политология сурс. Культурноисторическая составляющая идеологии белорусского государства
Скачать 45.53 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» Кафедра «Философии, истории и политологии» СУРС по курсу основы идеологии Белорусского государства на тему: «Культурно-историческая составляющая идеологии белорусского государства» Выполнил студент: Проверил: группы ПН-21,ПГС Доцент Барановская А.Н Тетерюков Н.К. Гомель 2018 План работы 1. Этапы становления белорусской национальной государственности. 2. Государственная символика Республики Беларусь. 3.Гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа и их роль в формировании идеологии белорусского государства. Вопрос 1. Этапы становления белорусской национальной государственности. Поскольку формирование современной идеологии белорусского государства требует творческого осмысления исторического опыта народа в различных областях социальной жизни и государственного строительства, а также его интеллектуальных и культурных достижений, необходимо указать основные этапы истории становления белорусской государственности, формирования белорусской нации и культуры. Концепция идеологии и дальнейшее развитие белорусской государственности основываются на базе богатых исторических, демократических, духовных традиций. 1. История белорусской государственности берёт своё начало с периода Полоцкого княжества. С созданием Полоцкого княжества завершился этап племенной раздробленности на территории древней Беларуси. Экономическое и военное могущество Полоцкого княжества, высокий уровень культуры свидетельствуют о том, что белорусская государственность возникла как объективная необходимость развития цивилизации на белорусских землях. Атрибуты государственности Полоцкого княжества: самостоятельная княжеская династия, значительная территория княжества, собственное войско, самостоятельная внешняя политика, высокий уровень развития культуры (Софийский собор, письмо, монотеизм, каменная архитектура). 2. В ХІІ веке на белорусских землях наблюдается период феодальной раздробленности.Это явление было связано началось с выделения из состава Полоцкого княжества ряда удельных княжеств – Минского, Витебского, Друцкого и т.д. 3. С середины ХІІІ века под влиянием политических, экономических и военных (угроза со стороны монголо-татар, крестоносцев) факторов начинается объединение белорусских княжеств и соседних балтских земель вокруг Новогрудка (Наваградка), являвшегося до 1323 г. столицей Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Белорусские земли не претерпели нашествия татар и в составе ВКЛ пользовались совершенной самостоятельностью. Это был наиболее бурный период становления и развития белорусского языка, культуры, этноса и государственности. 4. В связи с тяжёлым военным и экономическим положением феодалы ВКЛ были вынуждены пойти на союз с Польским государством. В результате долгих переговоров правящих верхов Короны Польской и ВКЛ была заключена Люблинская уния (союз), в результате чего создавалось федеративное государство – Речь Посполитая.Указанный период стал для белорусских земель временем страшных катастроф, которые характеризовались не только невиданными ни ранее не позже демографическими потерями, но и разрушением всех сфер жизни. Наиболее губительными для белорусских земель были последствия боевых действий во время войны между Московским государством и Речью Посполитой (1654–1667 гг.), а также наступивших после их эпидемий и голода. В ходе боевых действий было разрушено и сожжено более половины белорусских городов и сел. 5. В результате трёх разделов Речи Посполитой почти все белорусские земли были включены в состав Российской империи. В середине ХІХ века К. Калиновский(национально-освободительное движение против российского царизма. Целью этого было воссоздание Речи Посполитой в границах до 1772 г) первым высказал идею необходимости государственности на белорусских землях. С 1863 г. борьба за национально-государственное определение Беларуси происходил в двух направлениях: теоретическом (народники, Ф. Богушевич) и политическом (группа «Гомон», Белорусская социалистическая Грамада). В период выхода газеты «Наша нива» (1906–1915 гг.) общественное сознание получило значительный заряд необходимости создания белорусской государственности. 6. Особое место в становлении белорусской государственности и формировании национального самосознания белорусского народа отводится послеоктябрьскому 1917 г. периоду нашей истории. 9 марта 1918 г. была провозглашена Белорусская Народная Республика в границах территории, на которой белорусы имели численное преимущество (БНР), а 25 марта 1918 г. было объявлено о независимости БНР. провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. С освобождением большей части Беларуси от германских войск встал вопрос о создании белорусской государственности на советской основе. 