Главная страница
Навигация по странице:

  • Личность

  • Закрытое общество

  • : «культурный герой»

  • Триксер

  • Герберт Маркузе

  • Задание 1 Из этих понятий составьте 2

  • Культурология. Практика по теме «Культура. Общество. Личность». Практ_Общ и лич_В 2. Культура. Общество. Личность Контрольные вопросы


    Скачать 67 Kb.
    НазваниеКультура. Общество. Личность Контрольные вопросы
    АнкорКультурология. Практика по теме «Культура. Общество. Личность
    Дата28.03.2023
    Размер67 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПракт_Общ и лич_В 2.doc
    ТипКонтрольные вопросы
    #1022446

    Практика по теме «Культура. Общество. Личность»

    Контрольные вопросы. Вариант 2



    1. В учебнике Петуховых найдите точку зрения М. Кагана на проблему взаимоотношений общества и культуры.

    1. Пользуясь лекцией, раскройте точку зрения Э.С. Маркаряна на проблему взаимоотношений общества и культуры.

    • Э. Маркарян определяет культуру как функцию общества;

    • в интерпретации Э. С. Маркаряна культура есть специфический адаптирующий механизм общественной жизни

    1. Дайте социологическое определение понятия «общество».

    В социологии: общество – реальная и всегда конкретная среда функционирования и развития культуры.

    1. Назовите признаки демократии.

    Необходимые условия эффективности демократии: преобладание в обществе индивидуалистических ценностных установок (при этом – уважение мнения большинства), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине – из уважения к другим людям, уважения законов.

    4.1. По Лекции 2: для какого типа культур (пространственная типология) характерна демократия?

    • Культура Запада.

    1. Назовите типичные черты тоталитарных режимов (недемократических культур).

    Сущность (типичные черты) тоталитарных режимов: 1) гос-во становится инструментом тоталитарной партии; 2) политическая оппозиция уничтожается, репрессии в отношении инакомыслящих, никакой массовый протест против действий правящего режима невозможен, фактически ликвидируются конституционные права и свободы; 3) основные ресурсы (матер., человеч., интеллек-е) направляются на достижение главной, достаточно абстрактной цели, напр: «восстановление величия нации» или «освобождение всех угнетенных»; 4) от личности требуется постоянное служение главной цели, до готовности к самопожертвованию; 5) с помощью системы образования, пропаганды в СМИ и средств искусства человека убеждают, что все, не воспринимающие идеологию – враги, происками внешних и внутренних врагов объясняют экономические трудности; 6) особая роль отводится партийному лидеру: его возвеличивают, делают символом нации и прогресса.

    5.1. По Лекции 2: для какого типа культур (пространственная типология) характерна деспотия?

    • Культура Востока.

    1. По учебнику Петуховых, кратко: в чем отличие инкультурации от социализации?

    Культура имеет особое значение, отличное от социального. Уровень социальной организации может быть одинаковым у разных народов, но их традиции, обычаи искусство – совершенно различным. Поэтому культуру можно определить как социальное бытие человека, а общество – как среду функционирования культуры.

    6.1. В чем разница между индивидуальностью и личностью?

    Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Человек может считаться личностью, когда он способен самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед обществом. К новорожденному ребенку термин «личность» не употребим, хотя все люди появляются на

    свет как индивиды и как индивидуальности.

    Личность – устойчивая система социально значимых черт человека, а индивидуальность – особенности природных черт человека (характера, психического склада, способностей к виду деятельности).

    1. В чем отличие личности закрытого общества от личности открытого общества?

    По К. Попперу, оно характеризуется магическим или иррациональным мышлением, крайним коллективизмом, отсутствием критики социальных институтов, отсутствием личной ответственности индивида, т.к. любое действие оправдано ссылкой на традиции или решения правителей. Закрытое общество всегда есть антидемократическое и тоталитарное.

    По К. Попперу, открытое общество освобождает критические способности человека, индивиды способны самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Открытое общество позволяют противиться тирании, благодаря своей демократичности (есть механизмы контроля за властью) и постепенной рациональной перестройке социальных институтов, что защищает членов общества от превращения в заложников утопических идей правителей. Открытое общество всегда есть общество демократическое.

    1. Дайте культурологическое определение «культурного героя».

    Современное культурологическое понимание: «культурный герой» – личность, выступающая образцом культурного подражания и кодом культуры. Культурный герой может быть реальным человеком или вымышленным образом.

    1. Назовите три функции культурных героев по теории Е.М. Мелетинского.

