великий шелковый путь. эссе. Культурнодуховные образы Великого Шелкового пути в произведениях живописи зарубежных художников Актуальность
Скачать 1.64 Mb.
|
Культурно-духовные образы Великого Шелкового пути в произведениях живописи зарубежных художников Актуальность. Глобальные тенденции современной цивилизации характеризуются сильным движением стран и народов к интеграции. Даже распад некоторых искусственных наднациональных структур, основанных на борьбе за равенство и суверенитет, приведет к сближению и взаимному сотрудничеству в будущем [1]. Сохранение и обогащение культурной самобытности народов является как основой, так и результатом глобального прогресса. В мире растет понимание того, что основа этого прогресса не была заложена ни в Европе, ни в Средиземноморье, ни на азиатском континенте - они были созданы силами всего человечества. Опыт прошлого позволяет нам лучше понять друг друга, ощутить преемственность развития цивилизации, постоянную связь времени и судьбы народов. Таким образом, Великий Шелковый путь выступает одной из старейших интеграционных моделей развития человеческого сообщества. Великий Шелковый путь рождает в воображении каждого из нас караваны, полные экзотических товаров, которые, минуя жаркие пустыни и горные вершины, месяцами подвергались опасности и перемещались из загадочных стран Юго-Восточной Азии в процветающие и богатые города ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и далее в Европу. Караваны также шли в противоположных направлениях [1, 2]. Целые народы покинули историческую арену, города погибли, старые караванные пути были засыпаны песком. Но на обширных пустынных и степных просторах южной части евразийского континента появились новые торговые пути. Южный морской путь вдоль побережья Индийского и Тихого океанов работал непрерывно. Письменные источники античности (5-6 вв. до н. э.)) свидетельствует о торговых поездках древних греков и римлян в Центральную Азию. Сохранились маршруты-дороги, путевые книги с описанием путевых станций (стафм), с указанием расстояния между населенными пунктами. В этих "путеводителях" упоминаются престижные "королевские дороги" и второстепенные местные маршруты, ведущие к народам Востока, далеким от городов греко-римского мира. С XV века интенсивность транзитной торговли на Великом Шелковом пути постепенно смещалась на южные морские пути. Средневековая цивилизация обязана распространять на" Великий Шелковый путь " не только знания о шелководстве, но и фундаментальные технологии производства бумаги, фарфора, стекла, полиграфии. Еще более значимым было влияние восточной философии на развитие европейского естествознания. Маршруты Великого Шелкового пути имели множество направлений - "фокус", местные направления и, в силу торговых, политических и экономических условий, способствовали развитию многих городов на этом пути. Великий Шелковый путь проходил через горы и степи, реки и пустыни. Очевидно, что сейчас никто не может с уверенностью сказать, куда направлялись караваны с шелковыми грузами, но известно начало и конец беспрецедентного в истории человечества маршрута [3]. Мы видим их в образе китайского дома и в храме Святой Софии в Константинополе, в триптихе " Шелковый путь. Встречи и судьбы» художницы из Стамбула Айгуль Окутан. Ее графические работы выполнены в уникальной технике эбру, известной в Турции на протяжении веков. Этот способ похож на монотипию, только здесь печать на бумаге получается красками, с помощью которых изображение наносится на поверхность специальной жидкости. В триптихе Айгуль выполненные таким способом оттиск и на бумаге представляют собой яркий красочный фон, дополненный миниатюрами (рис. 1). а) б) в) Рисунок 1. Окутан Айгуль. Шелковый путь. Встречи и судьбы. Триптих. а) Левая часть. б) Центральная часть, в) Правая часть "Великий Шелковый путь через пустыню Каракумы" - так назвала свою картину туркменская художница Тачджамал Гылычдурдыева (рис. 2). Караван верблюдов движется по волнистым холмам в загорелой пустыне. Тем не менее, он изображен как одиночное животное с наездником. Все остальное-красочный шлейф, изображающий богатые товары, перевозимые с востока на