Купцымеценаты Балахны
Скачать 2.35 Mb.
|
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Заволжский автомоторный техникум» Индивидуальный проект Тема: «Купцы-меценаты Балахны»
г. Заволжье 2021г. Содержание
«Введение». Балахнинская история настолько богата удивительными судьбами и деяниями, подвижничеством и великодушием, что каждый шаг по родной земле вызывает в памяти великие имена и поступки. И ощущая животворную связь времён, мы можем усвоить нехитрую истину: без прошлого теряют смысл настоящее и будущее. Наш долг хранить память о прошлом родного края, о предках, их мыслях, надеждах и делах. Сохранить память и передать её другим поколениям. Великое прошлое не может исчезнуть бесследно, даже если его долгое время предают забвению. Оно подспудно насыщает души, светит и сияет нам, согревает нас, даёт опору и силу. Далёкое становится близким, когда начинаешь воспринимать события как жизненно необходимые уроки. Воскрешая старое, находишь себя в нём. Прошли столетия, но остаётся незримая связь между поколениями, родовая прочная связь. Мы убеждены, что лучшее, на чём стоит Россия и что остаётся в нас – это от наших славных предков. А о них надо знать как можно больше и помнить. Мы гордимся тем вкладом, который они внесли в развитие нашего любимого города – это церкви и храмы, купеческие дома, школы, библиотеки... Я выбрала тему меценатства балахнинского купечества. В своей работе я хочу исследовать вклад, внесенный балахнинскими купцами в развитие нашего города, деятельность известных купеческих династий. Актуальность темы: Меценатство как явление на современном этапе возрождается. В этой связи изучение истории купеческих и промышленных династий города, игравших видную роль в торгово-промышленной деятельности и особенно их благотворительная деятельность, как фактор развития культуры является, бесспорно, актуальным. Цель работы: Изучить сущность благотворительности и меценатства на территории города Балахны. Задачи исследования: Выяснить кто настоящие меценаты, которые вошли в историю города. Понять какую роль сыграло меценатство в развитии города Балахны. Узнать почему купцы занимались благотворительной деятельностью. Изучить литературу по данной теме. Сделать реферат и презентацию. Гипотеза - Балахнинские купцы-меценаты внесли значительный вклад в развитие нашего города. Методы исследования: Анализ исторической литературы по изучаемой теме. Интервью с сотрудником музея В 70 году до н.э. на свет появился благородный римлянин, «министр культуры» государства на семи холмах во времена правления древней Империей Октавиана Августа – Гай Цильний Меценат. Он был другом и приближенным императора. Не занимая никаких государственных должностей, Меценат выполнял для Августа важные политические и дипломатические миссии, частные поручения, вел переговоры, требующие предельного сосредоточения всех человеческих возможностей. Однако прославился он своим покровительством литературе и искусству. Он помогал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию и др., до нашего времени дошли и отрывки собственных сочинений Мецената. Со временем имя Мецената стало нарицательным – для бескорыстных покровителей науки, литературы, искусства. Через сто лет после его смерти поэт Марциал говорил об упадке латинской литературы: «Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!» Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Благотворительность – одна из главнейших добродетелей православия. Еще в старину при князе Владимире каждый нищий и убогий мог явиться на княжеский двор и «получить там всякую потребу в питье и ястве». Эту традицию продолжил и Владимир Мономах, говоря в своем послании будущим князьям: «Будьте отцами сирот», «Не оставляйте больного без помощи». Русские цари во время выездов и церковных праздников щедро раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером для бояр. В допетровскую эпоху основой благотворительности были церкви и монастыри. В неурожайные годы именно из монастырских запасов выдавалось продовольствие нуждающимся, устраивались общие трапезы для нищих. Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в отечественной культуре. Расцвет меценатства пришелся на вторую половину 19 века благодаря российскому купечеству, придерживающегося основам православия. Иногда меценатство становилось основным делом того или иного купца. В отечественной истории широко известны фамилии Строгановых, Морозовых, Демидовых… Традиции меценатства в России были созданы далеко не на пустом месте. В первую очередь рождение этого явления произошло благодаря усиленному влиянию христианской морали. Богатство, учили священники, дано Богом не для единоличных удовлетворений прихотей. Богатый человек – накопитель средств, проводник богатства Вселенной, которое должно перейти в мир, людям. За этот труд купец награждался Всевышним счастьем жить в достатке. Но все, что он получал от трудов своих праведных, он должен был отдавать людям, оставляя себе только на жизнь. Многие купцы жили очень хорошо, делясь с ближними и с посторонними. У кого-то государство могло забрать деньги в виде налогов, а кто-то и сам раздавал средства. Но все добровольно несли в церковь 10 процентов от всего, что к хозяйству прирастало, будь то миллионы или пара цыплят. Причем, наравне с христианской моралью, присутствовало и другое мнение. Известные меценаты делились нажитым, а многочисленные завистники и недалекие дельцы ухмылялись в усы, не понимая, зачем это делать, сплетничали. Самые смелые откровенно смеялись, показывали пальцем и называли меценатов «умалишенными». Но, к счастью, благотворительность была почти узаконенным явлением и всячески поддерживалась государством, светским обществом и практически каждым российским императором. [1] Отечественная благотворительность и меценатство – явление уникальное. Если учесть, что сейчас Россия переживает сложные времена, вопрос о меценатах становится как никогда актуальным. Каждый большой и малый город имел своего покровителя, и я решила исследовать жизнь и деятельность наиболее известных и щедрых меценатов Балахны. Григорий Добрынин Купец Гостиной сотни, солепромышленник. На его средства в 1668 г. была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа Спасителя, одна из древнейших церквей Балахны и Нижегородской области, украшенная балахнинскими полихромными изразцами. Она по праву считается жемчужиной нашей земли, стоит на самой древней улице города и хорошо видна с берега реки Волга. Церковь возводилась первоначально как домовая, и это был одновременно памятник скорби – Григорий Ефимович Добрынин построил ее в честь погибшего отца и брата в моровое поветрие. Колокольню построили немного позже, в 1702 году, несмотря на это она составляет с церковью единое целое. (Приложение 1) Петр Семёнович Латухин По семейному преданию, род Латухиных ведет свою историю от новгородских переселенцев Старковых. Родился Латухин 31 декабря 1716 года. Рано оставшись без отца, в царствование Анны Иоанновны, он начал свою чиновничью карьеру, начав с низов – устроился писцом в Городецкую таможню. Собственное дело начал в 1744 году покупкой у купца гостиной сотни Филиппа Городчанинова 82 бадей соляного раствора. Разбогатев к 30 годам и став завидным женихом, он выгодно женился на Стефаниде Лоушкиной - дочери солепромышленника и владельца прядильного завода Михаила Лоушкина, получив за нее в качестве приданого рассольную трубу «Порубчиха» и варницу «Зажега». Со временем он прибрал к своим рукам все наследство. В 1748 году балахнинцы избрали Латухина бургомистром и держали его на этой должности бессменно в течение 23 лет. Поворотной в его судьбе стала встреча в мае 1766 года с императрицей Екатериной II. Она совершала путешествие по Волге в сопровождении иностранных послов и остановилась на ночлег в Балахне в его доме. Петр Семенович был примерным христианином. Следуя доброй традиции балахнинских купцов покровительствовать церкви, Петр Латухин в 1748 году построил на Большой дороге каменную церковь с колокольней во имя Знамения Богородицы и Параскевы Пятницы. В советское время колокольню снесли, а в храме устроили молокозавод. Уникальные документы, чрезвычайно редкие рукописи и книги передавались в семье Латухиных по наследству из поколения в поколение. Николай Яковлевич и его отец Яков Петрович оказали Карамзину