Кумран и Христос (полное) А.В.Владимиров 2015. Кумран и Христос
Скачать 7.56 Mb.
|
4. Христианская топография КумранаРис. 3. Палестина во времена Кумранской общины (I в. до н.э.). Местность вокруг Кумрана по-своему примечательна и обращает на себя внимание значительной связанностью с евангельскими и ветхозаветными событиями. В 15 км к северу от Кумрана находится так называемая Гора Искушений (Мф 4.8) и место, где Иисус пребывал сорок дней в пустыне: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый Сатаною, и был со зверями» (Мк 1.13). Далее мы будем подробно говорить о символизме, используемом кумранитами. Согласно этому символизму, «зверями» кумраниты образно именовали членов своей общины, и многие исследователи рукописей пришли к выводу, что Евангелие описывает как раз пребывание Иисуса среди членов Кумранской общины 53. Здесь же, надо думать, на этой же горе, вышедшие из Египта евреи поставили первый жертвенник Иегове, совершили первое обрезание мужчин, родившихся в сорокалетнем странствовании по пустыне, и принесли в жертву Иегове первого пасхального агнца. На этом же расстоянии, чуть восточнее, находится место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса, пришедшего в Иудею с Востока, и где на Иисуса сошел Святой Дух в образе голубя (Мф 3. 16-17). В том же месте, где крестил Иоанн Креститель, судя по библейским картам, евреи египетского Исхода перешли Иордан на пути в Палестину, т.е. также, как и Иисус, перешли Иордан с Востока. Согласно символизму Писания, именно здесь, в середине Иордана, со дна речного были взяты представителями от мифических 12-ти колен Израилевых двенадцать камней для жертвенника Богу. Примерно на этом же расстоянии, то есть в 15 км от Кумрана к западу расположена Вифания – место, куда Воскресший Иисус привел апостолов и где совершилось Вознесение (Лк 24.50-51). На этом же расстоянии от Кумрана, но южнее, расположен Вифлеем, где родился евангельский Иисус. Не удивительно, что именно здесь, всего в десяти километрах от Кумрана были основаны такие показательные для нашего исследования монастыри, как монастырь св.Георгия (о связи св.Георгия и Христа см. далее), и монастырь Мар Саба (св.Саввы, V в.) – оплот палестинского Оригенизма. На противоположном берегу Мертвого моря, в 30 км от Кумрана расположена крепость Махерон, где казнили Иоанна Крестителя. Нельзя сказать, что вблизи мест проживания кумранских общинников ранее ничего не находили. Так, Ориген всего в 10 км от Кумрана (условно в «Иерихоне»), а, может быть, именно в Кумране, обнаружил один из неизвестных псалмов Библии с комментариями (ср. с пешарим-комментариями кумранитов к Библии). Евсевий (Кесарийский) об этом пишет: «он (Ориген) нашел его (псалом, – А.В.) при Антонине, сыне Севера, в Иерихоне, в огромном глиняном кувшине» (Евс. VI. 16). Была ли это единственная находка Оригена в данном районе – неизвестно 54. Зато в трудах Оригена обнаруживается заметное совпадение со взглядами кумранитов на исторического Иисуса. Конечно, Святая земля, как называют Израиль христиане, каждый клочок этой земли – может рассказать о себе не одну легенду или предание. Но проживание возле Хирбет-Кумрана ессеев – это исторический факт. В Приложении 1 мы приводим свидетельства историков-современников о ессейских поселениях. Многие исследователи давно видели в этой загадочной группе евреев, отделившихся от официального культа иерусалимского Храма, предшественников или основу возникшего впоследствии христианства. С обнаружением Кумрана эти предположения только укрепились. Упоминания об этих местах в Ветхом и Новом Завете, кроме исторического, непосредственного содержания, обнаруживают и глубокий мистический смысл, особый символизм. 12 камней, взятых только что пришедшими на землю обетованную иудеями, – это ключ к астросимволической карте Израиля, точка, относительно которой расчерчивается 12-ти знаковый круг Зодиака. Как писал о.Александр Мень, «Число 12 – священное в Библии… В древности 12 колен связывались с 12 знаками Зодиака, которым соответствовали различные эмблемы, в том числе драгоценные камни…» 55. Для нашего исторического исследования любопытно отметить одновременное расположение Кумранской общины и начала деятельности реформатора и пламенного проповедника новой веры именно возле точки, которая является истоком астросимволизма истории еврейского народа. 5. Датировка времени Кумранской общиныВ связи с обнаружением заметных параллелей между кумранскими и новозаветными текстами, между образами Иисуса Христа и Учителем Праведности, становится весьма актуальным установление времени существования Кумранской общины и времени жизни кумранского вождя. Сегодня относительно этой датировки высказываются различные предположения. Но общепризнанным является период, однозначно предшествующий апостольскому христианству. Оценки колеблются между 60 г. до н.