Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра философии и гуманитарных дисциплин Заведующая кафедрой Кандидат педагогических наук. Доцент.Чурсина Полина ВалентиновнаДоклад

  • Иллюзии восприятия - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.(слайд 2)

  • Наиболее известными являются следующие их виды: (слайд 3)

  • Помимо зрительных, хорошо известны следующие иллюзии восприятия

  • (4слайд

  • Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с другими линиями, например

  • Слуховые иллюзии: Упомянем три наиболее известных иллюзии:Эффект Мак-Гурка

  • Иллюзия звукового контраста Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.Иллюзии восприятия цвета

  • Иллюзии при движении объекта(слайд 14)

  • Эффект перцептивной готовности

  • Список использованной литературы Артамонов И.Д

  • Логвиненко А.Д

  • Рок И.

  • Реферат по психологи. Иллюзии восприятия


    Скачать 40.27 Kb.
    НазваниеИллюзии восприятия
    АнкорРеферат по психологи
    Дата16.06.2020
    Размер40.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDoklad_po_psikhologii.docx
    ТипДоклад
    #130728


    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    (ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России)
    Кафедра философии и гуманитарных дисциплин


    Заведующая кафедрой

    Кандидат педагогических наук. Доцент.

    Чурсина Полина Валентиновна

    Доклад

    на тему:

    «Иллюзии восприятия.»


    Выполнила

    Студентка 505 « Б» группы

    Даурбекова Д.М.
    Ставрополь,2020 г.
    Содержание:

    1 Введение

    2 Определение иллюзии восприятия

    3 Зрительные иллюзии

    4 Другие виды иллюзий восприятия

    5 Заключение

    6 Список литературы

    Введение:

    Люди издавно пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения - исследование иллюзий. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, причем не только психологи, но и художники, еще с древнейших времен. Вспомним притчу о царе Соломоне и царице Савской. Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она почему-то всегда скрывала), сделал в одном из залов своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, куда налили воды и пустили плавать рыб. Царица, входя, инстинктивно отпрянула назад от водной глади, приподняв платье, чтобы не замочить его. И все увидели, что у прекраснейшей царицы Савской ноги не столь совершенны, как все остальное.

    Иллюзии восприятия - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта.(слайд 2) В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы.

    Иллюзия восприятия в психологии не имеет ничего общего с галлюцинациями. Человеческий мозг, воспринимая информацию, которую передает ему зрение, проходит стадии синтеза, анализа и обобщения, соотнося изображение с уже имеющимися представлениями, полученными в процессе приобретения знаний и жизненного опыта. Иногда для прохождения всех этих стадий необходимо отыскать подходящее вербальное определение или зрительный эквивалент. Этот процесс происходит у каждого человека индивидуально, потому что состав нейронов головного мозга уникален и неповторим, так же, как и информационный багаж отдельной личности.

    В психологии до сих пор не существует сколько-нибудь внятной классификации иллюзий. Наиболее изученными считаются на сегодняшний день зрительные, возникающие на рецепторах органов зрения. Но это, скорее, заслуга оптики, которая сделала возможным изучение преломления света, и офтальмологии, изучившей механизм действия человеческого глаза с позиций физики и анатомии. Зрительные иллюзии как результат деятельности человеческого глаза по-прежнему слабо поддаются психологическому объяснению. Сложно объяснить, почему сотни людей при взгляде на одно и то же явление или один и тот же предмет получают иногда совершенно одинаковые ошибочные представления, а иногда — абсолютно разные, но тоже не соответствующие реальному положению вещей.

    Наиболее известными являются следующие их виды: (слайд 3)


    1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза.

    2. Обусловленные контрастом.

    3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве.

    4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части

    5. Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона».

    6. Портретные и т.д.

    Помимо зрительных, хорошо известны следующие иллюзии восприятия:

    -1 иллюзия тяжести Шарпантъе
    -2 контрастные иллюзии Узнадзе
    -3 иллюзия Аристотеля
    -4 иллюзия Луны
    -5 иллюзия Мюллера-Шумана
    На рисунке(4слайд) белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни — неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

    Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

    (слайд 5) одним из самых известных феноменов стала иллюзия Мюллера-Лайера.

