Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое задание подготовила Т.В.Калинина

  • «Огромное большинство людей

  • Станиславский К.С. Сценическая речь Цель

  • Эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела: 1. Дыхание 2. Голос 3. Дикцию 4. Орфоэпию.

  • ВАЖНО

  • Сценическое движение Цель

  • Среди всех видов сценических движений выделяют

  • Рабочие или профессиональные.

  • 4. Иллюстративные – показать качества предмета жестами, движением тела. Используются редко на сцене, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания текста 5.

  • Пантомимические или эмоциональные

  • «Сценическое движение» построена на последовательном изучении тем путем практической работы, самостоятельной работы и консультаций Сценическая речь и сценическое

  • Методики обучение детей основам сценической речи и сценическому движению. практическая работа. Курс повышения квалификации Искусство театра в учреждениях дополнительного образования детей


    Скачать 1.63 Mb.
    НазваниеКурс повышения квалификации Искусство театра в учреждениях дополнительного образования детей
    АнкорМетодики обучение детей основам сценической речи и сценическому движению
    Дата17.06.2022
    Размер1.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапрактическая работа.pdf
    ТипУрок
    #600038

    Методики обучение детей основам сценической речи и сценическому движению
    курс повышения квалификации
    «Искусство театра в учреждениях
    дополнительного образования детей:
    актуальные вопросы методики и
    организации учебной деятельности»
    «ИНФОУРОК»

    Методики обучение детей
    основам сценической речи и
    сценическому движению
    2022
    Практическое задание
    подготовила
    Т.В.Калинина

    Каждый артист должен освоить не только актёрское мастерство, но и сценическую речь и сценическое движение.
    Чтобы в совершенстве владеть своим телом, голосом и эмоциями.

    «Огромное большинство людей
    плохо,вульгарно пользуются речью в своей жизни.
    Однако они привыкли к ней
    и не замечают своих недостатков.»
    Станиславский К.С.

    Сценическая речь
    Цель: развить и усовершенствовать природные речевые и голосовые возможности будущих актеров
    Задачи:
    - воспитание дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры актера; - обучение процессу овладения авторским словом, его содержательной, действенной, стилевой природой.
    - овладение смешанно-диафрагматическим дыханием; - постановка речевого голоса; - освоение литературного произношения; - развитие четкой дикции
    - освобождение от мышечных зажимов, исправление индивидуальных дикционных недостатков

    Речь на сцене всегда занимала и занимает место в характеристике того или иного стиля актёрского исполнения. Внимание к содержательности сценической речи, передачи оттенков мысли и чувств, к яркой эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы актёров
    Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации.
    Практическое овладение техникой речи, дает возможность человеку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение, волю.

    Такая речь – уже искусство.
    Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство.
    Очень важно знать не только ЧТО говорить, но и
    КАК говорить. Живое слово остаётся главным оружием, главной действующей силой в общении с людьми. Отсюда, особое внимание к звучанию слова, к его произношению, внимание к дикции, ибо, чёткая, ясная, правильная речь, когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный и гибкий голос передаёт все оттенки мысли, совершенно необходимы для каждого человека, кто говорит публично. Речь вялая, монотонная затуманивает содержание лекции, высказывания и не воспринимается слушателями.
    Не так редки случаи, когда после нескольких лет напряжённого и неумелого пользования, голос становится бесцветным, хриплым и потому хуже воспринимается окружающими, быстро утомляя их и зачастую даже раздражая и настраивая против говорящего и его речи.

    Огромное значение слову к орудию мысли и познания придавалось ещё в античной риторике. Говорить короткими фразами считалось так же нежелательно, как и длинными. Стиль должен соответствовать предмету разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопарна, или наоборот, стиль её слишком низок, то она не достигнет цели и не будет воспринята слушателями.
    Опыт доказывает, что только определённый режим поведения и постоянная тренировка помогают сохранить на много лет все качества голоса, его звучание.

    Огромное значение слову к орудию мысли и познания придавалось ещё в античной риторике. Говорить короткими фразами считалось так же нежелательно, как и длинными. Стиль должен соответствовать предмету разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопарна, или наоборот, стиль её слишком низок, то она не достигнет цели и не будет воспринята слушателями. Опыт доказывает, что только определённый режим поведения и постоянная тренировка помогают сохранить на много лет все качества голоса, его звучание.

    Обучение технике речи является и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова.
    Любая речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо
    поставленного голоса.
    Умение владеть голосом тесно связано с развитием
    фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит от ясности, отчётливости произношения – дикции. Речь должна быть достаточно правильной, соответствовать орфоэпическим нормам произношения.
    Только наличие этих условий даёт возможность передать всё этическое и эмоциональное богатство своей речи.

    Эта дисциплина включает в
    себя четыре основных раздела:
    1. Дыхание
    2. Голос
    3. Дикцию
    4. Орфоэпию.

    Как подготовительный этап при обучении вводиться:
    1.гигиенический и вибрационный массаж
    2.упражнение на мышечное расслабление
    3.овладение элементами аутогенной тренировки.
    При обучении техники речи упражнения на развитие дыхания голоса, дикции и орфоэпии проводятся одновременно.
    Почему?
    Потому, что дыхание, артикуляция и голосообразование – это единые физиологические процессы.

    И только после этого учимся делать логические паузы и логические ударения. Паузы совпадают со знаками препинания, но могут быть и там, где на письме таковых нет. Каждый знак препинания: точка, точка с запятой, запятые, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие имеет свою интонацию. Логическое ударение
    (акцент) зависит от цели высказывания. Достигается это изменением высоты тона, которое даёт возможность полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Чтобы усвоить все правила необходимо тренироваться.

