Культурологияяя сроооочно. Культура xix века
Скачать 50.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева» Факультет заочного обучения Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма Контрольная работа по дисциплине Культурология на тему Культура XIX века Вариант № 7 Выполнил(а) ________________________ (Ф.И.О.) студент(ка) гр. _____________ , __ курса Преподаватель ______________________ (Ф.И.О.) Оценка Подпись преподавателя ______________ Дата _______________________________ Рыбинск 2022 План работы Введение XIX в. был особой эпохой в развитии культуры. Его обычно характеризуют как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя в полной мере. В своей основе культура XIX в. базировалась на тех же мировоззренческих постулатах, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм. Громадное влияние на развитие общества и культуры в XIX в. оказали достижения науки и техники. Были сделаны важные научные открытия, способствовавшие пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире (революция в естествознании). Различные технические новшества быстро внедрялись в жизнь. В 1835 г. американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат, в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. русский ученый А. Попов и итальянец Г. Маркони создали первые радиоприемники. В XIX в. появился двигатель внутреннего сгорания. Немецкие конструкторы Г. Даймлер и К. Бенц создали автомобиль. В художественной культуре в начале XIX в. господствует романтизм, который дал мировой культуре немало известных имен. В литературе — это Э.Т.А. Гофман, В. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Блейк, В. Гюго; в музыке — Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в живописи — Э. Делакруа, У. Тернер. В основе романтизма был конфликт с реальностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала. Однако реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Уже в стихах немецкого поэта-романтика Г. Гейне звучит едкий сарказм и ярко выраженные политические мотивы. Зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм, не только как направление в искусстве, но и как тип миропонимания, становится одним из важных символов духовной жизни XIX в. О. де Бальзак создает свою «Человеческую комедию», отражающую блеск и нищету окружающего его мира. В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм: А. Доде, Э. Золя и др. В отличие от реализма, тесно связанного с социальностью, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования к биологическим мотивам, объяснял формирование характера одной только средой обитания1. Пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. породило и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, человека. В начале XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр утверждал, что движущем силом развития мира является не разум, а мировая воля, что в мироздании отсутствуют разумность и гармония. Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX—XX вв. отразила философия Ф. Ницше, который утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, от которого человек отделен тонкой «кожурой культуры». Но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. В целом культура, искусство, духовная мысль XIX в. отражали все важнейшие изменения в жизни цивилизации, ее проблемы и противоречия. Таким образом, XIX век с одной стороны, это – время культуры Нового Времени, эпохи расцвета классической культуры, а с другой стороны, в ней отчетливо выступают черты глубокого кризиса, в основе которого оказался кризис мировоззренческой парадигмы антропоцентризма и европоцентризма. Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные. 1-я часть Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные Исторический и культурологический XIX век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой истории – Великой французской буржуазной революции (1789-1794). Французские события стали главными для этого века, по Франции и французским обстоятельствам Европа «мерила» свою историю. XIX век –это «буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве и, прежде всего, в литературе, в это время сложились два художественных метода –романтизм и реализм. Закладываются основы символизма. Наука XIX века предлагает новые способы объяснения мира: научный эксперимент в механике приводит к установлению связи науки и производства, появляется эволюционная теория Дарвина, открыта клеточная теория, в Англии с изобретением паровой машины совершается научно-техническая революция. Формируются социально-политические идеологии, которые сыграют важнейшую роль в истории XX века: анархизм, марксизм. Складывается система либеральных взглядов и ценностей (либерализм). Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. В натурализме — через фиксацию мимолетного, через индивидуальное впечатление. В импрессионизме — через передачу динамически наполненной жизни. В символизме — благодаря одушевлению внешнего мира, а в модернизме — благодаря созданию образов духа. Необходимо отметить две важные черты культуры XIX в.: 1. Утверждение ценностей буржуазного образа жизни, что проявлялось в ориентации на потребление и комфорт, а в искусстве привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т.п.). 2. Совершенствование институционных форм культуры, т.е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений2. На протяжении XIX — XXвв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека. Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г.Галилея, Ф. Бэкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление экспериментального знания и рационалистического типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология. Наука XIX в. Ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. Книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления — диалектико-материалистический. В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма. Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы. Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе — «Манифесте Коммунистической партии» — было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Позитивизм — в широком смысле слова — общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному3. Достижения «позитивного» знания, прежде всего знания о природе соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию («метафизику»). Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс. Натурализм – течение, в котором ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо — «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы — естествоиспытателей. Результат такой деятельности — наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства». Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими — классицизмом и реализмом. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм. Романтизм и реализм - два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод - это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению действительности. Это более широкое понятие, чем понятия литературного направления, течения или школы4. Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание не реализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей. Романтизм - явление, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли, прежде всего, главную идею эпохи - идею свободы личности. Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать современное, новаторское искусство. В центре их картины мира - индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется системе, обществу, а противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление идеала и действительности, Духа и реальности. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в зависимости от развития и изменения запросов общества. Романтики первыми создали системные труды по истории национальных языков и литератур, по истории искусств. На основе романтического символизма сформировался символизм как течение - «первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ века во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма». Как художественный метод реализм становился иначе. Художественной практике романтизма предшествовало развитие теории и философии творчества, они закреплялись и совершенствовались в деятельности различных школ и кружков, а к 1810-20-ым гг. романтизм превращается в широкое, всеохватывающее и осознанное явление культуры. Реалистический метод становился противоречивее, осознавался и обосновывался его последователями особо - и в противопоставлении романтическим постулатам, и на взаимодействии с романтическим искусством, которое понималось писателями первой половины века, прежде всего, как современное. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить. Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно позднее метод реализма оформлялся в Германии. Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы - музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются два этапа: литературный процесс в 1830-40-е более тесно связан с романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый план, определяемое новыми историческими обстоятельствами, более трезвым уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления. Социально-политические идеалы XIX в.: либерализм, марксизм, анархизм. XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий, из них три на протяжении долгого времени были наиболее влиятельными среди наибольшего числа людей. Это анархизм, марксизм и либеральная теория. Рассмотрим эти учения последовательно5. Анархизм (от греч. анархия - безвластие) - социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и проповедующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг. 19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать М. Штирнера, Прудона (последнему принадлежит термин) и М.А. Бакунина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на «системе взаимности», предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство. Бакунин рассматривал анархизм как закономерный этап эволюционного социального развития. Особое место среди анархических систем занимает учение Л.Н. Толстого, которое может быть охарактеризовано как христианский анархизм. В начале 20 в. под влиянием анархизма получил распространение анархо-синдикализм - одно из направлений в рабочем движении. Либерализм - наименование «семейства» идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17-18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический «абсолютизм» и диктат церкви в светской жизни. Философские основания «членов либерального семейства» всегда были различны до несовместимости. Исторически важнейшие среди них: 1) учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства (Дж. Локк), 2) «кантовская парадигма» моральной автономии «я» и вытекающие из нее концепции «правового государства»; 3) идеи «шотландского просвещения» (Д. Юм, А. Смит, А. Фергюсон и др.) о спонтанной эволюции социальных институтов, движимой неустранимой скудостью ресурсов в сочетании с эгоизмом и изобретательностью людей, связанных, однако, «моральными чувствами»; 4) утилитаризм (И. Бентам, Д. Рикардо, Дж. С. Милль и др.) с его программой «наибольшего счастья для наибольшего числа людей», рассматриваемых в качестве расчетливых максимиза-торов собственной выгоды; 5) так или иначе связанный с гегелевской философией «исторический либерализм», утверждающий свободу человека, но не в качестве чего-то, присущего ему «от рождения», а как, по словам Р. Коллингвуда, «приобретаемое постепенно постольку, поскольку человек вступает в самосознательное обладание собственной личностью посредством... нравственного прогресса». Каковы же устойчивые цели-ценности либерализма, получавшие в его истории различные философские обоснования и воплощавшиеся в разных практических программах действий? 