|
ФилософияДюрк.. Курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. А в 1896 году он возглавил кафедру социальной науки
Э. Дюркгейм - классик социологии Преподаватель: Рябова Мария Эдуардовна Готовила: Савкина Алиса ЛТМ131-3 Жизненный путь Э. Дюркгейма - Давид родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, в семье небогатого раввина.
- В 1879 году с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году.
- Три года преподавал философию в провинциальных лицеях. А в 1885 году предпринял поездку в Германию.
- По возвращении из Германии Дюркгейм читает курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.
- А в 1896 году он возглавил кафедру «социальной науки». Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы – «Правила социологического метода» (1895 год) и «Самоубийство» (1897 год).
- В 1902 году Дюркгейм, получив звание профессора, перешел в Сорбонну. Здесь он возглавил кафедру «науки о воспитании».
- А в 1913 году кафедра была переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии».
- В этот же период вышла его последняя крупная работа – «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 год).
- Умер Эмиль Дюркгейм 15 ноября 1917 года в Париже, был похоронен на кладбище Монпарнас.
Предпосылки Дюркгеймовской социологии - Из наиболее удаленных о времени предшественников Э. Дюркгейма следует отметить, прежде всего, трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Эмиль Дюркгейм был убежденным рационалистом, начало которому положил Р. Декарт. Книга «Правила социологического метода»
- Из более поздних предшественников Дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и О. Конта.
- Важную роль в формировании воззрений Э. Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Многие его концепции разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя.
Социология Дюркгейма Социология Дюркгейма Социология как наука о социальных фактах
Предмет социологии
Методологические принципы
Особая реальность, основу которой составляет соц. факты
«Социальные факты нужно рассматривать как вещи»
Приоритет социальной реальности над индивидуальной
Обязательность применения социологического метода для всех общественных наук
Морфологические факты (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д.)
Духовные факты
(религия, мораль, право и т.д.) Структура социологии По мнению Дюркгейма, включает в себя: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. - Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.).
- Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п.
- Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.
- Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними.
- Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т.п.
- Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п.
- Органическая солидарность возникает в более развитых обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п.
При этом различают два аспекта этого понятия: 1. онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей; 2. методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности). Социальные факты Социальные факты - Ядром исследований Дюркгейма выступали социальные факты, понятие, введённое им для описания явлений, которые существуют сами по себе, не зависят от действий индивидов, однако оказывают на них принудительное воздействие. Социальные факты могут выступать как в материальной, так и в нематериальной форме, представляя собой физические объекты или смыслы, настроения и иные проявления соответственно.
Общество, массовое сознание и культура - Массовое сознание, таким образом, имеет ключевое, жизнеобеспечивающее значение для социума. Массовое сознание «создаёт» общество и удерживает его в состоянии единства, и в то же время само массовое сознание создаётся посредством взаимодействий индивидов.
Социальные патологии и преступность - Дюркгейм писал, что существует ряд патологий, способных нарушить целостность общества. Две из них — аномия и принудительное разделение труда — играют ключевую роль, другие, как, например, суицид и слабая координация, менее значимы.
- Под аномией Дюркгейм понимает состояние, при котором слишком быстрый рост численности населения уменьшает объём отношений и взаимодействий между различными группами, что ведёт к нарушению взаимопонимания, то есть распаду норм, ценностей и т. д.
- Говоря о принудительном разделении труда, социолог подразумевает ту ситуацию, когда власти, ведомые жаждой наживы, принуждают людей к тем видам деятельности, к которым они не приспособлены.
Суицид Суицид - «Суицид» В книге «Суицид» (1897) учёный, среди прочего, исследует причины, обусловившие разницу в показателях суицида между протестантами и католиками. Он писал, что меньшее относительное количество самоубийств среди католиков объясняется более сильным социальным контролем в их сообществах.
- Данная работа стала предметом многих академических дискуссий, и в отношении книги были сформулированы несколько критических замечаний.
- Во-первых, Дюркгейм воспользовался данными прошлых исследований, осуществлённых Адольфом Вагнером, Энрико Морзелли и другими учёными, которые были, как правило, более осторожными в обобщениях, чем Дюркгейм.
- Во-вторых, представители следующих поколений социологов обнаружили, что различия в показателях суицида между католиками и протестантами характерны лишь для немецкоговорящих регионов Европы, поэтому они, вероятно, обусловлены другими факторам.
Религия - Дюркгейм определил религию так: «Религия есть унифицированная система верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными, — верований и практик, которые объединяют в одном-единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их.Эмиль Дюркгейм, «Элементарные формы религиозной жизни»»
- Таким образом, Дюркгейм оставляет лишь три основные концепции: священное, то есть идеи, которые невозможно изложить должным образом, идеи, внушающие благоговение и заслуживающие уважения или преданности; верования и практики, которые способны ввести верующих в состояние коллективного возбуждения; нравственное сообщество, то есть группа людей, приверженных общей этической системе.
СПАСИБО! «Нигде не испытываешь такой потребности видеть соотечественников, как в чужой стране.» «Nulle part vous ne ressentez un tel besoin de voir des compatriotes que dans un pays étranger.» (с) Durkheim |
|
|