Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • 1.1. Описание предметной области

  • 1.2 Графическая нотация описания бизнес процессов IDEF0

  • 1.4. Функциональные требования к системе

  • 2.1. Методология объектного проектирования и анализа на языке UML

  • 2.2. Диаграмма вариантов использования

  • 2.3. Диаграмма классов

  • 2.4. Диаграмма активности

  • 2.5. Диаграмма последовательностей

  • 2.7. Построение ER диаграммы

  • курсовая. Курсовая работа дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеКурсовая работа дисциплина Высокоуровневые методы информатики и программирования
    Дата02.12.2018
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #58483

    Министерство образования и науки РФ

    Новокузнецкий институт (филиал)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования

    «Кемеровский государственный университет»
    Кафедра информатики и вычислительной техники

    им. В.К. Буторина

    Выполнил: студент группы ПИТа – 15-1

    Симаков И.А.


    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Дисциплина: Высокоуровневые методы информатики и программирования.

    Тема курсовой работы: Автоматизированная система продажи авиабилетов.

    Руководитель: к.т.н.,

    доцент

    Степанов Ю.А.

    Курсовая работа защищена

    с оценкой «_______________»

    Дата защиты «___» _______ 2017 г.

    ___________________________

    Новокузнецк, 2017

    Новокузнецкий институт (филиал)

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

    высшего образования

    «Кемеровский государственный университет»
    Факультет информационных технологий
    Кафедра информатики и вычислительной техники

    им. В.К. Буторина


    ЗАДАНИЕ НА курсовую РАБОТУ

    по дисциплине Высокоуровневые методы информатики и программирования.

    Студент Симаков И.А. Группа ПИТа – 15-1
    Тема Автоматизированная система продажи авиабилетов.


    Срок представления к защите «____» _______________ г.

    дата

    Исходные данные для курсовой работы: индивидуальное задание, обзор литературных и других источников; среда разработки Microsoft Visual Studio.
    Содержание пояснительной записки, перечень подлежащих разработке вопросов:

    • описательная постановка задачи;

    • стратегия решения задачи;

    • интерфейсная часть проекта;

    • описание отдельных частей проекта;


    Перечень иллюстративного и (или) графического материала:

    концептуальная модель базы данных, диаграмма прецедентов, диаграмма классов, диаграмма компонентов, иллюстрация работы автоматизированной системы фирмы по продаже авиабилетов.
    Руководитель курсовой работы

    канд. техн. наук, доцент кафедры Ю.А.Степанов

    подпись

    Дата выдачи задания «» 2017г.

    Задание принял к исполнению Симаков И.А.

    подпись

    Оглавление


    Введение 4

    1.Основная часть 5

    2. Стратегия решения задачи 8

    3. Описание интерфейсной части проекта 14

    4. Реализация программных модулей 17

    Список использованных источников 19



    Введение


    В любой организации возникает проблема организации управления данными. Автоматизация позволяет хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных.

    В наши дни информационная сеть окутала практически всю планету. Каждый день мы сталкиваемся с информационными системами: на автостоянках (по карточкам), в универмагах, даже при устройстве на работу.

    С каждым годом совершается все больше полетов, что влечет за собой повышение требований по уровню, скорости и удобству обслуживания клиентов.

    Чем доступней становятся компьютерные технологии, тем больше появляется непрофессиональных пользователей. Поэтому одной из задач разработчиков любых приложений, в том числе и ИС, является создание интуитивно понятного интерфейса. Эта задача так же будет выполнена в курсовой работе.

    Целью данной работы разработка автоматизированной информационной системы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    1) изучение предмета исследования;

    2) построение UML диаграмм;

    3) разработка пользовательского интерфейса;

    4) разработка классов для реализации программы.

    1.Основная часть


    1.1. Описание предметной области

    Авиакасса – это организация, продающая авиабилеты. Основная задача проектирования АИС состоит в том, что требуется снизить необходимость в ручной деятельности при операциях с большими объёмами данных, например, поиск рейса удовлетворяющего желанием клиента.
    1.2 Графическая нотация описания бизнес процессов IDEF0
    Для более детального изучения и рассмотрения такого процесса как «продажа авиабилетов» следует воспользоваться методологией описания бизнес-процессов IDEF0, который постепенно детализируется до необходимого уровня. Основу графического языка IDEF0, синтаксис и семантика которого определены с абсолютной строгостью, составляют блоки и соединяющие их стрелки, которые формируют иерархию детализируемых диаграмм.

    Диаграммы, представленные на рисунках 1-5 были построены при помощи программного продукта Microsoft Visio.


    Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Продажа авиабилетов»



    Рисунок 2 –Декомпозиция контекстной диаграммы «Продажа авиабилетов»

    Рисунок 3 – Декомпозиция процесса «Выбор рейса»



    Рисунок 4 – Декомпозиция процесса «Выбор мест»



    Рисунок 5 – Декомпозиция процесса «Продажа»

    1.4. Функциональные требования к системе
    Основная задача состоит в разработке автоматизированной информационной системы (АИС) для кассиров, с помощью которой они смогут просматривать и редактировать базу данных, осуществлять поиск по параметрам, продавать и возвращать билеты.

