.
    НазваниеКультура Киевской Руси домонгольского периода (ix первая треть xiii в.)
    Дата17.04.2023
    Размер1.75 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура с картинками.docx
    ТипДокументы
    #1068580


    Культура Киевской Руси домонгольского периода (IX- первая треть XIII в.)

    Письменность.

    На Руси издревле существовала письменность, но собственных литературных произведений почти не было. Читали в основном болгарские и греческие рукописи.

    С принятием христианства началось быстрое развитие письменности.

    До: 1.Узелковая письменность; 2.Узелково – иероглифическая письменность; 3.Пиктография; С прин. Х-ва: 4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий. (Глаголица и кириллица, принятая в 9 веке)

    Жанры: Летопись; Житие; Слово (поучение); Хождения; Исторические повести.

    Литература.

    Устные памятники народной культуры – былины и сказки. В этих произведениях народ осмысливает связь между прошлым и настоящим, мечтает о будущем, рассказывает потомках не только о князьях и боярах, но и о простых людях. Былины дают представление, что по-настоящему интересовало простой народ, какие у него были идеалы и представления. Жизненность этих произведений, их актуальность могут подтвердить современные мультфильмы, снятые по произведениям древнерусского народного эпоса. ” Алеша и Тугарин Змей”,”Илья Муромец”, “Добрыня Никитич.

    Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

    • «Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.

    • «Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

    • «Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

    • «Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.

    • «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

    Факторы, оказавшие влияние на формирование русской культуры.

    • богатое культурное наследие восточных славян (закреплению и передаче опыта способствовала языческая религия);

    • многоэтническая основа;

    • многообразие культурных контактов (Византия, Центральная и Западная Европа и др.).

    Три этапа культуры домонг. периода.

    Особенности домонг. культуры.

    • В основе - религиозное мировоззрение (иконы, храмы, рукописные книги).

    • Двоеверие – христианизация при сохранении пережитков язычества.

    • Традиционализм (следование традициям, почитание старины).

    • Анонимность большинства произведений культуры.

    • Самобытность национальной культуры - синтез культуры восточных славян и христианских традиций.

    • Большую роль на развитие культуры оказало принятие христианства: переводились богослужебные книги из Византии, развивалась живопись, иконопись, каменное и деревянное зодчество, развивалась литература, образование.

    • Открытый характер культуры, то есть взаимодействие с другими культурами, прежде всего- с византийской и культурой народов степи.

    • к 12 в. Русь стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

    • 12-13вв.- расцвет местных стилей летописания, зодчества, изо и прикладного искусства, на базе которых - процесс формирования единой национальной культуры.





    Декоративно-прикладное искусство и ремесла.

    • Чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

    • Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

    • Скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

    • Зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент

    Широко распространена деятельность кузнецов, колокололитейщиков, ювелиров; стеклоделов: оружейные мастера.

    Живопись.

    *Словарик / Определения:

    1) Фре́ска— живопись по сырой штукатурке. Основа: штукатурка + краска.

    2) Моза́ика —формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Основа: смальта + мрамор + керамика + камень.

    3) Миниатюра – красочная иллюстрация, рисунок

    4) Ико́на — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Первые иконы были привезены на Русь в Х веке из Византии. Самой почитаемой иконой был образ Владимирской Богоматери.* Дата написания – рубеж XI-XII веков.





    Архитектура.

    До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

    Тип крестово-купольного храма, основой которого является прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, разделяющими внутреннее пространство здания на девять частей. Внутри церкви на стенах, столбах и сводах размещались соединенные в строго канонизированную систему фрески, иконы и мозаики.






    Софийский собор в Новгороде, Собор Святой Софии;

    (1045-1050г)

    Десятинная церковь в Киеве, Церковь Успения Пресвятой Богородицы; (989г)

    Софийский собор в Киеве (Собор Святой Софии); (1037г)



    Золотые ворота в Киеве; (1037г)

    Церковь Покрова – на – Нерли в Боголюбове (Владим. Обл);

    (1158г)

    Успенский собор во Владимире; (1158г-1160г)

    Дмитриевский собор во Владимире;
    (1194г-1197г)





    Киево-Печерская лавра в Киеве; (1051г)

    Рождественский собор в Суздале; (1222г-1225г)

    Георгиевский собор во Влад.обл (Юрьев-Польский); (1230г-1234г)

    Спасо-Преображенский собор в Чернигове; (ок. 1033г)

    Церковь Спаса-на-Нередице; (1198г)




    написать администратору сайта