э. и 200 г. до н.э. Мы уже говорили, что первые исследователи кумранских текстов, Сукеник и Олбрайт, независимо друг от друга, отнесли увиденные ими рукописи к 100 г. до н.э. Их мнения придерживается и Е.М.Лаперуза, согласно которому общинники пришли в Хирбет-Кумран ок. 100 г. до н.э. или несколько позднее 56. Эту позицию поддержал ряд исследователей. И.Р.Тантлевский относит гибель Праведного Учителя к 137-136 гг. до н.э. 57, а возникновение общины – к 197/196 гг. до н.э. 58 Согласно К.Б.Старковой, возникновение общежития Хирбет-Кумран относится «к середине или к последней четверти II в. до н.э.» 59, когда, в частности, появился Устав Общины. Действительно, в «Дамасском документе» рассказывается предыстория создания Кумранской общины: “(через) триста девяносто лет по предании их (евреев, – А.В.) в руки Навуходоносора, царя Вавилона, взыскал (Бог) их (иудеев) и отрастил от Израиля и от Аарона корень насаждения (будущих общинников)… Они (будущие общинники) поняли своё преступление и узнали, что они – люди виновные (перед Богом), но были точно слепые и точно нащупывающие дорогу двадцать лет. И Бог вник в их дела, ибо чистосердечно искали Его, и поставил им Праведного Наставника, чтобы направить их по пути Своего сердца…” (CD I.5-11) 60. Однако, комментируя вышеприведенный отрывок, К.Б.Старкова отмечает, что в еврейской традиции предание в руки Навуходоносора состоялось не в 597 г. до н.э. (587 г. – разрушение Храма), как полагают современные ученые, а в 490 г. до н.э. 61. В таком случае постройка Второго Храма по данной хронологии началась в 420 г. до н.э. (70 г. н.э. минус 490 лет = 420 г. до н.э.), а завоевание Иерусалима Навуходоносором случилось в 490 г. до н.э. (420 г. до н.э. + 70 лет пленения). Тогда отнимая 390 лет от 490 г. до н.э. (времени «завоевания Навуходоносора), получаем 100 г. до н.э. – время образования Кумранской общины согласно «Дамасскому документу». Приход Праведного Наставника (Праведного Учителя), состоялся, согласно тому же «Дамасскому документу», через 20 лет, то есть в 80 г. до н.э. Таким образом, по нашим вычислениям, поселение (община) Кумрана возникло около 100 г. до н.э., а Праведный Наставник стал её духовным водителем в 80 г. до н.э. Позиция И.Д.Амусина, патриарха отечественной кумранистики, наиболее близка нашей точки зрения. Отвергая мнение исследователей, считавших, что под «Нечестивым священником» кумранских текстов следует понимать ранних Маккавеев (до 134 г. до н.э.), в связи с чем время жизни Учителя Праведности пришлось бы отнести ко II в. до н.э., он отметил: «…обращает на себя внимание следующее. В трех комментариях, в которых с помощью и под контролем внекумранских источников удалось раскрыть зашифрованные исторические события, все эти события относятся только к I в. до н.э. Как нам удалось показать, в 4Q 161 отражены события 90-х годов I в. до н.э. – начала правления Александра Янная, его неудавшийся поход в Акко-Птолемаиду…; в 4Q pNah развертываются события правления Янная и его вдовы Александры Саломеи (т.е. вплоть до 67 г. до н.э.); в 4Q 166 отражены события 65 г. до н.э., периода гражданской войны между братьями Аристобулом II и Гирканом II. Никаких переходов от событий I в. до н.э. к реминисценциям о событиях II в. до н.э. (к которым ряд кумранистов пытается отнести Кумранскую общину, – А.В.) в этих документах в той мере, в какой они сохранились, не наблюдается. В 4Q pNah I.2 упоминается сирийский царь Деметрий Евкер (95-83 гг. до н.э.), призванный на помощь в 80-х годах фарисеями, возглавившими народное восстание против Янная… В еще не опубликованном документе, о котором сообщил Милик на Страсбургском конгрессе 1956 г. (см. далее, – А.В.), фигурируют имена следующих деятелей I в. до н.э.: Александры Саломеи, вдовы Янная; Гиркана, очевидно её сына Гиркана II; Эмилия (Скавра) – римского наместника в Сирии 62 г. до н.э. 62. Напомним, наконец, что и пешарим (комментарий кумранитов к Библии, – А.В.) и Дамасский документ созданы в I в. до н.э.» 63. Ссылаясь далее на один из пешарим, И.Д.Амусин утверждает: «Во всяком случае, «ужас, болезни злых» могут быть применимы к Яннаю, но никак не подходят ни к Йонатану (152-143 гг. до н.э.), ни к Симеону (142-134 гг. до н.э.), об обстоятельствах смерти которых мы хорошо осведомлены Флавием и I кн. Маккавеев» 64. И.Р.Тантлевский, относящий время гибели Учителя Праведности к 137/136 гг. до н.