Главная страница

Культурное наследие древних цивилизаций


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеКультурное наследие древних цивилизаций
Дата15.10.2021
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаist_-_Kulturnoe_nasledie_drevnikh_tsivilizatsiy.docx
ТипРеферат
#248566

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Частное учреждение

Образовательная организация высшего образования

Медицинский университет «РЕАВИЗ»

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

Тема: «Культурное наследие древних цивилизаций».

Выполнил: студент

______курсса группы _______

Факультета «____________»

_____________________

Проверил: к. и. н., доцент ________

САМАРА- 2021

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Литература. Развитие письменности…………………………………..5

Глава 2. Научные знания древних цивилизаций………………………………11

Глава 3. Живопись, скульптура, архитектура………………………………….13

Заключение…………………………………………………….…………………17

Список литературы и источники……………………………………………….18

Введение

На протяжении своей длительной истории развития древние цивилизации прошли путь вычленения человека и становления сложноорганизованной многофункциональной культуры:

— возникновение первых научных космологических моделей Вселенной, т.е. сведение многообразных знаний в единую достаточно стройную картину мира, развитие астрономических, географических и биологических наблюдений;

— интерес к фундаментальным закономерностям бытия, развитие философии;

— усложнение нравственной жизни человека, возникновение религиозно-философских учений (буддизм, христианство и т.п.);

— возникновение письменности;

— развитие материальных и технических возможностей человека (новые строительные материалы, механизмы, вооружение и т.п.);

— возникновение естественных наук (математики, физики, химии и т.п.);

— развитие научных представлений о человеке (возникновение медицины, психологии);

— усложнение социально-экономической и политической структуры общества (возникновение государств, демократий или деспотий, развитие торговли и ремесла);

— появление профессионального искусства, усложнение и совершенствование его художественного языка, возникновение первых теорий искусства.

Впечатляющи географические границы — «просторы» древних цивилизаций. Это не только основные цивилизации Востока и Запада, но и культуры Африки, Центральной Азии, цивилизации Нового Света.

Глава 1. Литература. Развитие письменности

Великие цивилизации Древнего мира создали богатую и разнообразную духовную культуру и тем самым оказали заметное влияние на становление современной мировой цивилизации.

Одним из важнейших их достижений стало изобретение письменности. В первобытный период появление речи способствовало сплочению человеческого коллектива, дало возможность более конструктивно общаться и передавать опыт. Появление письменности благоприятствовало становлению государственности, помогло сохранять знания и опыт, позволило общаться не только на расстоянии, но и через время. Мы читаем сейчас произведения наших предков и можем понять, о чем они думали и мечтали многие тысячи лет назад.

Соотнести слова и звуки со знаками людям удалось не сразу. Первым этапом в развитии письма было появление пиктографии. Пиктограммы представляли собой рисунки, которые передавали сообщения.

Первой системой собственно письменности считается иероглифическая письмен­ность, в рамках которой отдельный знак представлял собой сначала слово-­образ, потом слово-­символ, затем появились знаки, соответствующие отдельным слогам. Знаки уже соотносились не с образами, а со звуками. Такое письмо названо фонетическим. Это развитие заняло несколько тысяч лет. Иероглифическая письмен­ность приобретала разные формы в разных цивилизациях.

Древнейшие письменные памятники найдены у шумеров в Южной Месопотамии и датируются серединой IV тысячелетия до н. э. Шумерская система письма получила название клинопись, она была заимствована и впоследствии развита народами всей Месопотамии. Основным материалом для письма стала доступная глина. Значки в форме клинышков выдавливали на глиняных дощечках тростниковыми палочками, отсюда и название этой системы письма. Клинопись использовалась для записи как административных, хозяйственных, так и литературных, исторических документов.

Древнеегипетская письменность возникла на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Египетские иероглифы также сначала были пиктографическими, а затем стали более сложными и многочисленными. Египтяне высекали надписи на камне и писали на папирусе. Древнеегипетская иероглифика прошла путь развития от примитивных форм до сложного совмещения древних пиктографических и фонетических знаков.

