Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Формирование понятия «права человека» и становление законодательного закрепления политических, гражданских и

  • В.С. Соловьева

  • В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев

  • 2. Конституционные изменения прав и обязанностей граждан в советский и постсоветский периоды развития отечественной государственности

  • О. Конта

  • История отечественного государства и права. Курс лекций Часть iii под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы рф


    Скачать 1.74 Mb.
    НазваниеКурс лекций Часть iii под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы рф
    АнкорИстория отечественного государства и права
    Дата07.12.2022
    Размер1.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIOGP_lekts_3_chast.doc
    ТипКурс лекций
    #832554
    страница6 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    Права человека

    в отечественном законодательстве конца XIX – начала XXI вв.
    Цель лекции - достижение понимания содержания понятия «права человека», их классификации. Формирование знаний о становлении законодательного закрепления прав человека, об эволюции правового статуса граждан, их прав и обязанностей в России конца XIX – начала XXI вв.
    План

    1. Формирование понятия «права человека» и становление законодательного закрепления политических, гражданских и социальных прав человека, его обязанностей в России в конце XIX – начале XX вв.

    2. Конституционные изменения прав и обязанностей граждан в советский и постсоветский периоды развития отечественной государственности.

    3. Развитие отечественного избирательного права в XX – начале XXI вв.
    Основные понятия: подданный; гражданин; права гражданские; права политические; права социальные; октроированные права; личная правоспособность; теория естественного права; юридический позитивизм; принцип куриальности и многоступенчатости выборов; права и свободы человека; принцип неприкосновенности личности; принцип неприкосновенности жилища; принцип неприкосновенности частной собственности; свобода слова, печати, собраний, союзов, шествий и демонстраций; консервативный либерализм; диктатура пролетариата; плебисцитарная демократия Советов; права трудящихся; всеобщая трудовая повинность; право политического убежища; запретительный принцип законодательства; разрешительный принцип законодательства; советская доктрина прав человека; международная правосубъектность индивида; права человека первого поколения (первой волны); права человека второго поколения (второй волны); права человека третьего поколения (третьей волны).
    1. Формирование понятия «права человека» и становление

    законодательного закрепления политических, гражданских и

    социальных прав человека, его обязанностей в России

    в конце XIX – начале XX вв.

    Права человека важнейшая составляющая современного права. Законодательное закрепление и практическая реализация прав человека являются обязательными условиями существования гражданского общества как неотъемлемой определяющей черты индустриальной цивилизации.

    В рамках правовой модели, принятой в российской империи, основные права человека и государева подданного формулировались в основополагающем письменном морально-правовом религиозном источнике – Библии, Ветхом и Новом завете. В этих библейских нормах мы можем увидеть прообраз последующих правовых норм, вошедших в конституционные акты и России, и других стран мира. Это такие проверенные тысячелетиями истины, без которых невозможно существование какого-либо человеческого общежития.

    Право на отдых проистекает из библейского представления о фазах луны, о седьмом «дне покоя». Современная конституционная обязанность заботится о престарелых нетрудоспособных родителях соответствует библейскому принципу: «Почитай отца твоего и мать твою». Право на жизнь гарантировалось заповедью «не убивай». Вещное право защищалось заповедями «не кради», «не пожелай дома своего ближнего, не пожелай жены своего ближнего, ни его раба, ни его рабыни, ни его скота, ни его осла, ничего, что принадлежит твоему ближнему». Библейские нормы находят свое законодательное продолжение в государственных нормативных актах, и, конечно же, им не противоречат правовые положения Свода законов российской империи.

    Однако в конце XIX века все громче звучат голоса правоведов и социальных философов, требующих законодательного конституционного закрепления норм морали, а также требования наделения равными гражданскими правами всех подданных империи независимо от социального положения.

    Во второй половине XIX в. большинство членов российского общества, - находившиеся ранее в крепостной зависимости крестьяне, - формально обрели важнейшие гражданские права: личную правоспособность, в том числе право на распоряжение собственностью, право на равенство перед судом, на юридическую неприкосновенность личности. Эти права были закреплены в таких законодательных актах, как Манифест и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1961 г., Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г., Судебные уставы 20 ноября 1864 г.

    При этом они не стали гражданами, а оставались подданными империи и не имели политических прав, поскольку в стране не существовало органов выборной законодательной представительной власти.

