Главная страница

18_03_2022_Ветрова КУРСОВАЯ. Курсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеКурсовая работа особенности формирования игровых умений и навыков у детей пятого года жизни
Дата24.04.2023
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла18_03_2022_Ветрова КУРСОВАЯ .docx
ТипКурсовая
#1086162
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1.3. Методические приемы формирования игровых умений и навыков детей средней группы


По мнению Кравцова Г.Г. сюжетно-ролевая игра заминает важнейшее место в процессе развития ребенка. У детей в возрасте 4-5 лет появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни:

  • переводить их к более сложному ролевому поведению в игре;

  • формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры, согласно мнению Жуковской Р.И. [10].

Эти умения залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.

Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений посредством:

  • знакомства с трудом взрослых,

  • с событиями общественной жизни,

  • чтение и рассказывание художественных произведений, сказок

  • просмотр фильмов.

Все это дает материал для игры.

Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми.

Как писала в своих трудах Д.В. Менеджерицкая, это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников [17].

Таким образом, формируя игровые умения и навыки детей средней группы, педагог должен:

  • обогащать игровой опыт ребенка;

  • создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании;

  • развивать коммуникативные качества детей.

Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей можно представить следующим образом:

  • организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

  • продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

  • руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

  • следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

  • проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей согласно мнению Жуковской Р.И. [10].

Педагог в процессе игровой деятельности использует разные приемы воздействия на процесс игры:

  1. Прием косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Все имеющиеся игрушки и игровые материалы находятся в свободном пользовании детей. Но время от времени воспитатель меняет обстановку в игровых уголках.

  2. Прямые приемы руководства:

  • ролевое участие в игре;

  • участие в сговоре детей;

  • разъяснение;

  • помощь;

  • совет по ходу игры;

  • предложение новой темы игры - дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры. Основное условие их использования - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре [15].

По мнению А.П. Усовой, хорошим действенным средством для развертывания сюжета являются игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные навыки сюжетосложения [31].

Не менее интересными для детей являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Хорошо организованное совместное путешествие оставляет в сознании детей массу впечатлений, дает им возможность в неформальной обстановке многое увидеть и услышать.

С целью формирования игровых навыков необходимо использовать в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей».

Работа по формированию игровых умений детей в средней группе должна включать сюрпризные моменты, внесение новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой.

Важный этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.

В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» также формируются игровые навыки и воспитывается, чуткость, доброжелательность.

Художественная литература – универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми, в том числе игровой. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогут в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек».

Театрализованные игры необходимы для развития способности к перевоплощению, развития умений использовать выразительные средства: мимику, интонацию, жеста.

Содействие дальнейшему развитию режиссерской игры также способствует формированию игровых умений, учит понимать персонажи, примерять на себя разные роли и взаимодействовать с другими людьми.

Подвижные игры также важны в жизни ребенка, они способствуют развитию двигательной активности, формируют игровые навыки, подвижный активный, ловкий ребенок может быть успешен во многих играх.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта