Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Библейская история еврейского народа………………………………….…..3 Глава 2. Представления о государстве в Ветхом Завете………………………………6

  • Глава 3. Взаимодействие светской и духовной власти в Древнем Израиле..….….15 Глава 4. Представление о судебной власти и праве в Ветхом Завете……………...19

  • Библиографический список использованной литературы……………………....….21 ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

  • ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

  • ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ

  • ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1 часть религиозное гос-во Израиль. Курсовая работа на тему Студента iv курса (фио студента)


    Скачать 54.72 Kb.
    НазваниеКурсовая работа на тему Студента iv курса (фио студента)
    Дата12.03.2023
    Размер54.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 часть религиозное гос-во Израиль.docx
    ТипКурсовая
    #981538


    Религиозная организация

    Образовательная организация высшего образования Московский теологический институт христиан веры

    евангельской

    Курсовая работа

    на тему:



    »
    «

    Студента IV курса: (ФИО студента)

    Научный руководитель: (ФИО научного руководителя)

    Экзаменационная комиссия:

    Москва

    2022

    СОДЕРЖАНИЕ
    Глава 1. Библейская история еврейского народа………………………………….…..3

    Глава 2. Представления о государстве в Ветхом Завете………………………………6

    Глава 3. Взаимодействие светской и духовной власти в Древнем Израиле..….….15

    Глава 4. Представление о судебной власти и праве в Ветхом Завете……………...19

    Библиографический список использованной литературы……………………....….21

    ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

    Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

    В качестве нации еврейский народ сложился примерно во 2 тыс. до н.э. Родоначальником является Авраам, который, по повелению Бога, покинул родину и стал жить кочевником в Ханаане. У него родился сын Исаак, у которого впоследствии родиться Иаков. Иаков вместе со своими 12 сыновьями отправиться жить в Египет. Причиной для переселения в Египет стало то, что в земле ханаанской был сильный голод, а Иосиф, его 11 сын, был первым министром египетского фараона.

    Далее по истечении многих лет, к власти в Египте пришел фараон, который не знал Иосифа, и он стал притеснять еврейский народ, заставляя работать: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх.1:13,14).

    Однако, как говорит Библия, еврейский народ продолжал расти в числе, и фараон принимает указ убить всех младенцев мужского пола. Однако, упоминается о спасении одного младенца. Его звали Моисей, о котором будет сказано в следующей главе. Сейчас же скажем, что он вывел израильский народ из Египта после 210 лет рабства, передал о Бога 10 заповедей, водил народ по пустыне в течении 40 лет, после чего довел их в «землю обетованную». После смерти Моисее, главенство над израильским народом взял Иисус Навин, который руководил завоеванием Ханаана на протяжении 7 лет, а позже поделил эти земли по числу племен (12 племен).

    После смерти Иисуса, страной управляли судьи, такие как: Девора, Гедеон, Самсон и др. Они приходили в тот момент, когда израильские земли завоевывали филистимляне или другие соседские племена и народы. Наиболее значимым из них является Самуил. Именно он, по просьбе народа, попросил у Бога царя. Бог указал на Саула, в результате чего он был поставлен царем.

    Саул приобрел несколько очень значительных побед над филистимлянами и другими притеснителями Израиля. Однако в одной из битв он был убит, и на смену ему на престол воссел Давид, который написал одну из книг Ветхого Завета - Псалтырь. Он являлся «другом Божьим», и помог Израилю вновь обратиться к Нему. Давид хотел построить храм, однако Бог сказал, что это должен сделать его сын Соломон, который после смерти отца воцарился над Израилем. Для управления над Израилем Соломон попросил у Бога мудрости, благодаря которой прославился среди всех народов и племен. Однако, своим важнейшим долгом он считал повеление отца - построить храм Богу. Это храм на протяжении многих лет являлся гордостью евреев.

    После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.).

    Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество. Войны между этими царствами ослабили страну, в результате чего она была завоевана Навуходоносором, а позже персами. Часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев.

    Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов. После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320--201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.

    До появления разветвленной системы в Израиле все функции правительства нес на себе Моисей. Однако эта устаревшая система руководства больше не отвечала основной задаче управления. Основной функцией правительства является предоставление народу объективного и заслуживающего доверия правосудия. Правительственная система была организована таким образом, чтобы удовлетворять потребности как "малого, так и великого" (Втор. 1:17).

    После выхода из Египта народ Израиля не имели опыт управления государством. Поэтому Моисею, по указанию Бога, пришлось доносить до него основные принципы управления. Одним из таких принципов является право выбора правительства народом: "Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими" (Втор. 1:13).

    Этот принцип прослеживается на протяжении всей истории Израиля. Позже, когда народ захотел назначить себе царя, он был выбран из одного из племен Израиля. Если задачей правительства является справедливое разрешение споров и разногласий, если власть правительства основана на поддержке людей, тогда народ должен быть справедливо представлен в правительстве. Качества, которыми должен обладать представитель, были четко представлены народу Моисеем: мудрость, разум и опыт. Это основные критерии, по которым избирались цари и судьи1.

    Особое место занимает Израиль в Божьем плане спасения. Апостол Павел обсуждает их в 9-11 главах послания к Римлянам. Что значат законы, заветы, обетования, если евреи отвергли Христа? Почему они не покорились праведности Божьей? Неужели Бог отверг народ Свой? Как их падение связано со спасением язычников?

    Апостол тут же поясняет, что “не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя” (Рим. 9:8), и показывает, какое благословение в отвержении Израиля сокрыто для язычников и какое богатство благодати приготовлено самим евреям: «Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим. 11:11б).