Николаю Михайловичу неоценимую помощь: они передали ему не только списки Новгородской летописи, но и список так называемой «Степенной книги», составленный в 1675 – 1677 годах архимандритом Макарьево-Желтоводского монастыря Тихоном на основе «Книги степенного царского родословия» – памятника Древней Руси. Этот список так и стал называться «латухинским». [2] Петр Семенович занимался своим купеческим делом до последнего часа и ушел из жизни в ранге купца первой гильдии и в должности председателя Балахнинского сиротского суда. Через своего сына городского голову Ивана Латухина он пожертвовал перед смертью 2000 рублей и две бочки олова на выплавку двух колоколов для своей приходской Знаменской и Кладбищенской церквей. Самым ценным, а точнее бесценным, что оставил после себя потомкам Петр Семенович, были одна из лучших в России частных библиотек, насчитывавшая свыше пятисот томов, и уникальная коллекция икон из более ста единиц. Все это было собрано им во время купеческих странствий по Руси. (Приложение 2) Александр Александрович Худяков Многие купцы занимались благотворительностью, открывали на свои деньги школы, церкви. Но «визитной карточкой» любого купца, его «лицом» был дом, в котором он жил. Одним из таких домов в Балахне является особняк Александра Александровича Худякова – замечательный памятник архитектуры второй половины XIX века. В усадьбе удалось создать внутреннее убранство, достойное светских салонов столиц. Чего стоит хорошо сохранившаяся лепнина с причудливым орнаментом на потолках, резные перила из дуба, паркетный пол, кафельные печи, а также другие элементы богатого декора. Сам владелец А.А. Худяков родился в Балахне в 1846 году. В 37 лет купец второй гильдии Александр Александрович был выбран в гласные Балахнинской городской Думы. Сфера его деятельности была широка и многопланова. В разные годы он был церковным старостой Воскресенской церкви, попечителем Балахнинского Воскресенского начального училища. Худяков занимал и ряд других должностей. Он являлся кандидатом в члены сиротского суда, а также членом учетного комитета при городском банке. В 1894 году Худякова избрали на высшую городскую должность – должность городского головы. Свою балахнинскую усадьбу купец завещал епархии, поэтому в ней размещался приют для пожилых священников. (Приложение 3) Служение городского головы А.А. Худякова было связано с полезной деятельностью, в частности, по народному образованию. По его инициативе и непосредственном участии было выстроено учебное здание трехклассного училища, названное Николаевским. В этом училище господином Худяковым были организованы народные чтения с картинками. На собственные средства он приобрел ценный фонарь для газового освещения вместо керосинного. Организованные народные чтения имели огромный успех. Публика рвалась на чтения в аудитории и всегда оставалась чрезвычайно довольной. Народ осознал пользу разумных развлечений и часто осыпал благодарностями инициатора и благотворителя господина Худякова. В уезде, в деревне Лукино, им была построена церковная школа на 60 человек учеников обоего пола. Купцы Заевы Солепромышленники Заевы жили в Балахне, как минимум, с XVII века. В ее писцовой книге за 1675 год среди посадских людей значится Софрон Алексеевич Заев с сыновьями Григорием 20 лет и Дмитрием 10 лет. После того как в декабре 1753 года Балахнинское усолье было на тридцать лет закрыто, Заевы занялись хлебным промыслом на Волге. Купец 2 гильдии Семен Артемьевич Заев закупал в зимнее время ржаного и ярового хлеба на пристанях Саратовской, Казанской губерниях для Балахны, Городца, Санкт-Петербурга. Приказчиком у него в это время служил прадед Максима Горького Василий Данилович Каширин. Сын Семена Артемьевича, Петр, продолжая дело отца, приобрел канатный и снастнопрядильный завод, стоявший на берегу Волги на выезде из Балахны в Нижний Новгород, приобрел варницу «Петровская» и на ее базе построил в 1826 году солеваренный завод. (Приложение 4) В Балахне и застала Петра Семеновича Заева Отечественная война 1812 года, принесшая ему всероссийскую известность тем, что он стал одним из самых крупных в стране жертвователей в фонд победы