Главная страница
Навигация по странице:

  • Татьяна МЕЛЬНИКОВА

  • культура народов приамурья исследовательская работа. культура народов приамурья (Автосохраненный). Культура коренных народов Приамурья


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеКультура коренных народов Приамурья
    Анкоркультура народов приамурья исследовательская работа
    Дата28.04.2022
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультура народов приамурья (Автосохраненный).doc
    ТипРеферат
    #502157
    страница3 из 3
    1   2   3

    В 2002-м Хабаровску исполняется 144 года. Историки ведут летопись города с высадки на амурский берег у подножия утеса солдат 13-го линейного батальона под командованием капитана Дьяченко. Однако территория, на которой сегодня раскинулся Хабаровск, 144 года тому назад отнюдь не представляла собой безлюдное пространство из воды и земли. Задолго до прихода русских она была хозяйственно и духовно освоена коренным этносом здешних мест — нанайцами.

    В прошлом, когда нанайцы ехали в Хабаровск, они говорили, что отправились в Бури. Старшее и иногда среднее поколение нанайцев называют так Хабаровск до сих пор.

    Во время сплава по Амуру в 1855 году российский натуралист, исследователь Сибири и Дальнего Востока Р. К. Маак посетил стойбище, расположенное ниже выступа Быри. Он и участники экспедиции остановились на дневку в трех верстах ниже этого выступа. В стойбище Р. К. Маак увидел временные летние жилища, а значит оно было обитаемо только в период летне-осенней заготовки рыбы, и то не всегда.

    Р. К. Маак писал: «...береговой скат подступает почти к самой реке и представляет несколько обнажений; первое из них называется Быри, и у подножья его расположено небольшое селение. Вся масса воды главного русла Амура напирает на скалистый выступ Быри, и вследствие этого у подножия его образуется водоворот». Береговой скат зарос хвойным лесом. Нанайское селение Быри состояло из трех летних жилищ «под тенью ивовых кустов». 17 июля 1855 г. в этом нанайском стойбище текла обычная жизнь: «Мужчины ездили утром на рыбную ловлю; в их лодках лежала еще живая рыба, а большие осетры были пущены в воду на веревках, продетых сквозь рот и жаберное отверстие; вследствие этого удачного полова все женщины были заняты приготовлением рыбы для сушки; они особенно тщательно вырезывали кривыми ножичками вязигу и отчищали от нее мясо щеточками, сделанными из тростника; большие связки уже приготовленной вязиги висели возле летников; но надо заметить, что эти запасы были сделаны не для продовольствия самих жителей, а на продажу, так как вязига составляет для них самый выгодный предмет торговли, потому что ее охотно покупают манджурские купцы; она продается на вес и, как известно, занимает важное место в китайской кухне и принадлежит у китайцев к самым любимым яствам». У жителей стойбища Р. К. Маак купил несколько черепах, пойманных ими в водовороте возле выступа Быри, где их водилось очень много.

    Р. К. Маак несколько неправильно записал национальное название утеса и стойбища. Нанайцы назвали стойбище ниже Хабаровского утеса Бури. Оно стояло при впадении в Амур реки Хэдиэ Бури — Нижняя Бури, переименованная русскими в Чердымовку (также Чардымовка. — Прим. ред.), а позднее спрятанная под Амурским бульваром. Реку, вливавшую свои воды в Амур выше Хабаровского утеса, нанайцы называли Верхней Бури — Солиа Бури. Во второй половине XIX века она стала Плюснинкой, а в 60-е исчезла под Уссурийским бульваром.

    Китайцы называли Хабаровск Боли. Это китайское название, без сомнения, является производным от нанайского слова «бури». В переводе с нанайского и ульчского языков бури — это «лук, лучок самострела». Красивый изгиб Амура у Хабаровска действительно напоминает форму лука. У уссурийских и верхнеамурских нанайцев названия Хабаровска и «лучка для стреляния» звучало как бэри. Возможно, именно отсюда у Р. К. Маака появилось слово Быри. Ведь его проводник был из амурских эвенков, хорошо понимавших эти нанайские наречия.

    В середине XIX века недалеко от стойбища Бури на специальном дереве висели черепа медведей. Они были нанизаны на ствол через скуловые дуги и имели большие дыры, пробитые в правой или левой теменной кости. Дерево с медвежьими черепами было материальным проявлением веры нанайцев в духа-хозяина гор и тайги. Российский академик Л. И. Шренк как зоолог заинтересовался черепами медведей на этом дереве и даже влез на него, «чтобы добыть наилучшие сохранившиеся экземпляры».