э., тем не менее, соглашается, что в некоторых свитках отражены более поздние события периода Александра Янная и Саломеи. Так, он пишет, что «отдельные события упоминавшегося выше народного восстания против царя-первосвященника Александра Янная и гражданской войны 94/93–88 гг. до н. э. в Иудее получили свое отражение в Комментарии на книгу Наума (4Q pNah). Этот Комментарий является единственным из дошедших до нас кумранских произведений, в котором помимо условных обозначений отдельных лиц и группировок встречаются в более или менее связном контексте также два подлинных имени исторических деятелей эпохи эллинизма – «царей Йавана» (т. е. Селевкидов) Антиоха (Епифана) (4Q pNah 1:3) и Деметрия...» 65. Согласно Тантлевскому 66, во фрагментах 4Q Mishm, на которые еще до их опубликования ссылался Амусин (см. выше), встречаются (вне контекста) имена:
В этих же фрагментах имеются «Молитвы за царя Ионафана», каковым, по мнению Тантлевского, является Александр Яннай (4Q 448). Заметим, что все названные лица имеют непосредственное отношение к периоду времени со 104 по 63 гг. до н.э. “Комментарий на Наума, – утверждает Тантлевский, – мог быть создан только в 88 г. до н. э. 73 (и, таким образом, является единственным из дошедших до нас кумранских произведений, создание которого можно датировать с точностью до года), и что в его тексте, во всех четырех колонках, получила отражение ситуация, сложившаяся в Иудее в том же году в результате поражения, нанесенного Деметрием III войскам Александра Янная у города Сихем... По мнению абсолютного большинства исследователей, царь Александр дважды упоминается в тексте 4Q pNah l :4–8 под условным обозначением «Яростный молодой лев». (См. также 4Q pHosb). В данном отрывке говорится следующее: «Лев терзает для нужд детенышей своих (и) душит для львиц своих добычу» (Наум. 2:13а)... [Истолкование этого] относится к Яростному (или: «Свирепому». – И. Т.) молодому льву, который побивает (или: «поражает». – И. Т.) своих знатных и людей своего Совета... «[И он наполняет добычей] пещеру свою и логовище свое растерзанной плотью» (Наум. 2:13b). Истолкование этого относится к Яростному молодому льву, [учинившему (или: «учиняющему») ме]сть над толкователями скользкого, который вешает 74 людей живыми [на дереве, ибо таков закон] в Израиле издревле 75...»(4Q pNah) Этот пассаж 4Q pNah обычно сопоставляют с сообщением Иосифа Флавия о «кощунстве», совершенном Александром Яннаем (= Яростный молодой лев 4Q pNah 1:5–6) в конце гражданской войны, в 88 г. до н. э… Поскольку, – отмечает Тантлевский, – субъектом действий в данном пассаже является Яростный молодой лев, можно, как нам представляется, говорить о том, что этот деятель был жив к моменту создания Комментария на Наума 76 (т.е. в 88 г. до н.э.). В пользу данного предположения свидетельствует, на наш взгляд, и тот факт, что автор текста заменяет в своем «истолковании» Наум. 2:13 употребленное здесь (в оригинале Наума) слово «лев» на «молодой лев», как бы стремясь этим подчеркнуть молодость жестокого героя (Александру Яннаю было тогда 32 года, – А.В.). Вряд ли это было бы уместно делать, будь Комментарий на книгу пророка Наума создан по смерти данного лица, ex hypothesi 77 Александра Янная, почившего в 76 г. до н. э. в возрасте 49 лет” 78. “Появление в Иудее воинства «киттиев»-римлян (63 г. до н.э. и позже, – А.В.) рассматривается автором Комментария (4Q pNah 1:3-4) как событие будущего” 79. Судя по текстам Дамасского документа (CD) 80, Учитель Праведности «приобщился» (ףסאה) 81 к праотцам за 40 лет до наступления «Конца дней». О дате «Конца дней» в представлениях кумранитов учеными высказывались различные мнения. Если признать датой казни Учителя 69-70 г. до н.э., то под «Концом дней», наступившем через 40 лет, можно усмотреть землетрясение 31 г. до н.э., в результате которого многие города Иудеи были разрушены, в том числе оказался разрушенным и общинный комплекс Кумрана. Из-за землетрясения комплекс был покинут на несколько десятилетий. Таким образом, по утверждению многих кумранистов, наиболее вероятным временем образования Кумранской общины и вероятной жизни Учителя Праведности является период 100 г. до н.э. – 60-е гг. до н.э. Названная датировка полностью соответствует распределению клада монет, найденного в комплексе Хирбет Кумрана. 451 монеты распределились по историческим периодам следующим образом 82:
Монеты, выпускавшиеся при Александре Яннае в течение тридцати лет, оказались в наибольшем количестве – 32 %, после чего следует длительный перерыв до нового заселения Хирбет Кумрана, когда за последующие 60 лет представлено менее чем 8 % монет. Из анализа клада можно сделать вывод, что приблизительно с 65 г. до н.э. и до 6 г. н.э. Хирбет Кумран был необитаем. В 1995 г. были получены следующие результаты радиоуглеродного анализа кумранских документов 83:
|