над Наполеоном. По призыву императора Александра I, Петр Семенович Заев пожертвовал сначала 500 рублей серебром (больше, чем все балахнинские купцы 2-й гильдии вместе взятые) на формирование балахнинского народного ополчения, а потом еще 1000 рублей на создание новых полков. В знак благодарности балахнинцы избрали его в 1813 году городским головою. В знак признательности он перешел в купечество 1-й гильдии. «Государь Император, — писал ему 12 июля 1817 года нижегородский губернатор С. А. Быховец, — по представлению моему о примерноревностной службе Вашей и отличном усердии к пользам казны и общественным, Всемилостивейшей соизволил пожаловать Вам золотую медаль на Анненской ленте… Приветствую Вас с сею Высокомонаршею милостью». В истории балахнинского купечества это был первый случай, и оно избрало Петра Семеновича в очередной раз городским головою. В начале 1833 года здоровье его резко пошатнулось, и 21 октября П.С. Заев скончался на 64 году жизни в ранге купца 2-й гильдии. Как это обычно и водится, лишившись стержня, жизнь Заевых пошла наперекосяк. Похоронив мужа, Анастасия Александровна попыталась взвалить его купеческую ношу на себя и вступила в балахнинское купечество 3-й гильдии с капиталом 8000 рублей, но ноша оказалась ей явно не по плечам. Закончилось все тем, что горе - наследники пустили по ветру все имущество Петра Семеновича (9 июля 1847 года, с разрешения Сената, оно было выставлено на торги). В марте 1851 года они продали и родительский дом… на слом. А сами уехали жить в Горбатов, где приписались в местном мещанстве. Павел Федорович Минин Павел Фёдорович для города сделал многое. Не был он уж сильно богатым человеком, но занимался благотворительностью. К примеру, помогал близлежащей к его дому Покровской церкви, чьей старостой был с 1809-1820 гг. Приходское училище при церкви пришло в ветхое состояние. Напрасны были усилия дьячка Козьмы Полетаева, бескорыстно обучающего воспитанников, по содержанию помещения. И на помощь пришел именно Павел Фёдорович Минин. Узнав, что учреждение терпит крайнюю нужду, купец купил дом, снабдил его книгами и мебелью. Дом был приобретен у вдовы Нестеровой за 900 рублей, по тем временам, очень большая сумма. Помещение было украшено портретами Александра I, его супруги и митрополита Платона. Общие издержи доходили до 1400 рублей. Торжественное открытие нового уездного училища состоялось в 1815 году, и было приурочено ко дню восшествия на престол императора Александра Павловича. После традиционной литургии в Покровской церкви протоиерей Пожарский произнес достойную по данному случаю речь, а после молебна все направились в новое здание училища. (Приложение 5) Говоря о Кузьме Полетаеве, стоит отметить, что до пожертвования Мининым дома, он проводил свои занятия в маленькой квартире, выделенной церковью, безо всякого жалования и другой награды, и число его учеников умножилось до 40. На следующий год после открытия училища Минин вступает в должность надзирателя его, пробыв им 16 лет. В апреле 1853 года 68-летний Минин обращает внимание уездной городской думы на ветхое состояние градской богадельни. Купец предлагает выстроить из собственного капитала более обширное заведение. Строительство было закончено уже в 1854 г. Нижегородское губернское правление приказывает назвать богадельню в его честь «Мининской», однако министерство внутренних дел не посчитало заслуги Минина грандиозными, чтобы здание носило его имя. [3] (Приложение 6) Николай Александрович Бугров В 1880 году стал гласным балахнинского земства и избирался в гласные вплоть до самой смерти в 1911 году. Деятельность Бугрова в Балахнинском земстве никогда не была основной. Наряду со своей основной купеческой деятельностью, он принимал большое участие в общественной жизни Балахны и Нижнего Новгорода. (Приложение 7) Бугровы оказывали большую помощь земству в постройке школ в Балахнинском уезде. В 1877 году купцы первой гильдии Александр Петрович и Николай Александрович Бугровы строят школьные здания и становятся попечителями училищ Балахнинского уезда. Покупали дрова, делали крупные пожертвования. Их называют самыми крупными благотворителями. Земское собрание