Главная страница
Навигация по странице:

  • Восемь разновидностей структурных предметов. 1. Класс

  • Разновидности предметов поведения: 1. Взаимодействие

  • Диаграммы в UML Диаграмма

  • Диаграмма взаимодействия

  • Диаграмма последовательности

  • Диаграмма сотрудничества

  • лекция. Сборник лекций по МДК _Технология разработки программного обеспе. Курс лекций для специальности спо базовой подготовки


    Скачать 4.41 Mb.
    НазваниеКурс лекций для специальности спо базовой подготовки
    Анкорлекция
    Дата02.09.2022
    Размер4.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСборник лекций по МДК _Технология разработки программного обеспе.docx
    ТипКурс лекций
    #660044
    страница41 из 62
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   62




    Базис языка визуального моделирования UML

    Языки визуального моделирования служат для создания моделей анализа и проектирования объектно - ориентированных программных систем.

    Время появления с 1989 по 1997 год.

    Различают три поколения языков визуального моделирования:

    • 1 поколение — 10 языков;

    • 2-е — более 50 языков: язык Буча (G. Booch), язык Рамбо (J. Rumbaugh), язык Джекобсона (I. Jacobson), язык Коада—Йордона (Coad—Yourdon), язык Шлеера—Меллора (ShIaer-Mellor) и т. д.

    • 3-е поколение — унифицированных языков.

    Стандартный язык третьего поколения - Unified Modeling Language (UML) создан в 1994-1997-х годах.

    Основные разработчики — Г.Буч, Дж. Рамбо, И. Джекобсон). В настоящее время — версия UML 2.0



    Рис. 12. Языки визуального моделирования по датам.

    UML — стандартный язык для написания моделей анализа, проектирования и реализации объектно-ориентированных программных систем. UML используется для визуализации, спецификации, конструирования и документирования результатов программных проектов.

    UML — не визуальный язык программирования, но его модели транслируются в текст на языках программирования (Java, C++, Visual Basic, Ada 95, Object Pascal) и в таблицы для реляционной БД.

    Словарь UML образуют три разновидности строительных блоков:

    1. предметы;

    2. отношения;

    3. диаграммы.

    Предметы — это основные элементы в модели (абстракции).

    Отношения связывают предметы.

    Диаграммы группируют коллекции предметов.

    В UML имеются 4 разновидности предметов:

    1. структурные предметы;

    2. предметы поведения;

    3. группирующие предметы;

    4. поясняющие предметы.

    Предметы являются базовыми объектно-ориентированными строительными блоками. Предметы используются для написания моделей.

    Структурные предметы — существительные в UML-моделях. Это статические части модели — понятийные или физические элементы.

     

    Восемь разновидностей структурных предметов.

    1. Класс — описание множества объектов, которые разделяют одинаковые свойства, операции, отношения и семантику (смысл).



    Рис. 13. Класс - человек

    Класс реализует один или несколько интерфейсов.

    2. Интерфейс — набор операций, которые определяют услуги класса или компонента. Интерфейс описывает поведение элемента, видимое извне. Интерфейс определяет набор спецификаций операций, а не набор реализации операций.



    Рис. 14. Интерфейс

    3. Кооперация (сотрудничество) определяет взаимодействие и является совокупностью ролей и других элементов, работающих вместе для обеспечения коллективного поведения более сложного, чем простая сумма всех элементов. Кооперации имеют как структурное, так и поведенческое измерения. Конкретный класс может участвовать в нескольких кооперациях. Кооперации представляют реализацию паттернов (образцов), которые формируют систему.



    Рис. 15.

    4. Актер — набор согласованных ролей, которые играют пользователи при взаимодействии с системой (ее элементами Use Case). Каждая роль требует от системы определенного поведения.



    Рис. 16. Актёр

    5. Элемент Use Case (Прецедент) — описание последовательности действий, выполняемых системой в интересах отдельного актера и производящих видимый для актера результат. В модели элемент Use Case применяется для структурирования предметов поведения. Элемент Use Case реализуется кооперацией.



    Рис. 17. Элемент Use Case

    6. Активный класс — класс, чьи объекты имеют один или несколько процессов (или потоков) и поэтому могут инициировать управляющую деятельность. В активном классе, в отличие от обычного, объекты действуют одновременно с объектами других классов.



    Рис. 18. Активный класс

    7. Компонент — физическая и заменяемая часть системы, которая соответствует набору интерфейсов и обеспечивает реализацию этого набора интерфейсов.

    В систему включаются компоненты:

    • результаты процесса разработки (файлы исходного кода);

    • разновидности компонентов (СОМ+-компоненты, Java Beans).

    Компонент — это физическая упаковка различных логических элементов (классов, интерфейсов и коопераций).



    Рис. 19. Компонент

    8. Узел — физический элемент, существующий в период работы системы, представляет ресурс, имеющий память и возможности обработки. В узле размещается набор компонентов, который может перемещаться от узла к узлу.



    Рис. 20. Узел

    Предметы поведения — динамические части UML-моделей — глаголы моделей, представление поведения во времени и пространстве.

     

    Разновидности предметов поведения:

    1. Взаимодействие — поведение, заключающее в себе набор сообщений, которыми обменивается набор объектов в конкретном контексте для достижения определенной цели. Взаимодействие определяет динамику как совокупности объектов, так и отдельной операции.

    Элементы взаимодействия: сообщения, последовательность действий (поведение, вызываемое сообщением) и связи (соединения между объектами).



    Рис. 21.

    2. Конечный автомат — поведение, определяющее последовательность состояний объекта или взаимодействия, выполняемые в ходе его существования в ответ на события (и с учетом обязанностей по этим событиям).