    «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26).

    Пресвитеры Иерусалимской церкви во главе с Иаковом сделали замечание апостолу Павлу: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21:20). Павел, видно, не отличался особым энтузиазмом в отношении закона, но в данном случае вместо того, чтобы воспротивиться, согласился исполнить ветхозаветный обряд. Получается, в отношении к закону могут быть разные подходы для евреев и язычников? Понятно, что мы говорим здесь о законе не как средстве спасения, а традициях и обрядах как части национальной идентичности.

    ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

    История древнееврейского народа тесным образом связана с образованием древнееврейского государства, о чем свидетельствует Ветхий Завет. В свою очередь возникновение государства Израиль связано с избранием первого царя.

    Ветхозавет­ные авторы как бы анализируют время существования государства у народа Из­раиля, оценивают деятельность и поведение царей, и более критикуют их, нежели воспевают и возвышают. Поэтому именно за период существования древнееврей­ского государства и на его примере, в Ветхом завете можно усмотреть тезисы о государстве, правильном правлении и неправильном, достойном правители или недостойном. В нем также представляется возможным проанализировать методы и виды избрания правителя, выделить основные аспекты взаимодействия царской власти с духовной, взаимодействие власти и народа.

    Период древнеизраильского государства, исходя из повествования Ветхого завета, исчисляется с воцарения первого царя Саула (ок. 1067 г. до н.э.) и длится до Вавилонского пленения (586 г. до н.э.).

    Данный период принято называть «эпохой царств». Следует уточнить, что за период существования древнееврейской государственности сложились ее особенности. Так эпоха правления царей Саула, Давида и Соломона называется в истории периодом «Объединенного царства» (Израильско-Иудейского) (ок. 1067 г. до н.э. - 977 г. до н.э.).

    Раскол, произошедший после смерти царя Соломона, привел к разделению древнееврейского народа и образованию двух царств - Израильского (северного) (ок. 978 г. до н.э. - 722 г. до н.э.) и Иудейского (южного) (ок. 978 г. до н.э. - 586 г. до н.э.). Все эти древние государства характеризуются политическими и религиозными особенностями.

    Важное место в нормах Ветхого Завета занимает история связанная с возможностью народа иметь во главе себя царя – земного правителя народа.

    Ветхозаветный народ такое желание высказал пророку Самуилу: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цр, 8:5). Так народ Израиля, попросив себе земного ца­ря, отказался от богоправления. Отметим следующее, что со времен пророка Моисея идеалом «общественного устройства была теократия, светской власти не предполагавшая».

    И само требование со стороны древнеизраильского народа «избрания светского правителя на место Самуила, т.е. данного Богом общенацио­нального харизматического лидера, рассматривалось как отступничество (1 Цар. VIII, 4-9)»2.

    Отметим, что в Ветхом завете изначально прослеживается подозри­тельное отношение к светской власти. Пророк Самуил высказывал свои преду­преждения о государстве народу Израиля. Он говорил, что «и восстанете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе» (1Цр, 8:18).

    Главная его мысль заклю­чалась в том, что «светская власть и государственность не обходятся даром (1Цар 8.10-17)». По мнению пророка Самуила народ будет обременен налогами и по­винностями, к примеру, так царь «от мелкого скота вашего возьмет десятую часть и сами вы будете ему рабами» (1Цр, 8:17).

    Пророк Самуил, во-первых, отождествляет государственную власть с наличием налоговой системы, а заме­тим, что именно налоги - это есть один из основных признаков государства. Во- вторых, пророк Самуил утверждает, что все будут для царя - правителя рабами, и это признак монархии, где все без исключения - рабы царя, то есть его поддан­ные.

    Таким образом, если учитывать правовой аспект, то по мнению В. Сорокина: «Теократия для этого древнего народа была невозможна по ряду причин, главной, из которых является духовная неготовность народа. И светская власть все же принимается «как меньшая из двух зол, из которых вторым является анархия (которая в родоплеменном социуме приобретает обычно форму межплеменной войны, но в других условиях может проявить себя и совершенно иначе)»3.

    Обозначим ключевые причины, обосновывающие требования древнеизраильского народа иметь во главе себя царя.

    Первая причина - это желание народа жить как все другие народы («и будем мы как прочие народы» (1 Цр, 8:10). Предположим, что в понимании этого древнего народа, было то, что с царем им будет жить луч­ше. Значит, они имели уже представление о том, что у народов, у которых есть цари, жизнь обстоит по-другому.

    Вторая причина, заключается в том, что народ хо­тел видеть в своем царе, во-первых, судью («будет судить нас царь наш» (1 Цр, 8:20), во-вторых, руководителя, правителя («и ходить пред нами» (1 Цр, 8:20), и, в-третьих, полководца («и вести наши войны» (1 Цр, 8:20).

    Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» говорит о мотиве народа. Он пишет, что «евреи указыва­ли на необходимость иметь царя уже для того, чтобы отплатить врагам войною». Поэтому первое, что можно предположить из сказанного историком Флавием, то что древнеизраильский народом при желании иметь царя руководствовался жаж­дой мести. Сорокин В. считает, что «стремление народа Божия иметь государ­ственность «не хуже, чем у других» связана во многом с желанием обрести ту мощь, которая позволяла бы выиграть войну»4.