не раз объявляло благодарность Бугровым за деятельное участие. Николай Александрович Бугров в деревне Передельново построил женское училище на 110 девочек и мужское училище на 75 мальчиков, построил квартиры для учителей, являлся почётным блюстителем училищ, содержит прислугу, обеспечивает бесплатным топливом. В Городце построил школу для детей старообрядцев на 100 человек. В Нижнем Новгороде им была построена «Бугровская ночлежка» - так коротко называют «Ночлежный приют А. П. Бугрова», построенный миллионщиком-старообрядцем Николаем Бугровым в 1880-х годах. Переночевать там могли 450 мужчин и 45 женщин. Чтобы получить бесплатную постель, фунт хлеба и кипяток, документов не требовалось. Нужно было просто следовать правилам, которые были написаны на фасаде над окнами первого этажа: табак не курить, водки не пить, песен не петь, вести себя тихо. [4] С 1884 года он был попечителем балахнинской земской больницы, при деревне Сейма построил больницу на 12 кроватей. Медикаменты выписывались из Москвы за счет Бугрова. Жалование служащим – тоже от него. Строится отдельный флигель для врача с отоплением и освещением. В Городце содержал богадельню для престарелых старообрядцев. Перед смертью пожертвовал крестьянам Пурехской волости Балахнинского уезда 1000 десятин земли. (Приложение 8) Александр Иосифович Добронравов Впервые его фамилия встречается в документах в 70-х гг. XIX в. и упоминается Добронравов как купец. Затем встречаются данные, что он почетный мировой судья, а иногда его называют смотрителем училищ. К 1894 году в уезде было открыто 47 земских училищ, и земское собрание решило, что необходимо открыть еще 34 училища в шестилетний срок. Документы указывают, что при помощи Добронравова в городе и уезде было построено 10 училищ. В 90-е гг. 19 века все Поволжье было охвачено голодом, был тяжелейший экономический кризис. Балахнинские купцы Нестеров, Худяков, Щепетильников помогают содержать училища, а Добронравов дает 6000 рублей на устройство в городе мужской богадельни на 6 кроватей. Было построено и оборудовано здание, выделены средства для особо нуждающихся. После смерти Александра Иосифовича в 1902 году прошло заседание земского собрания, где поднимался вопрос о поступивших деньгах купца: был принят капитал от Добронравова в 500 рублей, пожертвованный для раздачи процентов с него беднейшим жителям города – по 2 рубля в год. Много это или мало? В то время цена на хлеб, за пуд составляла 1 руб. 40 коп. [5] Практическая часть В своем исследование я стремилась наиболее подробно изучить тему балахнинского меценатства, установить причинно-следственные связи становления этого явления. Для этого мне понадобились прежде всего качественные данные. С этой целью я обратилась в балахнинский музей, так как именно это учреждение изучает и хранит материал краеведческой тематики нашего города, который нельзя найти в интернете. Интервью мне дала старший научный сотрудник «МБУК «БМИХК» Латышева Елена Евгеньевна. Данное интервью позволило рассмотреть различные аспекты изучаемой темы. Далее представляю вам текст интервью (стиль и орфография автора сохранены). Какие купеческие фамилии известны в Балахне? Если рассматривать Балахну, начиная с 17-18 веков и вплоть до 19 века, то мы можем набрать достаточно большую плеяду купцов, богатых, состоятельных жителей Балахны, кто оставил след в исторических источниках. Прежде всего, мы называем купеческую династию Латухиных. Начинается династия с Петра Семёновича Латухина и просматривается, практически, до середины 19 века. Это его сыновья и зятья, которые тоже занимались купеческой деятельностью. Далее мы можем назвать известных купцов. Это Александр Алексеевич Плотников, который жил в первой половине 19 века, Александр Александрович Худяков, живший во второй половине (даже ближе к концу) 19 века. Сюда же мы можем отнести купцов Редозубовых, Осокиных. Также Павел Фёдорович Минин, Добронравовы, Лазутин, Щепетильниковы, Рябов. С чем связанно такое множество купцов в Балахне? Объясняется это, прежде всего, историческими корнями. Во-первых, в Балахне были развиты многие промыслы и, как следствие, торговля. Тут и солевая промышленность, и