    1. мироустройство – с целью оформить подчиняющийся единым законам мир.

    2. защита. Здесь – выражение острой потребности человека в защитнике, предводителе – покровителе на «земном» уровне, который должен избавить мир от чудовищ и враждебных народов.

    3. дарование благ людям: огонь, пища, орудия труда, знания, навыки + стремление вернуть людям бессмертие.

    9.1. Кого называют трикстером?

    Триксер - культурный герой, который вносит элементы социального хаоса.

    Есть другое определение: «Трикстер (англ. trickster – обманщик, ловкач) – иск., мифологический комический персонаж, плут-озорник, обжора; комический двойник героя»

    9.2. Для чего необходим трикстер?

    Природа трикстера непроста. Отрицательного двойника можно расценивать как дихотомичную противоположность, чаще разрушающую, нежели созидающую, но совершенно необходимую именно в качестве противоположности, потенцирующей развитие.

    1. Назовите черты массового общества.

    Стандартизация производства и потребления, бюрократизация общественной жизни, отчужденность труда, утрата религиозного мировоззрения, отсутствие глубоких и общезначимых нравственных ценностей, ослабление роли родства, деперсонализация отношений и др.

    1. Укажите сущность демонстративного потребления: а) по теории Т. Веблена; б) по теории Ж. Бодрийяра.

    а) Престижное потребление – расточительные траты на товары и услуги с преимущественной целью продемонстрировать богатство и для поддержки определенного социального статуса.

    б) Д.П. – это манипуляция символами, человек, потребляя те или иные товары, приобретает некие символы, которые передают информацию о нём окружающим.

    1. Как философ Х. Ортега-и-Гассет объяснил «новизну» массового человека в ХХ веке?

    Ортега-и-Гассет называет этого «массового» человека так: «банальность и посредственность» Корни массового человека – в промышленной революции, в крупном производстве, объединившем людей в производственные коллективы с компактным проживанием, в урбанизации. Сужение производственных функций работников, утрата ими знания конечной цели производства приводят к обеднению ума и чувств, лишают инициативы.

    12.1. Какой философ описал влияние экранной информации на формирование нового типа массового мышления? Герберт Маркузе

    1. Кратко назовите ВСЕ признаки «массового человека».

    Массовый человек нередко может быть сентиментален, но в то же время нечувствителен к чужой боли, не склонен к сопереживанию, эгоистичен, равнодушен к мнению, достоинству и даже жизни другого человека. Потребительство. У массового человека легко высвобождаются инстинкты, ослаблены моральные запреты, он легко руководствуется простейшими, сиюминутными стимулами и мотивами. Всепроникающий юмор – важная характеристика массового человека: поверхностный взгляд принципиально не идет в глубину, замечая лишь видимые несообразности, и цинично осмеивает действительность – стеб. У него мало досуга, наполненного размышлением, воспитанием души. Досуг наполнен развлечением (низкопробные шоу-программы по ТВ , зрелищное коммерческое кино и т.п.).

    13.1. По каким признакам можно определить присутствие массового человека в общественном месте?

    в общественных местах везде оставляет после себя мусор и беспорядок, а кто-то за ним убирает, подметает, смывает (он цинично заявляет, что обеспечивает уборщиков работой и, вероятно чувствует себя ГОСПОДИНОМ). Это он сплевывает жвачку или лепит ее на мебель/стены, не смывает за собой в общественном туалете, это у него из автомобиля оглушительно звучит музыка.
    Задание 1

    Из этих понятий составьте 2 группы взаимосвязанных понятий:

    1. традиционное общество (доиндустриальное) - закрытое общество - культуры недемократические

    2. модернизированное общество (индустриальное и постиндустриальное) - открытое общество - культуры демократические

    Задание 2

    В таблицу впишите примеры культурных героев (КГ) модерна или постмодерна – реальные личности, выполняющих три основные функции (укажите – какие), и трикстеров (реальные или вымышленные):

    КГ

    1 (защитник)

    КГ

    2 (мироустройство)

    КГ

    3 (дарование всевозможных благ)

    Трикстер

    Геракл, Ахиллес, Левенгук, Зевс, Илья Муромец, Генри Форд

    Будда, Магомет, Моисей, Иисус Христос

    Прометей, Робин Гуд, Дедал

    Фигаро, Вольтер, Евгений Базаров, барон Мюнхгаузен, Остап Бендер, Жанна д’Арк, Дж.Свифт, Наполеон







    написать администратору сайта