    Ведь филистимляне были самым сильным и опасным противником для древних евреев в борьбе за Палестину. Поэтому «в еврейском обществе постепенно созрело понима­ние необходимости установления более регулярной и предсказуемой власти, нежели власть харизматического лидера, а такой властью могла быть лишь власть общенационального выборного правителя»5.

    Поэтому из этого можно предполо­жить, что образование государства для древних евреев было неизбежным, чтобы выжить и сохранить себя в сложившейся политической ситуации. Так же не менее вышесказанное говорит и том, что евреи хотели и защиты. Ведь победа характе­ризовала не только их силу, но и защищенность.

    Таким образом, в Ветхом завете представляется о возникновении земного государства, как о постепенно склады­вающемся явлении, желании людей устроить свою общественную жизнь и поря­док, иметь защиту, иметь не просто во главе себя могущественного царя, имею­щего более высокий статус, чем судья, но сохраняющим судебные функции.

    В Ветхом завете возможно увидеть виды и порядок избрания кандидатуры царя на царство. Отметим, что избрание правителя - это светский и демократиче­ский моменты. Так Ветхий завет при избрании первого царя рассказывает о двух видах - жребии и голосовании. Как пишет Иосиф Флавий, пророк Самуил созвал народ и сказал им о том, что если «уже решено и такое презрительное к Предвеч­ному отношение обуяло вас, то станьте все по коленам и семьям и метайте жребий».

    Древние израильтяне «последовали этому приглашению, то жребий выпал на колено Веньяминово, затем жребий упал на род Матрис и наконец на Саула, сына Киса, как избранника на царство». Затем Самуил объявил народу, что Гос­подь именно этого человека Он назначил царем. Но в труде Флавия говорится и о том, что «Самуил требовал вторичного избрания Саула на царство путем всеоб­щего голосования»6.

    Можно высказать гипотезу о том, что всеобщее голосование было сильным подтверждением воли народа, нежели жре­бий, к которому, видимо, с недоверием относился Самуил. Итогом всеобщего го­лосования стало, что «пророк вновь помазал Саула священным елеем и вторично провозгласил его царем». Таким образом, избрание царя - есть источник леги­тимности власти, и этот источник легитимности был в народе.

    И не ма­ло важно, в последствии, «сын правителя мог естественным образом унаследовать его власть, но лишь с согласия всего народа». Неоднократно Ветхий завет под­черкивает важную особенность данного общества, народа, что оно имеет право выбора, и Ветхий завет демонстрирует его не однократно.

    Рассмотрим политико-правовые аспекты о государстве и правителе, кото­рые возможно раскрыть в Ветхом завете. Также обозначим политический, право­вой и духовный вклад царя в развитии своего народа и государства.

    Рассмотрим политико-правовые особенности государства в период объеди­ненного царства (Израильско-Иудейское) (11-10 вв. до н.э.). Около Х в. до н.э. в ханаанской земле было создано объединенное еврейское государство, связанное с именами царей Саула, Давида и Соломона.

    Первым израильским царем был Саул (ок. 1067 - 1055 гг. до н.э.). Главной политической особенностью правления Сау­ла стало то, что он был избран первым древнеизраильским царем и вел войны с филистимлянами. Но образ Саула и его правление для Ветхого Завета важны не с политической точки зрения, а с нравственно-духовной. Ветхий Завет на примере правления Саула показывает каким не должен быть правитель.

    Одним из важных моментов, о котором говорится в Ветхом Завете является нарушение Саулом Бо­жьих законов. «Один из них связан с жертвоприношением, совершённым Саулом самостоятельно (т.е. не дожидаясь Самуила) перед сражением с филистимлянами (1 Цар. XIII, 5 - 15)»7. Отметим, что так царь Саул нарушал Божественные уста­новления, и такое поведение считалось не приемлемым согласно ветхозаветному писанию.

    «Трагедия Саула во многом и была связана как раз именно с тем, что он в известный момент своего правления стал смотреть на себя, как на абсолютного правителя, подобие тех, которые встречались в соседних государствах»1. Поэтому в таком положении Саул вел себя уже как обычный восточный правитель того времени, чьи персоны считались священными, как и их действия, персоне которо­го поклонялись как богу.

    Но согласно Ветхому завету правитель не может так се­бя вести, потому что он просто светский правитель, не наделенный сакральной значимостью, но обязанный соблюдать божественные предписания. Поведение Саула также раскрывается на примере убийства священников, устроенного им са­мим, во время преследования Давида, из-за того, что священник совершил соот­ветствующие религиозные обряды, позволяющие Давиду узнать волю Бога. «Во­образив себя абсолютным правителем, имеющим право решать, кто имеет право обращаться к Богу за помощью, а кто нет, Саул, естественно, пришёл к полному духовному краху»8.

    «В конце жизни им овладела профессиональная болезнь ти­ранов — мания преследования, и, оставив все дела государства, он во главе своей личной охраны гонялся по всей стране за Давидом, видя, кажется, именно в нём, а не в филистимлянах, главную опасность для своей власти, несмотря даже на то, что получил более чем достаточно свидетельств верности последнего, который не однажды имел возможность избавиться от преследователя и ни разу ею не вос­пользовался»9.

    Поведение Саула является важным для понимания правовой культуры того времени, поскольку он поставил себя и свою власть выше Бога и божественной власти. Отсюда следует вывод, что Саул нарушил законы и традиции своего народа, не ценил человеческую жизнь, тем самым нарушал своим примером и поведением устано­вившийся порядок жизни народа в целом. Такое поведение правителя, предполо­жим, могло бы привести и к тоталитарным проявлениям, и в таком расположении духа он вряд ли смог бы своим правлением принести пользу народу и государ­ству.