судостроение, и производство кирпичей, изразцов. Во-вторых, через Балахну проходил знаменитый Костромской тракт, который связывал города со знаменитой Нижегородской ярмаркой. В- третьих, город занимал крайне удобное положение на берегу Волги. Это играло немаловажную роль. Если Волга в 19 веке была главной транспортной артерией, то через Волгу и плыли все основные торговые суда. А соответственно, кто владел судами? Чем торговали купцы? Торговали солью, кирпичом, изразцами, кружевами. Многие купцы являлись владельцами судостроительных верфей. Примером тому являются купцы Плотников и Худяков. Далее, что касается судостроения. Александр Александрович Худяков первым в Нижегородском крае не просто продавал свои суда, а ещё сдавал их в аренду, отчего имел еще и дополнительную большую прибыль. Что еще продавалось? Продавалось очень много леса по реке Узола. Это тоже очень богатая статья доходов. И ещё продавали пшеницу, зерно. Но вот о чем стоит особо сказать, так это о том, что купцы в Нижегородском крае богатели ещё и за счет продажи сена. Было даже такое выражение: «Заволжские заливные луга». Почему богатели? В тот период времени лошадей активно использовали как живой транспорт, а уж коровы в каждом семействе были. Сена требовалось очень много для прокорма этих животных. Поэтому сено являлось тоже востребованным и важным товаром. 4. Какие черты характера наиболее часто проявлялись у купцов и помогали им в деятельности? Прежде всего, это деловая хватка, деловая жилка, умение рисковать и заниматься подчас, казалось бы, гиблым делом. И, конечно же, такая черта характера, как трудолюбие. Сразу же вспоминается Петр Семёнович Латухин. Напомним, жил он в 18 веке. Так вот, про него говорили, что обладал он одним удивительным талантом. За какое бы он гиблое дело ни брался, буквально в короткий промежуток времени это дело давало ему большую прибыль. Отмечали также его невероятную работоспособность. А значит, помимо определенного авантюризма, помимо деловой хватки, он еще обладал удивительным трудолюбием. Поэтому он и был самым богатым и знаменитым в истории Балахны купцом первой гильдии. Итак, настоящему купцу было необходимо трудолюбие, определенный авантюризм, деловая хватка, умение выхватить, вытянуть и зацепить, просчитать возможную выгоду на несколько шагов вперёд. 5. Какого вероисповедания были купцы? Были ли среди них старообрядцы? Надо сказать о том, что старообрядчество в Балахне представлено крайне, так скажем, редко. В основном, все купцы, которые жили здесь, были купцами истинной веры, то есть никонианской. Старообрядцами были купцы Осокины, которые сначала жили в Балахне, но потом уехали отсюда на Урал. Худяков, Латухин были сторонниками никонианской веры. 6. Почему многие купцы становились меценатами? Что такое меценатство? Это (лат. – богатый покровитель) – вид добровольной безвозмездной материальной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей. Меценатство способствует развитию культуры, выявлению и выращиванию талантов. Другими словами, благотворительность. Благотворительность ещё (на мой взгляд) - это один из вариантов остаться в памяти. Меценатами (благотворителями) в то время обычно были богатые люди, которые могли позволить себе все что угодно: обеспеченную жизнь, развлечения. Но им хотелось бы что-то оставить после себя, чтобы их и их имена помнили потомки. Поэтому, мне кажется, и занимались эти люди благотворительностью. Хотели оставить своё имя в истории. Это первое. Во-вторых, наверное, все - таки для 18-19 веков характерна глубокая вера. А такая глубокая религиозность купцов подвигала их к благотворительности. Они верили в то, что чем больше сделают добрых дел, тем больше будет возможности им попасть в рай. Но ещё допускаю такую мысль, что они хотели сделать что-то и для простых людей. 