Главная страница
Навигация по странице:

  • Цифровая эпоха доступа: новая система неравенства

  • Культура книги и мир детства

  • Общество впечатлений Субъективизация культурно-досугового потребления

  • Размытие понятия «реальность»

  • Фикция как реальность

  • Искусство и репродукция

  • Ведет ли репродуцируемость к утрате «ауры»

  • Объекты культурного наследия (тыс.)

  • 1.Культура в условиях цифровой акселерации - Виталий Куренной. Культура в условиях цифровой акселерации hr&Trainings expo 2018 Виталий Куренной, ниу вшэ


    Скачать 2.98 Mb.
    НазваниеКультура в условиях цифровой акселерации hr&Trainings expo 2018 Виталий Куренной, ниу вшэ
    Дата14.03.2020
    Размер2.98 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла1.Культура в условиях цифровой акселерации - Виталий Куренной.pptx
    ТипДокументы
    #111963

    Культура в условиях цифровой акселерации HR&Trainings EXPO 2018

    Виталий Куренной, НИУ ВШЭ

    Основные медийные революции

    • От устной культуры к буквенной (письменной). Эпоха господства книги.
    • От буквенной культуре к цифровой. Эпоха новой устности, новой визуальности и неограниченного тиражирования.
    • «Медиа - это сцена демонстрации радикальной неодновременности. К какому поколению человек относится, сегодня зависит от того, к какой информационной культуре он принадлежит. Теперь нет общих медиа» (Норберт Больц).

    Занятия в свободное время


    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Частота пользования Интернетом. Места выхода


    Выборка: пользователи Интернета

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Электронная почта


    Выборка: пользователи Интернета

    Выборка: пользователи Интернета, использующие почту

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Социальные сети


    Выборка: пользователи Интернета

    Выборка: пользователи Интернета, использующие социальные сети

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Цели использования социальных сетей


    Выборка: пользователи Интернета, использующие социальные сети

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Сайты знакомств


    Выборка: пользователи Интернета

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Используемые мобильные приложения и Интернет-сервисы


    Выборка: пользователи Интернета

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Источники новостей


    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Видеоигры: частота, место, средства


    Выборка: респонденты, играющие в видеоигры

    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Как часто Вы слушаете музыку?


    Всероссийский опрос Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ 2017 года (репрезентативный опрос 4 тыс. респондентов)

    Организация поездки/ путешествия


    Выборка: респонденты, которые совершают поездки/ путешествия

    Цифровая эпоха доступа: новая система неравенства


    Норберт Больц. Азбука медиа

    Компенсаторная реакция: роскошь быть вне доступа

    Культура книги и мир детства

    Взрослый мир обособлен от мира детей. У взрослых есть свои секреты, доступ к которым огражден необходимостью осваивать грамотность и понимать сложные тексты.

    Визуальная революция снимает данные барьеры, уравнивая взрослых и детей.

    «Секреты любого свойства не могут быть утаены от детей. Но без социальных секретов детство немыслимо» (Нейл Постман).

    Общество впечатлений Субъективизация культурно-досугового потребления

    В современной литературе эта тенденция определяется как формирование «общества впечатлений» или «общества переживаний».

    Фундаментальная смена всей модели целерационального поведения современного человека, в рамках которой «внешняя ориентации» (на объективные факторы материального, экономического и социального характера) сменяется «внутренней ориентацией» (Герхард Шульце).

    Последняя характеризуется на максимизацию субъективно переживаемого эмоционального удовольствия.

    Базовая максима общества впечатлений: «Проживи свою жизнь!»


    Drom.ru

    «Найди свое эмоциональное путешествие! Аутентичные путешествия в небольших группах за пределами туристических троп».

    statravel.at

    Размытие понятия «реальность»

    Тотальная субъективация опыта

    «Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь переживается в представлении».

    (Ги Дебор. Общество спектакля)

    Фикция как реальность

    «В то время, как реальность скользит из «опыта» к «ожиданию», эстетическое движется как раз в обратном направлении: от «ожидания» к «опыту»».

    (Одо Марквард. Искусство как антификция – опыт о превращении реального в фиктивное)

    Искусство и репродукция


    «Репродукционная техника, как можно было бы выразить это в общем виде, выводит репродуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет его уникальное проявление массовым».

    «Уникальность и постоянство спаяны в картине так же тесно, как мимолетность и повторимость в репродукции. Освобождение предмета от его оболочки, разрушение ауры - характерная черта восприятия, чей "вкус к однотипному в мире" усилился настолько, что оно с помощью репродукции выжимает эту однотипность даже из уникальных явлений».

    (Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости).

    Густав Климт. Адель Блох-Бауэр (1907).

    Ведет ли репродуцируемость к утрате «ауры»?


    Thomas Ricker/Flickr

    Историческая компенсация цифровой акселерации Число музеев в РФ


    По данным ГИВЦ Минкультуры России (Ежегодные статистические сборники)

    Объекты культурного наследия (тыс.)


    По данным Госкомстата и докладов Минкульта о состоянии культуры в РФ


    написать администратору сайта