Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Индивидуальный проект

  • Доньшина Александра Андреевна

  • Содержание Введение

  • 1. Юриспруденция Древнего Рима – древнейший период.

  • 2. Периодизация римского права.

  • 2.1 Предмет римского права.

  • 3. Виды гражданских процессов в Древнем Риме.

  • 4. Преступление и наказание в Древнем Риме.

  • 4.1 Понятие, содержание и виды наказаний

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • индивидуальный проект. Доньшина. Р-ат. Инд. проект. Римское право


    Скачать 52.39 Kb.
    НазваниеРимское право
    Анкориндивидуальный проект
    Дата10.12.2022
    Размер52.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоньшина. Р-ат. Инд. проект.docx
    ТипДокументы
    #837434



    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


    Индивидуальный проект



    Тема:

    Римское право
















    тема работы





    Выполнил(а) студент(ка)

    Доньшина Александра Андреевна




    фамилия имя отчество




    909-0800-312




    идентификационный номер



    Рецензия

    (оставлять пустое)




























    актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах















    Проверил

    (не указывать)










    «____» ____________ 20 ___ г.


    Пермь 2022

    Содержание

    Введение

    Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чис­тая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.

    Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться ос­новой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконеч­ным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.

    Действительно, римское право пережило своего создателя – антич­ное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредо­ванно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государствен­ного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например,  послужило одним из источников образцового свода законов – Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).

    Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже – российская, но что парадоксально – и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.

    Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.

    Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук – из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.

    1. Юриспруденция Древнего Рима – древнейший период.
    Расцвет юриспруденции в Древнем Риме падает на классический период его истории: I в. до н. э. — III в. н. э. Однако предпосылки данного расцвета возникли еще в древнейший период — эпоху царей и республики.

    Носителями ранней римской юриспруденции — знатоками права выступает коллегия религиозных служителей, так называемые понтифики«Первоначальное назначение этой коллегии, — отмечал И. А. Покровский, — как и ее название (почему-то, «мостостроители»?), темно, но несомненно, что и историческую эпоху в этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название «соmmentarii pontificium»; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми юристами, положившими начало развитию римского гражданского права. О том, чем конкретно занимались понтифики, можно получить представление, прочитав небольшой отрывок из первой книги «Истории Рима...» Тита Ливия, где идет речь о деятельности избранного царем после Ромула Пумы Помпилия. Историк рассказывает, что, став царем, он, помимо прочего, «избрал понтифика — Нуму Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, — и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершаться н откуда должны выдаваться потребные для этого деньги. Да и все прочие жертвоприношения, общественные, и частные, подчинил он решениям понтифика, чтобы народ имел, к кому обратиться за советом, и в божественном праве ничто не поколебалось от небреженья отеческими обрядами и усвоения чужеземных; чтобы тот же понтифик мог разъяснить не только чин служения небожителям, но и правило погребенья, и способы умилостивить подземных богов, а также какие знаменья, ниспосылаемые в виде молний идя в каком-либо ином образе, следует принимать в расчет и отвращать».

    В содержание римской юриспруденции рассматриваемого периода входили три основные функции: знание и хранение обычаев, правил разрешения споров и т.п., толкование их; деятельность в качестве третейского судьи. С появлением различного рода письменных документов к этим функциям, естественно, добавилась и функция составления записи документов. Все перечисленные функции исполняли понтифики. Те, кто обращался к ним за помощью, обязаны были дать им определенное вознаграждение. Например, в случае третейского суда существовал следующий порядок: обе стороны накануне разбирательства спора составляли в строго определенном месте какие-нибудь ценные вещи в качестве платы третейскому судье. Сторона, в пользу которой разрешался спор, внесенное вознаграждение забирала обратно. Место, где стороны оставляли плату, называлось у римлян pons sublicius. Не отсюда ли и происходило наименование религиозных служителей — знатоков права — понтификами?

    В литературе понтификов называют, как правило, жрецами. Это название верно лишь отчасти. Источники показывают, что среди жрецов Рима понтифики занимали особое место. Рассказывая о действиях Нумы Помпилия по восшествии на престол, Тит Ливий пишет, что он сперва назначил жрецов, потом весталок и caлиев и лишь после этого понтифика. Понтифик, таким образом, рассматривается стоящим вне группы жрецов. Примечательно и другое. Понтифик призывался наблюдать за жертвоприношениями, он же выносил решения о совершении обрядов, но сам ни жертвоприношений, ни других обрядов не совершал. Это делали как раз жрецы. Каковы же тогда подлинные функции понтификов? Они — знатоки божественного и человеческого права, его толкователи, консультанты и простых людей, и самих жрецов, советники царей и должностных лиц в управлении.


    2. Периодизация римского права.
     В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

    Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим был маленькой общиной среди многих других подобных себе общин средней Италии. На начальном этапе римское право представляло собой несложную и архаическую систему, проникнутую узконациональным и патриархальным характером. Не развиваясь и оставаясь на той же стадии развития, римское право давно было бы затеряно в архивах истории.

    Римское право надолго пережило своего создателя – античное (рабовладельческое) общество. Оно частично или в переработанном виде легло в основу гражданского, частью уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств.

    Периодизация римского права (ius rоmаnum) – это выделение в развитии права этапов, имеющих соответствующие признаки и временной промежуток.

    Самой распространенной периодизацией является деление эволюции частного римского права на следующие периоды.

    1. Период древнего, или квиритского, гражданского права (ius сivilе Quiritium) – 754 г. до н. э. В этот период основным источником права выступают Законы ХII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима.

    2. Предклассический период – 367 г. до н. э. Издаются законы, развивается наследственное право, создаются такие способы создания правовых норм, как формулы претора. Изменяется форма судебного процесса (с легисакционного на формулярный).

    3. Классический период – 27 г. до н. э. – 284 г. н. э. Появляются сенатусконсульты, конституции принцепса и ответы юристов. Появляется экстраординарный процесс.

    4. Постклассический – 284–565 г. н. э. В конце периода возникает Кодекс Юстиниана (Соrрus juris сivilis).

    2.1 Предмет римского права.

     Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились:

    1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера;

    2) брачно-семейные отношения;

    3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи;

    4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц;

    5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований – договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений;

    6) вопросы защиты частных прав.

    3. Виды гражданских процессов в Древнем Риме.

    Гражданский процесс Рима поэтапно прошел в своем развитии три формы: легисакционную, формулярную и экстраординарную, что до известной степени соответствует трем периодам римского государства: периоду царей и началу республики (эпоха квиритского права), периоду республики (эпоха jus gentium, т.е. "общенародного" права), периоду империи (эпоха кодификации права).

    Первой формой римского процесса был легисакционный процесс, просуществовавший более пяти столетий, т.е. с 509 г. до н.э. до 120 г. до н.э., когда был издан закон Эбуция (lex Aebutia). Legis actio (иск из закона) - процессуально-правовой акт древнейшего права, был доступен только римским гражданам. На вопрос, почему процесс данного периода называется легисакционным (legis actio) юрист Гай давал двойственный ответ: либо потому, что эти формы процесса были созданы законом, либо потому, что в них претензии спорящих сторон должны быть выражены словами того дакона, на который они опираются. Ни то, ни другое объяснение Гая не может быть принято, так как трудно предположить существование в те времена такого большого количества законов, которые регулировали бы и ход производства и само гражданское производство с надлежащими подробностями. С его точки зрения, lege agere в древнейшее время обозначало просто действовать, осуществлять право законным образом в противоположность незаконному насилию. Легисакционный процесс характеризовался торжественно произносившимися формулами и символическими действиями, которыми открывался судебный спор или исполнительное производство. С помощью legis actio можно было осуществлять только притязания, непосредственно или производно основывающиеся на цивильном праве. Любое отклонение от предписанных формальностей вело к проигрышу процесса. Так, истец в обосновании своего требования должен был в точности повторить слова закона, на какой он ссылается. Если кто-нибудь предъявляя иск, например, по поводу уничтожения виноградных лоз, называл их в иске виноградными лозами, то он проигрывал это дело, так как должен был назвать их деревьями: Законы XII таблиц, на основании которых предъявлялся иск о срезанных лозах, говорили только о срезанных деревьях. Подобные формальности первоначально знали только жрецы (понтифики). Это было обусловлено тем, что они имели образование (что было большой редкостью в те времена) и были знакомы с правом. Понтифики активно участвовали в толковании и применении норм права: составляли судебный календарь, толковали Законы XII таблиц, знали судебные формулы и помогали сторонам начать судебный спор. Они ревниво хранили свои знания как тайну, являвшуюся их монополией, пока ее не выдал Флавий.

    Легисакционный процесс представлял собой устное судебное разбирательство. Процесс всегда открывался предъявлением иска. Первоначально для этого было необходимо присутствие обеих сторон in jure, перед претором. По общему правилу, истец в целях судебного осуществления своего притязания должен был сам позаботиться о прибытии ответчика на суд. С этой целью Законы XII таблиц предоставили истцу право требовать от ответчика, чтобы он следовал за ним на суд везде, где бы истец его не встретил, за исключением дома ответчика. Эта процедура называлась in jus vocatio (торжественное устное приглашение ответчика на суд) и подразумевала в случае необходимости возможность применения силы. Ответчик должен был беспрекословно повиноваться истцу. Косарев А.И. Римское право, М., 2010, С.40 Процесс открывался по прибытии обеих сторон на суд.

    Характерная черта легисакционного процесса - это деление его на две стадии: производство in jure и производство in judicio. В первой стадии, где участвовали стороны и судебный магистрат (консул, претор, префект), говорилось только о праве, и устанавливалась сущность притязания, составляющего предмет судебного разбирательства. Стороны совершали торжественные действия: истец заявлял о своем праве, ответчик оспаривал это заявление. Требования и возражения должны были быть сформулированы точно в тех словах, которые содержались в относящемся к спору законе. Присутствующий при этом претор определял дозволительность искового требования, содержание претензии, условия ее осуществимости. Претор произносил определенные формулы, предписанные процессуальным ритуалом. Если отсутствовала какая-либо законная предпосылка для предъявления истцом иска (например, данная претензия не подлежит по закону судебной защите), то претор отклонял иск, В случае положительного решения претора стороны заключали литисконтестацию (засвидетельствование спора), которой заканчивалось производство in jure.

    В римском праве существовало правило, что, если по каким-либо причинам после первой стадии, производства назначение судьи не состоялось и судебное решение не было вынесено, истец терял право в будущем предъявлять тот же иск против того же ответчика. Иск, один раз, проведенный через процедуру литисконтестации, считался навсегда уничтоженным. Поэтому, например обязательство, по которому иск был уже предъявлен in jure, оставалось навсегда лишенным исковой защиты, если истец не довел дело до конца, не добился судебного решения и взыскания по нему с должника. Во второй стадии производства дело разрешалось судьей по существу. Судья назначался либо претором, либо судебной коллегией. Задачи второй стадии процесса состояли из собирания и исследования доказательств, установления существенных для дела фактов и вынесения решения. Обе стадии этого легисакционного процесса происходили публично на площади или на форуме.

    Вторая форма легисакционного процесса - производство legis actio per judicis (arbitrive) postulationem (требование о назначении судьи), О ней до наших дней дошли скудные и отрывочные сведения. Омельченко О.А. Основы римского права, М.,1994, С.107 Данная форма была введена только для некоторых личных исков, особенно, согласно Законам XII таблиц, для исков, вытекающих из вербальных контрактов (sponsio, stipulatio). Если ответчик отвергает притязания истца, то последний имеет право без всяких формальностей и процессуального денежного залога просить претора назначить судью. Из найденного в 1933 г. фрагмента работы Гая видно, что подобная форма применялась в случаях, лишь специально указанных в законе, и по такому иску магистрат назначал судью немедленно, не дожидаясь истечения установленного законом Пинария тридцатидневного срока. Скорее всего, вторая форма процесса применялась тогда, когда судье нужно было предоставить более широкие полномочия, нежели простое решение о том, кто из сторон прав. Такими, например, были иски о разделе общего имущества или об определении границы между двумя строениями. К ним относились случаи, когда нужно было оценить сумму притязания в денежном выражении.

