Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.4. Экзистенциальный вакуум

  • Курс лекций Кризисная психология. Курс лекций Минск 2003 Содержание Введение 4 I. Предмет и задачи кризисной психологии 5 II. Система основных понятий кризисной психологии 7 Кризисное событие 7


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеКурс лекций Минск 2003 Содержание Введение 4 I. Предмет и задачи кризисной психологии 5 II. Система основных понятий кризисной психологии 7 Кризисное событие 7
    АнкорКурс лекций Кризисная психология
    Дата14.10.2020
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурс лекций Кризисная психология .doc
    ТипКурс лекций
    #142977
    страница18 из 48
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   48

    6.3. Учение о свободе воли


    В основе логотерапии лежат две фундаментально-антропологические характеристики человеческого существования: способность к самотрансцендентности и способность к самоотстранению.

    Итак, существование не только интенционально, но также и трансцендентно. Самотрансценденция - сущность существования. Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное. Категория «бытие-в-мире» (Л. Бинсвангер) предполагает, что мы рассматриваем человека глубоко вовлеченного, втянутого в ситуацию быть противопоставленным миру, объективность и реальность которого нисколько не умаляется субъективностью того «бытия», которое находится в мире. Сохранение «инакости», объективности объекта означает сохранение напряжения, устанавливаемого между объектом и субъектом. Чтобы сохранить это напряжение, нужно оградить смысл от совпадения с бытием. Смысл смысла в том, что он направляет ход бытия.

    Человек свободен в поисках и реализации смысла своей жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминированных воздействий влечений, потребностей, внешними обстоятельствами.

    В этом своем качестве человека определяется двумя фундаментальными онтологическими характеристиками: способностью к самотрансцендентности и способностью к самоотстранению.


    Если я не сделаю этого — кто сделает?

    И если я не сделаю это прямо сейчас — то когда же мне это сделать?

    Но если я сделаю это только для себя самого — то кто я?

    Гиллель


    Самотрансценденция выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направлении его на что-то, существующее вне его.

    Способность к самоотстранению выражается в возможности человека подняться над собой и ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

    Эти две фундаментальные способности человеческого существа позволяют найти смысл, проходя через страдания, не сгибаясь. Они позволяют человеку через ценности отношений найти смысл своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными.

    В определенном смысле понятие ценностей отношения шире, чем смысл, который можно найти в страдании. Страдание — это лишь один аспект трагической триады человеческого существования.

    Триада смысла


    Свобода воли




    Воля к смыслу




    Смысл жизни




    Триада ценностей


    Творчества




    Переживания




    Отношения




    Триада осмысленного отношения к


    Боли





    Вине




    Смерти



    Рис. Трагическая триада человеческого существования.

    6.4. Экзистенциальный вакуум


    Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум является причиной, порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы»

    Необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить с другой стороны.

    Люди лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принять либо здоровые, либо нездоровые формы

    Этиология экзистенционального вакуума определяется двумя факторами: во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать; во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать; в-третьих, часто он не знает даже, что он по существу, хочет делать.

    Основные проявления экзистенционального вакуума — скука и апатия. Согласно классификации П. Тиллиха мы живем в эпоху угрозы духовному самоутверждению, когда экзистенциальные тревоги пустоты и потери смысла выдвинуты на первый план человеческого существования.

    Быть человеком, по сути, означает находиться в отношении к чему-то и быть направленным на то-то иное, нежели он сам. Истинное общение-встреча - это модус со-соществования, открытый логусу, дающая партнерам возможность трансцендировать себя к логосу, даже способствующей такой взаимной самотрансценденции.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   48


    написать администратору сайта