В Древнем Китае иероглифическая письменность сложилась в начале II тысячелетия до н. э. Со временем в ней также появилось множество фонетических знаков. Сначала китайцы писали на планках из дерева или бамбука. Они первыми начали использовать для письма бумагу. Современная китайская иероглифическая письменность основана на возникшей еще в древности иероглифике.



В ХI в. до н. э. финикийцы создали первый алфавит, в котором каждому знаку-­букве соответствовал один звук. Они использовали 22 знака для обозначения согласных звуков. Гласные звуки на письме не обозначались. Писали справа налево. Финикийская письменность была первой алфавитной письменностью в истории, она стала родоначальницей большинства современных алфавитов. Создание алфавита было поистине выдающимся культурным достижением финикийцев. Оно значительно облегчило письмо, так как теперь любое слово можно было быстро записать, используя буквы.



В процессе торговли с алфавитом познакомились древние греки. Древнегреческое письмо возникло в конце IX в. до н. э. Греки модифицировали финикийские буквы, немного упростив их написание, добавили знаки для обозначения гласных звуков, изменили направление письма: стали писать слева направо. Торжественные надписи выбивали на камне, а в повседневной жизни писали на дощечках, покрытых воском. Для нанесения букв использовали стило из дерева, металла или слоновой кости. Написанное легко удалялось или исправлялось, для этого надо было просто разгладить воск и вновь сделать запись. На базе греческого письма римляне создали свой — ​латинский — ​алфавит, которым пользуются многие народы и в наше время.

Эпос и литература

К эпическому жанру литературы относится шумерский и вавилонский «Эпос о Гильгамеше», очень большие по объему индийские поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата», насчитывающая более 200 тыс. строк, до сих пор остается одним из крупнейших мировых литературных произведений. В эпосах рассказы о деятельности людей тесно переплетаются с историями о вмешательстве в их жизнь богов, мир людей и мир богов практически не разделены ­какими-либо границами. Именно так воспринимал древний человек окружавший его мир.



Сохранилось немало записей мифов и гимнов в честь богов, которые использовались в религиозных ритуалах, в том числе оставшихся от древнеегипетской цивилизации. Знаменитые индийские «Веды» включают собрание религиозных гимнов. Через мифы человек стремился объяснить явления окружающего мира. Нужно отметить: несмотря на то что многие народы жили на большом расстоянии друг от друга, у них встречаются очень похожие мифы — о сотворении мира и человека, о всемирном потопе, об умирающих и воскресающих богах.

Популярными среди древневосточных литературных жанров были сказки, легенды, повести, поучения. В Китае популярность приобрели философские трактаты. Древние евреи создали книги Ветхого Завета Библии, в которых история еврейского народа переплетается с божественными установлениями.

Выдающимися литературными произведениями Древней Греции стали поэмы «Илиада» и «Одиссея». Автор этих эпических поэм — ​Гомер — ​смог устные народные предания о Троянской вой­не объединить в целостные художественные тексты.

Наиболее известными поэтами в Древнем Риме были Вергилий, Овидий и Гораций, творчество которых относится к концу I в. до н. э. — ​началу I в. В истории этот период получил название «золотого века» римской поэзии. Вершиной римской классической поэзии можно считать поэму Вергилия «Энеида», которая была создана по заказу императора Августа. Она является как бы продолжением «Илиады» и «Одиссеи» и освещает историю римлян во взаимной связи с историей греков.

Уже в древности появилось и стремление создавать большие коллекции письмен­ных произведений. Ассирийский царь Ашшурбанапал приказал сделать копии множества литературных произведений, для того чтобы хранить их в своем дворце. При раскопках археологи обнаружили там огромное хранилище с десятками тысяч фрагментов глиняных табличек.

