Культура номадов Казахстана. Выполнил:Комаров Вадим ПД-102 Преподаватель:Жаркимбаева.Д.Б Номадизм как тип культуры - Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.
Концепции номадизма. - Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами.
- Плотность населения у кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма – это необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми ресурсами конкретной аридной зоны.
Культура древних племен на территории Казахстана - Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть палатки, шатры, юрты. Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.
- Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение – штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Ознакомившись с образцами казахской одежды, можно увидеть, что кочевниками-скотоводами в течение веков разработаны разные ее модификации в соответствии с подручным материалом, технологией, функцией, возрастным и социальным статусами. Многие образцы костюма стали изделиями прикладного искусства, имели выраженные этнодифференцирующие признаки.
Духовная культура - Несомненно, в течение тысячелетий в срединном степном регионе развивались духовная культура, народное творчество. Свидетельством тому древность казахского эпоса: «Алпамыс», «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Қобланды».
Религиозные представления саков - Главными были — культ вождя и царя. Царь считался — избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и лей отождествляли с солнечным.
- Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена — священной земле.
- В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».
- Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира - низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя.
Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане - Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.
Захоронения - Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.
Символизм в искусстве гуннов - В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.
- Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.
- Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.
Культура усуней и канглы - Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды.
- Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
Древнетюркская цивилизация и ее особенности - Тюркскую цивилизацию, ученые называют кочевой цивилизацией.
- Как и положено цивилизации, у неё был тюркский общегосударственный язык; свой тюркский алфавит и соответственно свой календарь, который учёные называют календарь 12–летнего животного цикла.
Тенгрианство и культ предков - Цивилизация имела своё мировоззрение, свою веру – тенгрианство.
- Термин ‘’тэнгри’ означает “Дух Вечного Неба”. Как называли свою религию тюрки - неизвестно. Некоторые учёные, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII- XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции. Все сведущие учёные считали тюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей.
- Тэнгрианство настолько отличалось от буддизма, ислама и христианства, что духовные контакты между представлениями этих религий не могли быть возможными. Систему верования тюрков вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова, она вообще не поддаётся формальной научной классификации. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Единственная религия, с которой тэнгрианство имело много общего - это японская национальная религия - синтоизм.
Жизнь и смерть - В тэнгрианстве человек приписывал Небу, Земле власть над собой, но влияние это действовало только в земном мире от рождения до смерти. После смерти власть природы над ним прекращалась, он сам становился свободным божеством (унганом). В тэнгрианстве не было грехов в смысле христианском и мусульманском, т.к. человек боялся кривить совестью, потому что от этого у него уменьшался скот, сам он или его дети получали болезни. Наказание следовало тотчас за нарушением традиции и обряда или в течение шестидесяти лет. Со смертью на земле он освобождался от всех наказаний и дух его становился свободным. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды захоронения и жертвоприношения. Если обряды захоронения и жертвоприношения были исправны, он был спокоен и покровительствовал всем родным, в противном случае он становился их врагом. Поэтому древние тюрки и монголы считали себя сынами Неба.
Перерождение - Люди великие, сильные были и всесильными, всемогущими унганами (духами предков), мелкие натуры становились и после смерти ничтожными духами, которые не могли ни порядочно любить и не умели ненавидеть. Жизнь умерших на земле продолжалась в небесной сфере, но в другом виде.
- Таким образом, смерти нет — есть переход в другое существование. Смерть толкает человека вперед, в мир Космоса. Древние тюрки и монголы учили потомков не бояться смерти, особенно в бою. Смерть в бою считалась почитаемой. Каждый человек должен был достойно умереть. Достойно — значит, уничтожить хотя бы одного врага. Любой ценой! Ибо в противном случае наступает позорная смерть, которая низведет на нет даже самую благородную и возвышенную жизнь! Такой дух предков превращался в Небесный мусор. Такой позорный дух предков ничему не мог учить, он не взывал к мщению, он никуда не звал, он обрекал на ничтожную жизнь и бесславную смерть грядущие поколения. Но дух наиболее отъявленных негодяев, несущий сильную отрицательную энергию, после выхода в Космос сгорал и исчезал. Исполняя обряд сжигания умершего на священном костре, древние тюрки тем самым освобождали Землю от отрицательной энергии.
Древнетюркская руническая письменность - Тюркскими рунами называют древнюю письменность, которой пользовались несколько групп древних народов, живших на территории современной Европы и ближней Азии. Этот алфавит, на самом деле, не относится к германскому или скандинавскому футарку, хотя и внешне похож на них.
- Тюркский рунический алфавит — самостоятельная знаковая система, имеющая неодинаковое происхождение с древнегерманским алфавитом.
Верования тюрков с VI по VIII в.в. - Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство
Буддизм - Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.
- На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Археологическими исследованиями установлено, что в VII-VIII вв. буддизм занимал прочные позиции в Средней Азии и Казахстане.
Манихейство - Манихейство - составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония -- ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников -- последователей Заратустры -- брошенным в него камнем) периода поздней античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Христианство - В начале XI века христианство принимают монголоязычные кереиты, в XII – найманы, а также тюркские народы – онгуты, гузы, чигили. Проблема возникла в связи с обращением в христианство кереитов, употреблявших преимущественно мясную пищу, что препятствовало соблюдению постов. Вопрос этот был урегулирован только патриархом Иоанном VI, разрешившим в пост употреблять молочные продукты.
- И среди монголов, объединявшихся под властью Чингисхана, было много христиан. Были они и в семье самого Чингисхана и его наследников-чингизидов.
|