Главная страница
Навигация по странице:

  • Время Ивана Грозного

  • Годы 1550–1564.

  • Курс лекций по русской истории


    Скачать 3.09 Mb.
    НазваниеКурс лекций по русской истории
    Дата06.04.2023
    Размер3.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла325135.pdf
    ТипКурс лекций
    #1042640
    страница16 из 64
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   64
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя
    Федора Алексеевича
    С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории»
    123
    Время Ивана Грозного
    Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе
    Грозного много содержания бурное детство великого князя период светлых реформ и счастливых войн на востоке ссора с советниками и опалы на них опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег – вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти факты. Материалы для истории Грозного далеко неполны, и люди, не имевшие с ним прямого знакомства, могут удивиться, если узнают, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и делах.
    Первые годы Таково прежде всего время его детства и юности. По восьмому году он остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение бояр, которые питали их яко иностранных или яко убожайшую чадь», так что Грозный, по его словам, пострадал во одеянии и во алкании. Внешние лишения сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоминал, как Шуйские вели себя Нам бо во юности детства играюще, а князь ИВ. Шуйский сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив, к нам жене преклоняяся». А в официальной обстановке, при народе,
    те же Шуйские почину низко преклонялися перед маленьким великим князем и тем учили его двуличию и притворству. Растащив многое из великокняжеского имущества, бояре явились перед мальчиком-государем грабителями и изменниками. Ссорясь и приходя ратью»
    друг на друга, бояре не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от него своих врагов. Шуйских сменял князь Бельский с друзьями, Бельского опять сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и партий до тех пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, – и от тех мест почали бояре от государя страх имети и послушание».
    Они льстили его дурным инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет храбрый и мужественный царь, – и из мальчика вышел испорченный и распущенный юноша, возбуждавший против себя ропот населения. Однако в конце 1546 и начале 1547 г.
    этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец "Хочу аз поискати прежних своих про- родителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести". Грозный, принимая венец, является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561). И не только в деле о царском венце, но и во всех своих выступлениях пред духовенством и боярами молодой царь обнаруживает начитанность и умственную развитость для своего времени это образованный человек. Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущенному морально юноше его знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник благотворного влияния на Грозного. Это – круг того митрополита Макария, который в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному делу – собирания великих миней-четьих» – ив их числе знаменитый священник Сильвестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на него хорошее влияние а Сильвестр прямо стал временщиком при Грозном и «владяше обема властми и святительскими и царскими, яко же царь и свя-
    С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории»
    124
    титель». Воздействие этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к вопросам богословского знания и политических теорий. Способный и впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей,
    и сам стал (по выражению одного из ближайших потомков – князя ИМ. Катырева-Ростов- ского) муж чюднаго рассуждения, в науке книжнаго поучения доволен и многоречив зело».
    Таким образом, моральное воспитание Грозного не соответствовало умственному образованию душа Грозного была всегда ниже его ума.
    Годы 1550–1564. С совершеннолетием Грозного начинается лучший период его деятельности. Влияние Сильвестра выразилось, между прочим, в том, что он собрал около царя особый круг советников, называемый обыкновенно избранной радой» (так именовал его в своем сочинении о Грозном кн. Курбский). Это не была ни ближняя дума, ни дума вообще,
    а особая компания бояр, объединившихся водной цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние надела рядом постановлений и обычаев, неудобных для московских самодержцев.
    Состоя, по-видимому, из потомков удельных князей, «княжат», рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти вострое столкновение с государем, сознающим свое полновластие. Столкновения и начались с 1553 г, вовремя тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что рада желала воцарения немаленького сына Грозного,
    Димитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летопись, а в боярях смута и мятежа царству почала быти во всем скудость. Полный разрыв царя с радою произошел около 1560 г, когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А. Адашев. До тех же пор, в продолжение 12–13 лет, правительственная деятельность Грозного шла под влиянием избранной рады и отличалась добрыми свойствами. В
    это время была завоевана Казань (1552), занята Астрахань (1556) и были проведены серьезные реформы.
    Завоевание Казани имело громадное значение для народной жизни. Казанская татарская орда связала под своей властью водно сильное целое сложный инородческий мир:
    мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за Волгой, нар. Унже и Ветлуге,
    и мордва за Окой задерживали колонизационное движение Русина востока набеги татар и прочих язык на русские поселения страшно вредили им, разоряя хозяйства и уводя в