Самое крупное хранилище папирусных книг было создано в Александрии Египетской. Оно получило название «Александрийская библиотека» (от греч. biblion — книга, thēkē — хранилище). Сюда съезжались люди со всего Средиземноморья, чтобы изучать различные науки. Человечество уже в древности осознало важность хранилищ информации, представляющих большую социальную ценность.

Глава 2. Научные знания древних цивилизаций

Свидетельством практических умений древнеегипетских инженеров являются сохранившиеся до настоящего времени колоссальные пирамиды и величественные храмы. Прекрасно была спроектирована система ирригации. Древнеегипетские астрономы ежегодно точно высчитывали по движению планет начало сезона разлива Нила.

Астрономы Месопотамии заложили основы календаря, которым мы пользуемся и сейчас. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней, в Месопотамии также появилась неделя из 7 дней, каждый из которых посвящался особому связанному с планетами божеству. Мы пользуемся названиями созвездий, многие из которых были придуманы вавилонскими астрономами. До сих пор мы используем шестидесятеричный счет шумеров: 360 градусов в окружности, 60 минут в часе и 60 секунд в минуте.

Важнейшим достижением древнеиндийской науки стало создание десятичной ­системы исчисления, которую используют и сейчас. Здесь математики впервые стали применять понятие «ноль», что дало возможность вести теоретические математические расчеты. Многие современные математические термины имеют индийское происхождение: «цифра», «синус», «корень». Индийские медики проводили 300 видов операций с помощью 120 хирургических инструментов.

До наших дней дошел китайский сборник «Математика в девяти книгах», который доказывает, что китайцы знали суть теоремы, известной как теорема Пифагора, они решали сложные уравнения. Китайские медики уже в древнее время открыли иглоукалывание и использовали чай как лекарство. Путешествия китайских купцов позволили составить сборник «Книга гор и морей», что положило начало географии. Древним китайцам были известны компас и сейсмограф.

Большой вклад в дальнейшее развитие научных знаний внесли греки и римляне. Известный древнегреческий медик Гиппократ учил: для того чтобы вылечить человека, необходимо укреплять силы его организма, а не ждать вмешательства божественных сил. Для укрепления здоровья он советовал придерживаться диеты, заниматься лечебной гимнастикой. «Клятва Гиппократа» считается этической основой поведения современных врачей.

Научное объяснение организации окружающего мира дал греческий ученый Демокрит. Он утверждал, что не существует божественного творца людей. По его мнению, люди вышли из воды и научились жить благодаря своему опыту. Ученый Парменид считал Землю шаром, а заведующий Александрийской библиотекой Эратосфен достаточно точно подсчитал окружность земного шара.

В Древней Греции возникла и получила значительное развитие историческая наука. Ее «отцом-­основателем» считается Геродот, который, рассказывая о греко-­персидских вой­нах, описал предшествующую им историю Греции и многих стран Ближнего Востока. Основателем географии признают Страбона.

Глава 3. Живопись, скульптура, архитектура

Монументальная архитектура и изобразительное искусство также начали развиваться в период древних цивилизаций, причем это развитие было бурным и оставило нам материальные памятники, многие из которых вошли в число шедевров мировой культуры.



Символом Древнего Египта до сих пор являются величественные пирамиды, построенные еще на заре египетской цивилизации. Знаменитая фигура Сфинкса рядом с пирамидами высечена из цельной скалы. Главным строительным материалом был камень. В Египте сохранилось много руин величественных храмов, например, в городе Фивы — ​древней столице Египта. Пещерный храм на юге Египта в Абу-­Симбеле вырезан внутри каменной горы. Перед входом в него расположены четыре одинаковые скульптуры сидящего фараона Рамзеса II. Их высота составляет 20 м.

Бюст царицы Нефертити, автором которого является скульптор Тутмос, считается шедевром мирового искусства. Гробница фараона Тутанхамона, единственная не ­разграбленная в древности, поражает количеством ­собранных для загробной жизни со­кровищ.