1. Индивидуализм – в смысле «примата» морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались6. 2. Эгалитаризм - в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для организации важнейших правовых и политических институтов общества любых «эмпирических» различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т. д.). 3. Универсализм - в смысле признания того, что требования индивидуального достоинства и равенства (в указанном понимании) не могут быть отвергнуты посредством ссылок на «имманентные» особенности тех или иных культурно-исторических коллективов людей. Универсализм не должен обязательно увязываться с представлениями о внеисторической «природе человека» и одинаковостью понимания всеми «достоинства» и «равенства». 4. Мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов. Этой констелляцией ценностей-целей либерализм заявляет о себе как о современной идеологии, отличной от более ранних политических учений. О теории марксизма уже было сказано ранее. Стоит добавить, что Социологический проект будущего представлен у Маркса, а концепциях классового конфликта и социального изменения (классовый) конфликт - не аномалия, а повседневная норма существования общества с классовой структурой. Общество основную социальную структуру которого составляют наемные работники и капиталисты, Маркс называет капиталистическим Фундаментальные интересы (осознанные и неосознанные потребности) этих классов полярно противоположны - прежде всего в сфере производства и распределения один класс только производит второй только владеет. Управление, надзор, принуждение к наиболее эффективному и дешевому труду одна из наиболее важных сфер деятельности капиталиста. С другой стороны борьба за сокращение рабочего времени, улучшение условий труда повышение оплаты, участие в прибыли, страхование ущерба, причиняемого работнику на производстве пенсионное обеспечение, доступное образование и т. п. - таков комплекс требований со стороны наемных работников включающий в себя норматив социальной справедливости прежде всего равенства в распределении и потреблении производимого продукта, что означает ликвидацию капитала частной собственности и реорганизацию производящей практики на социалистических началах. Марксизм и либерализм оказали важнейшее влияние на историю 20 века. Анархизм же как социальное учение фактически угас после октябрьской революции в России. 2-я часть Какова этимология понятия «культура»? Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры7. Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII в. — «века Просвещения». В это время общественную мысль волновала проблема осмысления специфики образа жизни человека. Особенности человеческого бытия, связанные с развитием разума и духовного мира человека, стали обозначаться латинским словом cultura. Выбор этого слова для такой функции был обусловлен тем, что в латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение (напр., agri cultura — обработка почвы), противостояло слов natura (природа). Таким образом, культура стала обозначать сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Просветители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII — начале XIX в. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее». А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле несет в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны). В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т.е. то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем. Отсюда рождаются два основных направления в понимании культуры, которые сосуществуют до настоящего времени: антропологическое, опирающееся на первый из указанных подходов, и аксиологическое, развивающее второй из них. Раскройте сущность древнего мифа как образа жизни и энциклопедии Миф – это древнейшая форма познания, наиболее архаическое идеологическое образование, имеющая синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы науки, религии, философии, искусства. Миф связан с ритуалом, который осуществлялся музыкально-хореографическими «предтеатральными» и словесными средствами и имел свою эстетику8. Изучении древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику: Отождествление фантазии с реальностью. Объяснение действительности в наглядно - образной форме. Эмоциональная насыщенность. Связь с магией. Архаический миф выступает как способ понимания, интерпретации мира, который первоначально ограничивался общиной, и, более того, как способ магического воздействия. Сознание первобытного человека характеризуется способностью воображения в мельчайших подробностях представлять отсутствующие предметы, а также аутизмом - погружением в мир личных переживаний. Древний человек обладал достаточными эмпирическими знаниями, полученными в процессе трудовой деятельности и помогающими в повседневной практике, например, умел определять стороны света, времена года, прекрасно ориентировался в своей местности. Между собственными представлениями и образами, которые служили содержанием психики, и внешним миром человек не усматривал никакой дистанции, поэтому вся его жизнь, с рождения до самой смерти, рассматривалась им сквозь призму внутренней психической жизни и получала тот оттенок фантастичности, сверхъестественности, который составил основу первобытного мифотворчества. Причем ранние формы мифа отличались сюжетной примитивностью, неразвитостью, а более поздние - богатством содержания, сюжетной и смысловой сложностью. Образ мыслей первобытных людей, зафиксированный в мифах, в памятниках фольклора, безусловно отличается своеобразием, основанным на разнице в культурно-историческом, хозяйственном и социальном опыте, в принципах классификации и объяснения причин. Древний человек был уверен в том, что отход от традиций, ритуалов, забвение мифов может вызвать необратимые разрешения всего миропорядка. Миф является механизмом переработки социокультурного опыта в образы реальности и способом создания картины мира. Миф выражает потребность человека в осмыслении и структурировании своего бытия, а также в обеспечении стабильности и постоянства созданного социального порядка. Какие формы устной культуры средневековья вы знаете? Устная традиция далекого прошлого не могла быть зафиксирована непосредственно, и все, что мы о ней можем узнать, находит в источниках — в памятниках письменной традиции — лишь косвенное отражение. Более того, это отражение устного в письменном всегда и неизбежно преобразовано и искажено, прошло сквозь фильтры церковного мировосприятия. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии. Какие влиятельные политические доктрины появляются во второй половине ХIХ в.? Либерализм - экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка9. В концепции либерализма в качестве одного из основных выступает постулат о решающей роли частной собственности на средства производства. Либералы наделяют систему, где она господствует, способностью в наибольшей степени обеспечить интенсивный рост экономики, насыщение рынка материальными ресурсами. В последней трети 19-начле 20 в. либерализм столкнулся с тем обстоятельством, что социальная гармония и справдливость отнюдь не были достигнуты. Гобсон, Хобхаус, Ллойд Джорж и Англии, Ойкен, Науман из Германии и многие другие сформулировали новый или социальный либерализм. Его отличие от классического в признании регулирующей роли государства в экономической и социальной сферах. Марксизм социалистической направленности сформировался на основе теоретического осмысления стихийного рабочего движения 1-й половины XIX в. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в крупных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В характеристиках политической культуры рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал, который решили мобилизовать путем применения теории, которую они разработали с использованием идей социализма-утопизма и гегелевской диалектики. Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков». Анархизм - идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос). Анархо-синдикатизм - это часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина. В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества. Каковы социокультурные последствия христианизации Руси? Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее — и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в отдельных областях Руси были епископы, которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви — десятину. Последствия христианизации Руси: - Укрепление великокняжеской власти. - Расширение культурных связей и других с христианскими странами. - Консолидация славянских и не славянских племен др Руси в единую народность. -Распространение христианских этических ценностей, они становятся основой мировоззрения древнерусских людей. - Гибель и страдания людей. - Уничтожение огромных пластов культуры, связанных с язычеством. - Распространение двоеверия. Как соотносятся мир ценностей индивида и общества? Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека механически извне, они формируются в процессе социализации человека, имея динамический характер. Ценности всегда являются человеческими и имеют социальный характер. Они формировались в индивидуальной и коллективной деятельности человека на основе общественной практики, принимая различные формы в конкретно-исторических общественных отношениях и видах общения людей. На ценностное восприятие мира человеком оказывали воздействие различные факторы: биологические, социальные психологические и т.д. Поскольку каждый человек живет в определенной системе ценностей, которые удовлетворяют его потребности, то можно сказать, что ценность выражает определенный способ существования личности. Социализация личности предполагает усвоение определенных идеалов, норм и средств, и целей, которые выступают ее ценностными ориентациями. В качестве ценностей можно рассматривать социальные общности и общество в целом, являющиеся субъектами ценностей. Можно говорить об определенной диалектики личности и общества. Ценностное творчество является выражением свободы личности по отношению к природно-социальной программе10. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. В свою очередь утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и деинтеграции общества. Потеря личностью ценностей ведет ее к отчуждению и бегству от действительности. Общечеловеческие ценности, какими бы они неосязаемыми не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, социальной группы, народа) тот ценностный стержень, который делает человека сильнее любого оружия. Ценности квалифицируются как доминанты сознания и экзистенции, направленные на достижение совершенного бытия, креативно влияющие на внутреннее развитие личности и окружающий мир через наполнение их значимостью и смыслами. Соединяя человека и мир узами значимости, ценности преобразуют обе стороны этого отношения в направлении должного. Поскольку ценность есть вид информации, выражающей субъективность, предпочтение, представление о совершенном бытии, способной к управлению жизнью самой личности и даже окружающей реальности она имеет выраженный экзистенциальный характер. В разных исторических типах общества формировались две традиции – коллективистская и индивидуалистическая. Перспектива развития современного общества – многообразная интеграция этих традиций, каждая из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Если абсолютизация ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества, то коллективистская порою