    Представители каких нанайских родов жили в селении Бури? Из предания «Нанайские торговцы» мы узнаем о Вэлинэ Онинка — жителе Бури. У него была жена Дыфэнты и два сына: Сурги и Пугэ. Оба стали торговцами. Младший сын Пугэ (в другом источнике Фуга) учился в Хабаровской церковно-приходской школе, после крещения получил русское имя Сергей. В 1890-е годы он возглавлял торговое товарищество, состоявшее из 9 нанайцев, и управлял всеми делами компании. Пугэ Онинка хорошо владел русским, китайским, орочским языками. Его личный капитал составлял около 15 тысяч рублей. Коренные жители территории между Уссури, Амуром и побережьем Татарского пролива получали товары в основном через товарищество Пугэ Онинка. Среди орочей побережья Татарского пролива С. Онинка торговал с 1887 года. Он субсидировал миссионерскую школу в Хабаровске, в июле 1898 года пожертвовал 100 рублей на покупку муки для крестьян-новоселов деревни Ильинка. В 1896 году Пугэ-Сергей ездил в Москву на коронацию Николая II в составе делегации приамурского генерал-губернаторства. Русская администрация ставила в пример этого нанайского торговца. Совсем другими глазами смотрели на него соплеменники. Согласно преданию «Нанайские торговцы» среди нанайцев и удэгейцев он был известен как самый большой обманщик. Кроме того, Пугэ много пил и пьяным убил своего племенника. Родовой суд якобы вынес решение убить Пугэ. Исполнителем был назначен Сурги. Старший брат выполнил решение суда на неком небольшом озере: «Заведя в озерко, Сурги убил своего младшего брата. Озерко никуда не течет. Если озерко самое плохое, само для себя живет».

    Символ города — Хабаровский утес — нанайцы называли Хандако — остановка. Ниже Хабаровского утеса, в тихой заводи, всегда останавливались нанайцы и совершали моление его духу-хозяину. Сюда специально приезжали верховские нанайцы аккани, здесь останавливались нанайцы других групп, шедшие на лодках в заветный маньчжурский город Сан-Син. С Хабаровским утесом нанайцы связывали свою прародительницу Мамелджи, жену творца Хадау. Якобы когда-то давно они здесь жили.

    Другое нанайское название Хабаровского утеса — Мама хурээни (Старухина гора). У нанайцев он был местом поклонения его хозяйке-шаманке, которая с помощью бубна давала жизнь людям. Легенду о Хабаровском утесе рассказал нанайский поэт А. А. Пассар. Раньше на утесе стояла большая фанза шаманки, которая исчезла, когда пришли русские. У шаманки был волшебный камень, в котором она держала свой бубен. Этот бубен все видел и все слышал. Старик — муж шаманки — при помощи кузнечных мехов раскалял камень так, что он делался красным, как солнце. Старуха колотушкой ударяла по камню — из него появлялся бубен. Все мэргэны (богатыри) после походов приходили к этому утесу на свет огня. Старуха вылечивали их своим волшебным бубном. Шаманы воспевали этот утес.

    В 1855 году Р. К. Маак зафиксировал 10 летних и зимних поселений нанайцев на отрезке пути от впадения Уссури в Амур до современного национального села Сикачи-Алян. Можно предположить, что их было больше, ведь Р. К. Маак и его спутники продвигались вдоль правого берега Амура, а значит могли не заметить всех нанайских поселений на островах и левом берегу. Например, до прихода русских около поселка Корсаковского по реке Уссури было нанайское стойбище Беракан. Согласно легенде, записанной П. Протодьяконовым у уссурийских нанайцев, на острове против будущего села Воронежского стояло нанайское стойбище Хочен-Сусу. Там жили герой повествования Нэмнэ-Моракху, его отец, мать, две сестры и брат. Нэмнэ-Моракху был богатырем. Хэхцирскую гору он «в один день кругом обходил», охотился на Воронежском мысу, Мули-Хонко по-нанайски. В 1859 году российский ботаник К. И. Максимович наблюдал в районе Хабаровского утеса уже два нанайских стойбища: Сиза и Бури. Они располагались «в небольших котловинных долинах» правого каменистого берега Амура.

    Через несколько лет после экспедиций К. И. Максимовича, Р. К. Маака, Л. И. Шренка еще один путешественник А. Мичи написал в книге о своем посещении Амура и Восточной Сибири пророческие слова: «Все селения (нанайцев. — Т. М.) расположены на лучших и удобнейших пунктах и в этом отношении могут служить образцами для будущих русских колоний». Так и случилось...

    Строительство Хабаровска и хозяйственное освоение его окрестностей крестьянами вынуждало нанайцев переселяться все дальше и дальше от города. В. К. Арсеньев писал, что водворение русских крестьян на какой-либо территории распугивало таежных животных, а значит исчезали благоприятные условия для охоты, начинались столкновения из-за рыболовных участков. Кроме того, вырубка леса и вспашка земли воспринималось нанайцами как кощунство, осквернение тайги. О масштабах оскудения фауны в конце XIX века в окрестностях Хабаровска говорят следующие строки из отчета Хабаровского общества любителей охоты за 1898 год: «...из ближайших гольдских селений только изредка привозят теперь одну-две козы, охотничьи команды убьют несколько штук, члены общества — 3, 4 козы за целый год, тогда как еще несколько лет тому назад здесь осенью и весной был ход козы; во время весеннего половодья немало ловили их плывущими близ самого города, и во многих лесных островах они бродили табунами, протаптывая глубокие тропы по мхам через мари».



