Культура. Культурный релятивизм. Культурный релятивизм и этноцентризм (сравнительная характеристика)
Скачать 14.51 Kb.
|
Культурный релятивизм и этноцентризм (сравнительная характеристика) Для представителей любой культуры весьма важным вопросом является проблема отношения к другим культурам. Раскрытие значения явлений другой культуры обычно происходит в соответствии с нормами своей собственной культуры. В обыденном сознании людей собственные культурные ценности рассматриваются ими как более понятные. Такой подход представляется естественным и нормальным, при этом каждая сторона процесса культурного взаимодействия считает более правильными именно свои культурные установки и ценности. А это, в свою очередь, означает, что культура не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно оценить ее можно только в ее собственных рамках и границах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название «культурный релятивизм». Существует два основных вида отношения к другим культурам: культурный релятивизм и этноцентризм. Культурный релятивизм (лат. relativus – относительный) – направление в этнографии, отрицающее этноцентризм европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей. Основоположником учения о культурном релятивизме считается американский антрополог и лингвист, «отец американской антропологии» Франц Боас (1858–1942). Исходя из концепции культурного релятивизма, нельзя правильно оценить, интерпретировать или анализировать какое-либо отдельно взятое явление культуры вне связи с его контекстом, т.е. с той культурой, внутри которой оно зародилось и существует. Дальнейшее развитие идеи культурного релятивизма были сформулированы американским социологом Уильямом Гремом Самнером (1840– 1910). Он считал, что культура любого народа может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эту идею развивала и известный американский культурный антрополог Рут Бенедикт (1877–1948), которая предложила развернутую трактовку культурного релятивизма. По ее мнению, любая культура должна не только пониматься исходя из собственных предпосылок, но и рассматриваться в своей целостности. Обычаи, правила, традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры. Основной идеей культурного релятивизма является то, что традиции одной культуры не могут рассматриваться как низшие или высшие по отношению к культурным традициям других обществ. Последователи концепции культурного релятивизма утверждают, что каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Сторонники идей культурного релятивизма признают равноправие культурных ценностей, создаваемых разными народами. Они исходят из того, что не существует элитарных или неполноценных культур, все культуры по-своему неповторимы, и нельзя их сравнивать друг с другом. Культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данной культуры. Таким образом, главная идея культурного релятивизма заключается в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры и отрицании абсолютного значения американской или европейской системы оценок. Противоположной по смыслу теорией является этноцентризм (греч. ethnos – народ, племя, лат. centrum – центр круга, средоточие) – механизммежэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Согласно этой теории, представители одной культуры считают свою культуру центральной, а остальные культуры сравнивают со своей. Сам факт того, что своя культура ставится в центр, говорит о том, что индивид ценит в основном собственную культуру и будет пытаться сохранять и развивать ее преимущественным образом. Принципы культурного релятивизма имеют большое практическое значение для эффективной межкультурной коммуникации. Эти принципы строятся на непременном тезисе об уважении и терпимости к нормам, ценностям и тинам поведения других народов и их культур, формируют уважение к культуре каждого народа, воспитывая в человеке умение понять культуру другого изнутри, осознать ее смысл. |