    Но нельзя не отметить и, то что, несмотря на противоречивый образ Саула - правителя, народное почитание царя связано именно с его именем. Никакое пове­дение не отменяло значимости царя перед народом. Ведь когда первый царь Саул умер и люди «рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле» (2 Цр, 1:12). Смерть царя воспринималась каждым, как личная утрата. Эта всенародная скорбь подчеркивала значимость фигуры царя.

    Вторым царем древнеизраильского государства стал Давид (ок. 1055 - 1015 гг. до н.э.). Именно правление Давида и его сына Соломона называют Золотым веком Израиля. Образование единого еврейского государства в Палестине связано именно с правлением царя Давида. Одной из главных его политических заслуг яв­ляется объединение Израиля и Иудеи: «и царствовал над всем Израилем и творил Давид суд и правду над всем народом своим» (2 Цар., 8:15). При Давиде Израиль «стал действительно самым могущественным царством западной Азии; его гра­ницы простирались от пустыни до Средиземного моря и от залива Акаба до пред­местий Емафа на Оронте»10. Давид в свое правление сделал Иерусалим не только столицей государства, но и религиозным центром. Он перенес ковчег в Иеруса­лим и поместил его в скинию. Тем самым было подчеркнуто особое значение па­ломничества. Ведь через поездки в скинию северные и южные колена приобща­лись друг к другу.

    «Давид понял важность духовного наследия своего народа и всячески старался его увековечить и приумножить»11. Другим важным аспектом правления Давида было то, что он сделал яхвизм государственной религией. По мнение исследователей, именно «единственным способом сохранить яхвизм от исчезновения было сделать его государственной религией»12. Но отметим, что Да­вид укреплял статус яхвизма и в глазах местных языческих племен. Также, «Да­вид, разумеется, никогда не пытался создать в Палестине чисто еврейское государство, прекрасно понимая бесперспективность таких попыток».

    Как пишет ис­следователь Сорокин В. некоторое количество языческого населения в Израиле имелось всегда, даже во времена Давида, его двор был многонациональным (2 Цар 23:8-39).

    В такой ситуации яхвизм как государственная религия неизбежно дол­жен был содействовать с сохранившимися у нееврейских племен и народов язы­ческими культами. Но во времена Давида, как пишет данный исследователь, не было соблазнительным такое соседство, в отличие от соломоновских времен правления Скорее всего потому, что евреев не привлекали другие религии. Значи­тельной заслугой являются и его военные победы.

    «Давид, как утверждается в Ветхом Завете, создал очень боеспособную армию; она не только смогла успешно противостоять войску Филистимлян, но и привела к повиновению все некрупные народы, проживающие к востоку от Иордана». Отметим, у Давида - полководца была наемная армия. Благодаря его победам израильская монархия стала могуще­ственной. Даже «основными источниками доходов для Давида были, несомненно, военная добыча и дань, которые платили покоренные или устрашенные народы, окружающие его»13.

    Оказалось, что «филистимляне, а также едомитяне, моави- тяне, аммонитяне и великие города-государства Сирии, такие как Дамаск, Сувы и даже Емаф были либо под властью Давида, либо платили ему дань»5. Отметим, и административные особенности объединенного царства Израиль.

    Третьим царем объединенного царства стал Соломон (ок. 1015 - 977 гг. до н.э.), сын Давида. «Будучи первым династическим правителем Израиля. Соломон принял власть без какой-либо очевидной харизматической силы». Задачей Соло­мона для сохранения крепкого государства, оставленного его отцом, было укреп­ление централизованного правительства.

    «Соломон создал в Израиле регулярный государственный аппарат и регулярную армию»14. При Соломоне сложились и ад­министративные особенности. «До некоторой степени нарушая традиционные границы колен, Соломон установил административные округа, каждый из кото­рых должен был снабжать двор в течение одного месяца». «Еще одной непопу­лярной мерой Соломона был набор работников из колен»15.

    «Хотя 30000 израиль­тян, которые участвовали в общественном строительстве (5.13-18) не были соб­ственно рабами как хананейские работники (9.15-22), они лишались слишком большой части своей свободы, чтобы безоговорочно подчиниться»16.

    На правление Соломона приходится строительство древнего иерусалимского храма. Более всего этот царь боролся за укрепление культурного основания народа. Происходит «ос­нование им в Иерусалиме школы писцов»17.

    А «на древнем Востоке основание та­кой школы означало приблизительно то же, что основание в новое время универ­ситета и академии наук, и Израиль таким образом входил в число культурных стран своего времени»18.

    Помимо этого царь Соломон занимался развитием дипломатиче­ских и торговых связей с соседними народами. Как пишет исследователь Сорокин В. с развитием и упрочением таких связей в Израиле появлялись дипломатические и иностранные колонии, а с ними и иная культура и религия. И во времена прав­ления Соломона на территории

    Не смотря на это, государство вместе с тем поддерживает единство наро­да, хоть и в принудительной форме. Ведь если распадется народ, то впоследствии будет нарушена и целостность государства. Но и немало важной особенностью этой древнееврейской государственности было утверждение религии древних ев­реев как государственной. Это послужило сохранению древней религии евреев. Также она оставалась объединяющим признаком народа Израиля.