Запад. Путешественникам пришлось пройти сотни километров по безводным пескам, прежде чем на горизонте появились очертания зданий. На следующем рисунке изображен момент прибытия т. Гылычдурдыевой в караван-сарай. Слева от полотна видна пустыня с пустынной растительностью. Силуэты верблюдов, прикрывающих караван, кажутся черными с черно-белыми пятнами на желтом фоне. В правой части картины изображена долгожданная зона отдыха, встречи, молитвы, обмен и продажа товаров. Туркменские мастера были известны своими коврами и кошмами, которые можно увидеть на этом полотне. Рисунок 2. Тачджамал Гылычдурдыева. Великий шёлковый путь через пустыню Каракумы Но случалось и так, что перед взором измученных жарой и жаждой путешественников представали в знойной пустыне не реальные караван-сараи или города, а лишь видения, миражи. Именно этот момент Елабужская художница Светлана Архипова заложила в основу своего сюжета. Интересен смешанный метод, при котором выполняется ее работа. Сначала автор наклеил на холст кусочки цветных картин из журналов с коричневой гаммой. Затем с помощью ацетона сняла лишнюю краску. На этом основании она легко получил в картине имитацию безжизненной каменной пустыни. Интересно, что вместо каравана С. Архипова изображала только глубокие темные тени, падающие в лучах заходящего солнца. Противостояние с ними - мираж далекого белого города с высокими башнями (рис. 3). Рисунок 3. Светлана Архипова. Мираж Далекий горный пейзаж и верблюд, расположенный в диптихе Регины Гимаевой "Отдых в пути", являются дополнением к переднему плану, где в траве есть место для еды с элегантными вазами, полированными глиняными горшками и фруктами. Для тех, кто преодолевал великий путь от Китая до Византии, он остался в памяти, наполненной множеством разнообразных впечатлений. Какими долгими, яркими и незабываемыми они могут быть, можно судить по живописному диптиху «Ожидание...» Ларисы Самойловой (Елабуга). Несколько лет назад, когда она попал в теплый, солнечный Египет в середине зимы и увидела совершенно другую культуру, она пережила настоящий эмоциональный подъем, который и попыталась выразить в своей работе. Круглая композиция, в центре которой изображена девушка с золотыми волосами, лицо которой покрыто прозрачной тканью, буквально пронизывает свет. Его мечтательный взгляд устремлен на места, где тысячи пирамид поднимаются по пустыне и ходят верблюды, как и много веков назад, мусульманские мечети и китайские пагоды поражают арабские взгляды красотой форм, притягиваемых белокурыми славянами, как магнит. Все это изображено на картине художника. Китайский студент Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Чжан Хао расскажет зрителям о истоках Шелкового пути, о многофигурной композиции, выполненной акварелью. Он изобразил соотечественников, собирающих караваны. Это работа, которая дает представление о традиционной китайской национальной одежде и прическе; как шелковые тюки упакованы перед отправкой и как багаж прикреплен к спинам верблюдов. Видно, что студент-бакалавр хорошо освоил русскую школу реалистического искусства: лица и одежда людей, фигуры животных с подробным описанием, их позы и жесты естественны и пластичны. Узбекская художница Нафиса Гильманова на картине" Белые верблюды " показала ярких животных, обычно помещаемых в голову каравана. Их доминирующее положение также красиво оформлено. Рядом есть люди. Кто они? Товары сопровождаются бедуинскими проводниками или торговцами? - Трудно сказать. Но их горбоносые, обрамленные бородой, усами и шапкой густых волос лица с характерным взглядом людей, которые сами себе на уме, очень выразительны. "Морской караван" Сергея Горбачева из Кирова напоминает, что шелк перевозился не только на суше. А "Лунный караван " Рафаэля Кадырова из Башкирии, в центре которого на ночном небе изображены влюбленные, призван показать, что в мире существует всеобъемлющее чувство любви, будь то любовь к богатству или приключениям, которыми руководствуются люди, проходящие большой путь. Сюжет, в работе Тюменской художницы Альфеи Мухаметовой "Млечный путь", создан с использованием шелка и фетра - товаров древнего торгового пути. Елабуга стала для автора местом