    Следующая форма легисакционного процесса - legis actio per condictionem (осуществлялась путем приглашения ответчика на суд). Она была введена на основании закона lex Silia, относящегося к 269 г. до н. э. Это была упрощенная процессуальная форма для строго односторонних требований. Суть данной формы процесса состояла в том, что после изложения сторонами in jure взаимных претензий истец предлагал ответчику, не признающему его требования, в тридцатидневный срок (die condicto (отсюда название иска) повторно явиться к претору, который должен был назначить судью. Таким образом, condictio - санкционированный договор о третейском суде. гражданский судебный уголовный виндикация рим

    Четвертая форма легисакционного процесса - legis actio per manus iniectionem, осуществлялась посредством наложения руки. Эта форма исполнительного производства была рассчитана на персональное принудительное взыскание, которое подробно регламентировалось Законами XII таблиц. Этот вид legis actio приводил не к постановлению решения, а к удовлетворению требования. Данная форма употреблялась для взыскания по судебным решениям, которые присуждали денежные суммы, а также по договору займа и, наконец, против ответчиков, признававших исковые требования in jure.

    Пятая форма процесса - legis actio per pignoris capionem, осуществлявшаяся путем взятия залога. Это было внесудебное принудительное взыскание имущества, разрешавшееся в исключительных случаях, а именно при некоторых требованиях публичного или сакрального (религиозного) характера; при требованиях о выплате солдатского жалования, в том числе и в отсутствие должника. Последнее обстоятельство существенно отличало pignoris capio от остальных legis actiones, и это отличие заставляло уже некоторых римских юристов не признавать данную форму за легисакционный процесс. Произнеся перед свидетелями предписанную формулу, кредитор самоуправно отбирал какую-либо вещь или все вещи должника. Нерсесянц В.С. Современные исследования римского права, М., 2007, С.145.

    Все пять форм легисакционного процесса действовали до половины периода республики. Легисакционный процесс пришел на смену кровной мести и самоуправству, сохранив черты последнего. Это касается особенно таких форм процесса, как legis actio per manus iniectionem и legis aclio per pignoris capionem. Должники были предоставлены произволу кредитора, государственная власть мало вмешивалась в гражданско-правовые отношения римских граждан и вытекавшие из них споры.

    Формулярный процесс (120 г. до н.э. - конец III в.), исторически сменивший легисакционный, явился шагом вперед по сравнению с предыдущим процессом. Некоторые институты, возникшие в легисакционном процессе, в формулярном бесследно исчезли. Действовавшее ранее правило, что взыскание налагается на личность должника, в формулярном процессе уже не работало. Взыскание осуществлялось за счет имущества должника. Другие процессуальные институты, наоборот, получили свое дальнейшее развитие, претерпев значительные изменения с переходом к новой форме процесса, например, институт иска. Если смысл иска в эпоху легисакционного процесса сводился к определенной деятельности лица, выражавшейся в выполнении установленного ритуала, то в формулярном процессе он превратился в формулу, состоящую из четырех основных частей. В период действия формулярного процесса возникли такие известные современному праву понятия, как заочное решение, преюдиция, реституция, установилось правило, запрещавшее рассматривать второй раз дело по тому же иску и между теми же сторонами. Сущность формулярного процесса заключалась в составлении претором письменной формулы, содержащей указания присяжному судье о том, как надо решить спор. Судья разбирал только фактическую сторону дела, а ответственность за то, заслуживало ли данное притязание судебной защиты, лежала на преторе.

