Практическое № культорология 6сафронов марк. Культурное наследие прототюрков
Скачать 19.1 Kb.
|
AlikhanBokeikhanUniversity» білім беру мекемесі «AlikhanBokeikhanUniversity» educationalinstitution Учреждение образования «AlikhanBokeikhanUniversity» РЕФЕРАТ На тему: «Культурное наследие прототюрков» Подготовил: студент группы РКО-202 Сафронов Марк Прототюрки, пратюрки — этническая общность — носитель пратюркского языка, которая сформировала современные тюркские народы. Культура и мировоззрение Пратюрки в повседневной жизни в течение года соприкасались со всеми природными атмосферными явлениями, характерными для континентального климата. Они вели постоянное наблюдение за состоянием погоды и отмечали ее характерные особенности каждый сезон, месяц, каждые сутки и по частям суток. Пратюрки имели специальные обозначения для ясной погоды — зимней и летней. И зимой, и летом ясная погода представляла собой экстремальные условия для жизни и быта людей. При такой погоде и зимой, и летом приходилось надевать толстый слой одежды, меховую шапку. Наличие музыкальных инструментов показывает, что в пратюркское время была музыка инструментальная и голосовая (исполнялись песни). Но о жанрах, мелодиях и функции пратюркской музыки сказать что-либо конкретное не представляется возможным. Тем не менее, можно говорить о структуре древней музыки (мелодики), ее тонической системе — пентатонике Прародина и происхождение По мнению А. В. Дыбо, пратюрки фиксируются в следующем окружении: «а) Древний Китай, б) древние самодийцы и в) древние енисейцы». И.Л. Кызласов указывает, ориентируясь на археологические и культурные признаки прототюрков, первоначальной прародиной тюркских народов следует считать Переднюю Азию, при этом Центральная Азия является второй прародиной тюркских народов. А. Х. Халиков считал, что тюркская общность формировалась и развивалась не только в Центральной, но и Западной Азии, причем границы Западной Азии он определял очень широко — от Алтая до Южного Урала.] Тюркам, по мнению А. Х. Халикова, принадлежала Бегазы-дандыбаевская культура, зафиксированная на территории Центрального Казахстана в начале I тыс. до н. э. Территория этой культуры прямо примыкает к Южному Уралу. Согласно А. Х. Халикову, на основе бегазы-дандыбаевской культуры Центрального Казахстана и бесобинской культуры Северного Приаралья в первых веках I тыс. до н. э. формируются западные прототюркские племена. В IX—VIII вв. до н. э. они заселяют Южный Урал. Так формируется основа этногенеза тюркских народов Волго-Уральского региона. Согласно А. Х. Халикову, в IV—III вв. до н. э. тюрки начинают распадаться на западнотюркскую и восточнотюркскую ветви. С западнотюркской группой он связывает бесобинскую, бегазы-дандыбаевскую, тасмолинскую культуры. Он считает, что алтайская языковая семья формировалась в регионе Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии. «В то же время севернее и восточнее Байкала в основном расселялись тунгусо-маньчжурские народы, южнее и юго-восточнее — монголы, поэтому древнейшие тюркоязычные племена, как и их потомки, должны были расселяться западнее, то есть не восточнее Алтая, скорее всего в степной и лесостепной зоне между Алтаем и Уралом».[4] Получается, что, если сейчас тюрков нет восточнее Алтая, значит, их там и раньше не было.[4] Именно на территории Казахстана, как считает А. Х. Халиков, были отюреченыхунны, «полностью утратившие свой древнемонгольский язык». Р. Г. Кузеев считает, что «как всегда, определение этноязыковой принадлежности археологических культур является относительным. Поскольку нет письменных памятников, совершенно невозможно доказать, что бегазы-дандыбаевская культура является тюркоязычной, что носители её говорили на тюркских языках. Если тюркоязычность носителей этой культуры является сомнительной, то, следовательно, все построение А. Х. Халикова невозможно считать доказанным, потому что его главная предпосылка — это то, что бегазы-дандыбаевская культура эпохи бронзы (начало I тыс. до н. э.) является по принадлежности тюркской культурой. Если этот тезис сомнителен, то, следовательно, все построение А. Х. Халикова тоже является сомнительным». Распад пратюркского языка Все современные тюркские языки происходят из одного диалекта, который существовал как единый язык приблизительно до 3—2 вв. до н. э. По мнению некоторых исследователей, 22—23 века назад пратюркский распался на две большие группы — основную тюркскую и огурскую. От основного тюркского языка затем отделились якутский и тувинско-тофаларский, ещё позже огузские, карлукские, кипчакские и т. д.. |