нескольких творческих экспериментов, в результате которых были созданы оригинальные произведения. В этом смысле «Млечный Путь» не является исключением, когда художественный войлок, связанный с шелком, сначала разрезается на множество частей, а затем оборачивается в окрашенную марлю и прикрепляется к холсту. Несмотря на преднамеренное разделение, работа выглядит потрясающе. Есть синие люди и верблюды, окутанные ночным туманом пустыни, которые по часам текут, рассчитывая время не только на человеческую жизнь, но и на цивилизации... Рисунок 4. Альфея Мухаметова. Млечный путь Рисунок 5. Караван Марко Поло, идущий по Великому шелковому пути. Иллюстрация из Каталонского атласа Авраама Крескеса. 1375 год Рисунок 6. Индийские торговые корабли, следующие по морскому маршруту Великого шелкового пути. Миниатюра из манускрипта «Книга великого хана» Марко Поло. Около 1400 года В период расцвета Шелкового пути многочисленные торговые маршруты проходили через территории Согдийского региона с такими государствами, как Самарканд, Бухара, Худжанд и Панджикент - территории современных Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Эти города и торговцы в них сыграли значительную роль в развитии как международной торговли, так и межкультурного обмена на Шелковом пути. Их влияние в сфере торговли было настолько значительным, что согдийский язык, начиная с IV века н.э., часто служил лингва-франком для обмена в некоторых регионах Азии. Что касается конкретно торговли шелком, то согдийцы стали основными посредниками между Китаем на Востоке и парфянами (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.) на Западе, о роли которых свидетельствуют многочисленные источники из Китая и всей Центральной Азии, в том числе письменные тексты и великие произведения искусства. Одним из выдающихся и редких сохранившихся примеров согдийского искусства является Афрасиабская живопись, которую также иногда называют "Живопись послов". Она относится к VII веку н.э. и была обнаружена на стенах частного дома на месте в древнем городе Афрасиаб, расположенном недалеко от современного Самарканда (Узбекистан). Несмотря на то, что точная интерпретация расписанных сцен на стенах одной комнаты до сих пор обсуждается учеными, были выявлены определенные особенности. Если рассматривать роспись во всей ее полноте, то она многое раскрывает о многокультурном и взаимосвязанном мире, в котором жили согдийцы, а также об их важной роли культуры вдоль Шелкового пути. Картины демонстрируют невероятно высокий уровень мастерства в сложном изображении различных сцен из жизни на Шелковом пути. Каждая из внутренних стен этой гостиной отображает разное общество, с которым согдийцы взаимодействовали. К ним относятся Китай (изображен на северной стене), Самарканд и иранский мир (южная стена), а также Индийский субконтинент (изображен на восточной стене). Восточная стена, наиболее изношенная, включает в себя фигуры в одежде и прическах с Индийского субконтинента. Была выдвинута гипотеза о том, что эта сцена должна была представлять благодаря использованию эллинистической иконографии, передачу науки астрономии из Древней Греции на Индийский субконтинент (хотя плохо-сохранившаяся картина на стене оставляет эту интерпретацию спорной). Кроме того, точная интерпретация сцены на западной стене продолжает активно обсуждаться учеными. Однако, похоже, что на ней изображена длинная очередь людей разного происхождения, включая турок, сопровождавших делегаций из Китая и Корейского полуострова. Эта группа людей, некоторые из которых носят экзотические подарки из регионов на торговых маршрутах, и одетые в вышитый шелк и ожерелья, изображены в верхней части росписи, которая, к сожалению, слишком повреждена. Одна из теорий заключается в том, что эта часть фрески изображает несколько послов, дарящих подарки королю Самарканда. На южной стене изображены сцены из самого Самарканда с оригинально одетыми придворными короля, с принесенными в жертву животными, включая лошадь и гусей. Предполагается, что на этой сцене изображен праздник Навруз - популярный новогодний обряд, отмечаемый во многих регионах, охватываемых Шелковыми путями, который восходит, по