    Рассмотрим особенности периода разделенных царств (978 - 586 гг. до н.э.). После смерти Соломона вступил на трон его сын - Ровоам. Как пишут западные исследователи, что «в этот момент выплеснулись наружу все скрытые чувства, вызнанные угнетением и оскорблениями, испытанными израильтянами при же­лезных царствованиях Давида и Соломона». Ровоам был направлен для пред­ставления его северным коленам. «Порывистый Ровоам переоценил свою власть над северными коленами и недооценил степень их недовольства».

    После этого Израильтяне во главе с Иеровоамом, который поспешил вернуться из Египта, узнав о смерти Соломона, провозгласили независимость. По сути, произошла гражданская война, которые были в народе неоднократны. Так народ Израиля был разделен на два царства: Иудейское царство (южное) и Израильское царство (се­верное). Иудея сохранила верность Ровоаму. Иеровоам возглавил Израильское царство (северное).

    С разрывом политического единства начался разрыв и рели­гиозный, следует отметить, что последний (религиозный) так или иначе упрочил первый. «Если Давид использовал царскую святыню в Иерусалиме, чтобы объ­единить народ, то Иеровоам поставил отдельные святилища для северных колен, чтобы разделить две половины народа, запрещая регулярные паломничества в Иерусалим»19.

    Вскоре отложившиеся колена порвали и последнюю связь: отрек­лись от иерусалимского храма и создали себе собственное богослужение. Что­бы полностью отделить свой культ от Иудейского, Иеровоам даже изменил даты проведения празднеств, также установил золотого тельца, напоминающего о по­ступке израильтян у горы Синай.

    Так действиями своих правителей древнеизра­ильский народ был расколот. Отметим, что Израильское царство (северное) было внутри политически не стабильно, его сокрушали смуты, и в нем не было дина­стической стабильности. За два века существования северного царства там сме­нилось девятнадцать правителей (вдвое больше, чем в южной части страны). Израильское царство враждовало не только внутри себя.

    Оба царства как север­ное, так и южное, соперничали и враждовали между собой. В итоге Израильское северное царство было пленено Ассирией. Десять колен Израиля, относящиеся к северному царству, растворилось среди окружающих народностей Востока. Исто­рия Иудейского царства (южного) с центром в Иерусалиме отличалась от истории северного Израильского царства.

    В доме Давида всегда находился наследник престола великого предка, и до самых последних дней существования Иудеи здесь почти не было споров за престол, столь обычных в северном царстве. Также была там огромна роль пророков. Именно благодаря им южная часть оста­лась верна своей вере, хотя и они могли бы отойти от нее, ведь и народ южного царства был отмечен в отступничестве. Иудейское царство же перестало суще­ствовать как государство после Вавилонского пленения (586-537 гг. до н.э.).

    Однако потеряв Иудею как государство, евреи не потеряли национального самосознания, сохранили единство этноса. Таким образом, на примере периода разделенных царств можно установить, что на примере Израильского (северного) царства ста­новится понятным, что лишившись своей веры, своих традиций, своего культур­ного идентифицирующего начала - народ исчезает.

    И главное, в таком исчезнове­нии своего народа виноваты и правители. А ведь давно установлено, что сила народа в его единстве. На примере Иудейского (южного) царства можно устано­вить, что народ верный своим корням, вере и традициям выживет и сохранит себя как нация, даже если и государство его падет.

    ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ ИЗРАИЛЕ
    Эпоха царств демонстрирует светскую мо­дель отношений власти государственной (царской) и священства. Светский мо­мент возможно усмотреть в иерархической структуре государственной власти. Светским является моментом и порядок назначения священников царями.

    Как го­ворит Ветхий завет, к примеру, что царь назначал на посты командующих армией, «писнописца» и священников. Как отмечалось ранее, что и западные исследовате­ли Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф., как было выше сказано, называют священни­ков древнеизраильского государства - должностными лицами. Они утверждают, что при Давиде «эти должностные лица не имели независимой власти и находи­лись под близким присмотром царя, который был верховным лидером, чье сужде­ние в военной, религиозной и политической области было окончательным».

    Из повествования Ветхого завета представляется возможным установить, что «дом Господня» и институт священства не поглощали власть царя и не сливались с ней, скорее, наоборот, были подконтрольны царской власти. Несмотря на элементы светскости ветхозаветного государства, в нем также можно усмотреть признаки современное понятия «клерикальное государство».

    Священство и древняя цер­ковь была неотъемлемой частью общественной и государственной системы. Но духовная власть имела особый авторитет. Именно клерикализм древнеизраиль­ского государства раскрывается не только в иерархической устроенности древней церкви и священства, но главное во влиянии духовной власти на светскую. Это рассмотрим ниже.

    Изначально оговоримся, что духовная власть в Древнем Израиле была пред­ставлена священниками и пророками. Эта власть своим основанием имела силу убеждения и идеологию. Священство было сословием древнеизраильского госу­дарства и неотъемлемой общественной составляющей.

    По сути, это была каста, священство передавалось по наследству. А пророки являлись выразителями сове­сти своего народа, были устами Божьими. Особую роль они сыграли в жизни народа Израиля и в сохранении его как этноса. «Пророки защищали дело Господа перед его соперниками, в то же время они выступали защитниками евреев перед их врагами, защитниками бедняков перед его угнетателем».

    Исследователь А.В. Волков в книге «Ветхозаветные пророки» отметил, что «именно пророки предло­жили своему народу цельную систему этических предписаний и своими практи­ческими действиями способствовали утверждению взгляда на человека, как на ак­тивного сподвижника Бога в утверждении на земле царства добра и справедливости»20.

