ЧистовикКультуросообразные системы обучения. Культуросообразные системы обучения
Скачать 27.31 Kb.
|
Культуросообразные системы обучения1. Человек отражает в себе два аспекта: природный, который предполагает его связь с биосферой и рассматривает как естественный продукт мироздания, и культурный аспект, который представляет человеком носителем культурной среды в которой он развивался. Под культурной средой можно понимать совокупность исторического развития человека, культуру локальной макро и микро среды и также общечеловеческую современную культуру. По мнению Андрей Викторович Хуторского, для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле – как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут – обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре или их совокупности. Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, то есть любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного самосозидания ученика. Культуросообразное образование наполнено обучением всех аспектов человеческой культуры на каждом этапе, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся; Культуросообразных школах обучают не только предметам академической программы, но и в предметах, связанных с их культурной средой. Например, в них преподают историю и культуру региона, в котором они находятся, традиционные танцы и музыка, литературные произведения, а также искусство и мастерство местных искусственных и народных промыслов. Андрей Викторович Хуторский выделяет такие культуросообразные системы обучения: Русская школа И. Ф. Гончарова Школа диалога культур С. Ю. Курганова и В. С. Библера Отечественной философии космизма (К.Э. Циолковский) 2. Русская школа (И.Ф. Гончаров) объединяет три направления русской национальной школы: историко-этнографическое (былины, сказания, русские народные песни и музыка, хоровое пение, родиноведческий материал); православное (молитвы, Жития святых, Духовная музыка, церковное песнопение); общеобразовательную и общекультурную подготовку. Главные идеи школы: душевная и нравственно-духовная красота как идеал отечественной культуры; соборность как единение и сотворчество учителя и ученика вокруг общего дела; самоусовершенствование человека. Кроме общеобразовательных курсов ведутся курсы «Русская душа», «Святыни России», «Светочи России» и др. В Школе диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) диалог является сущностной методологической характеристикой всего образования. Ученик проживает в ходе своего образования основные этапы развития человечества, ведя с ними диалог с позиций современности. Диалог выступает как форма организации обучения и как организация содержания изучаемых наук. Ученик оказывается в промежутке культур, что требует наличия от него собственного видения, свободного от монокультурного восприятия действительности. Школа отечественного космизма строиться на соответствующей философии, которая ориентирована на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания Вселенскость мира и человека, их равновеликость в бесконечном проявлении. Предназначение человека - вселение в свой дом, во Вселенную (таков смысл русского термина «Вселенная»). Образование человека - это личное самосозидание, расширение микрокосма до подобного ему макрокосма. Взаимопроникновение внутренних (микро) и внешних (макро) сфер посредством таких каналов, как органы чувств, языки, молитвы. Ширь русской земли, русской души. «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства» (Н.Ф.Федоров). Активная творческая эволюция человека и мира. Самопревосходящее движение человека от низшей свободы к высшей, к богочеловеку. Синтез наук на нравственной основе, их объединение во всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли - персонализм, жизнь личностная, духовная, бесконечная. Образование человека - это его движение в направлении первосмыслов, стягивающих воедино первоосновы бытия. Первосмыслы – ядро содержания образования. Сущность образования заключается в стремлении к тождественности Мира и Человека, к их взаимослиянию до высшей степени единства Суть образования человека заключается тогда в его работе над ключевыми первосмыслами окружающих его сфер. При этом его внутренний мир обогащается внешним, внешний же наполняется внутренним.Возникает закономерный вопрос – возможно ли создание и работа Школы русского космизма в качестве целостного образовательного учреждения? Сегодня это возможно в режиме дополнительного образования. В качестве общеобразовательной школы могут лишь применяться отдельные принципы и подходы к обучению. Культура-это совокупность обычаев, традиций и ценностей общества или общины, таких как этническая группа или нация. Культура - это совокупность знаний, приобретенных с течением времени. В этом смысле мультикультурализм ценит мирное сосуществование и взаимное уважение между различными культурами, населяющими одну и ту же планету. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва Литература Хуторской А.В. Школа русского космизма. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1. http://eidos-institute.ru/journal/2012/100/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.-639с.: ил Коржуев, А. В. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация : учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 185 c. — ISBN 978-5-8291-2737-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94868.html (дата обращения: 29.01.2023) |