Психология личности. Курс лекций по дисциплине психология личности для студентов направления Психология
Скачать 304 Kb.
|
Тема 4. Биологическое и социальное в структуре личности Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического. В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений. В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов. Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, мы выделяем три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое—психическое—социальное». Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Однако ответить на вопрос, что такое личность в психологическом плане, само по себе является весьма непростой задачей. Несмотря на то, что всеми отечественными психологами безоговорочно принимается точка зрения, утверждающая, что понятие «личность» относится к социальному уровню организации человека, существуют определенные разногласия по вопросу о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Например, в работах московских ученых чаще всего можно встретить мнение о том, что социальные детерминанты играют более значимую роль в развитии и формировании личности. В то же время в работах представителей Санкт-Петербургского университета доказывается идея о равной значимости для развития личности социальных и биологических детерминант. Вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального. Тема 5. Общая характеристика направленности личности. Структура, функции и роль направленности личности Направленность можно понимать как совокупность устойчивых мотивов, обусловленных ценностными ориентациями и отношениями личности. Современные авторы рассматривают направленность как отдельную сторону личности, ее интегративное свойство. Н.М.Борытко, ссылаясь на мнение ученых, исследующих феномен направленности личности, приводит следующие ее основные характеристики: – направленность – типологическая характеристика личности, определяющая и иллюстрирующая ее отношения к своим основным социальным ролям и, в целом, социальную сущность человека; как ядро личности, она обусловливает своеобразие человека и создает иерархическую структуру личности; – направленность – это качество личности, которое обеспечивает и присвоение целей общества, и выработку собственных целей жизнедеятельности, то есть, это смыслообразующая структура личности; – направленность личности представляет собой систему внутренних условий, опосредующих преломление всех внешних воздействий, в результате чего происходит интериоризация социального опыта и сохраняется относительная устойчивость личности; она определяет активность личности по отношению к окружающим и к себе, тенденции поведения, деятельности и общения человека. Приведенные характеристики помогают уяснить сущность направленности, но не позволяют однозначно и полно определить ее структуру, поэтому дополним их описанием некоторых функций, которые выполняет направленность по отношению к личности. Функции направленности. 1. Интегральная функция направленности, проявляющаяся в таком взаимодействии ее элементов, которое "вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом". 2. Системообразующая функция заключается в том, что направленность обеспечивает внутреннюю согласованность, целостность личности. 3. Функция целеобразования заключается в том, что направленность задает вектор развития личности, является источником ее ожиданий, поскольку цель, по сути, – это та перспектива, тот результат, ради которой личность живет и действует. Целеобразующая функция направленности обеспечивает развитие личности в профессиональном труде, в подготовке к нему. 4. Важнейшей функцией направленности является избирательность, характеризующая ее "с точки зрения отношения человека к себе и к обществу", и обеспечивающая развитие индивидуальности личности. Благодаря избирательности, человек придает тот или иной статус, степень значимости различным явлениям, процессам и предметам окружающего его мира в зависимости от их соотношения со сложившимся идеалом, от того, как они способствуют либо препятствуют достижению (осуществлению) идеала. 5. Функция поиска недостающих элементов обусловливает актуализацию мотивов деятельности человека в их количественном (сила) и векторном (направление, содержание деятельности) аспектах. Благодаря данной функции направленность определяется как внутренний побудитель, детерминант постоянного самосовершенствования человека. Тема 6. Ценностные ориентации и убеждения личности По определению А.И. Титаренко «ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания – основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредовано – и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы» Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями. Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации. В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности. В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались исследователями Зейгарник Б.В., Асмоловым А.Г., Братусь Б.С., Ломовым Б.