31 июля 1920 г. после освобождения Беларуси от белополяков была принята «Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», 7. Путь к дальнейшему суверенитету государства был довольно сложным. 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. Вопрос 2. Государственные символы Республики Беларусь Каждый народ издревле защищал и оберегал Родину – территорию своего развития и проживания, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков. Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы, носители сущностной информации, использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных походов. С 1919 года в Беларуси использовался красный флаг, с 1951 года в связи с вступлением Беларуси в Организацию объединенных наций использовался красно-зеленый флаг с белым орнаментом. С 1991 года в Беларуси применялся бело-красно-белый флаг, но подавляющее большинство населения Беларуси не считало его национальным флагом, поскольку им пользовались немецкие пособники в годы Великой Отечественной войны. В качестве герба применялось изображение конного рыцаря с мечом, служившее гербом Великого Княжества Литовского, в его состав входила Беларусь. Рыцарь был отвергнут, как заимствованный, не отображающий суть белорусской истории, хотя белорусские воины издревле участвовали в сражениях. 14 мая 1995 года на референдуме были утверждены Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн как символы государственного суверенитета республики. Государственный герб и флаг нашей страны воплощают ее общественный и политический строй. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности. Герб и флаг Республики наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о нашей родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества. С помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции. Герб, флаг и гимн – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Государственный флаг Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размешенных цветных полос: верхней – красного цвета в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2. Эти основные черты Государственного флага имеют исторические и национальные корни. Красный цвет с древних времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Красный цвет на современном флаге Беларуси символизирует штандарты победоносной Грюнвальдской битвы белорусских полков с крестоносцами, цвет знамён Красной Армии и белорусских партизанских бригад. Одновременно это знак счастья, жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сарафаны. Традиция почитания красного цвета восходит, по крайней мере, к верхнему палеолиту. Зафиксировано применение на археологических памятниках той эпохи природной красной краски (охры), причем явно в магических, культовых целях. Красная охра у первобытных охотников, по-видимому, ассоциировалась с кровью и в конечном счете с жизнью. Доказана связь красного цвета с огнем, без которого человек в те времена просто не мог существовать. Вместе с тем красный цвет – это символ Солнца. В последующие времена красный цвет по-прежнему занимал почетное место в мировосприятии славян. "Красный" в древнерусском языке означало "красивый", "почетный". Красный цвет щитов был излюбленным у славян. Большинство воеводских хоругвей Великого княжества Литовского имели именно красный цвет, равно как и его главная хоругвь. Одновременно красный цвет символизирует борьбу, сопротивление угнетению, а также кровь, пролитую в борьбе. Такое его значение пришло на Беларусь с революционным движением, набиравшим силу в Российской империи со второй половины XIX века. С образованием БССР красный флаг был объявлен ее государственным символом (в феврале 1919 года) и оставался таковым до 1951 года (до 1937 года на нем имелась золотая надпись "БССР", а потом добавилось золотое изображение серпа и молота со звездой). Зеленый цвет – цвет Природы. Это цвет урожайных полей, досмотренных трудолюбивыми руками хлеборобов, лугов и лесов, которые издавна занимали основную территорию нашей страны. Зеленый цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Традиция почитания зеленого цвета на Беларуси также очень древняя. Одним из главных божеств у славян-земледельцев была Мать-Сыра-Земля, неразрывно связанная с зеленой растительностью. Эта связь воплощена в белорусских поговорках-пожеланиях: "Рунейце як зямля", "Зелянейце як зямля". Леса и болота были и остаются характерной чертой белорусского пейзажа, так же как и засеянные поля. Наши предки-язычники обожествляли окружающую природу, существовал развитой культ дубовых и березовых рощ, холмов, камней. Поклонение силам природы и ее образам сохранилось даже после принятия христианства. Таким образом, зеленый цвет – цвет священных рощ и дубрав, болот и полей, вполне естественен в качестве одного из национальных цветов белорусского народа. Зелень всегда символизировала торжество жизни, весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна. Белый цвет – это прежде всего цвет свободы. Недаром название нашей страны – Беларусь – связано с неугасимой волей народа к свободе. Белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должны свято хранить в своей душе граждане белорусской земли. На белый цвет наложен белорусский национальный орнамент, который объединяет красный и зеленый цвета в графический рисунок, наполненный высоким смыслом. Известно, что традиционный орнамент – не просто украшение. Он символизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. По своему происхождению это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством узоров люди выражали различные пожелания и заветы еще в те времена, когда не существовало письменности – они хотели передать уроки жизни новым поколениям. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий такой ромб воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки. В центре главного ромба – две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как "ключ к счастью" – магическое пожелание благоприятного развития событий. С другой стороны, тот же ромб с крестом – еще более древний знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался "сонейка" и символизировал восходящее красное солнце. Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют, как считается, идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это так называемые "вотивные" знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета. Издавна считалось, что традиционная орнаментальная вышивка на одежде новобрачных поможет им прожить вместе долгую счастливую жизнь в довольстве и достатке. Вышитый традиционными символами рушник, в который заворачивали каравай из муки нового урожая, также считался залогом достатка и удачи, одним из основных оберегов каждого дома. Таким образом, три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли. Государственный герб Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию свой личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность. Государственный герб Беларуси представляет собой серебряное поле, в котором размещен зеленый контур государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Выше контура помещена пятиконечная красная звезда. Поле обрамлено венком из золотых ржаных колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, на которой внизу помещена надпись золотом «Рэспублiка Беларусь». Родословная белорусского герба связана с гербом БССР. Однако в нем есть весьма существенные отличия, отражающие тот важнейший исторический факт, что суверенная Республика Беларусь после распада СССР стала унитарным демократическим государством. Сделалось излишним присутствие в гербе серпа и молота как символов классового государства, выражения связи советских республик, воплощенной в СССР. С ленты, обвивающей венок, убраны слова лозунга и аббревиатура "БССР" – вместо них появилось новое название нашего государства. Сама лента приобрела цвета Государственного флага. Зеленый контур Беларуси в центре символизирует территориальную целостность страны в ее международно-признанных границах. Она не нуждается в чужой земле, но сбережет каждую пядь своей. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность. Изображения земли и солнца отражают древние традиции нашего народа, который в дохристианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу с целой плеядой его богов – Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце – с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются с центральными символами христианства. Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл. Они отражают надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле. Пятиконечная Красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. Пять лучей символизируют гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусский гражданин. Солнце, Земля, Родина, Безопасность, Справедливость, Гуманизм – все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны народу Беларуси. Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага. Венок из спелых ржаных колосьев издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок, переплетенный с одной стороны розовыми цветами клевера и с другой стороны голубыми цветами льна из колосьев – это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками. Рожь – символ силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Клевер – символ связи с созидательным миром животных, для которых клевер – лучший корм. Лен – символ преобразования мощи труда, знак добра и достатка. Пышно украшенный "дожиночный" сноп в старину ставился в главный, "красный" угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Он означает то, что наша республика воспринимает все народы как равноправных друзей. Изображение земли и восходящего солнца – это два слоя символов жизни: Земля – основа всего живого, Солнце – источник жизни. Земной шар – это знак того, что Беларусь, являясь частью цивилизации, воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать. Земля в лучах солнца – вера в вечность жизни. Единение Земли и Солнца – главный знак жизни. Государственный гимн Еще в древние времена люди, охваченные общими чувствами радости, в праздники, при победах, избавлении от болезни, засухи, наводнения, пожара пели общую песню. Слово гимн возникло тысячелетия назад в греческом языке и означало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторического события. 