    Утратив промысловые угодья, нанайцы и удэгейцы получили возможность продавать свою рыбную и таежную продукцию жителям. Хабаровчане быстро привыкли к тому, что на улицах города можно было в сезон купить любые ягоды. Поэтому летом 1898 года они были встревожены: «Несмотря на конец июля на рынке и в городе не замечается обилия ягод. Говорят, что высокая вода убила ягоду и теперь по улицам города изредка можно увидеть гольдов (нанайцев. — Т. М.), продающих в ведрах и туесках голубицу; ни малины, ни кислицы, ни смородины, ни других ягод в продаже не видно». В неурожайном 1899 году стоимость ведра голубицы и красной смородины доходила до 1 руб. 20 коп. и даже 1 руб. 50 копеек. Курурмийские нанайцы в конце XIX в. приезжали в Хабаровск на 3 — 4 дня для продажи своей добычи и покупки «нужного по хозяйству». Так, «в большом количестве» они снабжали городских жителей птицей«. «Нередко приходилось видеть гольдов в городе совершенно увешанных одними почти клохтунами, — писала в апреле 1899 года хабаровская газета „Приамурские ведомости“. — Клохтун — самая вкусная утка в крае, следовательно, любители хорошо покушать, по случаю хорошего лёта этих птиц, будут на Пасхе в изобилии иметь за своим столом вкусную дичь». Нанайские семьи, имевшие лошадей, везли в город сено, которое они накашивали летом «в большом количестве». Нанайцы окрестностей Хабаровска доставляли в город сазанов и рыбу других пород, но особенно сигов.

    В начале ХХ века крупными поставщиками рыбы, дров, мехов и т. п. в Хабаровск были некоторые жители Сикачи-Аляна. Например, нанаец Гаврила ежегодно засаливал 5— 6 бочек кеты и несколько бочонков кетовой икры, которые продавал содержателям лавок на хабаровском базаре. Удэгейцы привозили на продажу в Хабаровск пушной товар и панты.

    С основания Хабаровска нанайцы, удэгейцы и даже ульчи ездили сюда за продуктами. Например, в 1894 году солдаты первого батальона Восточно-Сибирской бригады встретили 40 удэгейских батов, поднимающихся вверх по реке Кие с продуктами, закупленными удэгейцами в Хабаровске.

    Иногда нанайцы из окрестностей Хабаровска приезжали венчаться в Успенский собор. Отец Н. Ф. Бельды ездил в Хабаровск «крестить» детей (но их с собой не брал) в китайской кумирне. Однажды привез оттуда большое мио — своеобразную икону из красной ткани, на котором была нарисована вся семья.

    Амурские аборигены были привлечены к участию в Амурско-Приморской сельскохозяйственной и промышленной выставке, проходившей в Хабаровске в 1899 году. Некоторые из них удостоены наград. Так, серебряными кубками были награждены Анна Беженка (скорее всего, Бисянка. — Т. М.), «жена инородца» из Императорской гавани, за выделанную кожу сазана, нивх Палтакэ из селения Ферма близ города Николаевска-на-Амуре «за выделанные кожи рыбы». На выставке 1913 года был поставлен настоящий эвенкийский чум, в котором жила семья эвенков.

    На рубеже XIX — XX веков аборигены были активными участниками различных городских мероприятий развлекательного и спортивного характера. Наблюдатель заметил одного нанайца даже среди первых посетителей дешевой столовой, открытой в Хабаровске 30 мая 1899 года.

    Несколькими днями раньше (25 мая 1899 года) в Хабаровске состоялось «первое народное призовое состязание в стрельбе пулею». В нем приняли участие 13 человек, 9 из которых были нанайцы и удэгейцы. Результаты оказались ошеломляющими. Великолепные охотники и следопыты выступили очень плохо: «до 75 % стрелявших не попали ни одной пулей, остальные дали от 20 до 60 % попаданий». Как нам кажется, такая низкая результативность была обусловлена необычными для таежников мишенями и обстановкой.

    С легкой руки Приамурского генерал-губернатора С. М. Духовского в дни Масленицы на льду Амура происходили катания на нартах, запряженных собаками. Нанайцы катали с ветерком всех желающих, что и запечатлел на одной из своих открыток хабаровский издатель Н. В. Гутман.

    Татьяна МЕЛЬНИКОВА, главный хранитель Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н. И. Гродекова, кандидат исторических наук

    1   2   3


    написать администратору сайта