    «полон» много русских людей. Казань была хронической язвой московской жизни, и потому ее взятие стало народным торжеством, воспетым народной песней. После взятия Казани,
    в течение всего 20 лет, она была превращена в большой русский город в разных пунктах инородческого Поволжья были поставлены укрепленные города как опора русской власти и русского поселения. Народная масса потянулась, немедля, на богатые земли Поволжья ив лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены народным трудом. В этом заключалось значение Казанского взятия, чутко угаданное народным умом. Занятие нижней Волги и Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское царство.
    Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным собором, заседавшим в Москве в 1550–1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание всякого чина из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делами земским. На этом соборе или сего одоб-
    С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории»
    125
    рения в 1550 г. был исправлен Судебник 1497 гав г. был составлен «Стоглав»,
    сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в
    Москве был создан целый план перестройки местного управления. Этот план, – говорит ВО. Ключевский, – начинался срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков, выборных старости целовальников и завершался уставными грамотами, отменявшими кормления. Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида 1) Ведению выборных людей передавались суди полиция в округе (губе. Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (те. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, губную избу. Избирали вместе все классы населения) Ведению выборных людей передавались не только суди полиция но и финансовое
    управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что тоже, наместничьи, то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г, и всем волостями городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. Кормленщики должны были впредь оставаться без кормов, и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название
    «кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, казны, получившие наименование четвертей или «четей», а бывшие кормленщики получили право на ежегодные уроки или жалованье из чети» и стали называться «четвертчиками».
    В связи с реформой местного управления и одновременно с ней шли меры, направленные к организации служилого класса. Служилые люди делились на статьи, или разряды.
    Из общей их массы в 1550 г. была выделена избранная тысяча лучших детей боярских и наделена поместными землями в окрестностях Москвы (подмосковные. Так образовался разряд дворян московских, служивших по московскому списку. Остальные служили
    «с городов и назывались детьми боярскими дворными и городовыми (позднее дворянами и детьми боярскими. В х гг. был установлен порядок дворянской службы
    (устроены сотни под начальством голов была определена норма службы с вотчин и поместий (с каждых 100 четвертей или полудесятин доброй земли человек на коне в доспехе»); было регламентировано местничество. Словом, был внесен известный порядок в жизнь, службу и хозяйство служилого класса, представлявшего собой до тех пор малодис- циплинированную массу.
    Если рядом с этими мерами припомним меры, приведенные в «Стоглаве», относительно улучшения церковной администрации, поддержания церковного благочиния и исправления нравов, – то поймем, что задуманный Грозными его «радой» круг реформ был очень широки по замыслу должен был обновить все стороны московской жизни. Но правительство Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине,
    что в нем самом не было согласия и единодушия. Уже в 1552–1553 гг. Грозный в официаль-
    С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории»
    126
    ной летописи жалуется на бояр, что они Казанское строение поотложиша», так как занялись внутренней реформой, и что они не хотели служить его сыну, а передались на сторону князя Владимира Андреевича. В 1557–1558 гг. у Грозного вышло столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которой, по-видимому, боярская рада не желала. А в 1560 гс кончиной жены Грозного Анастасии Романовны, у Грозного сего советниками произошел прямой разрыв. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть повели к репрессиям;
    однако эти репрессии еще не доходили до кровавых казней. Гонения получили решительный и жестокий характер только в связи с отъездами (изменой) бояр. Заметив наклонность недовольных к отъездам. Грозный брал с бояр, подозреваемых в желании отъехать в Литву,
    обязательства не отъезжать за поручительством нескольких лиц такими поручными грамотами он связал все боярство. Но отъезды недовольных все-таки бывали, ив г. успел бежать в Литву князь Андрей Михайлович Курбский, бросив вверенные ему на театре войны войска и крепость. Принадлежа к составу избранной рады, он пытался объяснить и оправдать свой побег нестерпимою яростию и горчайшею ненавистью Грозного к боярам его стороны. Грозный ответил Курбскому обличительным письмом, в котором противополагал обвинениям боярина свои обвинения против бояр. Обе стороны – монарх, стремившийся
    «сам править, и князь-боярин, представлявший принцип боярской олигархии, – обменялись мыслями с редкой откровенностью и резкостью. Бестужев-Рюмин в своей «Русской
    Истории» первый выяснил, что в этом вопросе о царской власти и притязаниях бояр-княжат основа была династическая. Потомки старой русской династии, «княжата», превратившись в служилых бояр своего сородича московского царя, требовали себе участия во власти а царь мнил их за простых подданных, которых у него не одно сто, и потому отрицал все их притязания. В полемике Грозного с Курбским вскрывался истинный характер избранной рады, которая, очевидно, служила орудием не бюрократически-боярской, а удельно-княже- ской политики, и делала ограничения царской власти не в пользу учреждений (думы, а в пользу известной общественной среды (княжат).