Ф., как направленность личности. Они выделяли направленность личности в качестве ведущей характеристики и определяли её по-разному: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив». В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом, А. Маслоу и др. В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Изучению ценностей и ценностных ориентаций посвящается в настоящее время большое количество психологических исследований, характерной чертой которых является отсутствие общепринятого определения понятий «ценность», «ценностные ориентации». Это обусловлено сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме. В социальной психологии наряду с понятием "ценностные ориентации" используется термин "установки", "аттитюды"; в социологии синонимом термина "ценностные ориентации" являются "ценностные отношения", "ценностные установки", "фиксированные установки", "социальные установки". Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В этом своем качестве она определяет мотивацию поведения личности и оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. По мнению Ядова В.А., вершину иерархии ценностей личности составляет «жизненный идеал» – социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом. Особенности иерархической структуры ценностных ориентаций личности могут служить показателями определенного уровня развития личности. С точки зрения содержания ценности могут быть классифицированы по различным основаниям. Олпорт, Вернон, Линдзи выделяют шесть типов ценностных ориентаций в соответствии с направленностью основных интересов личности: к теории, методологии, науке, религии, обрядам, экономике, политике, идеологии, социальным институтам, искусству, литературе, прекрасному. Ценностные ориентации как личностно образующая система складывается лишь к подростковому периоду онтогенеза. И, хотя накопление элементов ценностных ориентаций начинается уже в дошкольном возрасте, именно при вхождении в фазу подростничества, в период, когда ребенок определяет свою активную позицию в сфере общественных отношений, происходит становление системы ценностных ориентаций. На рубеже младшего школьного и подросткового возраста, подросткового и юношеского происходит, во-первых, появление новых потребностей, интересов, чувств, и, во-вторых, происходит отмирание и перестройка на этой основе тех особенностей, которые были характерны для предшествующего возраста. Ценностные ориентации, как предмет психологического исследования, занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. Тема 7. Понятие о мировоззрении, его функция и роль в структуре личности Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко (словарь) Мировоззрение - «это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (в чем смысл жизни). Мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. По С.Л. Франку мировоззрение имеет индивидуально-творческий характер» А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский (словарь) Мировоззрение – «это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленными этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и действительности, ценностные ориентации» С.Л. Рубинштейн «Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы» Л.И.Божович Мировоззрение одновременно и интегрирует в единую систему различные потребности и мотивы, и стабилизирует структуру мотивационной сферы. «Мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредующим всё: …поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». Мировоззрение создает направленность личности. На основе выработанного мировоззрения, сознательно поставленных целей и намерений личность становится способной действовать самостоятельно, освобождаясь от влияния внешней материальной среды. Занимая определенную внутреннюю позицию, человек личностно самоопределяется. Роль мировоззрения в жизни огромна, так как оно интегрирует сущностные представления и определяет жизненную позицию и духовный облик людей. Мировоззрение включает в себя, с одной стороны, систему обобщенных представлений о мире и о себе в нем, но, с другой стороны, являет собой отношение человека к окружающей его объективной реальности. Мировоззрение является средством отношения человека к миру, оценки его с точки зрения истины и лжи, добра и зла, справедливости и несправедливости. Оно является стержнем, ядром сознания – «это как бы духовная призма, сквозь которую воспринимается окружающая действительность» Структура мировоззрения Мировоззрение как сложное структурное образование включает в себя следующие компоненты: А) знания особого мировоззренческого рода. С одной стороны, это знания о природе, обществе, человеке, которые определяют взгляды человека на природу, общество, себя. С другой стороны, это философские и религиозные знания, содержащие ответы на вопросы о смысле жизни, добре и зле, цели бытия человечества и конкретного человека, Б) принципы, ценности (ценностные ориентации), идеалы, как совокупность идей, наиболее значимых представлений, которыми руководствуется человек, определяя свое отношение и место в жизни, убеждения, которые определяют направленность личности, формируют на этой основе жизненную позицию. Для того, чтобы философские и религиозные знания стали внутренней позицией личности, необходимо, по словам В.Г. Белинского, чтобы знания прошли «через собственную натуру» и превратились в убеждения. «Знания, пережившие это качественное преобразование, уже не есть просто знания, они приобретают значение «сознания» (С.Л.Рубинштейн). Только идеи, пропущенные через чувства, определяют поведение человека. Тема 8. Проблема смысла жизни в современной психологии Проблема смысла жизни - громадная по объему, чрезвычайно важная и многоплановая. Она имеет множество аспектов: психолого-педагогический, нравственный, этический, социологический и ряд других. Нельзя не отметить, что до недавнего времени проблеме смысла жизни нашей наукой уделялось недостаточное внимание. Понятие смысла жизни отсутствовало в психологическом и философском словарях, в философской энциклопедии. Обходят эту проблему и учебники психологии, педагогики. В последнее время неуклонно растет интерес к смысловой сфере личности. Понятие «смысл» в психологии имеет различные толкования. В контексте смыслогенеза личности смыслом является «личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта». Другим вариантом толкования является «смысл личностный -невербальный конструкт, отражающий знания, ценности, установки, отношения и индивидуальный опыт человека в их неразрывном единстве. Главное смысловое образование человека - смысл жизни (Франкл, Б.С.Братусь). «Смысл жизни - целостное представление личности о собственном предназначении, высшей цели, о фундаментальных основаниях собственного бытия, о жизненно необходимых, сущностно значимых ценностях. Человек является единственным живым существом, которому дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Смысложизненные ориентации – ключевые ценности, превалирующие на данном жизненном этапе и аккумулирующие значимые тенденции выбора направления самореализации. В словаре по этике это понятие сформулировано так: «Смысл жизни - осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет». Нужен ли смысл жизни? Ответ на этот вопрос мы находим у знатока человеческой души, у Ф.М.Достоевского: «Без какой-нибудь цели и стремления к ней,- пишет он,- не живет ни один живой человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище…» Смысл является важнейшим из понятий, касающийся жизни и функционирования любой личности. Без смысла невозможна никакая продуктивная деятельность, невозможно длительно что-либо делать, лишенное какого бы то ни было смысла. Смысл порождает цель, цель связана с побудительной силой, а мотив порождает необходимые силы и реализацию действия или циклов действий ради цели. Бессмысленная деятельность обречена, она блокируется, не возможно бесконечно делать то, что не имеет ни значения, ни смысла. То, что бессмысленно связано с концом, можно сказать со смертью, разрушением. Таким образом, можно отметить энергизирующую функцию смысла. Смысл дает токи жизни делу, деятельности, функционированию. Чем больше смысл, тем большим потенциалом он обладает. В противном случае, без осознания дальнейшего смысла своего существования больной, например после инфаркта, может не выжить. В целом можно сказать что без смысла нет жизни, без смысла жизни нет и самой жизни. В.Франкл - крупнейший исследователь смысла жизни на Западе. Он остро критикует тех, кто считает удовольствия и наслаждения смыслом жизни, обосновывая эту мысль тем, что удовольствия и наслаждения не существуют в отрыве от реальных объектов. Он говорит, что смыслы объективны и существуют вокруг нас, они существуют в отдельных жизненных ситуациях. Удовлетворение вообще не может быть смыслом жизни и при стабильном достатке и отсутствии препятствий, мешающих удовлетворению потребностей смысл жизни утрачивается. В.Франкл выдвинул гипотезу о существовании у человека особой, высшей потребности – стремления к смыслу жизни, не сводимой к потребностям. Это стремление удовлетворяется служением делу и любовью к людям. Если человек сосредоточен на себе, на своих наслаждениях и удовольствиях, то он не сможет найти смысл жизни. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем в большей степени он становится самим собой и тем полнее реализуется его стремление к смыслу. В отечественной психологии первая попытка раскрыть содержание понятия «смысл» была предпринята А.Н.Леонтьевым. В его трактовке смысл выступает как отношение мотива деятельности к ее цели. «Смысл жизни – не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу», - пишет В.Э. Чудновский. В 1998 году В.Э. Чудновский предложил рассматривать проблему смысла жизни человека в психологии с точки зрения следующих основных положений: а) смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов; б) функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания главной идеи, жизненной основной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов; в) существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни. |