    С помощью конечного автомата может определяться поведение индивидуального класса или кооперации классов.

    Элементы конечного автомата: состояния, переходы (от состояния к состоянию), события (предметы, вызывающие переходы) и действия (реакции на переход);



    Рис. 22.

    Взаимодействия и конечные автоматы — базисные предметы поведения, включаемые в UML-модели. Семантически эти элементы ассоциируются со структурными элементами (с классами, кооперациями и объектами).

    3. Группирующие предметы — организационные части UML-моделей. Это ящики, по которым может быть разложена модель. Предусмотрена одна разновидность группирующего предмета — пакет.

    Пакет — общий механизм для распределения элементов по группам. В пакет помещаются структурные предметы, предметы поведения и другие группировки предметов. В отличие от компонента, существующего в период выполнения, пакет — концептуальное понятие. Таким образом. пакет существует только в период разработки.



    Рис. 23.

    4. Поясняющие предметы — разъясняющие части UML-моделей.Они являются замечаниями, применяемыми для описания, объяснения и комментирования любого элемента модели. Предусмотрена одна разновидность поясняющего предмета — примечание.

    Примечание — символ для отображения ограничений и замечаний, присоединяемых к элементу или совокупности элементов.



    Рис. 24.

     

    Отношения в UML

    В UML имеются 4 разновидности отношений:

    1. зависимость;

    2. ассоциация;

    3. обобщение;

    4. реализация.

    Эти отношения являются базовыми строительными блоками отношений. Они используются при написании моделей.

    1. Зависимость — семантическое отношение между двумя предметами, в котором изменение в одном предмете (независимом предмете) может влиять на семантику другого предмета (зависимого предмета).



    Рис. 25.

    2. Ассоциацияструктурное отношение, которое описывает набор связей, являющихся соединением между объектами.

    3. Агрегация — это специальная разновидность ассоциации, представляющая структурное отношение между целым и его частями.



    Рис. 26.

    4. Реализация — семантическое отношение между классификаторами, где один классификатор определяет контракт, который другой классификатор обязуется выполнять.

    К классификаторам относят классы, интерфейсы, компоненты, элементы Use Case, кооперации.

    Отношения реализации применяют в двух случаях:

    • между интерфейсами и классами (или компонентами), реализующими их;

    • между элементами Use Case и кооперациями, которые реализуют их.



    Рис. 27.

     

    Диаграммы в UML

    Диаграмма — графическое представление множества элементов для визуализации системы с разных точек зрения.

    Изображается как связный граф из вершин (предметов) и дуг (отношений). Теоретически диаграмма может содержать любую комбинацию предметов и отношений, на практике ограничиваются малым количеством комбинаций, соответствующим пяти представлениям архитектуры ПС.

    UML включает девять видов диаграмм:

    1. диаграммы классов;

    2. диаграммы объектов;

    3. диаграммы Use Case (диаграммы прецедентов);

    4. диаграммы последовательности;

    5. диаграммы сотрудничества (кооперации);

    6. диаграммы схем состояний;

    7. диаграммы деятельности;

    8. компонентные диаграммы;

    9. диаграммы размещения (развертывания).

    Диаграмма классов показывает набор классов, интерфейсов, сотрудничеств и их отношений. Они используются наиболее часто и обеспечивают статическое проектное представление системы.

    Диаграммы классов, включающие активные классы, обеспечивают статическое представление процессов системы.

    Диаграмма объектов показывает набор объектов и их отношения. Диаграмма объектов представляет статический "моментальный снимок" с экземпляров предметов, которые находятся в диаграммах классов. Обеспечивают статическое проектное представление или статическое представление процессов системы (но с точки зрения реальных или фототипичных случаев).

    Диаграмма Use Case (диаграмма прецедентов) показывает набор элементов Use Case, актеров и их отношений. Используются для статического представление Use Case, важны при организации и моделировании поведения системы, задании требований заказчика к системе.

    Диаграмма взаимодействия показывает взаимодействие, включающее набор объектов и их отношений, а также пересылаемые между объектами сообщения, обеспечивает динамическое представление системы.

    Диаграмма последовательности — это диаграмма взаимодействия, которая выделяет упорядочение сообщений по времени.

    Диаграммы последовательности и диаграммы сотрудничества — это разновидности диаграмм взаимодействия.

    Диаграмма сотрудничества (диаграмма кооперации) — это диаграмма взаимодействия, которая выделяет структурную организацию объектов, посылающих и принимающих сообщения.

    Диаграммы последовательности и диаграммы сотрудничества изоморфны, это означает, что одну диаграмму можно трансформировать в другую диаграмму.

    Диаграмма схем состояний показывает конечный автомат, представляет состояния, переходы, события и действия. Обеспечивает динамическое представление системы; важна при моделировании поведения интерфейса, класса или кооперации; выделяет такое поведение объекта, которое управляется событиями (при моделировании реактивных систем).

    Диаграмма деятельности — специальная разновидность диаграммы схем состояний, которая показывает поток от действия к действию внутри системы. Обеспечивает динамическое представление системы; важна при моделировании функциональности системы; выделяет поток управления между объектами.

    Компонентная диаграмма показывает организацию набора компонентов и зависимости между компонентами. Обеспечивает статическое представление реализации системы; связана с диаграммами классов в том смысле, что в компоненте обычно отображается один или несколько классов, интерфейсов или коопераций.

    Диаграмма размещения (диаграмма развертывания) показывает конфигурацию обрабатывающих узлов периода выполнения, а также компоненты, живущие в них. Обеспечивает статическое представление размещения системы; связана с компонентными диаграммами в том смысле, что узел обычно включает один или несколько компонентов.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   62


    написать администратору сайта