7. Что такое гильдия? Все купечество делилось на три гильдии. В зависимости от товарооборота. Купцы третьей гильдии - это купцы, которые занимались обычной розничной торговлей, и товарооборот у них был небольшой. Пример купца третьей гильдии - купец Класс. Приехал к нам в Балахну из Нижнего Новгорода, ему очень понравился город, и тогда он решил построить дом (в советское время там находился «Дом пионеров»). Этот купец занимался щепетильной торговлей. Это торговля пуговицами, лентами, булавками, и другой мелочью. Купец второй гильдии… Соответственно, его товарооборот немного возрастет. Он уже может заниматься и мелким, и крупным оптом. Купец второй гильдии - это человек, который может торговать только внутри страны. Купец первой гильдии… У него товарооборот огромный. Он может торговать как внутри страны, так и за границей. Например, Худяков и Плотников, были купцами первой гильдии. Склады с товарами у Худякова были даже в Астрахани и в районе Ярославля. Все купцы платили за гильдейское свидетельство однопроцентный сбор от заявленного капитала. Принадлежность к гильдии освобождала от подушной подати и давала основные и хозяйственные привилегии. 8. Влияли ли купцы на политическую жизнь города? Можно сказать, что балахнинское купечество занималось не только благотворительностью, но ещё принимало активное участие и в общественной жизни города. Тот же самый Худяков или Плотников были городскими главами. То есть, первыми людьми в Балахне. И, уже будучи городскими головами, отслеживали жизнь в Балахне и пытались её решить. Вывод На основании взятого мной интервью я постаралась понять и проанализировать мотивы купцов заниматься благотворительной деятельностью. Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку города и населения. Многие исследователи купечества считали, что на доходы и труд купцы «смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой». Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела. С другой стороны, можем сказать, что купцами двигало своеобразное чувство патриотизма, долга перед своей Родиной, любовь к ней и к людям, желание сделать свою родину более процветающей. Купцы-меценаты пополняли государственную казну, способствовали государственному развитию в хозяйственной, культурной сферах, создавали деловые отношения с другими городами. Говоря о мотивах благотворительной деятельности купечества, надо отметить и такой факт, что именно эта деятельность открывала скорый и верный доступ к чинам, орденам, почетным званиям и прочим отличиям, к которым предприниматели не могли быть равнодушны, поскольку это влияло на их общественное положение и они могли стать городскими головами и влиять на жизнь города. В нашем городе были купцы разных гильдий, но несмотря на это они все равно помогали городу в силу своих возможностей. Купец третьей гильдии – Минин несмотря на то что товарооборот у него был небольшой, все равно помогал городу и построил немало важных зданий. А купцы первой гильдии – Худяков и Плотников, внесли в историю нашего города неоспоримый вклад, ими было построено множество школ, больниц, после них осталось много произведений искусства, которые они собирали на протяжении всей жизни, их дома стали городскими музеями. Поэтому анализируя полученную информацию, я сделала вывод, что меценатство как разновидность благотворительности среди купцов имеет ряд особенностей: -оно не ограничивается разовой помощью; -меценатство неразрывно связано с духовностью, оно существует на прочных морально-нравственных основаниях, на глубокой вере; -каждый купец старался внести свой вклад в развитие города. В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались – тщеславием, выгодой или просто любопытством – это все же их личное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости в городе построено много школ, больниц, собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Заключение В завершении данной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: Купечество являлось ведущим социальным слоем города. Благотворительность стала важной и неотъемлемой частью деятельности купечества. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных и других категориях обездоленного населения - все это было привычной статьей расходов балахнинских купцов. Они активно занимались благотворительностью, строили больницы, школы, библиотеки, дома для работников своих предприятий и многое другое В исторической и краеведческой литературе нашего города этот вопрос освещен слабо, показаны только отдельные крупные пожертвования купцов на общественные нужды. Между тем благотворительность, на мой взгляд, необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих ее сторон. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание купцов вместе с основными догматами православия. Поэтому к одной из причин благотворительности следует отнести народную религиозную традицию, глубокую религиозность купцов, возможность заслужить прощение своих грехов за свои «благие дела». Желания наших купцов помогать основывалась на идеях христианского сострадания и милосердия, что отличает культурные традиции русского народа. Еще одной причиной благотворительности можно назвать тщеславие купцов. За наиболее крупные пожертвования правительство награждало орденами, жаловало чинами и званиями, крупные жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении, удостоиться этими званиями другим путем было невозможно. Большое значение для благотворительности имел местный патриотизм купцов, они не могли допустить, чтобы в соседних городах, примерно равных по численности населения и экономической мощи, что-то было лучше - соборы и церкви, общественные и жилые здания, чтобы молва приписывала соседям большую щедрость, чем им самим. Особое внимание при характеристике благотворительности следует обратить на личные качества купцов, их семейное положение, характер и т.д. У старых меценатов был наметан глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Часто несколько купцов при примерно равных капиталах и доходах с них сильно отличались друг от друга в размерах благотворительности. Положительно влияли на размеры пожертвований добродушие купца, его любовь к общественному признанию своих заслуг. Несмотря на различную мотивацию, благотворительность стала заметным явлением общественной жизни и была значительной по объемам пожертвованных средств и разнообразной по сферам их вложения. Трудно представить, каким бы городом выглядела Балахна, какой бы скудной на события была её история, если бы в её становлении не участвовало купечество, если бы не вкладывали предприниматели свои силы, деньги в строительство, развитие науки, образования, в создание музейных, памятных реликвий, если бы широко не была развита благотворительность. Меценатство сыграло очень важную роль в сохранении и преумножении культурных достижений нашего города, как в прошлом, так и в настоящем. Теперь наш небольшой город Балахна может гордиться уровнем культуры и духовности. К сожалению, в современной России эти традиции во многом забыты, но остаётся надеяться, что они будут восстановлены и появятся новые меценаты, которые смогут действовать во благо своей страны. Современным благотворителям есть чему поучиться у предшественников. Хотелось бы отметить, что данная работа было очень полезна для меня, потому что я узнала много нового о своем родном городе и теперь еще больше буду гордиться его историей. Список используемой литературы Елена Щугорева «Благотворительность и меценатство в России» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://indivip.ru/raznoe/mecenatstvo-v-rossii.html Галина Филимонова «Балахнинские купцы-солепромышленники Латухины» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gttp.ru/text/206.htm Мария Карташова «Кристаллы балахнинской соли» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbs-balakhna.ru/annspisok2_kniga9_cdb Андрей Чугунов «Благие дела нижегородских купцов: поможем сейчас - выиграем в будущем» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/29/reg-pfo/blagie-dela-nizhegorodskih-kupcov-pomozhem-sejchas-vyigraem-v-budushchem.html Мария Карташова «Известные балахнинцы» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbs-balakhna.ru/notepad/Д.html Приложение Приложение 1 Церковь Спаса Нерукотворного Образа Спасителя Полихромные изразцы Приложение 2 Дом купца Латухина Приложение 3 Особняк Александра Александровича Худякова Рабочее место Александра Худякова Приложение 4 Канатный балахнинский завод Приложение 5 Покровская церковь Приложение 6 Ветхое состояние градской богадельни Приложение 7 Николай Александрович Бугров Приложение 8 Школа при Спасском храме |