    Западные исследовали Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. видят же особую роль пророков в Древнем Израиле, и особенно в их связи с монархией. Исследо­вали считают, что с призванием пророка Самуила в библейском повествовании начинается новый этап пророчества. Так данные исследователи полагают, что «поскольку он совпадает с началом монархии можно сделать вывод о том, что пророки были специально предназначены быть голосом Божиим для царей».

    Этот взгляд поддерживается тем, что окончание пророческой деятельности в Ветхом Завете происходит приблизительно одновременно с паданием Израиль­ского царства». И как говорят исследовали, что из материала, сохраненного в Писании нельзя отдельного пророка приписать к каждому царю, но упоминаются несколько неназванных пророков и пророческих школ. По их мнению возможно предположить, что «Бог имел «уста», чтобы говорить с каждым из царей Израиля и Иудеи»21.

    В основном, пророки десятого и девятого веков были советниками царей. Так исследовали полагаются, что возможно у пророков были и послания для народа, но именно в этот период они давали советы царю, обличая их грехи и направляя идти по Божьему пути.

    Таким образом, на основании вышесказанного можно предположить, что в X - IX вв. до н.э. в период существования объединен­ной государственности, пророческая деятельность была направлена на сохранение единого государства и его укрепление, через упрочение веры царей и их нрав­ственности.

    Как отмечают зарубежные исследователи, в VIII в. до н.э. (это эпоха разделенных царств) пророки обратили особое внимание на народ и нацию, а также и в последующие века после падения Израиля. Таким образом, возможно установить, что пророческая деятельность была направлена на сохранение госу­дарственного единства, а в последствии народного и национального.

    Рассмотрим в чем именно выражалось влияние духовной власти на свет­скую. Авторитет духовной власти в государственной и общественной жизни был неоспорим. Цари нуждались в поддержке представителей духовной власти.

    К примеру, если продвижение к власти Саула вызывало опасения у пророка Самуи­ла, «однако Давид пользовался полной поддержкой Нафана». Мнение, соответ­ственно, представителей духовной власти было значительным и не только для народа, но и для правителей.

    К примеру, пророк Нафан обещал Давиду «великое имя» - величественную и заслуженную репутацию; стабильность его народа на земле; долгое царствование его династии и ее особые отношения с Богом», при этом Давид обязался быть с Богом и исполнять его завет. И главное, цари доверя­ли духовной власти и верили ей. Важное влияние пророков было отмечено не только в политической жизни, но в личной жизни царей.

    Ветхий завет приводит пример, когда верховный правитель, признал приоритет духовной власти. Так пророк Нафан указал царю Давиду на недостойное поведение. Ведь Давид, как «царь чья основная обязанность заключалась в укреплении условий Завета и обеспечения законности и справедливости во всех условиях общества сам грубо нарушал Завет».

    Но важно то, что царь раскаялся в том, что послал на смерть во­ина Урию, а сам взял к себе в жены его жену - Вирсавию. Царь Давид, как глав­ное лицо государственной власти, подчинился духовной власти и признал ее правоту, «и сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом» (2Цр, 12:13).

    Этим подчеркивался авторитет духовной власти. Но было так, и когда цари не слушали советов пророков, к примеру в эпоху разделенных царств. Но цари все-таки вы­нуждены были уступать представителям духовной власти, потому что их доказа­тельства присутствия Бога и его силы устрашающе воздействовали на нерадивых правителей. Таким образом, хотя духовная власть в силу особого положения при государственной власти древнего Израиля была подконтрольна царской власти, но нравственное, духовное влияние представителей данной власти на правителей не оспоримо.

    В ветхозаветном государстве возможно выделить элементы светскости, а также в нем имеются и признаки клерикального государ­ства. Интересен вопрос и о царственном священстве. Тема царственного священ­ства в Ветхом завете связана с образом царя Мелхиседека - царя Салимского, «он был священником от Бога Всевышнего» (Бт., 14:18).

    Книга «Бытие» изображает царя Мелхиседека, встречающим Авраама с хлебом и вином. Одно лицо соедини­ло в себе царя и священника, поэтому образ Мелхиседека объединяет воедино царство и священство, т.е. государство и церковь. Именно этот образ вошел в христианское богословие, согласно новозаветному Писанию. Именно в Иисусе Христе исполнились ветхозаветные пророчества о царственном священстве «по чину Мелхилседека», о царе - священнике.

    Вопрос о священном царстве интере­сен в ответе о том являлся ли древний Израиль священным царством исходя из ветхозаветного повествования. Согласно законам о царе, изложенным во Второ­законии, монархия является институтом, установленным в древнем Израиле по необходимости. Как говорилось ранее, его выбрали из двух зол. Исходя из норм

    Второзакония, древнеизраильский царь должен быть лишь политическим лиде­ром, чем-то напоминающим современного светского правителя, а не сакральной, священной персоной. Исследователь В. Сорокин говорит, что «с библейской точ­ки зрения не может, разумеется, быть речи ни о какой «священной монархии», подобной тем, какие были характерны для других стран древнего Средиземномо­рья; на служение царя авторы библейских книг смотрят, как на служение тяжёлое и ответственное, но никоим образом не ставящее несущего его в привилегирован­ное положение по отношению к Богу».

    Таким образом, Ветхий завет раскрывает особенности становления и развития государственной власти и управления. Становление государства у этого древнего народа было отмечено наличием общества, царя, церкви, духовной власти (священ­ники и пророки), наличие выборов.