    В период Великих реформ Александра II происходит ломка средневековой социальной структуры общества. Сословия распадаются, начинается сближение правовых статусов лиц из различных социальных групп. Всесословными (общедоступными) становятся учебные заведения, органы судебной власти, армия и флот, государственная служба. Однако этот процесс выравнивания всех перед законом не завершился. Некоторые пережитки сословности сохраняются.

    Для крестьянина реализацию гражданских прав затрудняло и наличие круговой поруки на селе, с помощью которой государство гарантировало сбор выкупных платежей и других налогов с крестьянства. Крестьянин, не выплативший выкупа полностью, не мог выйти из общины, не мог распоряжаться земельным наделом по своему усмотрению, т.е. не мог реализовать свою правоспособность. Круговая порука была формально отменена в ряде местностей по Закону об отмене круговой поруке от 13 марта 1903 г. однако ограничения на выход из общины сохранялись.

    В сложившихся условиях проблема прав человека оказалась в центре внимания отечественных ученых-правоведов, а также общественных, государственных, политических деятелей, представлявших различные идейно-политические течения и социальные силы. Многие из них считали образцами для подражания достижения стран Запада, стран европейско-атлантической цивилизации.

    В период борьбы с наследственными средневековыми привилегиями и становления гражданского общества в XVII –XVIII вв., в Англии, Франции, США концепция естественного права, согласно которой свои права человек обретает от рождения и в силу рождения, получила широкое распространение и стала идейным оправданием этой борьбы. Требования соблюдения прав человека и гражданина и основанная на них теория правового государства легли в основу либеральных ценностей, которые к первой половине XIX в. были закреплены конституционными актами указанных стран.

    Однако со второй половины XIX в., по мере упрочения индустриальной цивилизации, на смену теории естественного права в Европе и США пришла теория юридического позитивизма, согласно которой человек получает права не от природы, а от государства, укрепляющего правопорядок с помощью системы норм позитивного (т.е. закрепленного законом) права. Поддерживать «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», - таковы, по мнению основателя позитивизма, французского философа О. Конта, должны быть задачи государства. У человека нет прав, считал он, а есть только обязанности – функции. Правовые акты, закрепляющие права человека и свободы личности, продолжали действовать в странах Западной Европы и США, однако в государственной идеологии центр тяжести перемещался от либеральных ценностей к идеям этатизма (усиления роли государства).

    В России проблема прав человека также имела свою предысторию, которая берет свое начало в XVIII в. и связана с политикой просвещенного абсолютизма. Идеи естественного права нашли здесь своеобразное преломление в обосновании права российских подданных на Богом предусмотренную абсолютную власть просвещенного монарха («Правда воли монаршей» Ф. Прокоповича), в обосновании прав дворянства и горожан в сословном законодательстве Екатерины II («Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам»). Такое своеобразие понимания естественных прав российскими просвещенными монархами и дворянскими либералами предвосхитило этатизм О. Конта. Согласно их взглядам, Бог предназначает людям естественные права, но они с этими правами не рождаются, просвещенный государь постепенно вводит в права сословия своих подданных, начиная с дворянства.

    Либеральное понимание прав человека как естественных и неотчуждаемых прав личности, которая является «целью сама по себе», а не служит достижению цели общества или государства, предложил в своей работе «Оправдание добра» (1895 г.) В.С. Соловьев. В его представлении права личности неотъемлемы, не зависят от государя, их нельзя ограничивать в пользу общества, т.к. личность сама является частью общества, без которой последнее теряет смысл своего существования. Вместе с тем, он подчеркивал значение христианских нравственных установок личности, ее ориентированности на самоограничение во имя добра.

    Такое понимание прав личности явилось новым для отечественного правосознания. Идеи В.С. Соловьева нашли развитие в работах правоведов начала XX в. П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, И.А. Ильина, С.Л. Франка. Все они трактовали права человека как необходимое следствие православной этической культуры. Заслуга их состояла в том, что они ясно осознавали смысловое единство и смысловую упорядоченность гражданских (юридических), политических и социальных прав человека. Они указывали на первичность гражданских и политических прав и необходимость их дополнения социальными правами. В.С. Соловьев, П.И. Новгородцев были среди тех представителей мирового правоведения, кто первыми подчеркнули необходимость обеспечения «права на достойное человеческое существование» и, вместе с тем, уже предчувствовали опасность, которую таит в себе отстаивание приоритета «социальных прав».