    Преторы постепенно получили власть давать формулы исков не только в случаях, предусмотренных законами и обычаями, но и тогда, когда считали это необходимым (в то время как в прежнем праве это не было предусмотрено). Преторы могли отказывать в исках denegare actionem, которые хотя и предусматривались законами и обычаями, но казались претору несправедливыми. Таким образом, усилилось фактическое влияние преторов на развитие права, осуществлявшееся путем его изменения и усовершенствования. С течением времени преторская юрисдикция выработала для большинства притязаний постоянные формулы, которые доводились до общего сведения посредством эдиктов в виде формуляров (бланкетов). Рассмотрим подробнее формулу, ее составные части и виды.

    Формула есть составляемая магистратом в заключение производства in jure письменная инструкция, в которой он назначал присяжного судью (номинация) и предписывал ему, каким образом разрешить спор. В этой формуле различают четыре основные части: демонстрация (demonstratio), интенция (intentio), кондемнация (condemnatio) и адъюдикация (adjudicatio) . Присутствие всех перечисленных частей было необязательным в каждой формуле.

    Демонстрация - это часть процессуальной формулы, излагающей сущность искового притязания. Как указано в Институциях Гая, демонстрация - это часть формулы, которая ставилась вначале, чтобы суть спора стала ясной. В демонстрации содержится название того обязательственного отношения цивильного права, из которого возникает данная интенция. Эта часть формулы встречается, следовательно, только в обязательственных исках цивильного права с intentio incerta.

    Интенция - главная часть процессуальной формулы, в которой в форме условия приведено основание иска (согласно цивильному праву или реальности, признаваемой претором) и предмет иска (точно указанный (intentio certa) или обозначенный с тем, чтобы его уточнил судья (intentio incerta)). По Гаю, интенция - часть формулы, в которой истец излагал свои требования . Интенция не могла отсутствовать ни в одной формуле, так как в ней содержится вопрос, который истец ставил на рассмотрение суда. Интенция индивидуализировала формулу и иск.

    Следующей частью формулы была кондемнация (соп-demnatio), которая уполномочивала судью присудить или освободить ответчика в зависимости от того, признает ли судья интенцию верной или нет. Присуждение могло выражаться только в определенной денежной сумме (condemnatio pecuniaria), которая указывалась в формуле прямо (condemnatio certa) или косвенно (condemnatio incerta). В последнем случае судья должен был сам оцепить предмет иска в деньгах до какого-то предела (condemnatio cum taxatione) или без подобного ограничения (condemnatio infinita).

    Наконец, в исках о разделе общего имущества помимо перечисленных частей помещали еще четвертую - адъюдикацию - часть процессуальной формулы, которая уполномочивает судью самостоятельно регламентировать спорные правоотношения сторон, в частности, присудить одной стороне неделимую вещь, а другой - денежную компенсацию, или произвести раздел спорного имущества. Как писал Гай, адъюдикация - это часть формулы, уполномочивающая судью присудить вещь одной из сторон. Данная часть формулы встречалась только в исках о разделе общего имущества: о разделе общей собственности; о разделе наследства между несколькими наследниками; о восстановлении границы между двумя смежными участками.

    Кроме четырех перечисленных составных частей формулы, в ней могли быть и другие части, такие, как прескрипция (praescriptio) и эксцепция (exeptio).

    Прескрипция располагалась перед интенцией, но после назначения судьи. Прескрипция - это отрицательное условие, расположенное в формуле перед интенцией, которое ограничивает в пользу истца предмет спора, а в пользу ответчика (если это условие окажется правдивым) уничтожает литисконтестацию.