тормозит развитие личности11. Сегодня происходит осознание того непреложного факта, что нежно не просто изменять этот мир, а, прежде всего, понимать его. Идеалы и ценности в обществе нужны не только для того, чтобы реализовать их, а для того, чтобы самоопределять свое отношение к миру, исходя из них. Наши нравы и ценности меняются вместе с нами, меняют мир, в котором мы живем, который влияет на наши нравы и поведение. Прошлые представления о фундаментальных ценностях личности и общества необходимо иметь в виду в изменившейся ситуации и соотносить их с уровнем современных представлений о ценностных ориентациях, диктуемых временем, экономическими и социальными условиями. Каковы формы и пределы воздействия техники на человеческое бытие? Огромное значение имеет вопрос о роли техники в бытии человека и человечества, ее воздействия на социокультурную динамику. Философия техники исследует, что такое техника, какова природа и сущность техники, исследует наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, технических наук. Ее интересует место техники и технических наук в культуре, отношения человека и техники, техники и природы: этические, эстетические и другие проблемы техники и технологии, отношение техники к человеку, обществу, культуре, науке, искусству, инженерии, к практической деятельности. В широком смысле техника является ведущим показателем развития культуры и накладывает отпечаток на облик культуры в целом. Техника является продуктом идей и целей, формируемых в культуре. Технические изделия возникают на стыке природных возможностей и человеческих целей, ценностей, интересов. Каковы мы сами, такова и создаваемая нами техника и способы ее использования. По развитию техники можно проследить развитие самого человека: чем сложнее и совершеннее становится техника, тем острее встает проблема взаимоотношения человека и техники. Техника не может рассматриваться как не включенная в человеческое существование, не влияющая на бытие человека, т.к. в технике человек встречается со своими замыслами и идеями. Так, например, археологи, по останкам материальной культуры стремятся восстановить культуру древних народов. Философия техники на современном этапе ориентирована на две основные задачи12: первая задача – осмысление техники, ее природы и сущности; вторая задача – поиск путей разрешения кризиса техники, порожденного техникой и техногенной цивилизацией. При этом философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена, выявив историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Таким образом, философия техники разрабатывает теперь мировоззренческие подходы к целому комплексу проблем, которые ставит перед обществом развитие техники. Это и отношение техники и человека, техники и природы, оценки технического прогресса, места техники в социокультурном мире и многие другие. Посредством техники опосредуется взаимодействие человека и природы. При помощи техники люди подчиняют себе природу для удовлетворения своих потребностей. Техника возникает в процессе активной человеческой деятельности по преобразованию веществ и сил природы. Благодаря технике отношение человека к природе становится опосредованным. При помощи техники люди начинают подчинять себе природу для удовлетворения своих потребностей. Заключение Европейская культура XIX века является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. Культура XIX века подготовила почву, на которой формировалась новая культура новой эпохи – эпохи информационно-индустриального общества XX века. На рубеже XIX-XX веков в культуре Европы и Америки все ярче проявляются кризисные черты, одним из проявлений этого кризиса стало быстрое формирование такого своеобразного явления, как массовая культура. В немалой степени ее появлению способствовали технические достижения рубежа веков – фотография, звуковые носители, и, несомненно, кинематограф. Завершающей точкой развития культуры эпохи XIX века можно считать первую мировую войну, которая окончательно разрушила надежды, порожденные Просвещением, на построение царства разума и справедливости на Земле. Список используемой литературы Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016. - 337 c. Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2016. - 432 c. Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017. - 302 c. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Издание 3-е, 2016. - 496 c. Культурология / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2018. - 304 c. Культурология в вопросах и ответах / ред. Г.В. Драч. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 480 c. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004. Уилбер К. Краткая история всего. М.: Постум, 2016. Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. М., 2004. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. Яковец К. История цивилизаций. М., 1995. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: ACT, 2013. 1 Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2016. - 337 c. 2 Ермишина, Н. Д. Культурология / Н.Д. Ермишина. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2016. - 432 c. 3 Кармин, А. Культурология / А. Кармин. - М.: Лань, 2017. - 302 c. 4 Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект; Издание 3-е, 2016. - 496 c. 5 Культурология / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2018. - 304 c. 6 Культурология в вопросах и ответах / ред. Г.В. Драч. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 480 c. 7 Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004. 8 Уилбер К. Краткая история всего. М.: Постум, 2016. 9 Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. М., 2004. 10 Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. 11 Яковец К. История цивилизаций. М., 1995. 12 Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: ACT, 2013. |