Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия и термины включенные в систему тренинг тестирования

  • Что же такое мудрость

  • Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

  • курс лекций часть1,2. Курс лекций 3е издание, стереотипное Минск 2004 у дк 1(075. 8) Ббк 87


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеКурс лекций 3е издание, стереотипное Минск 2004 у дк 1(075. 8) Ббк 87
    Дата11.12.2018
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурс лекций часть1,2.doc
    ТипКурс лекций
    #59843
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Тема 1. Введение в учебный курс «философии»

    Лекция 1. Философия как феномен культуры


    Основные понятия и термины включенные в систему тренинг тестирования:

    философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии.

    Что такое философия? Специфика философского знания


    Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и Sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

    Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?».

    Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»1.

    Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:

    «Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»2.

    Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.).

    Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

    Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

    Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

    По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»1.

    Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:

    «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»2.

    Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю. Одни обращаются к богу, другие — к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

    Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

    Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

    • Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

    • Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

    • Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

    • Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

    Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

    Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

    Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта