Главная страница
Навигация по странице:

  • Петр ГОНТМАХЕР

  • культура народов приамурья исследовательская работа. культура народов приамурья (Автосохраненный). Культура коренных народов Приамурья


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеКультура коренных народов Приамурья
    Анкоркультура народов приамурья исследовательская работа
    Дата28.04.2022
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультура народов приамурья (Автосохраненный).doc
    ТипРеферат
    #502157
    страница2 из 3
    1   2   3

    У любого народа, как и у человека, есть далекое прошлое. Увидеть это прошлое, своего рода археологические черепки, составив их в какую-то целостную композицию, — задача ученых. Но сделать это невозможно без обращения к устному народному творчеству и в частности к мифам. Именно мифы помогают почувствовать, ощутить аромат и дыхание истории, глубже проникнуть в мир родовой организации, в мир этнопсихологии приамурцев.

    Когда мы произносим слова «миф», «мифология», перед нами встают чудесные рассказы древних греков и римлян об их идеально красивых богах. Возможны и другие ассоциации при знакомстве с самой проблемой мифологии. Но какими бы ни были эти ассоциации, они всегда связаны с чем-то светлым и гармоничным.

    Миф как бы стирает все грани бытия, они переходят, как в музыкальных произведениях сонатных форм, из одного состояния в другое. Человек в мифе включается в его структурную ткань, в нем словно оживает дословесный мир, дословесная тишина. Мифу чужды частности, в нем высшее, универсальное состояние целостности, какой нет больше нигде. Это божественное состояние внутреннего единства способствует тому, что миф становится своеобразным мостом между прошлым, будущим и настоящим.

    Дать сколько-нибудь точное определение мифу, видимо, невозможно. Философы справедливо отмечают, что чем сложнее явление, тем труднее дать ему определение. Миф во многих словарях, философских и мифологических, определяют как комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной основой и глубокими фольклорными традициями. Гегель считал мифологию педагогикой человеческого рода. А. Ф. Лосев в «Истории античной эстетики» писал: «Мифология прошла через всю античность, принявши ... форму философского космоса и бытия...»

    А. К. Байбурин полагает, что миф есть термин, употребляющийся в двух значениях. Первое: как словесный повествовательный текст. Второе: как система представлений о мире (модель мира). В одном случае миф понимается в синтагматическом, а в другом — в парадигматическом плане.

    В дневнике А. Блока за 1902 год я прочитал весьма оригинальное определение мифа: «Миф — в сущности
    своей — мечта о странном — мечта вселенская и мечта личная...» Поэт нашел точный поэтический образ мифа. Он пишет:
    «Мифы — цветы земные. Они благоуханны только до предела религии. Выше — мифу нет места». А. Блок считает, что мифология в узком смысле слова есть средина (аура!) между землей (эстетика и этика) и небом (религия), так как, отделившись от земли (красоты и добра), нет возможности миновать порог истины; этот порог и есть мифология. В таком определении мифологии нет претензий на научность, но в то же время следует обратить внимание на оригинальную постановку вопроса о сущности мифологии. А. Блок, с одной стороны, философски углубляет понятие мифа, с другой — окружает миф еще большим ореолом тайны.

    Мифы народностей Приамурья, в частности нанайцев, имеют свои особенности. Их классификацию наиболее полно дает Е. П. Лебедева:

    1) Мифы космогонического содержания о происхождении Вселенной, земли, людей.

    2) Этимологические мифы о происхождении отдельных гор, камней, озер, заводей и прочих объектов локального значения.

    3) Мифы о хозяевах стихий: огня, воды, лесов, о хозяевах отдельных мест и видов животных.

    4) Тотемические мифы о брачном сожительстве людей с животными, о выкармливании животными брошенных детей, а людьми — зверей, о могуществе животных, в первую очередь лисы, о происхождении нанайских родов от представителей животного и растительного мира (тигра, медведя, ястреба, березы).

    5) Мифы магического содержания о влиянии некоторых действий на изменение погоды, погодных явлений, на поведение людей и животных.