В Месопотамии строили из кирпича. В центре каждого города располагались храмы с устремленными вверх специальными массивными башнями — ​зиккуратами. Местное население верило, что там располагались «жилища» богов. Чудом света считали в древности удивительное сооружение в Вавилоне — ​знаменитые «висячие сады» (на крышах кирпичных дворцов обустраивали сады с настоящими деревьями).



К грандиозным архитектурным сооружениям традиционно относят Великую Китайскую стену, длина которой составляла 10 тыс. ли (около 5 тыс. км). Также интереснейшим образцом древнекитайской скульптуры являются более 8 тыс. глиняных фигур вооруженных вои­нов, найденные в гробнице Цинь Шихуанди.



Античная цивилизация создала неповторимый стиль в архитектуре и искусстве. Греки и римляне особенно тщательно возводили храмы и общественные сооружения. Руины разных античных построек можно найти во многих городах современной Европы.

Наивысшим достижением древнегреческой архитектуры считают сооружения афинского Акрополя, прежде всего изящный храм Парфенон. Архитекторы Иктин и Калликрат так сконструировали его, что громадное беломраморное сооружение кажется очень легким.



Римская архитектура воплощала величие, могущество и богатство «вечного города». Построенный в I в. огромный амфитеатр Колизей вмещал десятки тысяч зрителей. Самым чудесным сооружением, сохранившимся до наших дней, стал храм всех богов Пантеон. Его особенность — ​дугообразный купол, который напоминает небосклон.

Совершенства форм достигла древнегреческая скульптура, непревзойденными образцами которой стали произведения выдающихся скульпторов Мирона, Фидия и Поликлета. Реалистичность стала отличительной чертой античного искусства, а впоследствии и особенностью всего европейского искусства. Создавая статую копьеносца, Поликлет открыл правила передачи облика идеального гражданина полиса, героя и бога. Человека в движении смог воплотить скульптор Мирон, запечатлев в статуе дискобола мгновение, когда диск вылетает из руки спортсмена. Знаменитая скульптура Фидия изображает бога Зевса. Образы богов в античном искусстве полностью повторяли реальные человеческие образы.

Заключение

Вполне очевидно, что древние цивилизации были достаточно развитыми, а в некоторых аспектах во многом опережали современную науку. Ученые не в состоянии изучить все артефакты, потому как многое еще не обнаружено. Но даже то, что находят в ходе многочисленных археологических раскопок, свидетельствует о том, что древние цивилизации хранят еще немало загадок, которые ученым только предстоит разгадать…

Список литературы и источники

1. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М; 1990

2. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М; 1979

3. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская литература // История мировой литературы, т.1. М; 1983

4. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. М; 1961

5. Васильев Л.С. История религии Востока.-М.,1998.

6. Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. М; 1987

7. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М; 1991

8. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М; 1994

9. Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1998

10. Ерасов Б.С. Культура,религия и цивилизация на Востоке.-М.,1990.

11. История Древнего Востока. Т.1. Месопотамия. М; 1983

12. История культуры народов мира: Ассирия; Вавилон; Персия: Первые сверхдержавы: Обычаи и нравы; Костюм; Украшения и др. - 144 с.

13. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М; 1983

14. Культурология:Учебное пособие./Под ред.А.А.Радугина.-М.,2001.

15. Мировая культура Египет Вавилон Ассирия Олма-Пресс 2000

16. Мифологии древнего мира. М; 1977

17. Поэзия и проза Древнего Востока. М; 1973 (БВЛ)

18. Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. -М: Центрполиграф, 2004.-234с

19. Силичев Д.А. Культурология:Учебное пособие.-М.,1998.

20. Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М; 1992

21. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003

22. История Древнего Востока./Под ред. В.И.Кузищина.-М., «Высшая Школа» 2003

23. Столяров Д. Ю., Кортунов В.В. Культура древних цивилизаций


написать администратору сайта