    К началу Великой Российской революции (1905-1922 гг.) особенную остроту приобрели требования политических прав и свобод личности – свободы слова, печати, собраний и союзов (политических партий), созыва Учредительного собрания. Они вошли в программные документы всех политических партий. Их выдвигали либеральные Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов, революционные Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия народной свободы (эсеров), национально-революционные организации.

    В ходе первого этапа революции, этапа становления конституционной монархии (1905 – февраль 1917 г.) значительная часть подданных российской империи была наделена требуемыми политическими правами. Наделение произошло в соответствии с традицией русского консервативного либерализма сверху, милостью государя-императора. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. даровал населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 11 декабря 1905 г. был принят указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», который положил начало современному законодательству о выборах в России, согласно которому население получает право на участие в формировании законодательной власти.

    Характерно, что традиция консервативного либерализма, согласно которой именно государь определял степень свободы, предоставляемую различным категориям подданных, поддерживалась и в последовавших за Манифестом законодательных актах. Основные указы, определявшие объем политических прав и свобод, были подписаны царем до начала заседаний первой Государственной Думы, что лишало ее возможности участвовать в их обсуждении. По содержанию объектов регулирования эти документы можно разделить на:

    1. указы, устанавливавшие временные правила для периодической и непериодической печати, а также для проведения собраний, т.е. указы, регулировавшие свободу слова;

    2. указы о временных правилах об обществах и союзах, т.е. указы, регулировавшие процессы создания, деятельности, запрещения партий, общественно-политических организаций и профессиональных союзов.

    Обращаясь к первой группе указов, отметим, что именным указом от 24 ноября 1905 г. «О временных правилах для периодической печати» предварительная цензура отменялась. Местным органам по делам печати, называвшимся ранее цензурными комитетами, вменялось в обязанность затребовать печатную продукцию с текстом и изображениями (эстампами, рисунками и др.) за 24 часа до ее выхода в свет; они имели право налагать на нее арест в случае, если содержание имело признаки преступного деяния, предусмотренного законом. Редакции периодических изданий были обязаны информировать эти органы об изменении условий выхода в свет их продукции (замене редактора, его выезде за границу, утрате гражданства, получении нового свидетельства).

    Указом от 26 апреля 1906 г. «О временных правилах для неповременной (непериодической) печати» отменялась предварительная цензура, как общая, так и духовная, для изданий объемом более 5 печатных листов. Издания, объемом более 5 печатных листов, по выпуску из типографии представлялись местному комитету или инспектору по делам печати, которые имели право наложить арест на все экземпляры издания, если в этом издании заключались признаки преступного деяния, предусмотренного уголовным законом. После наложения ареста они должны были передать вопрос в суд, возбудив против виновных уголовное преследование.

    Согласно «Временным правилам о собраниях» от 4 марта 1906 г. публичные собрания под открытым небом допускались с разрешения губернатора или градоначальника и могли проходить только под надзором полиции. Лица, желавшие устроить публичное собрание, должны были заявить об этом начальнику местной полиции не позднее, чем за трое суток до открытия собрания. Представитель полиции мог закрыть собрание, если оно «отклоняется от предмета занятий»; если в собрании высказываются суждения, «возбуждающие вражду одной части населения против другой»; если порядок в собрании нарушается «мятежными возгласами, либо заявлениями, восхвалением либо оправданием преступлений, возбуждением к насилию либо неповиновению властям, или же распространением преступных воззваний либо изданий, и вследствие того собрание приняло характер, угрожающий общественному спокойствию и безопасности». Таким образом, дарованные государем-императором свободы слова, печати и собраний регламентировались достаточно жестко.

    Вторая группа Указов о временных правилах об обществах и союзах, впервые в отечественной истории устанавливавшие нормы взаимоотношений властных структур с организациями, созданными общественностью, также свидетельствовали о наличии жесткого государственного регулирования указанной сферы. Так, уже 16 декабря 1905 г. было утверждено царем положение Совета министров, запрещавшее военнослужащим принимать участие в политических партиях и собраниях.

    Позднее, 4 марта 1906 г. царским указом Сенату были утверждены «Временные правила об обществах и союзах». Под обществами понимались объединения нескольких лиц, «избравших предметом деятельности определенную цель», кроме получения прибыли, под союзами – объединения обществ. Под это определение подпадали политические партии, общественные организации с культурно-просветительскими целями, профессиональные союзы.