    Эксцепция (exceptio) - такая вставка в формулу, посредством которой судью обязывали учитывать определенные побочные обстоятельства, указанные ответчиком в этой части формулы. Если эти обстоятельства подтверждались, то судья вопреки верности интенции должен был освободить ответчика. По существу эксцепция являлась особым способом процессуальной оговорки, которой ответчик отрицал наличие права истца вообще (защита) или, по крайней мере, свою обязанность исполнять обязательство в настоящее время (возражение). Основанием для эксцепции служили известные факты, уничтожавшие иск или ограничивавшие его. Формулярный процесс по-прежнему делился на две стадии: производство in jure u in judicio и носил название нормального, обычного процесса (ordo judiciorum privatorum). Производство in jure, имевшее цель дать юридическую квалификацию спора, происходящему между сторонами, в Италии продолжали осуществлять те же магистраты, что и раньше, а именно: в Риме - преторы и курульные эдилы (по рыночным делам), в муниципиях - местные магистраты (с ограниченной компетенцией).

    В экстраординарном процессе в отличие от предыдущих форм гражданского процесса был ограничен принцип публичности. Судебные заседания проходят закрыто. Присутствовать на них могут только помощники судебных магистратов и сторон, а также особо почетные лица, по положению своему имеющие доступ на суд.

    Все происходящее в суде заносилось в судебный протокол, и таким образом развивалась письменность в производстве. Вводилась система вознаграждения канцелярского персонала суда. Процесс перестал быть бесплатным. Стороны должны были вносить судебные пошлины на покрытие судебных издержек и т.д. Однако гражданский процесс сохранял состязательную форму и диспозитивность, т.е. дело начиналось по просьбе истца, суд сам не собирал доказательств, не присуждал больше, чем просил истец. В экстраординарном процессе впервые вводится апелляция (appellatio, provocatio). Сторонам предоставлялась возможность апелляции на решение судьи в определенные инстанции вплоть до самого императора. Стороны могли неоднократно апеллировать в высшую инстанцию на решение низшей инстанции. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс, М., 2009, С.233

    Апелляция - просьба, с которой лицо после вынесения судебного решения обращалось в вышестоящий суд, требуя пересмотра и решения того же дела. Апелляция могла приноситься на частные решения и решения, вынесенные по существу дела. Право на апелляцию принадлежало не только сторонам, но и каждому заинтересованному лицу. Подача апелляционной жалобы совершалась устно или письменно (libelli appellatorii) в течение двух дней, если апелляция касалась своего дела, и в течение трех дней - чужого.

    4. Преступление и наказание в Древнем Риме.
    К публичным деликтам относились все случаи причинения вре­да, преследуемые и наказываемые государством от имени римского народа, причем взысканные по ним штрафы и пошлины шли в пользу государства. Это были:

    • убийство, которое могло быть наказано как смертной каз­нью, так и штрафом;

    • религиозные преступления или «оскорбление богов» (на­пример, налагаемое на патрона проклятие за недостойное поведение по отношению к своему клиенту: «Пусть будет предан богам подземным»);

    • кража при поимке с поличным, наказываемая следующим образом: для свободных — телесным наказанием и после­дующей выдачей потерпевшему; для рабов — телесным на­казанием и казнью; для несовершеннолетних — телесным наказанием или простым возмещением убытков.

    Имелось множество составов преступлений, наказываемых только смертной казнью: сочинение и распевание песен, содержа­щих клевету на других лиц; подстрекание «врага римского народа к нападению на Римское государство»; лжесвидетельство (преступник сбрасывался с Тарпейской скалы); умышленный поджог; тайное истребление чужого урожая, караемое смертной казнью «более тяж­кой, чем за убийство человека»; потрава чужого урожая или жатва в ночное время; чародейство (ворожба посева, переманивание на свой участок чужого урожая); некоторые служебные преступления (принятие взятки судьей или посредником) и т.д.

    Самым тяжким государственным преступлением были многочис­ленные составы «оскорбления величия»: покушение на безопасность государственных устоев; нарушение порядка управления (сопротив­ление интерцессии трибунов, создание препятствий деятельности магистратов); оскорбление «величества» римского народа либо его высших представителей — принцепса, императора и т.д.