    2. Стратегия решения задачи



    2.1. Методология объектного проектирования и анализа на языке UML
    UML (Unified Modeling Language) – это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML выступает в качестве языка широкого профиля, это – распространенный открытый стандарт, использующий широкие графические компоненты обозначений для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью.
    UML был разработан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML помог разработчикам программных продуктов достигнуть согласия в графических обозначениях для представления общих понятий таких, как класс, компонент, обобщение, агрегация и поведение, а также дал больше возможностей для концентрации внимания на проектировании и архитектуре создаваемых как целых систем, так и отдельных их модулей.

    Далее приведены такие диаграммы, как:

    • диаграмма вариантов использования;

    • диаграмма классов;

    • диаграмма активности;

    • диаграмма последовательностей;


    2.2. Диаграмма вариантов использования
    Диаграммой вариантов использования, называют диаграмму, на которой изображена совокупность прецедентов и актеров, а также отношения между этими элементами.

    Актер - любая сущность, взаимодействующая с системой извне или множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами. Стандартным графическим обозначением субъекта на диаграммах является фигурка "человечка", под которой записывается конкретное имя субъекта, однако субъектом может быть не только человек, но и техническое устройств о, программа или любая другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему.

    Прецеденты - это описание множества последовательностей действий (включая их варианты), которые выполняются системой. При этом ничего не говорится о том, каким образом будет реализовано взаимодействие субъектов с системой, это одна из важнейших особенностей разработки прецедентов. Стандартным графическим обозначением прецедента на диаграммах является эллипс, внутри которого содержится краткое название прецедента или имя в форме глагола с пояснительными словами.

    В нашей системе 2 актера: Клиент который может купить или вернуть билет, он может искать рейс по параметрам, и Продавец, который редактирует БД и осуществляет поиск по параметрам, которые ему предоставит Клиент.



    Рисунок 6 – Диаграмма прецедентов
    2.3. Диаграмма классов
    Класс в программировании — это универсальный конструктор описания объектов и терминов. Под объектами мы подразумеваем как любой объект окружающего нас мира, так и любой несуществующий в природе объектно ориентированного программирования.

    Диаграмма классов отражает различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также может описывать их внутреннюю структуру и типы отношений.

    Для решения поставленной задачи курсовой работы были разработаны такие классы как: «Form1», «Клиент», «Продавец» и «Рейс»

    1. Класс «Form1» отвечает за управление главной формой приложения, так же является связующим звеном с другими классами.

    2. Класс «Клиент» содержит поля данных о клиенте. Он взаимодействует с классом «Form1» посредством различных операций: выбор мест, выбор клиента и покупка.

    3. Класс «Продавец» осуществляет поиск рейсов по дате и\или по месту назначения и осуществляет возврат билета.

    4. Класс «Рейс» содержит поля данных о рейсе, который выбрал Клиент и графически изображает места.



    Рисунок 7 – Диаграмма классов
    2.4. Диаграмма активности
    Диаграмма активности используется для отражения состояний моделируемого объекта. Этот тип диаграмм позволяет показать не только последовательность процессов, но и ветвление и даже синхронизацию процессов. Также диаграмма активности позволяет проектировать алгоритмы поведения объектов практически любой сложности, в том числе может использоваться для составления блок-схем.



    Рисунок 8 – Диаграмма активности

    2.5. Диаграмма последовательностей
    Взаимодействие объектов системы происходит посредством приема и передачи сообщений и обработки этих сообщений. При этом сообщения могут быть адресованы и объекту, который отправил его. Диаграмма последовательностей позволяет наглядно отразить последовательность передачи сообщений между объектами.



    Рисунок 9 – Диаграмма последовательностей
    2.7. Построение ER диаграммы

    Диаграммы "сущность-связь" (ER-диаграммы) являются стандартным представлением информационной модели предметной области. С помощью ER-диаграмм можно графически изобразить элементы информационной модели прибегая к простым, интуитивно понятным, но строго определенным правилам - нотациям. Основным структурным компонентом базы данных является таблица, которая содержит в себе записи определенной формы. Отдельная запись таблицы указывает всю необходимую информацию о каждом элементе базы данных. Такие отдельные структурные элементы называют полями таблицы.

    Для решения поставленной задачи курсовой работы, были созданы 6 таблиц:

    1. Клиеты – в ней хранятся основные данные о покупателе, номер рейса в котором он купил билет и сумма покупки.

    2. Места клиента – в ней хранятся данные о местах купленных покупателем.

    3. Рейс – в ней хранятся информация о рейсе(Дата отлета, место назначения и время полета).

    4. Места – в ней хранятся информация занятых местах каждого рейса.

    5. Цены – в ней хранятся информация о ценах на билеты.