    Опричнина. Такой характер оппозиции привел Грозного к решимости уничтожить радикальными мерами значение княжат, пожалуй, даже и совсем их погубить. Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется опричниной Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся
    Москвой в завоеванных землях. И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной традиции, при покорении Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских мест. Это был испытанный прием ассимиляции, которой московский государственный организм усваивал себе новые общественные элементы. В особенности ясени действителен был этот прием в Великом Новгороде при
    Иване III ив Казани при самом Иване IV. Лишаемый местной руководящей среды завоеванный край немедля получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с ней тяготеть к общему центру – Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их владельцев –
    княжат и поселить их в отдаленных от их прежней оседлости местах, там, где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции условий на место же выселенной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных участках, образованных из старых больших вотчин. Исполнение этого плана Грозный обставил такими подробностями, которые возбудили недоумение современников. Он начал с того, что в декабре 1564 г. покинул Москву безвестно и только в январе 1565 г. дало себе весть из Александровской слободы. Он грозил оставить свое царство из-за боярской измены и остался во власти, по молению москвичей,
    только под условием, что ему на изменников опала своя класти, а иных казнити, и животы
    С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории»
    127
    их и статки (имущество) имати, а учинити ему на своем государстве себе опришнину: двор ему себе и навесь свой обиход учинити особной». Борьба с изменою была целью опричнина же была средством. Новый двор Грозного состоял из бояр и дворян, новой тысячи голов, которую отобрали также, как в 1550 г. отобрали тысячу лучших дворян для службы по Москве. Первой тысяче дали тогда подмосковные поместья второй – Грозный дает поместья в тех городах, которые городы поимал в опришнину»; это и были опричники, предназначенные сменить опальных княжат на их удельных землях. Число опричников росло,
    потому что росло количество земель, забираемых в опричнину. Грозный на всем пространстве старой удельной Руси, по его собственному выражению, перебирал людишек, иных
    «отсылал», а других принимал. В течение 20 последних лет царствования Грозного опричнина охватила полгосударства и разорила все удельные гнезда, разорвав связь «княженец- ких родов сих удельными территориями и сокрушив княжеское землевладение. Княжата были выброшены на окраины государства, остававшиеся в старом порядке управления и носившие названия «земщины», или земского. Так как управление опричнинскими землями требовало сложной организации, тов новом дворе Грозного мы видим особых бояр
    (думу), особых дворовых, дьяков, приказы, словом, весь правительственный механизм,
    параллельный государственному видим особую казну, в которую поступают податные платежи с опричнинских земель. Для усиления средств опричнины Грозный «поимал» в опричнину весь московский север. Мало-помалу опричнина разрослась до громадных размеров и разделила государство на две враждебных одна другой половины. Ниже будут указаны последствия этой своеобразной реформы Грозного, обратившего на свою землю приемы покорения чужих земель здесь же заметим, что прямая цель опричнины была достигнута, и всякая оппозиция сломлена. Достигалось это не только системой принудительных переселений ненадежных людей, но и мерами террора. Опалы, ссылки и казни заподозренных лиц,
    насилия опричников над изменниками, чрезвычайная распущенность Грозного, жестоко истязавшего своих подданных вовремя оргий, – все это приводило Москву в трепет и робкое смирение перед тираном. Тогда еще никто не понимал, что этот террор больше всего подрывал силы самого правительства и готовил ему жестокие неудачи вне и кризис внутри государства. До каких причуд и странностей могли доходить эксцессы Грозного, свидетельствует,
    с одной стороны, новгородский погрома с другой, вокняжение Симеона Бекбулатовича. В г. по какому-то подозрению Грозный устроил целый поход на Новгород, по дороге разорил Тверской уезда в самом Новгороде из 6000 дворов (круглым счетом) запустошил около и навсегда ослабил Новгород. Зато он пожаловал, тогда же взял в опричнину половину разоренного города и две новгородские пятины а вернувшись в Москву, опалился на тех, кто внушил ему злобу на новгородцев. В 1575 гон сделал великим князем всея Руси»
    крещеного татарского царят. е. хана) Симеона Бекбулатовича, асам стал звать себя князем московским. Царский титул как бы исчез совсем, и опричнина стала двором московского князя, а земское стало великим княжением всея Руси. Менее чем через год татарский царь был сведен с Москвы на Тверь, а в Москве все стало по-прежнему. Можно не верить вполне тем россказням о казнях и жестокостях Грозного, которыми занимали Европу западные авантюристы, побывавшие в Москве но нельзя не признать, что террор, устроенный Грозным, был вообще ужасен и подготовлял страну к смуте и междоусобию. Это понимали и современники Грозного например, Иван Тимофеев в своем Временнике говорит,
    что Грозный, «божиими людьми играя, разделением своей земли сам «прообразовал роз- гласие» ее, те. смуту.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   64


    написать администратору сайта