    Участие в обществах запрещалось несовершеннолетним и учащимся начальных и средних учебных заведений; студенты могли быть допущены к участию в обществах, действовавших вне учебных заведений, лишь на основаниях, особо определяемых Уставами учебных заведений. В государственных учреждениях (на железной дороге, почте, телеграфе) общества могли создаваться на основе Устава, утвержденного начальником по указанию министра. Начальство могло запретить своим служащим членство в обществах вне учреждения.

    Запрещалось создавать организации, «преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом», «угрожающие общественному спокойствию», и политические общества, управляемые из-за границы. Министру внутренних дел предоставлялось право «закрывать общества, если их деятельность признается им угрожающею общественному спокойствию или безопасности».

    Порядок образования обществ был уведомительным, «без испрошения на то разрешения правительственной власти». Для регистрации и закрытия обществ создавались губернские или областные земские присутствия по делам об обществах. Для основания общества нужно было подавать заявление губернатору (если создавался профсоюз, заявление подавалось старшему фабричному инспектору или окружному горному инженеру) с указанием целей общества, имен, фамилий, званий и места жительства учредителей. Если в течение 2-х недель отказа не последовало, общество могло действовать. Губернатор был вправе потребовать Устав общества, который нужно было представить в присутствие, оно рассматривало его в течение 1 месяца, и затем разрешало или отказывало.

    Изданные 23 апреля 1906 г., накануне созыва Государственной Думы, Основные государственные законы подводили итог законотворчеству правительства в области прав человека. В них была помещена глава «О правах и обязанностях российских подданных», включившая 14 ст. (в Своде Основных Государственных Законов ст. ст. 69-83). При этом общая концепция прав человека оставалась позитивистской. «Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом», «изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами» - гласили ст. ст. 69 и 83. В духе О. Конта перечисление прав и свобод предварялось в ст. ст. 70 и 71 формулировкой обязанностей российских подданных: защита престола и отечества, воинская повинность для мужского населения, без различия состояний, уплата установленных законом налогов и пошлин и отбывание повинностей согласно постановлениям закона.

    Десять статей (ст. ст. 72-81) содержали перечень прав и свобод человека. При этом первым по значимости, в соответствии с западноевропейской практикой, шел принцип неприкосновенности личности: «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном», «никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», «никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных» (ст. ст. 72-74).

    Ст. 75 Свода Основных Государственных Законов содержала формулировку принципа неприкосновенности жилища, производство в котором обыска или выемки «допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных». В ст. 76 была предусмотрена свобода передвижения вплоть до выезда за границу, выбора места жительства и занятия, приобретения и отчуждения имущества. Ст. 77 провозглашала принцип неприкосновенности частной собственности, отчуждение которой допускалось не иначе, как за справедливое вознаграждение.

    Ст. ст. 78-80 предоставляли российским подданным свободу собраний, слова и союзов, в пределах, установленных законом; ст. 81 – свободу веры, в условиях, определенных законом.

    В соответствии со ст. 87 «Свода Основных Государственных Законов» Совет министров получал право издавать указы в перерывах между сессиями Думы, которые затем подлежали утверждению ею в течение первых двух месяцев после возобновления работы. Тем самым, царь и правительство оставляли за собой прерогативу дарования политических и гражданских прав и регламентации уже дарованных, а Государственная Дума не получала соответствующих полномочий. В дальнейшем правительство использовало эту статью для проведения важнейших в плане прав личности указов о выходе крестьян из общины и о систематизации избирательного законодательства.

    Курс правительства в области политических и гражданских прав человека был поддержан консервативно-либеральными кругами, объединившимися в «Союз 17 октября». Но со стороны революционных партий, легализовавшихся на некоторое время, - эсеров, социал-демократов он подвергался резкой критике. Кадеты и эсеры, получившие большинство в I и II Государственных думах, потребовали расширения политических и социальных прав. Но затем революционные партии (эсеры левого направления, большевистское крыло социал-демократии) опять ушли в подполье, т.к. не вписывались в предписанные указами рамки Временных правил о собраниях, об обществах и союзах, о печати. Радикально настроенные либералы - кадеты стали оппозицией октябристам и правительству в III и IV Государственных думах. Российская политическая жизнь стала более структурированной, возникла система социального представительства различных слоев формирующегося гражданского общества. На смену теоретическим дискуссиям и нелегальной политической борьбе пришли практические действия правительства, предоставлявшего подданным политические права, осуществляемые в рамках фактически конституционного, хотя и узкого, правового поля.