24 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета БССР утвердил текст и музыку Государственного гимна Белорусской республики. В первом конкурсе на слова для гимна БССР приняли участие почти все известные поэты, среди которых были Кондрат Крапива и Петрусь Бровка. Победителем был признан текст белорусского поэта Михаила Климковича – «Мы, беларусы». Автором музыки гимна БССР стал Соколовский Нестор Федорович – композитор, хормейстер, фольклорист, организатор Ансамбля белорусской песни и танца. Новая редакция гимна была принята в 2002 году. В Беларуси был объявлен конкурс на лучшую музыку и слова гимна. Музыки лучше, чем музыка для Гимна БССР, которую сочинил Нестор Федорович Соколовский, не было представлено. Музыка символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста гимна стал поэт лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста, написанного поэтом Михаилом Климковичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране. Итак, Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства. Мы хорошо знаем свою историю, но наши помыслы устремлены не в прошлое, а в будущее. Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее. Вопрос 3. Гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа и их роль в формировании идеологии белорусского государства. Для более полного, глубокого уяснения понятия цивилизационные, мировоззренческие основы идеологии белорусского государства давайте приобщимся к таким категориям как "Менталитет", "Национальный менталитет", "Национальный характер", дополняющие ранее рассмотренные культурные, духовные ценности белорусского народа. Слово "менталитет" характеризует особенности мышления, образа жизни, мировоззрения народа. В более широком смысле латинское слово mens (mentis означает ум, образ мыслей), это глубинные черты народа, социальной группы, общности, выявляемые в ходе изучения философских, этических, культурных особенностей. Они позволяют приобщиться к глубинным чаяниям, идеям, идеалам народа. Они дают возможность выяснить, почему в тех или иных исторических условиях одни идеи были поддержаны, будоражили умы, другие, казалось, не менее значимые, остались невостребованными. Менталитет во многом близок, как считают отдельные исследователи, синонимичен понятию "национальный характер". Профессор В.А. Мельник считает, что они все же не тождественны. "Национальный характер" это в большей степени настроение, способ жизнедеятельности, или темперамент, что также помогает раскрыть душу народа, расположенность к тем или иным идеям. Менталитет народа, национальный характер социальной общности формируются исторически и не может быть механически привнесен извне. Прошли века, прежде чем сложилась совокупность черт, идеалов белорусов, русских, украинцев, представляющих с конца ХІІІ в. до настоящего времени единую, конфессионально сплоченную общность с особенностями языка, образа жизни, экономическими, культурными устремлениями современного этапа развития. Отличительной чертой белорусов, влияющей и на другие составляющие менталитета, является толерантность. Несомненно на упрочении ее в характере белорусов сказались гуманистические составляющие деятельности Ф. Скорины, М. Гусовского, чья жизнь и творчество пришлись на эпоху Возрождения. Гуманистические, демократические идеалы белорусов складывались в период Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского. В эту эпоху творили Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, в трудах которых раскрывается прообраз идеального, справедливого государственного устройства, гуманного, просвещенного монарха, демократического общества. И сегодня вызывает восхищение приверженность великих гуманистов, политических мыслителей к идеям народовластия, отрицательное отношение к войнам, насилию вообще. В наши дни мы упрочиваем такие демократические формы как референдум, разделение властей, избрание руководителей государств. Исследования показывают, что предки белорусов в течение ХІІ – ХІІІ вв. использовали для решения общих дел такую форму, как вече, избрали князя, нередко сменяли его у власти, легитимизируя, объявляя, говоря современным языком, ему импичмент. Характеристикой гуманистической, демократической направленности идеалов Беларуси являются статуты ВКЛ. Это были действующие документы. Даже в наше время правоведы отмечают их исключительный профессионализм. Они подготовлены на основе такого правового документа, как "Русская правда" Ярослава Мудрого, что