    Мы видим две горизонтальные линии. Они имеют одинаковую длину, если измерить их с помощью линейки или любого другого доступного инструмента измерения. Однако человеческий глаз почему-то видит их, как объекты разной длины. Дело в том, что одна из линий снабжена раздваивающимся наконечником, а другая нет. И первая из них органы чувств представляют нашему мозгу как более длинную.

    Возможен такой вариант феномена Мюллера-Лайера, когда линии рассматриваются как стрелы. Недаром же у обоих линий есть наконечник, только они являются разнонаправленными: в одном случае данный элемент направлен внутрь, а в другом — наружу.

    Если говорить о научном объяснении данного фокуса, то для этих целей используют теорию смещения. Она также известна в качестве теории ошибочного сравнения. Согласно данным исследований, считается, что основной эффект происходит из-за стрелы с наконечником, содержащим расходящиеся клинья. Из-за него основная линия удлиняется.

    Значение сходящихся клиньев, которые, как логически можно предположить способствуют укорачиванию нарисованной рядом с ними линии, считается учеными не таким значительным

    (слайд 6) Иллюзия названа именем немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), что впервые описал это явление. В англоязычной среде она стала популярна благодаря учебнике экспериментальной психологии Титченера, опубликованного 1901 году, отсюда — другое название иллюзии — «круги Титченера».

    Обычно считается, что этот обман зрения связан с восприятием размеров, однако недавно появилась мысль, что критическим фактором возникновения этой иллюзии является расстояние центрального круга от других цепей, окружающих его, и замкнутость кольца, позволяет рассматривать иллюзию Эббингауза как разновидность иллюзии Дельбефа. Если окружающие круга располагаются близко к центральному кругу, оно кажется большим, и наоборот, если они находятся на большом расстоянии, центральный круг выглядит меньше. Очевидно, размер описанных кругов служит ориентир относительно того, насколько близко они могут находиться от центрального круга, приводит во многих исследованиях к путанице между двумя показателями (размеры и расстояние).

    Иллюзия Эббингауза играет ключевую роль в современных научных спорах о существовании в зрительной коре двух отдельных потоков переделай информации, касающиеся процессов восприятия (распознавание) и выполнения действий. Доказано, что иллюзия Эббингауза искажает восприятие размера, но когда субъект должен отреагировать на визуальный образ действием, такой как схватывания, размеры объекта воспринимаются без искажений. Однако относительно недавно появилась публикация, в которой утверждается, что оригинальные эксперименты были выполнены с большими погрешностями. В этих экспериментах стимулы ограничивали возможность ошибки при акте хватание, что делало «хватательную» ответ точной. К тому же, две версии стимула — визуально большая и малая — возникали изолированно (то есть не было второго центрального круга, которое бы служило для сравнения), поэтому, по мнению В. Франца с соавторами, и были получены результаты, которые говорят о отсутствии иллюзии . Авторы упомянутой публикации делают выводы, что иллюзия Эббингауза вносит искажения, независимо от конкретного канала (пути) обработки зрительной информации («распознавания» или «действия»).

    В другом современном исследовании утверждается, что на восприимчивость к этой иллюзии, а также иллюзии Понци, положительно влияют размеры первичной зрительной коры конкретного индивида

    (на слайде 7) (а) вертикальная линия воспринимается как более длинная. Высота фигуры, изображенной на рисунке (б), кажется также большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата (иллюзия Вундта);

    Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с другими линиями, например,иллюзия Цолльпера(слайд 8);
    Иллюзия излома прямой: отрезки прямой, пересекающие две вертикальных (или горизонтальных) параллельных линии, воспринимаются не принадлежащими одной прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).(На слайде 9) на одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется;

    Переоценка величин острых углов: например, круг может казаться как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата или, наоборот, может казаться искаженным сам квадрат (иллюзия Эренштейпа,на слайде 10)

    Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот. Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица(на слайд 11)

    Портретные иллюзии:

    Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят прямо на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Эта интересная особенность таких портретов известна очень давно и многим всегда казалась непонятной. В давние времена такие портреты вызывали суеверный страх, и этим иногда пользовались служители культа, пугая людей изображениями богов и чудотворцев — иконами, умышленно написанными так, чтобы вселять «страх Божий»
    Прогуливаясь по залам Третьяковской галереи, вы можете увидеть несколько портретов великих русских художников; это портреты, которые обладают свойством «оборачивать взгляд к зрителю», что, конечно, ничего, кроме эстетического наслаждения, у вас не вызовет. К такого рода портретам относятся, например: портрет драматурга А. Н. Островского работы художника В. Г. Перова, его же автопортрет, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Н. Крамского и некоторые другие портреты.