    Вторым после «оскорбления величия» по широте охвата случаев было нечестие. Этот состав был до такой степени растяжимым, что под него можно было «подогнать» абсолютно любое действие. Напри­мер, во время правления императора Каракаллы (186—217 гг. н.э.) не­сколько человек было осуждено за следующее: снятие с головы ста­туи императора старого, увядшего венка и замену его новым; отда­ние должного уважения царствующему императору в случае клятвы не его именем; игнорирование необходимости жертвоприношений (возливать вино, воскурять фимиам) перед статуей императора и т.п.

    К числу должностных преступлений относились взятничество, вымогательство, казнокрадство, хищение, присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, подлог, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов, злоупотребление служеб­ными полномочиями в отношении граждан и т.п.

    К преступлениям против порядка управления относились: подкуп в виде домогательства какой-нибудь государственной должности посредством осуждаемых обществом действий (например, с исполь­зованием «нужных» людей или путем угощения потенциальных из­бирателей и др.); умышленное повреждение или срывание офици­альных объявлений и распоряжений.

    4.1 Понятие, содержание и виды наказаний

    Первоначально всякое нарушение чужих прав и интересов тре­бовало попытки обязательной договоренности между сторонами о возмещении причиненного ущерба («Сломает, пусть возместит»). Такое обыкновение носило название композиции (примирение). Если это ни к чему не приводило, закон разрешал применить принцип талиона как расплату «равным за равное» («Если причи­нит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»). Вместе с тем в древ­ности самой распространенной реакцией на правонарушение было материальное возмещение, которое именовалось poena (пеня). Это слово имело очень много смысловых оттенков и могло пониматься как наказание, вознаграждение, мщение, плата, возмездие, выкуп, удовлетворение.
    В рамках коэрции магистраты не были ограничены какими-либо «привязками» к имеющимся в законе составам и видам наказаний.

    В целом в римском праве была выработана достаточно широкая система наказаний. Все они делились на две большие группы:

    • тяжкие, которые именовались капиталиями (наказания, ка­сающиеся жизни) и предусматривали лишение жизни, чле­новредительство, изгнание, ссылку в рудники и т.п.;

    • все иные, в том числе штрафы (poena) как меры материаль­ного воздействия на нарушителя чужих интересов, приме­няемые в случаях и порядке, установленных законом или договором; телесные наказания в виде битья розгами, палка­ми, кнутом и др.

    Тюремного заключения как вида наказаний римское право не знало, тем не менее в городе имелись карцеры.

    Смертная казнь, особо широкое применение которой связано с периодом империи, приводилась в исполнение различными спосо­бами: обезглавливание за совершение самых тяжких, в основном государственных и религиозных, преступлений (топором для граж­данских лиц, мечом для солдат); утопление (например, отцеубийце и его сообщникам обворачивали голову волчьей шкурой, били пал­ками, а затем в зашитом кожаном мешке вместе с собакой, пету­хом, змей и обезьяной, «чтобы отнять у него землю при жизни и небо после смерти», топили в реке или море); распятие на кресте (ранее за самые тяжкие религиозные преступления, затем для рабов и плебса); сбрасывание с Тарпейской скалы; сожжение, повешение и т.д.

    Для обозначения смертной казни имелось специальное словосо­четание: «Furca et fossa», что переводилось как «виселица и яма» и означало повешение для мужчин и утопление для женщин.

    На рубеже республики и империи смертная казнь для римских граждан была заменена изгнанием (первоначально добровольным) с утратой гражданства («лишение огня и воды»). Позже императоры стали использовать такую формулу, как «высылка на острова» (de- portatio in insulam), а смертная казнь для граждан была не только восстановлена, но и чрезвычайно расширена.

    Широкое распространение также получили:

    • каторжные работы на рудниках (осужденный при этом рас­сматривался как вечный раб государства);

    • принудительные работы, к которым за государственные и во­енные преступления приговаривались как граждане после лишения гражданства, так и иностранцы (на строительстве дорог, на рудниках, в гладиаторских школах и т.п.);

    • отдача в гладиаторы (была либо самостоятельным наказани­ем либо разновидностью принудительных работ);

    • различные виды ссылок;

    • телесные наказания (например, в отношении провинившихся солдат применялся фустуариум (дубина, палка), т.е.