еще раз говорит об общности наших национальных корней и идеалов, только, как отмечал Максим Богданович, наши народы "длительное время жили порознь и так получилось из них три разных русских народа: у каждого свое название, своя речь, свои песни, своя одежда". Обобщено назовем характерные черты, свойственные менталитету белорусов: – свободолюбие, патриотизм; – приверженность идеалам социального равенства и справедливости; – трудолюбие; – коллективизм и индивидуализм; – миролюбие; – конформизм (приспособленчество); – любовь к родной земле; – готовность жертвенно защищать ее; – упорство в достижении цели; – чувство национального достоинства. Лучшие указанные черты в полную силу проявляются сегодня, в период новых направлений развития Беларуси. В этом ярко высвечивается динамизм обновления всех сфер белорусского общества, в первую очередь в осуществлении национально-государственных идей. Гуманистический и демократический идеалы Заложенные в языческую и киеворусскую эпохи культурно-исторический (цивилизационный) тип восточнославянской общности в последующие исторические периоды приводит к формированию традиционных идеалов и ценностей белорусского народа. Напомним, начиная с конца XIII в. на землях Восточной Европы, в том числе на землях Беларуси, стали складываться новые политические, социально-экономические и этнокультурные условия, главный результат которых выразился в образовании трех славяно-русских общностей — белорусской, русской и украинской. Исследователи — историки, философы, правоведы — приходят к единодушному выводу, что важнейшим достижением в развитии белорусской культуры периода Великого княжества Литовского является формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни. Утверждение о гуманистической тенденции в духовной культуре белорусов воспринимается как само собой разумеющееся: то была эпоха Возрождения. Что же касается положения о формировании демократического идеала общественной жизни и реальной тенденции его воплощения, то тут может возникнуть вопрос: можно ли говорить о демократии применительно к средневековью? Следует, однако, иметь в виду, что речь в данном случае идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Демократическая традиция в жизнедеятельности белорусской общности, как в развитии политико-правовых институтов, так и отечественной социально-политической мысли, является несомненной. Гуманизм (от лат. - человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь об облике, дикости зубра и охоте на него»), сокращенное название которого — «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника — гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение. Николай Гусовский (1470-е - после 1533) Поэт-гуманист, представитель новолатинской поэзии эпохи Возрождения в Великом княжестве Литовском. Произведение Н. Гусовского «Песнь о зубре» — это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого являются идеи справедливого правления, социального мира и счастья простых людей. Все симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. Следует отметить также гуманистическое понимание Гусовским своей ответственности как поэта перед народом. Граждан-ским долгом писателя он считает просвещение и пробуждение самосознания и достоинства народа. Вся поэма Гусовского «Песнь о зубре» - это высокий образец гражданской патриотической лирики. Редко кому до него удавалось столь глубоко выразить свою горячую любовь к родной земле и столь ярко описать родную природу, ратные и трудовые дела своих соотечественников. Созданный в поэме монументальный образ зубра — это символ Родины, любовь к которой была главным источником творческого вдохновения поэта. Демократизм (франц. — народ и— власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. «Славяне и анты, — пишет византийский историк VI в. Прокопий, — не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща». Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского. Отечественные мыслители периода Великого княжества Литовского много внимания уделяли теоретическому осмыслению идеи народовластия, правильных форм организации государственной жизни. В своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. Им были хорошо известны учение о государстве Аристотеля, политико-правовые идеи Цицерона и других европейских мыслителей. По оценкам исследователей, среди их наследия первенствующая роль принадлежит трем эпохальным произведениям — это предисловия Франциска (Георгия) Скорины к Библии русской (1517—1522), Статуты Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского 1529, 1566, 1588 гг., особенно третья редакция с предисловия ми Льва Сапеги и, наконец, трактат Андрея Волана «О политической, или гражданской свободе» (1572). Франциск (Георгий) Скорина (ок. 1490 - ок. 1551) Белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель, ученый-медик. Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры — Библией. Издание Библии на языке народа само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократазации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и в восточнославянской в целом, общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является одним из важнейших источников формирования национального сознания белорусов, а значит, и белорусской национально-государственной идеологии. О демократическом характере мировоззрения Скорины свидетельствует и то, как он ставил и разрешал проблему соотношения права и закона. Он был первым из отечественных мыслителей, кто подошел к пониманию значения верховенства закона в жизни общества. Объясняя возникновение законов, он делил их на «неписаные» и «писаные». По его убеждению, люди изначально живут по «неписаным», или «прироженым», законам справедливости и взаимного уважения, которые даются им Богом вместе с рождением. «Писаные» же законы, или иначе — право, читает Скорина, создаются людьми на основе «прироженых». Идеи Скорины, демократические по своей сути, были хорошо известны современникам и они, безусловно, оказывали свое влияние на их умонастроения и практическую деятельность. Самому Скорине не довелось быть на государственной службе в Великом княжестве Литовском. Это означает, что он не имел непосредственной возможности воплощать свои идеи в политико-правовой практике. Однако его демократические воззрения получили свое дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности таких отечественных мыслителей, как Лев Сапега и Андрей Волан. Лев Иванович Сапега (1557-1633) Политический, общественный и военный деятель Великого княжества Литовского. С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, считал мыслитель, должны зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех и вся закону. В законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Это свое убеждение Сапега обосновывает тем, что право есть правдивый разум, которым наделил человека сам Бог и который дает ему возможность отличать добро от зла. Закон, считает Сапега, призван определять для всякого представителя власти, и прежде для великого князя, рамки его действий, за которые он не имеет права выходить. Фундаментальным также в политико-правовой теории Сапеги является понятие «свобода». Сущность свободы он усматривает в неотчуждаемых правах человека — право на личное достоинство, здоровье, собственность, безопасность, свободный религиозный и политический выбор и другие. Эти права, утверждает мыслитель, должны быть закреплены законом. Основной же задачей любой государственной структуры является обеспечение человеку гарантий его прав, а значит, и свободы. Таким образом, согласно Сапеге, счастливое общество - это такое общество, в котором господствует право, где законом и властью защищены свобода человека, его неотъемлемые права. Это положение предопределяет весь комплекс его политических взглядов и оценок. Андрей Волан (1530-1610) Политический деятель, философ и правовед, один из основателей светского направления в отечественной социально-политической мысли, идеолог реформационного движения в Литве и Беларуси. Политико-правовые взгляды Андрея Волана также демократичны по своей сути, они близки воззрениям Скорины и Сапеги. В основном его труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление с свободе. Мыслитель подробно анализирует условия свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращения свободы в свою противоположность, что и подтвердила история Речи Посполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шляхетские вольности. Поставленная и разработанная отечественными мыслителями идея демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась в политико-правовой практике. Наивысшей своей юридической формы она достигает в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. На протяжении последующей истории Беларуси, за исключением отдельных периодов, четко проявляет себя тенденция юридического закрепления и защиты прав личности, усиления демократизма в жизнедеятельности общества. Очевидно, что реализация гуманистического и демократического идеалов и сегодня является основным направлением развития белорусского общества и государства. Свободолюбие и патриотизм Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом—индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления. Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей. Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры. Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) Белорусский поэт, драматург, публицист, переводчик, общественный деятель; классик белорусской литературы; один из основателей современной белорусской литературы и белорусского языка. Народный поэт Беларуси (1925). Академик АН Беларуси (1928) и АН Украины (1929). Творчество Я. Купалы - летопись белорусского народа, отражение его национального характера, национального мировосприятия и национальной позиции на переломных исторических рубежах первой половины XX в. Оно характеризуется глубокой народностью, художественной оригинальностью национальной спецификой. Национально-патриотический пафос свободолюбивые мотивы, идеи социального и национального освобождения, описание жизни народа, исторического прошлого Беларуси, философское осмысление жизни человека в целом, белорусского крестьянина и интеллигента - выходца из народных низов воплощены в его творчестве в неповторимых жанрово-стилистических формах, которые стали классическими основами белорусской лирики, эпоса, драматургии и публицистики Та война явилась поистине беспримерным подвигом всего белорусского народа. Не счесть и примеров проявления индивидуального мужества, отваги, геройства и самопожертвования во имя победы, во имя спасения народа. Вот лишь несколько цифр: за проявленный в годы войны героизм и мужество 443 воина-белоруса и 88 участников подполья и партизанского движения на Беларуси удостоены высокого звания Героя Советского Союза, около 130 тысяч белорусских партизан награждены орденами и медалями. Назовем несколько имен белорусских партизан - Героев Советского Союза. Минай Филиппович Шмырев (1891-1964) Партизанский псевдоним Батько Минай - один из организаторов и руководителей партизанского движения на Витебщине в Великую Отечественную войну. Герой Советского Союза (1944). Родился в деревне Пунище Витебского района. Непосредственно перед войной занимал пост директора картонной фабрики. В июле 1941 г. из числа рабочих фабрики организовал и возглавил партизанский отряд, с 1942 г. командир партизанской бригады. Оккупанты, чтобы отомстить ему взяли в заложники четырех его детей и родственников, а затем расстреляли их. С сентября 1942 г. - в Центральном штабе партизанского движения. После войны занимался советской и хозяйственной работой. В Витебске установлен памятник, на родине в дер. Пунище и в дер. Пудоть Витебского района - обелиск; в Суроже - памятник погибшим детям Шмырева. Марат Иванович Казей (1929-1944) Пионер-партизан. Герой Советского Союза (1965). Родился в дер. Станьково Дзержинского района Минской области. В Великую Отечественную войну с 1942 г. - в партизанском отряде, с 1943 г. - разведчик штаба партизанской бригады. В декабре 1943 г. раздобыл военные карты и планы командования противника. В мае 1944 г. при выполнении боевого задания возле дер. Хоромицкая был окружен карателями. Отстреливался до последнего патрона, затем гранатой подорвал себя и гитлеровцев, которые приблизились к нему. В Минске М. Казею установлен памятник. Елена Григорьевна Мазаник (1914-1996) Участница Минского патриотического подполья. Герой Советского Союза (1943). Заслуженный работник культуры Беларуси (1980). Окончила Минский педагогический институт (1952). В ночь на 22.09.1943 взрывом мины, заложенной ею по заданию командования партизанского отряда «Дима», был уничтожен генеральный комиссар Беларуси В. Кубе. С сентября 1943 г. - в партизанах, затем в Москве. После войны работала в библиотеке им. Я. Коласа, Академии наук Беларуси. Автор книги «Помста». Петр Миронович Машеров (1918-1980) Партийный и государственный деятель Беларуси, один из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения на Беларуси в Великую Отечественную войну. Герой Советского Союза (1944), Герой Социалистического Труда (1978). Родился в дер. Ширки Сенненского района Витебской области. Окончил Витебский педагогический институт (1939). В 1939-1941 г. преподаватель в средней школе. В Великую Отечественную войну в августе 1941 г. создал Россонское патриотическое подполье. С апреля 1942 г. командир партизанской бригады. С марта 1965 г. первый секретарь ЦК Компартии Беларуси. В период его деятельности Беларусь стала одной из высокоразвитых республик СССР. Погиб в автокатастрофе. В Витебске установлен памятник. Его именем назван проспект в Минске, улицы в ряде городов и поселков Беларуси [50]. «Подвиг народа бессмертен!» — такие слова венчают ныне здания вокруг монумента, воздвигнутого в столице Беларуси городе-герое Минске в ознаменование Победы в Великой Отечественной войне и для увековечения памяти воинов и партизан, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Никто и никогда не сможет вычеркнуть их подвиг из памяти белорусского народа и всего человечества. Свободолюбие и патриотизм белорусов свое концентрированное выражение получают в их отношении к Родине (Отчизне, Бацькаўшчыне) как высочайшей ценности. Эту свою черту, как мы убедились, белорусы проявляют на всех этапах своего исторического развития. Не случайно ценность Родины является сквозной темой как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культурной традиции. Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) 1882-1956 Белорусский поэт, прозаик, драматург, публицист, педагог, ученый, общественный деятель; один из основателей современной белорусской литературы и белорусского языка. Народный поэт Беларуси (1926). Академик АН Беларуси (1928). Заслуженный деятель науки Беларуси (1944). Творчество Я. Колоса - художественная летопись полувековой истории белорусского народа, великих общественных перемен. В нем получили отражения сложность социальных и политических процессов первой половины XX в., переживаемая художником тревога за судьбу Беларуси в новых исторических условиях, стремление белорусов стать хозяевами на своей земле. Народные истоки искусства, судьба таланта из народа, духовные основы нации составляют главные проблемы символической лирико-эпической поэмы «Сымон-музыка». В ней поставлен также вопрос об особенностях национального пути Беларуси, которая оказалась на пересечении разных культур, религиозных конфессий, геополитических устремлений. Я. Колас открыл миру белоруса, показал его трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных целей, мужество и героизм, любовь к свободе и патриотизм, гостеприимство и самоуважение, умение во всех условиях защищать достоинство, свободу и независимость родного края. Привязанность белорусов к своим корням настолько глубока и сильна, что даже оказавшись по воле судьбы в других странах, в другой социокультурной среде, они сохраняют свою национальную самобытность. Но самое главное - их никогда не покидает любовь и привязанность к своей Отчизне, и при любой возможности они хоть ненадолго стремятся вновь побывать в родных краях. Как идущие из самых потаенных глубин своего сердца воспринимает каждый белорус слова и музыку песни, которая начинается так: «Радзіма мая дарагая, красуйся і вечна жыві». Поэтому совершенно естественным является нынешний национально-государственный идеал белорусов, выраженный в словах: «Сильная и процветающая Беларусь!». Максим Адамович Богданович (1891-1917) Белорусский поэт, переводчик, критик, историк литературы. Творчество М. Богдановича имеет огромное значение в самосознании белорусского народа и утверждении его места в истории человечества. Оно влияет на развитие национальной поэзии, литературы, других видов искусства и сегодня. Поэзия М. Богдановича - многогранный показ жизни человека в его разнообразных связях с обществом и природой, ее пафос - освобождение созидательных сил белорусского народа, утверждение в его личной жизни идеалов равенства и братства. Эти мотивы составляют основное содержание таких его произведений, как «Край мой родны...», «Народ, Беларускі народ!», «Беларусь, твой народ дачакаецца», «Рушымся, брацця, хутчэй». Восхищение мудростью, трудолюбием и талантом народа основная тема стихотворений «Слуцкія ткачыхі «Летапісец», «Гнусь, працую, пакуль не парвецца», «Пані мужык». Проявил себя Богданович и как исследователь белорусской письменности и литературы. Практически весь XX в. белорусы были заняты не только строительством национального государства, но и поиском путей к устроению своего общественного бытия на началах социального равенства и справедливости. За это время были опробованы различные принципы справедливого распределения между членами сообщества выгод и тягот их совместного проживания. Социальной практике известны два способа обеспечения доступа к благам, которых не хватает на всех, но кто на них претендует: распределительный и уравнивающий. Соответственно различают распределительную и уравнивающую справедливости. Первая из них предполагает распределение благ (имущества, услуг, почестей и т.д.), а соответственно, и тягот, обязанностей с учетом достоинства индивидов, т.е. в зависимости от их вклада в общее дело. Существует три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости: каждому— то же самое (всем поровну); каждому — по заслугам; каждому — по потребностям. Первый принцип был в основе распределения благ в период так называемого военного коммунизма, второй — в последующие периоды советской истории, третий — рассматривался как идущий на смену второму в процессе общественного развития. В уравнивающей справедливости достоинство лиц не принимается во внимание, ее суть состоит в обмене вещей между их владельцами. Такой обмен считается справедливым, если он осуществляется в соответствии с действительной ценностью вещей. Преимущественной сферой действия уравнивающей справедливости является рынок, где неважно, кто покупает, а важно лишь то, сколько он платит. Как показывает мировой и отечественный опыт, каждый из приведенных способов обеспечения справедливости, взятый в отдельности, обнаруживает существенные изъяны и имеет тенденцию к превращению в свою противоположность. Следовательно, проблема состоит в сочетании равенства и неравенства. Поэтому конкретные общества отдают предпочтение той или иной форме справедливости, но обе они представлены практически во всех современных обществах. Оптимальное, соответствующее достигнутому уровню развития данного общества сочетание этих форм справедливости имеет решающее значение для определения меры справедливости в нем. Список использованных источников |