    6. Количество мест – в ней хранятся информация о количестве мест в определенном типе самолете.


    В результате была построена ER диаграмма, изображенная на рисунке



    Рисунок 9 – ЕR диаграмма


    3. Описание интерфейсной части проекта


    После запуска программы открывается главная форма приложения на которой можно просматривать или редактировать данные в таблицах (рисунок 10), которые можно переключать с помощью выпадающего списка в главном меню (рисунок 11), если выбрана таблица рейс, то появляется календарь, с помощью которого можно выбрать дату отправления.


    Рисунок 10 – Просмотр таблиц.



    Рисунок 11 – Выпадающий список.

    Чтобы продать билет нужно перейти во вкладку «Поиск рейса», где можно посмотреть основную информацию по рейсам и совершить поиск по дате отправления (с помощью календаря) и\или по городу (рисунок 12)



    Рисунок 12 – Поиск рейса

    При нажатии на подходящий вариант отобразится панель регистрации и панель с выбором мест в виде разноцветной таблицы, при нажатии на место оно выделяется (рисунок 13).



    Рисунок 13 – Покупка

    После заполнения персональных данных, выбора мест и нажатии на кнопку «Оформить заказ» данные заносятся в базу данных.
    Чтобы вернуть билет нужно перейти во вкладку «Возврат билета», где нужно найти человека, который хочет вернуть билет и нажать на него, после чего он удалиться из базы, а места снова станут свободными (рисунок 14).



    Рисунок 14 – Возврат билета

    4. Реализация программных модулей




    1. Класс «Клиент» хранит информацию о клиенте(Ф.И.О.,рейс и места занятые им), у класса следующие методы:

      1. «ВыборМест» - задействуется когда клиент выбирает места в самолете, проверяет не занито ли место если нет занимает его и увеличивает общюю стоимость на цену места.

      2. «Покупка» переност данные покупателя в базу.

      3. «ВыборКлиента» получает из базы данные клиента для последующего удаления.

    2. Класс «Рейс» хранит информацию о рейсе(количество свободных мест и цены на них), у класса следующий метод:

      1. «ПоказМест» изображает места в виде разнцветной таблицы.

    3. Класс «Продавец» - служит для поиска рейсов и возвращения билетов, имеем следующие методы:

      1. «ПоказатьРейсы» загружает таблицу с данными о рейсах.

      2. «ПоискДата» поиск по дате.

      3. «ПоискМесто» поиск по месту.

      4. «ПоискДата-Место» поиск по дате и времени.

      5. «ВернутьБилет» удаляет покупателя из базы и освобождает места.

    4. Класс «Form1» главный класс который управляет всем приложением он иницилизирует все методы других класов.


    Заключение

    В ходе выполнения задания по курсовой работе, была разработана АИС продажи авиабилетов, которая позволяет автоматизировать продажу авиабилетов. Данная автоматизированная система позволит сократить время покупателя, сократит время поиска рейса и устранит от лишней бумажной работы. В курсовой работе использовалась методология объектного проектирования на языке UML. Были построены такие диаграммы как:

    • диаграмма прецедентов;

    • диаграмма классов;

    • диаграмма активности;

    • диаграмма последовательностей;

    Для моделирования системы применялась графическая нотация описания бизнес-процессов IDEF0, а также были построены ER диаграммы для разработки информационной базы данных.

    Список использованных источников



    1. Информационные системы в экономике. К.В. Балдин, В.Б. Уткин. Москва 2008 год, 395 страниц.
    2. Правила приёма на обучение в автошколу. Автошкола автоконсультант. Кемерово, 2014 год. Режим доступа: http://www.avtokonsultant42.ru/pravila-priema-v-avtoshkolu.html
    3. Статья: с чего начать создание автошколы. Организация «Легион». Москва 2012 год. Режим доступа: http://www.4149661.ru/katalog/avtoshkola/s_chego_nachat_sozdanie_avtoshkoly/
    4. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. В.В. Репин. Издательство: «Манн, Иванов и Фербер». Москва 2013 год, 502 страницы.
    5. Проектирование информационных систем на основе современных CASE-технологий. Н.Ф. Федоров. Москва 2008 год, 119 страниц.
    6. Базы данных. А.В. Кузин, С.В.Левонисова. Издательский центр: «Академия». Москва 2012 год, 317 страниц.
    7. UML 2.0. Объектно-ориентированное моделирование и разработка. Дж. Рамбо, М. Блаха. Санкт-Петербург 2007 год, 544 страниц.
    8. C# для начинающих. Б.И. Пахомов. Издательство «Питер». Санкт-Петербург 2014 год, 432 страницы.
    9. Microsoft Visual Studio 2010. А.Л. Голощапов. Издательство «Питер». Санкт-Петербург 2011 год, 544 страницы.
    10. Объектно-ориентированное программирование. Учебный курс. А.Васильев. Издательство «Питер». Санкт-Петербург 2012 год, 320 страниц.


    написать администратору сайта