крайней мере, к VI веку до нашей эры. На противоположной стороне северной стены изображены люди, одетые в китайские одежды, в том числе группа всадников, охотящихся на диких кошек, и группа дам, катающихся на лодках. Несмотря на различные возможные интерпретации живописной сцены, очевидно, что она отображает бескрайний масштаб и межкультурные влияния согдийского городов. Картины дают представление о невероятно хорошо связанном мире взаимовлияний. В росписях используются ссылки на календарь для обозначения различных местных и региональных праздников, некоторые из которых, такие как Навруз, отмечаются в наши дни. Они также дают представление об общем языке и культуре дара, празднования и ритуала, и являются важным напоминанием о долгосрочном и далеко идущем совместном наследии людей, которые занимают сегодня эти регионы Шелкового пути. Действительно, до сих пор на всей территории Шелкового пути ежегодно проходят сотни фестивалей. К ним относятся как социальные и культурные обычаи, так и религиозные церемонии, спортивные мероприятия и художественные выставки. Эти традиции, многие из которых передаются из поколения в поколение, воплощают культурную самобытность людей, живущих на Шелковом пути. Общины собираются в символические моменты года на торжествах, на которых демонстрируется традиционная одежда, гастрономия, музыка, танцы и всевозможные ремесла. Эти праздники остаются, как и в прошлом, большими возможностями для обмена, как показано на этом увлекательном примере сохранившегося согдийского искусства [4]. В парадных залах Пенджикента, Афрасиаба сохранилась коллекция терракот, изображающих танцоров, актеров в масках, музыкантов; картины танцоров, гимнастов и артистов на шелке, старинные миниатюры [5]. Рисунок 7. Настенные росписи «Зала послов» в Музее Афрасиаба Сегодня развитие культуры и культурного потенциала входит в число основных приоритетов развития многих народов и государств мира. Одним из важнейших критериев успеха является уровень культурного развития, наличие эффективной инфраструктуры учреждений культуры и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, распространение и потребление высококачественных культурных ценностей, плодотворный культурный обмен и духовную и творческую самореализацию личности [6]. Культурная политика успешного государства направлена на обеспечение устойчивого развития общества на основе формирования творческих ценностных ориентаций и является качественным критерием развития всех важных аспектов жизни общества и государства. Достижения в области культуры измеряются не только работой ведомств, учреждений культуры, количественными показателями статистики и наличием известных имен. Культура сегодня является мощным инструментом духовно-эстетического развития личности, формирования национального единства и интеграции страны в мировое сообщество. Основной опорой здесь остаются национальные и культурные корни, исторический опыт, лучшие традиции, а также сохранение собственного национального кода нации. Современный подход к пониманию роли культуры обосновывает необходимость формирования новой социокультурной среды, важнейшими направлениями которой являются конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, открытость сознания и эволюционный путь развития государства. В этих условиях важным приоритетом культурной политики должно стать изменение отношения общества к творческой деятельности и повышение своих конкурентных преимуществ как важных аспектов успеха личности, бизнеса и государства в целом [6]. Список использованной литературы: https://www.europe-china.kz/info/68 https://segment.ru/analytics/velikiy_shlkovyiy_put_vozrojdenie_torgovyih_kommunikatsiy_drevnosti/ http://elabuga.com/artSymposium/_silkRoadBigArticle.html https://ru.unesco.org/silkroad/content/kultura-afrasiabskie-rospisi https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjx1Juj4cL0AhWSgf0HHQylD_oQFnoECAYQAQ&url=http%3A%2F%2Fmirpps.ru%2Fassets%2Fuchebnyje%2Fistoriya%2F02-2018%2Fvelikij-sholkovyj-put.pptx&usg=AOvVaw2q5i3pTNMLa_gTQWAhLAYN «О Концепции культурной политики Республики Казахстан» Указ Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939. |