    Каждый элемент государственной власти имел огромное значение. Ветхий завет подчеркивает не обязанность иметь государство, но его нужность. Не менее важным для Ветхого завета является и личность правите­ля, ему важен, какой человек стоит у власти. От этого, как показывает Ветхий завет, зависит в каком направлении будет идти и развиваться народ, и будет ли там место Богу, поведет ли правитель его к процветанию, либо к погибели.

    ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

    Одной из функций правительства является осуществление правосудия. Основные библейские принципы, которые легли в основание многих судебных систем современного мира:

    «И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря:

    «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его. Не различайте лиц на суде; как малого, так и великого выслушивайте. Не бойтесь лица человеческого, ибо суд -- дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его».

    «И дал я вам в то время повеления обо всем, что надлежит вам делать» (Втор. 1:16-18).
    Справедливость и беспристрастность принятия решений: «6.Не суди превратно тяжбы бедного твоего. 7.Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. 8.Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23: 6-8). Правосудие в Израиле должно было быть слепым в отношении национальности, цвета кожи, пола, убеждений или политических взглядов. Правосудие должно предоставлять всем равные возможности и судить всех одинаково.

    Если дело слишком сложное для рассмотрения или же улики и свидетельства неубедительны, то суд должен принять решение о назначении нового слушания дела, отправив его на рассмотрение к Моисею. Это способствовало принятию наиболее справедливых решений.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что израильскому народу удалось построить очень крепкое и основанное на правильных принципах, государство, не имея никаких понятий, о том, как оно должно выглядеть, но имея мудрого руководителя Моисея, который был послушен Богу.

    Древние евреи, пройдя через важный этап первоначального морально-правового нормотворчества, создали свою нормативно-ценностную систему, в которой, наряду со специфическим национальным содержанием, оказалось чрезвычайно мощно представлено и универсальное, общечеловеческое содержание.

    Именно поэтому религиозно-философские идеи и морально-правовые принципы Ветхого завета были в последующие века приняты многими другими народами мира. Однако следует отметить, что право в Ветхом Завете характеризуется синкретизмом религиозного, морального и правового сознания. Однако можно выделить в его структуре законы, специфичные как по направленности, так и по своим функциям. Наиболее часто выделяются законы обрядово-религиозные, гражданско-государственные, хозяйственные, криминальные.

    К обрядово-религиозным предписаниям, входившим в общую структуру закона, принадлежали правила устройства и почитания священных предметов, таких, как Ковчег Завета и скиния (Исх.25:10-22; 33:7-11); обязанности священников (Исх.28:1-39; Лев.10:9-11,21,16-24; Чис.3:5-10); правила жертвоприношений (Исх.34:19-20;29:38-42; Лев.1:3-17;2:1-16;3:1-7;5:1-34;22:17-19;27:30-33);требования ритуальной чистоты (Лев. 3:17;7:32-25;11;12:1-8;13-15; Чис.19:11-22; Втор.14:3-20) и соблюдения праздников, например, субботы, пасхи (Исх.23:10-11;34:17-18; Лев. 23:24,26-32; Втор. 5:12-15;16:1-7,9-11,13-17).

    Основой государственного законодательства были предписания, определявшие статус и построение основных государственных институтов. Это предписания относительно установления верховной власти и качеств ее носителей (Втор.17:14-20); организации армии (Чис.26:2; Втор. 20:5-7); гражданства (Втор.23:1-8). Тут же значительное место занимало формулирование принципов организации судопроизводства - назначения и обязанности судей, свидетелей (Исх.18:13-26;23:1-3,6-9; Лев.19:5,16; Чис.35:30; Втор.5:20;16:18-20;17:7-6;19:15;27:15).

    Криминальное законодательство в ветхозаветную эпоху отражало определенную структуру позитивных в моральном плане религиозно обрядовых, государственно-политических, гражданских, семейно-брачных утверждений-предписаний и формально представляло собою систему соответствующих запретов и санкций-наказаний за их нарушение.

    Определялись преступления против религии - вероотступничество, кощунство, идолопоклонничество (Исх.20:4-6;22:18,20;34:14;35:2-3; Лев.14:16;18:21;20:2-5; Второ-зак.5:11-15;13:1-18); против власти и общественного порядка такие, как отказ от выполнения законов, нарушение клятвы (Исх.23:8; Лев.19:25; Втор.5:20;16:19-20;19:16-21); посягательства против собственности - воровство, обманное присвоение чужого (Исх.22:1-4; Лев.6:2-7;19:35-37; Втор. 19:14; 25:13-16;27:17). Особо стоит отметить осуждение преступлений против мора-ли и личной свободы - половых извращений и брачных измен, зависти, обмана, клеветы, различных форм насилия - нападений, похищений, притеснений, избиений и убийств (Быт.9:5-6; Исх.21:12-14;22:21-24; Лев.19:11,14,16,20-22;29;21:15,18,26-27;24:19; Чис.35:14-34; Втор. 5:17;22:25-29).

    Не смотря на то, что право в Ветхом Завете регулирует традиции жизни еврейского народа, очень многое это право принесло и в другие правовые семьи.
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Августин Блаженный. Исповедь. - М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992, - С. 177.

    2. Васильев Л.С. // История религий Востока. 5-е изд. М., 2000. С. 22-28.

    3. Волков А.Б. Ветхозаветные пророки. М., Институт Востоковедения РАН, 2005, - С. 177.

    4. Дубнов С.М. Краткая история евреев/Изд-во Феникс, Ростов-на-Дону, 2000. – С. 487.