    Такую программу обучения проводят со школьниками, а с дошкольниками проводится фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
    Основой занятия может быть сказочный сюжет, воображаемого путешествия или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Такие занятия включают в себя работу над дыханием и развитием голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, пальчиковая игра. Используются чистоговорки, скороговорки, речевые игры, упражнения для развития чувства ритма и внимания

    Успешность работы зависит, в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
    Станиславский считал сценическую речь наиболее сложным участком актерского мастерства. Функционирование речевого аппарата осуществляется синхронной работой трех, теснейшим образом между собой связанных систем:
    дыхательная;
    • артикуляционная;
    • голосообразующая.

    ДИКЦИЯ.
    ЧИСТОТА
    ЗВУКА – ГИМНАСТИКА ГУБ
    Точное произнесение звуков возможно лишь при
    безупречной работе языка, губ, нижней челюсти. У многих
    людей эти артикуляционные органы столь же слабо развиты,
    как и мышцы живота.
    Малоподвижный язык, стиснутые тревогой челюсти, рыхлые,
    вялые губы съедают чистоту звука. Поэтому работу над
    дикцией необходимо начинать с артикуляционной
    гимнастики

    Начнем с разминки
    губ:
    Наберите воздух в
    рот, раздувая щеки
    и плотно
    сомкнутые губы.
    Пусть воздух
    прорвет
    сопротивление и
    вырвется наружу.

    ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ
    УПРАЖНЕНИЯМ
    «Волейбольная сетка»
    Верхняя и нижняя губы – это края волейбольной сетки. Уголки губ – точки ее закрепления.
    «Расправьте» «волейбольную сетку» так, чтобы стали видны ее
    «клетки» (зубы и частично десны передних верхних зубов). А теперь натяните ее. Особенно упругим должен быть верхний «шнур».
    Уголки губ, растянувшись в стороны, помогут вам добиться желаемой упругости губ, особенно верхней. Кроме того, упругость губ должна обеспечиваться тонусом мускулатуры самих губ и прилегающих к ним мышц.
    «Снимите сетку со столбов» (губы возвращаются в положение покоя).
    ВАЖНО! «Натягивание сетки» должно осуществляться только губными и лицевыми мышцами. Шейные мышцы подключать нельзя.

    «
    Маятник»
    Вытяните губы трубочкой – это маятник часов.Маятник начинает совершать ритмичные движения влево – вправо, амплитуда постоянно меняется; меняется и скорость: то ускоряем, то замедляем движение маятника.
    ВАЖНО! Следите, чтобы не напрягались мышцы шеи.
    «Ванька - встань-ка»
    Собранные трубочкой губы совершают перемещение в вертикальном направлении.
    Ванька – встань-ка поднялся – губы идут вверх, поклонился – вниз

    «Кто сильнее»
    Губы плотно сомкнуты, они не хотят уступать свои границы, при этом стремятся захватить территорию соперника. Вначале верхняя губа старается преодолеть сопротивление нижней и постепенно оттесняет ее вниз.
    Затем роли их меняются.
    После того, как выяснилось, что их силы равны, губы начинают массажировать одна другую, а затем выбивают ритм чечетки.
    При этом челюсти плотно сжаты. Ритм любой мелодии выбивается легко и непринужденно.

    Сценическое движение-
    это занятия для развития тела.
    Куда входят упражнения на физическое развитие и физическую выносливость.
    Умение держать баланс, фехтование, выполнение каскадерских трюков, освоение разных походок и подражание пластики разных животных, это тоже относится к сценическому движению

    Сценическое движение
    Цель: Развитие театрально-исполнительских способностей детей и подростков, воспитание их пластической культуры, а также формирование комплекса навыков, позволяющих выполнять задачи различной степени сложности
    Задачи:
    - воспитание пластической и физической культуры тела
    - развитие природной одаренности каждого
    - обучение основам движений и акробатики.
    - развить легкость, подвижность, пластику, воображение, фантазию, память и наблюдательность.

    Среди всех видов сценических
    движений выделяют:
    1. Локомоторные – простые, бытовые, автоматические.
    Это основная часть практически любого действия.
    Актеры в первую очередь учатся управлять бытовыми, повседневными движениями

    2. Рабочие или профессиональные.
    Приобретаются в процессе работы на определенной должности. К примеру, учителя часто непроизвольно показывают что-то карандашом или рукой в процессе дружеской беседы. Такие неуловимые жесты актеры замечают и копируют, чтобы каждое движение выглядело легко и непринужденно.

    3. Семантические – восклицания, вопросы, утверждения, отрицания.
    Они отражают определенный смысл и понятны окружающим, к примеру, «Пойдем» – взмах руки

    4. Иллюстративные –
    показать качества предмета жестами, движением тела. Используются редко на сцене, чтобы не отвлекать внимание зрителя от содержания текста

    5. Пантомимические или эмоциональные
    непроизвольные жизненные движения, которые должны полностью передать эмоции героя. Пантомима стоит отдельно. Ведь это искусство общения без каких-либо слов. Однако, профессиональные актеры стараются освоить и ее.

    Методика проведения занятий в дисциплине «Сценическое движение»
    построена на последовательном изучении тем путем практической работы, самостоятельной работы и консультаций

    Сценическая речь и сценическое
    движение имеет важную роль в жизни каждого артиста. Но в современном мире к этим направлениям обращаются и люди не связанные с театром.
    Использование каждого из направлений даёт возможность создания условий для всестороннего художественно-творческого развития личности обучающегося, расширение сферы его духовных потребностей, формирование его духовного мира, взглядов и его художественного вкуса. Всё это подразумевает умение ориентироваться во всём многообразии и многоплановости каких- либо направлений культуры и искусства, как исторического наследия, так и современности


    написать администратору сайта