|
Номадические типы культуры формы и приёмы кодирования культурной информациии. Номадические типы культуры формы и приёмы кодирования культурной. Номадические типы культуры Формы и приёмы Кодирования культурной информации
Номадические типы культуры:Формы и приёмы Кодирования культурной информации Группа ТБ 21-21 Номадизм как тип культуры Номадизм – это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган. Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение – штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Концепции номадизма Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами. Типология номадической культуры Ученые, изучающие образ жизни кочевников и животноводство, считают, что в современном обществе существует 6 разновидностей номадов: -бедуины, или номады-верблюдоводы - находятся в Северной Африке и Юго- Восточной Азии; - африканские номады- выращивают крупный рогатый скот, территория распространения – пустыни Южной Сахары; - евро-азиатские номады специализируются на разведении коз и овец, при этом используют лошадь и крупный рогатый скот для езды верхом; -номады Тибета – разводят яков, которые являются главным источником их существования; - народы-оленеводы занимаются преимущественно оленеводством и живут в Северо-Азиатской тундре -морскиее номады- жизни связан рыболовством. Основные культурные И технические Достижения номадов Центральной Азии Цивилизационная характеристика каждого социума включает духовно-культурные и материально-технологические показатели. Если говорить о процессах возникновения и прогресса цивилизации степях Евразии в древности, инновациях в материальной культуре, способах производства и т.д., то необходимо отметить, что в древнейший период важнейшим достижением эпохи неолита и энеолита стали, во- первых, доместикация лошади; во-вторых, переход к производящим формам хозяйства, в данном ареале - освоение культуры скотоводства (сер. IV-нач. III тыс. до н.э.). Показателем материально-технических достижений культуры эпохи бронзы на территории степной Евразии была металлургия. Всадничество, изобретение колесниц повозок, освоение и широкое использование металла, совершенствование видов оружия все эти звенья прогресса были взаимосвязаны между собой. РелигиознЫе представления саКов Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена —священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Сакральная Культура саков Культура саков, массагетов, сарматов, гуннов, скифов развивается путем интеграции трехкультурных блоков (скотоводческого, земледельческого и ремесленнического), создание институтов вождей, военно-жреческой аристократии и других социальных слоев. Эти сдвиги вобществе номадов требовали сложных религиозных систем, обоснования и закрепления статуса через погребальный обряд, определенную знаковую символику в вооружении и искусстве создания героической мифоэпической традиции. Гунский период развития номадической культуры в Казахстане Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. Культура усуней И канглы Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. |
|
|