    5. Зноско-Боровский М. Сравнительное богословие. Православие, римо- католичество, протестантизм и сектантство.М: Издательство «Артос-Медиа», 2003г., - 396 с.

    6. Книга Исхода. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Российское Биб¬лейское общество, 2002, - С. 122.

    7. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/ (дата обращения 14.06.2022 г.)

    8. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). В начале сотворил Бог. О творении и грехопа¬дении. - М.: Библейско богословский институт св. апостола Андрея, 2009. С. 189.

    9. Решетников Ю. Закон Моисеев как правовой документ древности URL: http: //www.gumer.info/bogo slov_Buks/Relig/Article/Resch_Zak.php (дата обращения 13.06.2022 г.)

    10. Рот Сесиль История евреев с древнейших времен по шестидневную войну URL: http://www.gramotey.com/7open_fileM269041946#TOC_idm140482890119472(дата обращения 18.06.2022 г.)

    11. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. URL: https://www.litmir.co/br/?b=95504&p=1 (дата обращения 23.06.2022 г.)

    12. Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том II, Издание Спасо-преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1994, - С. 211.

    13. Сорокин В. Введение в Ветхий Завет URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/sorok/01.php (дата обращения 20.06.20222г.)

    14. Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета URL: http://www.bible-center.ru/book/context#chapter=context

    statesystem (дата обращения 12.01.2016г.)

  • Творения св. Василия Великого. Беседы на Шестоднев. Изд-во Четвертое. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Москва, 1900, - С. 560.

  • Творения св. Василия Великого. Беседы. Восьмой том. Творения Святых Отцов. Часть IV, Москва, Изд-во «Паломник», 1993, - С. 600.

  • Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, в русском переводе, том девятый, книга вторая. С. -Петербург, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1903г., - С. 1587.

  • Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе, том 12-й, в 3-х книгах, книга вторая, С.- Петербург, Изд. С.-Петербургской Духовной академии, 1906 г., - С. 840.

  • Тихомиров Л.А. Монархическая государственность раздел II Теократия прямая и делегированная, VIII Идея теократии. URL: http://monarhiya.narod.ru/mg_07.htm#2_1_8 (дата обращения 29.06.2022 г.)

  • Шафф Ф. История христианской церкви. Том VII. Современное христианство. Реформация в Германии. - СПб.: «Библия для всех», 2009 г., - С. 156.

    1 Васильев Л.С. // История религий Востока. 5-е изд. М., 2000. С. 23.

    2 Дубнов С.М. Краткая история евреев/Изд-во Феникс, Ростов-на-Дону, 2000. – С. 48.

    3 Сорокин В. Введение в Ветхий Завет URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/sorok/01.php (дата обращения 20.06.20222г.)

    4 См. там же.

    5 Зноско-Боровский М. Сравнительное богословие. Православие, римо- католичество, протестантизм и сектантство.М: Издательство «Артос-Медиа», 2003г., - 96 с.

    6 Книга Исхода. Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского. Российское Биб¬лейское общество, 2002, - С. 77.

    7 Поснов М.Э. История Христианской Церкви. URL: https://azbyka. ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorij a-hristianskoj -tserkvi-do-razdelenij a-tserkvej-1054-g/ (дата обращения 14.06.2022 г.)

    8 Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). В начале сотворил Бог. О творении и грехопа¬дении. - М.: Библейско богословский институт св. апостола Андрея, 2009. С. 55.

    9 Решетников Ю. Закон Моисеев как правовой документ древности URL: http: //www.gumer.info/bogo slov_Buks/Relig/Article/Resch_Zak.php (дата обращения 13.06.2022 г.)

    10 Рот Сесиль История евреев с древнейших времен по шестидневную войну URL: http://www.gramotey.com/7open_fileM269041946#TOC_idm140482890119472(дата обращения 18.06.2022 г.)

    11 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. URL: https://www.litmir.co/br/?b=95504&p=1 (дата обращения 23.06.2022 г.)

    12 Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том II, Издание Спасо-преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1994, - С. 81.

    13 Сорокин В. Историко-культурный контекст Ветхого Завета URL: http://www.bible-center.ru/book/context#chapter=contextstatesystem (дата обраще¬ния 12.01.2016г.)

    14 Творения св. Василия Великого. Беседы. Восьмой том. Творения Святых От¬цов. Часть IV, Москва, Изд-во «Паломник», 1993, - С. 300.

    15 Творения св. Василия Великого. Беседы на Шестоднев. Изд-во Четвертое. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Москва, 1900, - С. 120.

    16 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константи¬нопольского, в русском переводе, том 12-й, в 3-х книгах, книга вторая, С.- Петербург, Изд. С.-Петербургской Духовной академии, 1906 г., - С. 487.

    17 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константино¬польского, в русском переводе, том девятый, книга вторая. С. -Петербург, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1903г., - С. 205.

    18 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность раздел II Теократия пря¬мая и делегированная, VIII Идея теократии. URL: http://monarhiya.narod.ru/mg_07.htm#2_1_8 (дата обращения 29.06.2022 г.)

    19 Шафф Ф. История христианской церкви. Том VII. Современное христиан­ство. Реформация в Германии. - СПб.: «Библия для всех», 2009 г., - С. 73.


    20 Волков А.Б. Ветхозаветные пророки. М., Институт Востоковедения РАН, 2005, - С. 67.

    21 Августин Блаженный. Исповедь. - М.: «ГЕНДАЛЬФ», 1992, - С. 177.


  • написать администратору сайта