    Однако в дальнейшем перспектива развития гражданского общества и правового государства была отодвинута мировой войной, которая усилила конфликт между бедностью и богатством, вызвала к жизни правительственную централизацию и принудительное регулирование экономики, наступавшие на земское самоуправление. Земское движение, пережившее «второе издание» в годы Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) в процессе организации помощи фронту, создало в 1915 г. свой общерусский орган – Земгор. Оно стремилось избавиться от постоянного давления со стороны властей, в нем зрели радикальные настроения. Его руководители поддержали радикально-либеральную оппозицию в IV Государственной думе. Недоверие к правительству подтолкнуло земцев и кадетов в Думе к объединению в Прогрессивный блок, который отказался подчиниться указу Николая II от 25 февраля 1917 г. о перерыве занятий Думы, что, в свою очередь, способствовало взрыву революционного движения и свержению самодержавия.

    Созданное в ходе февральских революционных событий Временное правительство взяло курс на восполнение недостаточных политических прав населения, который должен был привести, по мнению либералов, к созданию правового государства. Этот курс был отражен в «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., согласно которой вопрос о форме правления предполагалось решать на Учредительном собрании. При этом принимались в расчет в качестве возможных форм правления и конституционно-правовая демократия (республика), и конституционная монархия.

    Временное правительство приняло самый демократичный в мире по тем временам закон о выборах в Учредительное собрание (прямые, тайные и равные выборы). Оно разрешило деятельность всех политических партий, кроме монархических, не препятствовало демократизации армии. Было объявлено об устранении «для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам».

    Предоставление таких широких политических прав населению оказалось не сбалансированным социальными правами, поскольку принятие решений о социальных правах (о наделении крестьян землей, 8-часовом рабочем дне) откладывалось до Учредительного собрания. Для того, чтобы воспользоваться избирательным правом, большинству населения не хватало политической культуры и терпения. Нерешенность социальных вопросов и кажущаяся бездеятельность в этой сфере Временного правительства, которое только разрабатывало проекты их решения, вызывало повсеместное недовольство и усиливало стремление низов к революционным действиям. Резкое расширение политических прав воспринималось широкими массами как вседозволенность, подталкивало страну на грань анархии.

    В силу указанных обстоятельств реализовать свой курс на расширение политических прав и свобод Временное правительство не успело. Оно было свергнуто органом революционной власти, который опирался на прямое насилие и действовал вне правового поля, - Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов во главе с большевиками.

    Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. В России происходит разрушение сословного правого строя, выравнивание населения империи в правах, что соответствует содержанию современной цивилизации. Старые средневековые сословные корпорации не могли уже обеспечить модернизацию экономики и обороноспособность страны. Сидение на должности и аккуратное исполнение устаревших уставов и обычаев являлось опасным в новой системе международных экономических и политических отношений. Но отказ от старого мира был все же очень робким, боязливым, новое сосуществовало с отжившим старым, что усугубляло противоречия в общественной и правовой системах. Категория естественных прав человека имеет объективное содержание и универсальный характер, однако ее конкретные модификации зависят от историко-культурных традиций стран и регионов.

    В конце XIX – начале XX вв., особенно в рамках первых двух этапов Великой Российской революции, отечественным правом был накоплен богатый опыт в области идейного осмысления, законодательного закрепления и практического воплощения прав и свобод. Этот опыт свидетельствует о том, что в России в указанный период шла борьба между консерватизмом, отрицавшим необходимость ограничения государственной власти рамками соблюдения прав человека, и радикальным направлением либерализма, представители которого стремились к введению не подкрепленных социальными правами, неограниченных, политических прав и свобод. Оба противоположных направления потерпели поражение, в результате которого выиграли большевики, предложившие концепцию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
    2. Конституционные изменения прав и обязанностей граждан

    в советский и постсоветский периоды развития

    отечественной государственности

    Проблема прав человека рассматривается в первую очередь в русле конституционного права, хотя значение ее решения выходит далеко за рамки законов о государственном устройстве. История большинства отраслей права свидетельствует о тесном взаимодействии отраслевого права с проблемой прав человека. Однако в основе понимания этой проблемы лежат конституционные принципы. На протяжении советского и постсоветского развития отечественной государственности и права происходят существенные изменения конституционных основ прав и обязанностей граждан.