    Следовательно, загадочность таких живых портретов уже разгадана, а суеверные легенды, созданные по этому поводу, являются всего лишь досужим вымыслом.

    Объясняется свойство этих портретов:

    Во-первых, оно объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, несмещенными вбок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

    Во-вторых, причиной появления иллюзии живого портрета, чаще всего в случае портретов — художественных произведений, оказывается особое расположение теней на верхней части лица и около глаз, которое скрадывает иногда и легкий поворот головы, и некоторое смещение зрачков к краям глаза, и взгляд кажется обращенным не в сторону, а непосредственно на нас.

    В настоящее время иногда пользуются такими плакатами для агитационных и рекламных целей. Образец агитационного плаката времен гражданской войны, выполненного советским художником Д. Е. Моором, приведен на слайде 12
    Помимо зрительных, хорошо известны следующие иллюзии

    восприятия(слайд 13)

    •  иллюзия тяжести Шарпантъе: когда поднимаешь два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый;

    •  контрастные иллюзии Узнадзе, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятий, т.е. после многократного восприятия сильно различающихся предметов равные предметы начинают казаться неравными. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области восприятия температуры и вкуса (например, после того, как мы съедим мороженое и сразу же выпьем глоток теплого чая, он покажется горячим);

    •  иллюзия Аристотеля: если перекрестить два указательных пальца руки у переносицы, а затем, глядя на них, начать медленно разводить их в разные стороны или отводить от переносицы, то возникает иллюзия их удвоения;

    •  иллюзия Луны: кажущийся размер Луны примерно в 1,5 раза больше, когда она находится низко над горизонтом, чем тогда, когда она находится высоко в небе. Много лет ученые пытались понять и объяснить эту иллюзию. Объяснить ее можно тем, что объекты, находящиеся между нами и Луной на горизонте, воздействуют на наше восприятие: она кажется более дальней и большей по размеру. Если посмотреть на Луну через бумажную трубку, то она сразу уменьшится;

    •  иллюзия Мюллера-Шумана: после многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности, и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее. Безусловно, характер возникающих у человека иллюзий во многом определяется видом восприятия

    • Слуховые иллюзии:

    Упомянем три наиболее известных иллюзии:

    Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлялась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук – da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

    Иллюзия Шепарда

    При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

    Иллюзия звукового контраста

    Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

    Иллюзии восприятия цвета:

    Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Этот эффект называется эффектом Пуркинье по имени его первооткрывателя.

    Еще одна разновидность иллюзий объясняется собственно цветовыми контрастами, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Так, черный круг на зеленом фоне кажется красноватым, на красном —зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

    «Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»).

    Иллюзии при движении объекта(слайд 14):

    Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении.

    Парейдолические иллюзии. Это иллюзорное восприятие реального объекта, мысленное превращение его в нечто иное. Парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. В частности, в дыме, идущем из горящего здания Центра международной торговли (США, 2001), некоторые журналисты увидели лицо дьявола. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей

    Эффект перцептивной готовности. Мы не видим того, что не ожидаем. Например, при чтении. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву в отдельности, а слово целиком. Поэтому при беглом чтении перестановка или пропускание букв могут не замечаться.
    Заключение :

    Иллюзия восприятия — это интересное свойство человеческой психики, основанное на реальных показаниях органов физического восприятия, но способное сыграть злую шутку с его жизненной стезей.

    Человеческий мозг, воспринимая информацию, которую передает ему зрение, проходит стадии синтеза, анализа и обобщения, соотнося изображение с уже имеющимися представлениями, полученными в процессе приобретения знаний и жизненного опыта. Иногда для прохождения всех этих стадий необходимо отыскать подходящее вербальное определение или зрительный эквивалент. Этот процесс происходит у каждого человека индивидуально, потому что состав нейронов головного мозга уникален и неповторим, так же, как и информационный багаж отдельной личности.

    Список использованной литературы

    1. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961

    2. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1987

    3. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В, Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

    4. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.

    5. Оптические иллюзии. – М., Слово, 1998

    6. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980

    7. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.


    написать администратору сайта