    6) Шаманские мифы о духах — помощниках шаманов, о борьбе между шаманами разных родов, о похищении шаманами людских душ и др.

    7) Мифы о загробном мире.

    Многие исследователи нанайского фольклора считают, что не существует четкой разграничительной черты между сказкой и мифом. Так, В. А. Аворин и Е. П. Лебедева к мифам относят фольклорные произведения, связанные с религиозными (анимистическими, тотемистическими, магическими, шаманистическими) представлениями, объясняющими устройство Вселенной, происхождение планеты Земля, животных, человека, иерархию и функции различных духов и божеств. Эта мысль полностью поддержана нанайским ученым Н. Б. Киле. Соглашаясь с этим положением, отмечу, что миф является основой жизненной философии нанайцев, философии их мышления, многообразной обрядовой деятельности и т. п. Миф подготовил почву для философии человека Севера. Именно подготовил почву. В мифах прочитываются многие черты национального характера нанайцев, в частности их высокая толерантность и этническая философия. Этнофилософия северянина в данном случае выступает как связующее звено между мифом и реальной жизнью. Может быть, следует оговориться: эта связь не прямолинейная, она глубоко внутренняя, диалектическая.

    Подтверждением этому является известный нанайский миф «О трех солнцах». В полевом дневнике я записал от старого нанайца из села Дада один из его многочисленных вариантов, который, насколько мне известно, пока не приводился в этнографической литературе в подобной недакции. Приведу фрагмент этого мифа:

    «Давно-давно на небе три солнца было. Горячо палили они. Жить было невозможно. Сожгли три солнца все живое: людей, запасы пищи, стойбища, животных. Обмелел Амур. Рыбы совсем в нем не стало. Тишина кругом. Остались в живых только несколько нанайцев: лучших художников и резчиков по камню. И тогда самый красивый и лучший из них с первой попытки застрелил два солнца, ведь он был не только хорошим сказителем и художником, но и великим стрелком. На расплавленных от жары камнях он и его друзья-соплеменники нарисовали много картин из жизни своих родов. Наиболее важные события из жизни своих сородичей отразили они в замысловатом каменном узоре.

    Язык узора был понятен лишь самим художникам и людям из их рода. Все это осталось в камне и будет таким же вечным, как земля и вода. Картины эти повествуют о том, как радовались и страдали нанайцы, как любили они своих соплеменников, животных, деревья, Амур — все живое вокруг. От этих мастеров и сказителей и родился нанайский народ. Это было его второе рождение. Вот почему он так талантлив и удачлив. А все, что было у нанайцев до второго рождения, осталось в узорах на больших камнях, которые хранят тайну на берегу Амура».*

    На примере этого мифа ясно, что мифологические традиции нанайцев во многом отражают и жизненную реальность. В мифе повествуется о том, что было время, когда от жары плавились камни, умирали люди и животные. Действительно, в Приамурье и в настоящее время летом от жары плавятся сикачи-алянские валуны. Рядом с реальными сюжетами, или близкими к ним, соседствуют фантастические. В мифах нанайцев находят также отражение проблемы происхождения Вселенной и человека.

    Один подобный миф «О трех солнцах» может дать исследователю больше сотни многих разрозненных этнографических фактов, не выстроенных в систему художественных рядов, в систему исторических свидетельств.

    История духовности, ментальности и этнической толерантности народов Приамурья, вероятно, должна начинаться с анализа их мифов. Без уроков мифологии история и культура коренных этносов Нижнего Амура, и в частности нанайцев, будет безликой, потерявшей исторический колорит, свое лицо, свою особую национальную мелодию. Уроки мифологии нанайцев еще о многом расскажут будущим поколениям. На Амуре, в особой сказочной стране — Стране трех солнц — и сегодня старики рассказывают мифы, которые, как солнечные блики, высвечивают многие страницы сложной истории нанайцев. Можно сказать, что в этих мифах своеобразные правоспоминания из духовного становления нанайского этноса.

    Петр ГОНТМАХЕР, профессор
    Хабаровск

    2.

    Аборигенная история


    • Мельникова Татьяна

    • Родословное дерево Хабаровска
    1   2   3


    написать администратору сайта