    битье палками и забрасывании камнями виновного;

    • конфискация имущества осужденных, которая применялась повсеместно (многие сановные чиновники даже при жизни, боясь произвола императора, назначали его действующим наследником);

    • членовредительские и телесные наказания (битье кнутом);

    • штрафы и ограничения гражданского статуса (например, за­прещение быть магистратом);

    • лишение права на погребение.

    Личность виновного и применение наказания

    Римское право изначально делило все население на несколько крупных категорий:

    1) свободные и рабы;

    2) граждане и неграждане;

    3) представители высшего и низшего сословий.

    В связи с этим применение наказания в каждом конкретном случае предусматривало свою специфику. В период империи со­словность потерпевшего и преступника стала доминирующим кри­терием определения вида и меры наказания. Сенаторы, всадники, декурионы и некоторые другие значительные персоны освобожда­лись от каторги и принудительных работ, телесных наказаний и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилеги­рованные лица могли наказываться смертной казнью только в слу­чае убийства родственников, а в период домината в четырех случа­ях: за убийство, поджог, магию (колдовство) и, конечно же, за «ос­корбление величества».

    Некоторые привилегии в сфере наказаний традиционно имели солдаты. Они не приговаривались к повешению и ссылке на рудни­ки, хотя по ряду преступлений их ответственность была более стро­гой. Знатные и солдаты казнились мечом, незнатные разрывались телегами, закапывались в землю или сжигались.

    Особенно суровым римское правосудие было к представителям низших сословий граждан и «преступникам» из среды рабов[3]. В от­ношении этих слоев применялся весь спектр тяжких наказаний, в том числе и смертная казнь. Малейшие проступки рабов наказыва­лись самым жесточайшим образом. При этом господский произвол был совершенно ничем не ограничен, а судьба рабов вершилась на домашних судах.

    Самыми частыми наказаниями для рабов были битье розгами, простой или заостренной палкой, плетью, ремнем. Работающих ра­бов заковывали в ручные или ножные кандалы, защемляли шею вилами, наказывали голодом и холодом. Их могли поместить в до­машний карцер (эргастул) или отправить в местную городскую тюрьму. Им ставили клейма на лоб, отправляли на изнурительные работы на мельницы, в каменоломни и рудники, на растерзание дикими зверями в амфитеатр или в бассейн к муренам (такое нака­зание называлось аё Ъе8Иа8, т.е. к зверям, хотя официальным при­говором к смертной казни (и чаще всего применявшимся) было сбрасывание с Тарпейской скалы или распятие на кресте.

    Силанианским сенатусконсультом 10 г. н.э. предписывалось в случае убийства хозяина предать смерти всех рабов, находящихся в доме, если они не предприняли попытки спасти его жизнь. Причем это положение распространялось и на освобождаемых по завеща­нию рабов. В 61 г. на основании данного решения было казнено сразу 400 человек.

    Бежать рабам было совершенно некуда, так как первоначально обычая заступничества в храме (как в греческих государствах) не существовало, а частные лица за укрывательство чужого раба нака­зывались штрафом, равным стоимости раба. Даже при Константине пойманный раб лишался ноги, а в лучшем случае его ссылали на рудник.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и в древнем мире в целом.
    Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.
    Одним из элементов правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.
    Частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.
    Уникальность римского права также состоит в том, что римлянам удалось создать универсальные, рациональные правовые формулы, которые в последствии составили базу европейской цивилизации. Впервые правотворчество было отделено от религиозно-мифологического начала, а право приобрело не только самостоятельное значение, но стало рассматриваться как основа гражданского порядка, способ обеспечения прогресса общества.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Абдурахманова И. В. Орлова Н. Е. История государства и права зарубежных стран для студентов вузов. Издание 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 187 с.
    2. Ампилова Е. В., Дякина И. А. История политических и правовых учений для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.
    3. Батыр К. И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Том 1. – М., 2002.




    написать администратору сайта