Главная страница

культ. культура. Культура новгородской республики 12 век


Скачать 17.28 Kb.
НазваниеКультура новгородской республики 12 век
Анкоркульт
Дата26.04.2022
Размер17.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакультура.docx
ТипДокументы
#498931

Культура новгородской республики 12 век.

Свое­об­ра­зие по­ли­тического уст­рой­ст­ва Новгородской республики, тес­ные куль­тур­но-ис­то­рические и тор­го­вые кон­так­ты с ев­ропейскими стра­на­ми ока­за­ли влия­ние на раз­ви­тие куль­ту­ры. Рес­пуб­ли­кан­ские фор­мы государственного уст­рой­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ли ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию гра­мот­но­сти во всех сло­ях ме­ст­но­го об­ще­ст­ва, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют бе­ре­стя­ные гра­мо­ты. В Нов­го­ро­де с первой половины 12 в. ве­лись сна­ча­ла крат­кие, а не­сколь­ко позд­нее – ре­гу­ляр­ные еже­год­ные ле­то­пис­ные за­пи­си. Нов­го­род­ская пер­вая ле­то­пись стар­ше­го из­во­да яв­ля­ет­ся древ­ней­шим со­хра­нив­шим­ся па­мят­ни­ком русского ле­то­пи­са­ния. В Нов­го­ро­де соз­да­вались раз­но­го ро­да государственные ак­ты, пе­ре­пи­сы­ва­лись Еван­ге­лия, дру­гие кни­ги цер­ков­но­го со­дер­жа­ния. А также здесь со­чи­ня­лись жи­тия свя­тых, различные по­сла­ния, по­уче­ния и хо­ж­де­ния.

Осо­бый ук­лад нов­го­род­ской жиз­ни сфор­ми­ро­вал от­ли­чительные чер­ты ме­ст­ной шко­лы стан­ко­вой жи­во­пи­си: осо­бую цве­то­вую гам­му и на­сы­щен­ность цве­то­вой па­лит­ры, тех­ни­ку жи­во­пи­си, вы­бор сю­же­тов (пред­поч­ти­тель­ное изо­бра­же­ние по­чи­тае­мых ме­ст­ных свя­тых).

Большое внимание также уделялось иконописи. Ярчайшим полотном той эпохи является “Ангел златые власы”, которое сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.

Развивалось на новгородской земле и архитектура с фресковой живописью. Главное направление развития - реализм.

Новгородская земля в силу природных и политических особенностей, была в некоторой степени, отделена от центров Русского государства – Киева, Владимира, Москвы. Такая отдаленность позволила сохранить свою уникальную идентичность. Новгородское государство не знало монгольского разорения. В то время, когда, после набегов и разорения кочевников, приходилось перестраивать целые города, в Новгородской земле культурные памятники сохранялись и дошли до нашего времени в первозданном виде. Когда в южной и Центральной Руси погибла и исчезали целые виды ремесел, то в Великом Новгороде они продолжали жить. Такие особенности позволили развить особенный вид – великорусский тип искусства, который по своему уровню находился в одном ряду с европейскими центрами.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с воплощением византийского архитектурного сознания, по выразительности и лаконичности он родственен характеру северной природы.


написать администратору сайта