жопа. Результаты опричнины отрицательны
Скачать 11.98 Kb.
|
1. Ход опричнины. 3 декабря 1564 г. царь выехал из Москвы в Александровскую слободу и в начале января 1565 г. прислал в Москву две грамоты. В первой - адресованной боярам - обвинял их в изменах и отказывался от престола, а во второй объявлял посадским людям, что на них обид не держит. По приезду делегации боярства и духовенства царь согласился вернуться на престол с условием, самому выявлять и казнить «изменников» и учредить с этой целью «опричный двор». Опричниной ранее назывался удел, который выдавался вдовам князей или служилых людей. Но в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства была названа земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Было создано особое войско опричников, начался террор с целью «уничтожить измену». Особенно пострадал Новгород. Опричнина формально прекратилась в 1572 г. Смысл опричнины заключался в попытке подчинить все общество государству, направить на путь государственного служения методом террора. Опричнина затронула судьбы всего общества, от нее пострадали практически все сословия. Опричнина стала периодом фактиче-ских контрреформ, которые уничтожили большую часть положительных результатов реформ конца 40-х – 50-х гг. Результаты опричнины отрицательны: 1. Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть. Боярская Дума, Земские Соборы и местное самоуправление носят формальный характер. 2. Была утрачена стабильность монархии. 3. Сложилось тяжелое экономическое положение: многие области были разорены, тысячи людей погибли, крестьяне массово бежали на окраины государства. 4. Ослабла военная мощь России и внешнеполитические позиции страны. 5. Произошла духовная деградация общества. Опричнина была обусловлена внутренними причинами, борьбой между сторонниками реформ и компромиссов и сторонниками жесткого контроля над обществом. Она установила неограниченную власть монарха, повернула российскую государственность на самодержавный путь развития. В этом и заключается ее основное значение. После смерти Ивана IV Россия находилась в состоянии экономического и политического кризиса. Оценки правления Ивана Грозного, и его личности очень противоречивы. 2. Начало XVII в. современники, а затем историки назвали Смутным временем. Смута в своем развитии прошла три этапа: 1. 1598 – 1605 гг. – династический этап. Конфликт охватывает верхи русского общества. 2. 1605 – 1609 гг. – социальный этап. В конфликт втянуты все сословия России. 3. 1610 – 1613 гг. – национальный этап. Сословия вынуждены были объединиться, чтобы спасти страну от иноземного вторжения и сохранить национальную независимость. Факторы Смуты: негативные последствия опричнины, когда был дискредитирован идеал царской самодержавной власти; династический кризис, т.е. пресечение династии Рюриковичей (трагическая гибель царевича Дмитрия, а затем смерть бездетного Федора; экономический кризис (неурожая, массовый голод); социальный кризис (накопившиеся противоречий между сосло-виями). Картина Смуты в целом: безвластие, массовое неповиновение, крестьянские волнения, гражданская война, отпадение ряда областей от центра, разрушение всех связей (кроме духов-ных) внутри страны. Основные события Смуты: После смерти бездетного Федора I Иоанновича, последнего Рюриковича, Земский собор избрал царем Б.Ф. Годунова. Неурожаи и голод 1601-1603 гг. привели к массовому недовольству царем. В 1605 г. авантюрист и самозванец Григорий Отрепьев, под именем Дмитрия (младшего сына Ивана IV) стал русским царем. Невыполнение обещаний, разграбление казны, опора на иностранных наемников, слухи о сговоре с папой римским, вызывающее поведение «царя» и его польской жены Марины Мнишек вызвали недовольство у москвичей. В июне 1606 г. Лжедмитрий I был убит. Василий IV Шуйский (1606-1610) пытался овладеть ситуацией, сумел подавить крупное восстание низов под руководством Ивана Болотникова. Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение неизвестно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 г. в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву. В 1609 г. Произошел раскол страны: образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. В июле 1610 г. Василия Шуйского заставили отречься от престола, и он умер в плену у поляков. На русский престол был приглашен польский королевич Владислав. Под предлогом подготовки его приезда польские войска оккупировали Москву и ряд других городов. В 1610-1611 реальная угроза уничтожения русской государственности. Смоленск был захвачен поляками, Новгород – шведами. Осенью 1611 г. земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал к борьбе с захватчиками. Для снаряжения ополчения (второго) были введены чрезвычайные налоги, сборы (сам Кузьма отдал треть своего имущества). Был создан Совет всей земли, позже – правительство. Ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский, который отличился в составе первого ополчения. 26 октября 1612 г. поляки, находившиеся в Кремле, сдались. В январе 1613 г. Земский собор в Москве избрал на престол Михаила Федоровича Романова, который положил начало новой династии. Смута разорила страну и ухудшила ее международное положение. Выход в Балтийское море был полностью потерян на 100 лет. В качестве вывода ответьте на вопрос: насколько Смута изменила традиционный уклад Московского Царства? 3. Весь XVII век называют «бунташным» веком. Это был сложный исторический период, очередной этап в утверждении Российского централизованного государства. Много изменений происходит в России в царствование Алексея Михайловича Романова (1645-1676). В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение – основы законодательства России. Оно утверждало принципы централизованного государства, сильную власть царя, единую систему управления по всей стране, несколько ограничивало роль церкви, юридически оформило систему крепостного права в России. Теперь крестьяне вместе со своими семьями были навсегда прикреплены к своему хозяину. В дальнейшем крепостное право будет отрицательно влиять на политику и экономику страны. В середине XVII в. происходят многочисленные бунты населения против тяжелых условий жизни. Самые известные: «Медный бунт», «Соляной бунт». В 1670-1671 гг. произошла крестьянская война под предводительством Степана Разина, который выступил против московского правительства. Под власть Разина попали многие города: Астрахань, Царицын, Саратов, Самара и др. Под городом Симбирском его войска были разбиты, а он был казнен. Эта война продемонстрировала недовольство широких народных масс. В 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией, территория России увеличилась. В середине XVII в. произошло важное событие в истории России: церковная реформа, инициатором которой был патриарх Никон. Главная цель реформы: устранить различия в богослужебной практике между русской церковью и другими православными церквями. Изменения были небольшими, они не затронули основ православия, а изменили лишь некоторые обряды. Но российское общество, консервативное в своей основе, разделилось на тех, кто поддерживал реформы и тех, кто был против них. Последних называли старообрядцами, официальная реформированная церковь преследовала их. Суть идеологии старообрядчества в следующем: · Идеализация и защита старины, старой веры, неприятие всего нового, что проникало в их среду со стороны; · Проповедь национальной ограниченности, замкнутости, ограничение связей, особенно с иностранными государствами; Спасение души, ради чего возможно принятие мученического венца, вплоть до самосожжения. Старообрядцы часто заканчивали жизнь самосожжением по религиозным соображениям, скрывались на окраинах России. Старообрядцами становились не только по религиозным убеждениям, но и в знак протеста против власти. Сравнивая процесс Реформации в Европе с церковной реформой Никона в России, важно помнить, что Реформация – это широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви. Ее главная идея – между Богом и человеком возможны только непосредственные личные отношения, а церковь не нужна для спасения души человека. Каждый сам отвечает перед Богом за свои поступки. Спасение души – это дар Бога, он предопределен, его признаком служит успех в делах. Поэтому основная формула протестантизма: «Молись и работай». Под влиянием протестантизма сложился новый тип личности, с новой системой ценностей и трудовой этикой, что подготовило переход от традиционного к модерни-за ционному обществу. Изменение (упрощение) культа богослужения - это то немногое, что объединяет Реформацию и реформу Никона. Российская реформа не касалась основ вероучения, роли церкви в жизни общества, взаимоотношений церкви и общества. В Расколе выразилось отношение общества к попыткам изменить традиционный уклад. XVII век обозначил серьезные проблемы Московского государства в экономическом развитии, военном деле и пр. В России назревает необходимость перемен. В продолжение церковной реформы царь Алексей Михайлович готовил идею о разделении светской и духовной власти. В 1667 г. после упорной борьбы эта идея была признана церковью. Россия получила возможность стать светским обществом. Реформа церкви открыла возможность последующим преобразованиям в остальных сферах об-щественной жизни, хотя и ценой глубокого раскола. |