Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ по культурологии ТЕМА «Культура Византии (средние века) » Работу выполнила студентка 1-го курса ФР Семенова Ольга 2 План

  • Основная часть. 1. Византийская история и ее основные этапы.

  • 2. Место церкви в византийском обществе.

  • 3. Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.

  • Заключение.

  • культура византии (1). Культура Византии (средние века)


    Скачать 279.49 Kb.
    НазваниеКультура Византии (средние века)
    Дата19.12.2021
    Размер279.49 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакультура византии (1).pdf
    ТипРеферат
    #309008

    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФГБОУ ВО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И
    ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»
    РЕФЕРАТ
    по культурологии
    ТЕМА
    «Культура Византии (средние века) »
    Работу выполнила студентка 1-го курса ФР
    Семенова Ольга

    2
    План
    Введение.
    Основная часть.
    1. Византийская история и ее основные этапы.
    2. Место церкви в византийском обществе.
    3. Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.
    Заключение.
    Литература.

    3
    Введение.
    Одним из важнейших центров средневекового искусства была
    Византия — государство, образовавшееся в 395 году на месте Восточной
    Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Византийское искусство
    — важная ступень в развитии средневековой мировой и европейской художественной культуры. Варварские нашествия не затронули Византию в такой степени, как Западную Европу. Здесь сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада, уже исчезнувшие на Западе.
    Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. До VII века существовал народный античный театр. Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве: в центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых. В его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок.
    Содержание византийского искусства отражало религиозно- философские воззрения формирующегося средневекового общества.
    Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию Бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов. Унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие проявлялись в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.
    В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращающееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.

    4
    Основная часть.
    1. Византийская история и ее основные этапы.
    Византия – это государство 4- 15 веков, образованное при распаде римской империи, в ее восточной части. Столица – Константинополь.
    Население – греки, сирийцы, конты, армяне и др. Основной язык – греческий.
    В 4 – начале 7 веках в Византии стал складываться феодализм ( при сохранении до 7 века рабовладения).
    К особенностям византийского феодализма можно отнести: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальской системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины, городской коммуны.
    Наибольшего территориального расширения Византия достигла в 6 веке при Юстиниане, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания 7 – середины 9 веков арабов, славян свели ее территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии.
    Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию латинской империи, а не на завоеванной крестоносцами территории – греческих государств -
    Микейской, Трапезундской империи, Эпирского государства.
    Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 г., взятие в 1453 г. Константинополя турецкими войсками положило конец
    Византии.
    В истории византийской империи четко вырисовываются три периода в соответствии с ее внутренним развитием и той ролью, которое это государство играло в международной жизни средневековья.
    Первый период охватывает три с половиной столетья с 4-го до середины 7 века. В эту эпоху Византия преемница римской империи, изживала рабовладельческие античные порядки.

    5
    Второй период начинался с середины 7 века и продолжался до начала
    13 века. Византия в это время стала по преимуществу греческим, а в 11-12 вв. греко-славянским государством. Для социально-экономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни в жизни общества. Идет процесс укрепления уже сформировавшихся феодальных институтов.
    Последний период истории Византии связан с латинским завоеванием и раздроблением империи на отдельные государства, он отмечен неравной борьбой с могучей Османской империей, трагически завершившийся в середине 15 столетия.

    6
    2. Место церкви в византийском обществе.
    Особый облик общественной и культурной жизни в Византии придавали своеобразные черты, присущие восточному христианству и византийской церкви.
    Между восточно-православной и западно- католической церквями уже давно наметились существенные различия.
    Окончательны раскол произошел после завоевания Византии крестоносцами, когда католическая церковь попыталась провозгласить папскую супремацию на Востоке, но натолкнулось на решительное сопротивление как греческого духовенства, так и широких масс населения. В последующие столетия церковные разногласия переросли в открытую вражду.
    В Византии церковь не имела той экономической и административной авторитарии, какая сложилась в западной Европе. Православная церковь и экономически и политически в большей степени чем католическая, зависела от государства, от имперских пожалований, теснее была связана с централизованной государственной системой. В Византийской империи православные иерархи не претендовали на главенство над могущественной светской властью. Если на Западе папа пользовался непререкаемым моральным авторитетом и огромной реальной властью, то на Востоке церковные соборы стояли выше патриархов и лишь они являлись создателями церковных канонов, да и сами они подчинялись светской власти.
    В Византии грань между духовенством и мирянами не была столь резкой, как на Западе.
    На Западе господствовало учение о том, что спасение человека зависит от деятельности особой организации – церкви, в руках которой находится и оценка заслуг верующего, и отпущение его грехов. Восточное христианство отличалось большим индивидуализмом, отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве, и через ее посредство допускало мистическое слияние с Божеством.
    Между восточной и западной церквями довольно резко обозначились расхождения, касающиеся церковной обрядности.
    Эти различия

    7 складывались в течении веков и явились не только результатом догматических несогласий, но символическим выражением церковных традиций, на которые оказывали воздействия локальные обычаи, принятые в церковном ритуале той или иной местности. Языковые различия и территориальная разобщенность усугубляли эти расхождения.
    Византийский монастырь как особая социальная группа в отличие от западноевропейского предоставлял монаху больше свободы в выборе образа жизни, вида аскезы и индивидуального пути спасения, что не исключало хозяйственной и административной зависимости монастырей от государства.

    8
    3. Культура Византии. Философия. Искусство. Литература.
    Поскольку кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии. В период Раннего
    Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, представлявший сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн
    Филопон, или Грамматик (VI— VII вв.). Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них были последователями Аристотеля. Однако использование системы
    Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взглядах Грамматика. В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).
    Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в
    VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок.
    675 — ок. 754), автор труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала основой всей средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.
    Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Светские поэты того времени

    9 пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.
    Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того времени.
    Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством, использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.
    Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами, прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была написана феодальная поэма о Дигенисе Акрите. Борьба народных масс против феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве.
    Сохранились обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.
    Период VII—IX вв. характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась практически только богословская литература. Ее представляли: Косма
    Магомский (VIII в.) — один из крупнейших церковных песнопевцев, Иоанн
    Дамаскин, приобретший также славу канонами. Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759—826) — автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн сменился каноном,

    10 отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от языка и ритма народных песен.
    Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. «Мириобиблон» — своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или ок. 820—890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената, покровителя наук и искусств, поклонника и знатока античной культуры.
    «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию, медицине, сочинения историков и любовные романы, описание путешествий и ораторские произведения. Ценность труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку многие ныне утраченные сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее от целиком богословской литературы Запада.
    Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.
    Искусство Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные народы, населявшие империю.
    Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.

    11
    Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 или 483—565), когда империя достигла размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана — это показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во дворце Халкэ в
    Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены военные триумфы византийских полководцев.
    К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей
    Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу — мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением
    Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест, на стенах — фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних учителей-философов.
    Таким образом, в усыпальнице Галлы Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были преодолены.
    В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города — храм святой
    Софии(строился в 532—537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных

    12 состязаний, но и единственным местом, где народ мог общаться с правителями.
    Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из
    Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора, представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м. К этому куполу с двух сторон примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма — сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания.
    Поражает храм Софии и художественным совершенством — слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры — купольным и продольным. В то же время это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии.
    Наряду с созданием крупных городских центров развивались местные художественные традиции, благодаря чему находили выражение национальные особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и селениях Сирии, Малой Азии, Египта.
    Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков.
    Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен

    13 смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.
    Для Византии светское искусство было редкостью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой — жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая галерея образов придворных — выразительны их портреты. И если молодой император несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.
    Портретные образы в равеннской мозаике претворены в торжественную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего стремился выразить богоподобный характер императорской власти.
    В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы».
    Перед нами образ ангела — полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчевые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

    14
    К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом, симметричны — это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти — епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское искусство как бы возвращается к самой первоначальной стадии.
    Отмеченная противоречивость ранневизантийского искусства подготовила возникновение иконоборчества — социально-политического и религиозного движения в Византии в VIII—IX вв., направленного против культа икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях- дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.
    Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества.
    Только в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.
    Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины
    IX в. — мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел

    15
    Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.
    Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в
    Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V— VI вв. из слоновой кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены цирковые сцены.
    Прекрасным образцом прикладного искусства является кипрское блюдо
    «Обручение
    Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с классическими. Построение отличается торжественным спокойствием и симметрией. В центре — священник, слева
    — Давид, справа — его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое обрамление. На фоне группы — портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.
    Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.

    16
    Заключение.
    Говорить о Византии как о мощном государстве, объединившем множество народов и территорий, во многих случаях проще, чем о византийской культуре, напоминающей фантом. Она есть и ее нет: в каждом явлении византийской культуры мы находим греко-римскую античность, иудейские, арабские, персидские и многие другие влияния, которые затрудняют выделение в ней специфического начала, а иногда просто затемняют его.
    Кроме того, ей не пришлось проходить путь от становления к расцвету, как многим другим культурам. Она не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве, она многократно переживала периоды расцвета и упадка.
    Со всей определенностью можно связать течение византийской культурной действительности лишь с историческими границами существования государства и его блестящей столицы — Константинополя.

    17
    Литература.
    1. Культура Византии. – М.: Высш.шк., 1994.
    2. Каждан А.П. Византийская культура. – СПб.:Алетейя, 2000.
    3. Уральцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988.
    4. Советский энциклопедический справочник. – М.: Сов.энцикл., 1981.


    написать администратору сайта