    На II Всероссийским съездом Советов (октябрь 1917 г.), ознаменовавшим начало третьего этапа Великой Российской революции – становление Советского государства, были приняты декреты «О мире» и «О земле». III Всероссийский съезд Советов (март 1918 г.) утвердил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В этих правовых актах закреплялись: отмена частной собственности на землю, уравнительное распределение земли между крестьянами, национализацию банков, введение рабочего контроля и всеобщей трудовой повинности, вооружение трудящихся и разоружение имущих классов.

    По мнению большевиков, право, являясь по своей сути позитивистским, было идущим от государства принуждением в интересах той или иной социальной группы, а не инструментом, позволяющим, при правильном его применении, установить границы, в которых можно реализовать естественные права каждого человека. В диктатуре пролетариата большевики видели единственную силу, способную уничтожить социальное неравенство и его причину, т.е. частную собственность. В.И. Ленин отдавал приоритет социальным (вещным) правам трудящихся, а не гражданским и политическим правам личности.

    Первая российская Конституция 1918 г., которая включила в себя «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», содержала целый ряд ограничений прав граждан, не причисленных к городскому и сельскому пролетариату и беднейшему крестьянству. В ней отсутствовали нормы о неприкосновенности личности, имущества, жилища. Перечень гражданских и политических прав и свобод был непоследовательным и противоречивым, хотя, по мнению современных исследователей, мог свидетельствовать о благих намерениях новой власти.

    Трудящимся Конституция обещала свободу совести, важнейшей составляющей которой была свобода антирелигиозной пропаганды, свободу слова, печати и собраний, предоставляла право на создание объединений и организаций. В дальнейшем, в ходе гражданской войны все политические партии, кроме Российской коммунистической партии (большевиков), были запрещены решениями чрезвычайных революционных трибуналов, как действующие против интересов трудящегося народа, в стране сформировалась однопартийная система. Избирательные права также предоставлялись только трудящимся, их были лишены лица, прибегавшие к наемному труду, живущие на нетрудовые доходы, бывшие полицейские и жандармы, священнослужители, душевнобольные и осужденные. Избирательное право не было ни равным, ни тайным, ни прямым. Выборы проходили методом прямого голосования на собраниях, в несколько ступеней (уездные, губернские, областные съезды).

    В Конституции провозглашалось право иностранных граждан, преследуемых за политические и религиозные преступления, на политическое убежище.

    Наряду с правами трудящихся Конституция устанавливала для них и для всех слоев населения обязанности – трудиться и защищать социалистическое отечество. Вводилась всеобщая воинская обязанность.

    Советская Россия выступила пионером законодательного закрепления приоритета социальных прав трудящихся. Этот приоритет, конституционно закрепленный большевиками, имел амбивалентные последствия. С одной стороны, он привлек на сторону революции широкие слои неимущих, угнетенных и эксплуатируемых не только в нашей стране, но и за рубежом, придав октябрьским революционным событиям в России международное значение. Под их влиянием зарубежные трудящиеся добились включения в законодательства своих стран многих положений, улучшавших условия труда, регулировавших взаимоотношения с работодателями, вводивших социальное страхование. Провозглашение социальных прав произвело огромный пропагандистский эффект, стимулировало революционный энтузиазм и повышенную общественную активность низших классов. Однако реальной основы для гарантированной реализации этих прав в нашей стране не было, и большевики это понимали. Вопрос о механизме гарантий этих прав в Конституции 1918 г. не рассматривался. Курс на приоритет социальных прав был разновидностью социальной демагогии и в действительности означал на тот момент равенство в бедности.

    Конституция СССР 1924 г., состоявшая из Декларации и Договора об образовании СССР, не содержала статей, посвященных правам человека, зато российская Конституция 1925 г. почти полностью повторила соответствующие положения Конституции РСФСР 1918 г. Законодательство СССР и соответственно РСФСР по-прежнему отрицало естественный характер прав человека.

    Советские юристы 20-х – начала 30-х годов продолжили начатую их коллегами борьбу против естественного права. Они вели ее с позиций позитивизма О. Конта, разрабатывая идею права как обязанности. Наиболее четко сформулировал эту концепцию А. Малицкий, автор работы, посвященной советской Конституции. «Право, принадлежащее личности, - писал он, - есть не столько свобода личности, сколько ее общественная обязанность. Право как обязанность – вот коренное отличие взгляда социализма на субъективные права личности от воззрений на них буржуазной доктрины Запада, и буржуазный принцип «все, что не запрещено законом, считается дозволенным», должен уступить место обратному положению: дозволено лишь то, что по закону разрешено».

