Главная страница
Навигация по странице:

  • Орудия труда Для этой эпохи наиболее важными и характерными чертами можно считать широкое распространение призматической техники

  • Одежда и украшения

  • Религиозные представления. Погребения

  • Палеолитическое искусство

  • Культура_верхнего_палеолита. Культура верхнего палеолита


    Скачать 21.35 Kb.
    НазваниеКультура верхнего палеолита
    Дата02.03.2022
    Размер21.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура_верхнего_палеолита.docx
    ТипДокументы
    #380818

    Сообщение на тему «Культура верхнего палеолита»

    Эпохой верхнего палеолита называется период примерно от 40 до 10 тысяч лет назад. Множество верхнепалеолитических культур было создано людьми, относящимися к современному виду Homo sapiens; население Европы этого времени часто называется кроманьонцами (по пещере Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были сделаны важные находки скелетов людей и орудий эпохи верхнего палеолита). Материальная культура в верхнем палеолите была иной, чем в предшествующую эпоху, вследствие усовершенствования техники обработки камня, широкого использования кости, развития домостроительства, появления разнообразных форм искусства.

    Орудия труда

    Для этой эпохи наиболее важными и характерными чертами можно считать широкое распространение призматической техники расщепления, виртуозную обработку кости и бивня, разнообразный набор орудий — около 200 различных типов. Важнейшими и очень распространенными орудиями верхнего палеолита были резец для твердых материалов, скребки для мездрения (очистка шкур и кожи). Во второй половине верхнего палеолита появляются составные, или вкладышевые, орудия, принципиально новые техники обработки твердых материалов — сверление, пиление и шлифование.

    Жильё

    От эпохи верхнего палеолита сохранилось довольно много остатков жилых сооружений. Люди по-прежнему использовали природные убежища — гроты, навесы и пещеры, но также строили искусственные сооружения на стоянках под открытым небом. Наиболее близкими аналогами жилищам верхнего палеолита могут служить жилища северных народов типа чумов и яранг или легкие наземные жилища охотников-собирателей южных областей.

    Одежда и украшения

    О покрое и характере шитой одежды свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях. Это пряжки, пуговицы и различные нашивки, сделанные из кости и украшенные орнаментом. широко распространяются украшения из кости животных и просверленных клыков, зубов, раковин. Это ожерелья из бусин, обручи, диадемы, браслеты. Исследования последних десятилетий позволяют считать, что в верхнем палеолите, помимо шитья, было широко распространено плетение, вязание и даже ткачество.

    Охота

    Охота была одним из основных занятий населения. По костным остаткам животных можно судить о промысловых видах: мамонт, дикая лошадь, северный и благородный олень, бизон, сайгак, из хищников — волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец, из грызунов — заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и рыб. В верхнем палеолите широко использовались копьеметалка, гарпун, примитивный лук и стрелы. Ряд исследователей предполагает, что в это время начинается одомашнивание волка.

    Религиозные представления. Погребения

    Духовная жизнь палеолитического человека происходила в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Возникают первые языческие верования: тотемизмфетишизманимизм, вера в магию. Изменение социальной организации и усложнение мировоззренческих представлений явилось главной причиной возникновения погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями.

    Палеолитическое искусство

    В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к более ранним эпохам, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст.

    В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра):

    • монументальное — пещерная живопись и рельефы;

    • искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками);

    • прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

    Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, носорог, хищники, а также геометрические фигуры. Изображения человека достаточно редки и более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи, что может быть связано с развитием ранних мифологических представлений о стихиях природы — воздухе, земле, воде. Первобытные художники пользовались минеральными красками, в темных пещерах человек использовал свет костра, факела.

    Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост. Считается, что широкое распространение женских статуэток свидетельствует о формировании в верхнепалеолитическую эпоху культа женщины-матери и хранительницы очага - на смену первобытному стаду приходит родовая матриархальная община, родство ведётся по женской линии. Появляется примитивный институт брака. Женские изображения, как реалистичные, так и весьма условные, могли служить талисманами, оберегами и использоваться для совершения различных магических обрядов.

    Найденные на древних стоянках статуэтки из обожженной глины, а также остатки примитивной печи-горна для обжига свидетельствуют об изобретении человеком керамики, однако керамическую посуду тогда делать не пытались.

    Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Часто на орнаментированных предметах или бивнях с насечками выделяются группы элементов, повторяющихся в определенных числовых интервалах — наиболее распространены группы по 2, 5, 7 и кратные им. Это позволило ученым выдвинуть гипотезу о происхождении счета (пятеричной и семеричной систем) и лунного календаря в эпоху позднего палеолита.

    Несомненно, что кроме изобразительных, в верхнем палеолите существовали и иные формы искусства, например такие, как музыка и танец. Об этом свидетельствуют находки флейт и свирелей, которые практически не отличаются от современных.

    В верхнем палеолите темпы развития человеческого общества возрастают, новые открытия и усовершенствования распространяются все быстрее и, вместе с тем, становятся заметнее местные различия в развитии материальной культуры. Для этого времени достоверно зафиксирован и такой мощный ускоритель прогресса, как обмен, объектом которого являлись, например, редкие раковины, качественное сырье для производства орудий, предметы украшений.

    Долгое время большинство исследователей признавали стадиальность развития верхнего палеолита для всей ойкумены, при этом выделялось три общих стадии (эпохи): ориньяк, солютре и мадлен. Впоследствии к ним прибавился еще один весьма продолжительный этап — перигордьен. В настоящее время благодаря материалам многолетних исследований общепризнано, что это не общие стадии развития материальной культуры, а достаточно большие культурные области, которые в некоторых случаях и на некоторых территориях Западной и Центральной Европы сменяют друг друга, а в других случаях сосуществуют.

    Изучение разнообразия верхнепалеолитических культур позволяет решать вопросы о взаимосвязях и миграциях древнего населения и возможных путях заселения тех или иных территорий.


    написать администратору сайта