    Разрешительный принцип утвердился в законодательстве. Применяя его, власть осуществила форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, утвердила монополию государственной собственности, административно-командные методы руководства обществом, завершила формирование сталинского тоталитарного режима. Этот режим уничтожил оставшийся «эксплуататорский класс» - кулачество и создал общество трудящихся – рабочих и крестьян с равными социальными правами-обязанностями.

    Созданные властью новые экономические и социальные реальности, а также усилившаяся критика со стороны западной социал-демократии и либеральной общественности, которые проводили аналогию между советским тоталитаризмом и германским фашизмом, вызвали к жизни разработку проекта новой Конституции СССР, который был после обсуждения утвержден 5 декабря 1936 г.

    В Конституцию СССР 1936 г. была включена специальная глава (десятая) под названием «Основные права и обязанности граждан», которая объединила 16 статей (ст.ст. 118-133): в 11 из них излагались права советских граждан, в 4 – их обязанности. Статья 129 гарантировала убежище иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, научную деятельность, национально-освободительную борьбу. Аналогичное содержание имела и одна из глав Конституции РСФСР 1937 г.

    Основной закон СССР предоставляла гражданам следующие права и свободы: право на труд (ст. 118); на отдых (ст.119), на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст.120); право на образование (ст.121), женщине предоставлялись равные права с мужчиной (ст.122). Эти социальные права перечислялись первыми, тем самым подчеркивался их приоритет. В Конституции были определены социально-экономические условия, наличие которых служило гарантией осуществления этих прав: государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства и власть трудящихся.

    Далее следовали политические права и свободы: равноправие граждан независимо от национальности и расы (ст. 123); свободы совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций (ст. 125). В главе одиннадцатой (ст.ст. 135, 136, 139, 140) Конституция вводила всеобщее, равное, тайное избирательное право.

    Граждане СССР также получали право на объединение в общественные организации, круг которых был четко очерчен: профсоюзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества (ст. 126).

    Конституция СССР содержала статьи, в которых формулировалось право граждан на неприкосновенность личности, жилища, на тайну переписки (ст.ст. 127-128).

    Конституция закрепляла обязанности советских граждан: соблюдать Основной закон, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст. 130), беречь и укреплять социалистическую собственность (ст. 131). Подтверждалась всеобщая воинская обязанность (ст. 132), защита Отечества декларировалась как священный долг гражданина СССР (ст. 133).

    Таким образом, права и обязанности советских граждан слились, а позитивистская идея О. Конта о единстве прав и обязанностей получала конституционное закрепление. Представление о субъективных правах личности подменялось концепцией права как обязанности гражданина соблюдать нормы социалистического общежития, закрепленные законом. Лица, покушавшиеся на общественную, социалистическую собственность как основную гарантию социальных прав, объявлялись врагами народа (ст. 131).

    Конституция СССР 1936 г., формально предоставив самые широкие на тот момент в мировой практике права своим гражданам, гарантировала на государственном уровне лишь социальные права, притом не столько сами права, сколько уравнительность в их распределении. Без гарантий остались право на неприкосновенность личности, на свободу совести, на социальное представительство интересов в политической системе. Такой подход, порождающий дисбаланс в отношении политических и юридических прав, заложенный в Конституции, способствовал ее превращению в ширму, за которой права конкретного человека попирались в ходе массовых политических репрессий во имя социалистического идеала.

    Нарушению прав человека в период, последовавший за принятием Конституции, способствовало также отсутствие механизма контроля над соблюдением принципа подзаконности актов власти, который был в Основном законе сформулирован без конкретизации. В результате акты управления принимали форму и играли роль закона, что приводило к произволу бюрократии и силовых структур.

    Тем не менее, провозглашенные Советским государством конституционные нормы, предоставляющие и гарантирующие социальные права своим гражданам, придавали ему международный авторитет в глазах трудящихся зарубежных стран. Советская внешняя политика использовала этот пропагандистский фактор уже в 30-е годы. В это время начали складываться основные особенности советской доктрины прав человека, которую представители СССР стремились доводить до мировой общественности при заключении и принятии основных документов по этим проблемам на международной арене. Эти особенности следующие:

    - полное отрицание естественных и неотчуждаемых прав личности; рассмотрение этих прав как даруемых государством, при этом каждое государство могло устанавливать те нормы, которые отвечали его идеологии и интересам; этому пониманию, основанному на позитивизме, способствовала правовая традиция, уходившая глубокими корнями в правосознание отечественного общества еще дооктябрьского времени;

    - идея превосходства социалистических представлений о правах человека, как дающих реальные гарантии их осуществления в силу характера самой системы, где нет деления на господствующие и подчиненные классы;

    - критика буржуазных представлений, норм, политической культуры, которые носят будто бы формальный характер и не обеспечиваются ни материальными условиями, ни государством;

    - утверждение о приоритете социальных прав над политическими и личными правами;

    - трактовка прав человека не из универсального принципа гуманизма, не из человеческой природы, не из системы отношений между государствами, а как суверенного внутригосударственного права, исключающего какое-либо международное вмешательство;

    - отрицание частной собственности как важнейшего права, дающего реальные гарантии независимости личности от государства и свободы инициативы и предпринимательской деятельности, как важнейшего принципа, который обеспечивает развитие личности.

    Значение этой концепции заметно возросло в связи с формированием новой системы международных отношений в рамках биполярного мира после Второй мировой войны 1939-1945 гг., с усилением роли международного права и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН). Интернационализация экономических, политических и культурных связей при постоянном соперничестве двух полюсов и социально-экономических систем – СССР и США – превратили проблему прав человека из внутриполитической проблемы каждой страны в международную проблему.

    Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. открыла новую эпоху в отстаивании базисных прав личности. Именно советская делегация, поддержанная развивающимися странами, инициировала включение в Декларацию пункта о социальных и экономических правах тех, кто трудится по найму (о правах, которые получивших название прав «второй волны» или «второго поколения»). К ним были отнесены право на труд и достойный жизненный уровень, право на образование, достаточное питание, одежду и жилище, право на доступ к достижениям науки и техники.

    Вместе с тем, Декларация прав человека продублировала права «первой волны» («первого поколения»), закреплявшие гражданские права и личные свободы, содержавшиеся в национальных законодательных актах XVII – XIX вв. При этом Советский Союз отказался от подписания того пункта Декларации, в котором содержалось требование признания права незыблемости частной собственности. Однако СССР подписался под гуманистической формулировкой Декларации о равных и неотъемлемых правах каждого человека как основе справедливости и всеобщего мира, что стало первым крохотным шагом на долгом и трудном пути признания естественной природы субъективных прав личности.

    16 декабря 1966 г. в результате долгой дипломатической борьбы между СССР и США в ООН был принят Пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу 23 марта 1976 г. В тот же день был принят и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу 3 января 1976 г. Оба пакта явились результатом компромисса между Востоком и Западом. В связи с сопротивлением социалистических стран из них было изъято упоминание о праве каждого владеть собственностью и о запрещении насильственного и произвольного лишения этого права.

    Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах были ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (США ратифицировали только Пакт о гражданских и политических правах, и произошло это гораздо позднее, в 1991 г.).

    Серьезную лепту в законодательное закрепление прав человека на международном уровне внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 год подписанием заключительного акта. Страны подписанты, в их числе и СССР, обязались уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, отказывались от применения силы, гарантировали нерушимость границ, территориальную целостность. Важнейший раздел акта - «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

    Однако советское законодательство по-прежнему отрицало естественный характер прав человека, международную правосубъектность индивида и абсолютизировало государственный суверенитет. Поэтому СССР выступил против предоставления права отдельным лицам направлять жалобы на нарушение их прав в международный орган по правам человека. Вопрос был отнесен в отдельный факультативный протокол, в котором закреплялась такая функция Комитета по правам человека ООН, как получение и рассмотрение индивидуальных сообщений от лиц, в отношении которых нарушены положения пакта. Этот протокол не был ратифицирован СССР до 5 июля 1991 г.

    Конституция СССР 1977 г. оставалась в рамках традиционных для социализма позитивистских представлений о правах личности как октроированных государством. Вместе с тем, она содержала определение политической системы советского общества, наличие которого позволяло допустить, что общество и государство существуют отдельно, хотя и взаимодействуют друг с другом. Ст. 9 определяла основное направление развития политической системы как углубление демократии, расширения гласности и участия граждан в управлении делами государства. В соответствии с нормами международного права перечень прав человека в Конституции был значительно расширен.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта