Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении

  • Гончарова Полина Александровна _______________ 09.04.2021(подпись) (дата) Руководитель

  • Особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении. КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ. Курсовая работа Особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении


    Скачать 73.38 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении
    АнкорОсобенности работы с исполнителем в театрализованном представлении
    Дата08.11.2022
    Размер73.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx
    ТипКурсовая
    #777252
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство культуры и архивов Иркутской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Иркутский областной колледж культуры


    Курсовая работа


    Особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении


    Выполнила:

    Студентка 3 курса очной формы обучения специальность 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по виду) Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений

    Гончарова Полина Александровна

    _______________ 09.04.2021

    (подпись) (дата)


    Руководитель:

    Гришнёва Валерия Сергеевна, преподаватель первой категории

    _______________ 09.04.2021

    (подпись) (дата)




    Иркутск, 2021

    Содержание

    Введение

    3

    1. Исполнитель в театрализованном представлении

    5

    2. Специфика работы с исполнителем в театрализованном представлении

    17

    Заключение

    28

    Список использованных источников

    29

    Приложение 1. Глоссарий

    32










    Введение
    Театрализованные представления и массовые праздники в честь знаменательных для всей страны дат и важных событий в жизни человека занимают обширное место в нашей жизни.

    Театрализованные представления зарождают в людях хорошее, торжественное настроение, создающее праздничную ситуацию.

    Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в театрализованном представлении и празднике, который является частью культурно-просветительной работы [11].

    Ответственность режиссера массового праздника и театрализованного представления перед обществом крайне велика. Любая постановка несет в себе значительное влияние на зрителей. В процессе работы, режиссёр формирует особого рода действие сложнейшего сочетания движений, музыки, слова, света, особой звуковой структуры, специфически освоенного сценического пространства, на котором действуют громадные массы - сотни, тысячи, а порой и десятки тысяч исполнителей. Недостаточно тщательный отбор материала, неточность художественного образа, неправильная работа с исполнителем и многое другое - все это может привести праздник к нежелательному результату[14].

    Актуальность темы данной курсовой работы, обусловлена тем, что первоначальная работа режиссера с исполнителем в театрализованном представлении играет очень важную роль. Значимость исследования заключается в том, что режиссер театрализованных представлений и праздников, как и любой другой специалист в этой области, должен владеть необходимыми знаниями, умениями, навыками в работе с группами, творческими объединениями, коллективами, а также с ведущими, реальными героями и зрителями. Одним словом, иметь при себе познания в разных методиках работы с исполнителем.

    В связи с этим нами была поставлена цель курсовой работы - изучить особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении.

    Для реализации данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

    1. раскрыть сущность понятия «исполнитель» в театрализованном представлении;

    2. выявить специфику работы с исполнителем в театрализованном представлении.

    Объектом исследования курсовой работы является исполнитель в театрализованном представлении, а предметом - особенности работы с исполнителем в театрализованном представлении.

    В работе были использованы следующие методы исследования: изучение интернет источников и литературы, анализ продуктов деятельности, сравнение.

    Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности студентов социально-культурной деятельности при подготовке организации дипломной работы и прохождении производственной практики, а также педагогов организаторов и молодых специалистов.

    Структура курсовой работы состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и одного приложения.

    1. Исполнитель в театрализованном представлении



    Режиссёр и исполнитель в театрализованном представлении выполняют одну общую задачу. Взаимодействие режиссера и актеров в процессе репетиций – творческое содружество и доверие.

    Все то, что делает режиссер - это отклик на современность, на проблемы сегодняшнего дня. Режиссёр театрализованного представления в основном работает над современной темой [4].

    Режиссёр - художественный руководитель всего творческого процесса постановки театрализованного представления. В его обязанности входит воспитательная работа с исполнителем, в этом и заключается главная трудность. Потому что групп исполнителей большое количество и с каждым исполнителем есть своя методика работы. Режиссёр каждый раз соприкасается с совершенно новыми тонкостями работы с исполнителем [9].

    Исполнитель, всегда остается одним из главных средств воспитательной работы режиссера. Именно исполнитель создает атмосферу общения между сценой и залом.

    Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, эмоции, заражать его своей энергией, держать его в постоянной зрительской активности [8].

    Если проанализировать определения в разных литературных источниках, то мы увидим, что значение слова «исполнитель» имеет множество трактовок.

    В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова понятие «исполнитель» - артист, исполняющий художественное произведение перед публикой, в кино, на телевидении и т.д. [13].

    Авторы словаря профессиональных терминов утверждают, что «исполнитель» - это синоним слову «актер», а «актер», в свою очередь обозначает профессию исполнителя, предполагающую, как правило, наличие некоего произведения других творцов (писателя, композитора, балетмейстера и т.д.), создающих текст, партитуру и другие произведения, которые актёр своими данными и своей техникой доносит до зрителя [17].

    На основе этих двух определений уже можно сделать вывод, что исполнитель – это тот, у кого имеется определенная роль в театрализованном представлении.

    Существует четыре вида исполнителей, с которыми режиссеру праздников и театрализованных представлений надо работать:

    1. Исполнители, которые воплощают художественную часть представления (ведущие, актеры - исполнители пролога, миниатюр и т.д.).

    2. Участники художественных коллективов (приглашенные).

    3. Зрители.

    4. Реальные герои [8].

    Режиссер должен быть готов к тому, что во время организации и постановки часто приходиться работать не только с профессиональными и любительскими коллективами, но и с группами лиц, не имеющих к культуре и искусству никакого отношения.

    Группа – это совокупность людей, объединенных любым общим признаком: пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, этнографическими и другими характеристиками [18].

    Группы подразделяются по численности её членов на большие и малые:

    • Малые группы – члены группы объединены общей деятельностью и находятся на посредственном устойчивом личном общении друг с другом, что ведет к возникновению эмоциональных отношений, групповых ценностей и норм поведения. Размер малой группы колеблется от двух до нескольких десятков человек, но наиболее эффективной является группа из 5-7 человек [19].

    • Большие группы количественно не ограничены, имеют устойчивые моральные, этические и эстетические ценности, нормы поведения. «Большая группа отличается от малой, наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединённая не меньше и потому оказывающая существенное влияние на общественную жизнь» [16].

    Большие группы в свою очередь могут быть разделены на целевые, социальные группы, территориальные (местные) группы, общество.

    • Целевые социальные группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. В режиссуре театрализованных представлений, целевые группы чаще всего используются в массовых шествиях.

    • Территориальные (местные) группы образуются в связи с близостью место проживания. Однозначный из важнейших форм территориальной общности является этнос (греч. Etnos-племя, народ) - исторически сформировавшиеся на определенной территории общность, обладающая собственной культурой, языком, поведенческое особенностью, осознанием своего единства и отличие от других этнических образований. В процессе развития этноса могут утратить свою территорию, но сохранить язык, нормы поведения, обычаи, культуру. Эти группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием. Высшая стадия развития многих этносов - это образование устойчивой целостности нации [18].

    При привлечении данной группы в работе задача режиссера - раскрыть всю самобытность и яркость культуру этноса.

    • Общество - объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

    Большие группы делятся и по социальным признакам:

    • Интеллигенция - группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несет в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами деятельности нравственно-этическими качествами. Представители данной группы привлекаются режиссерами к участию в различных церемониях, интеллектуальных конкурсах, а также входят в состав жюри и комиссий [7].

    • Служащие - социальная группа, объединяющая людей, занятых нефизическим трудом, например, в промышленности, в сфере торговли и услуг. Данная группа людей, как правило, активно принимает участие во всех творческих мероприятиях, направленных на укрепление корпоративного духа.

    • Люди умственного и физического труда - рассматриваются как отдельные социальные группы, разделяющиеся по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам. В режиссуре театрализованных представлений эти группы становятся основными участниками мероприятий при организации и проведении профессиональных праздников.

    • Население города и население деревни - различаются между собой по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи. Данные социальные группы составляют основной контингент участников народных гуляний. Большие группы не следует смешивать с таким понятием, как массовая общность (молодежь подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности) [20].

    Например, при проведении Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры», режиссёрская группа взаимодействовала с жителями Еланцовского района.

    • Микрогруппы — малая группа людей, объединенных постоянным, относительно устойчивым по своей структуре межличностным общением, эмоциональным контактом, возникающим в процессе определенной деятельности, взаимодействием. Режиссер театрализованного представления привлекает микрогруппы для участия в театрализации при отсутствии профессиональных или самодеятельных актеров [16].

    По общественному статусу выделяются следующие виды групп:

    • Формальные группы - группы, имеющие официально заданную структуру, а именно формально организованные. Можно сказать, что данный вид группы может быть создан по распоряжению руководителя организации, где есть общая цель совместной деятельности и разделение функций. Деятельность таких групп регламентируется нормативными документами, инструкциями, разработанными вышестоящими инстанциями; организуется, планируется и оценивается ими же. К руководству формальными группами привлекается человек, имеющий профессиональное образование, которому выплачивается заработная плата, например, председатель союза театральных деятелей, председатель союза кинематографистов, директор студенческого клуба.

    • Неформальные группы - спонтанно возникшие группы людей, самостоятельно объединяющиеся на основе личных предпочтений. Группы образуются в результате деятельности инициативных людей, не имеющих четко выраженной цели. Контроль в данных группах основан на внутригрупповых традициях, нормах поведения и ценностных ориентациях, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных группах наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно данная группа возглавляется неформальным лидером, который помогает группе поддерживать ее существование. Внутри группы складывается определенное распределение ролей и позиций [19].

    Во время организации молодежных мероприятий режиссеры обращаются к таким неформальным группам, как байкеры, граффитеры, рэперы и т.д.

    Примером может быть торжественное мероприятие, посвященное Дню рождения Иркутской области. Режиссерская команда колледжа культуры привлекла хип-хоп исполнителей и битбоксеров для пролога.

    В зависимости от стиля поведения неформальные группы можно

    классифицировать так:

    • Просоциальные - социально-положительные группы, например, клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы защиты экологии и спасения памятников культуры, любительские объединения и др. Как показывает практика, данные группы имеют позитивную направленность.

    • Асоциальные группы - это группы, интересы которых далеки от социальных проблем.

    • Антисоциальные группы - это самая неблагополучная часть общества. Отличительная черта данных групп - нравственная глухота и неспособность понять иную точку зрения [16].

    Следующий вид исполнителя в театрализованном представлении – это зритель.

    Зачастую, работая над созданием сценарного-постановочного плана и над конкретной организацией праздничных мероприятий, режиссер помнит обо всем, но забывает о самом главном участнике этого события – зрителе, ради кого, собственно, это мероприятие и проводиться.

    Зритель – понятие очень сложное и весьма непостоянное.

    В словаре Ушакова «зритель» - это очевидец, наблюдатель, смотрящий на сценическое представление, зрелище.

    Говоря о роли зрителя, вспомним, что актеры часто говорят, «плохой» или «хороший» прием публики, ведь, действительно, от её характера зависит, насколько проще будет найти с ним диалог и создать атмосферу сотворчества. Исполнителю важно, как реагирует зритель, насколько он заинтересован в действии на сцене или же наоборот, равнодушен ко всему происходящему.

    Зритель – ведущая сила и для исполнителей, и для режиссера. Нет праздника без зрителя. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому режиссеру нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища [2].

    Уровень социально-художественной активности масс позволяет различать среди участников следующие группы:

    • Инициаторы и организаторы массового праздника с ярко выраженной социальной активностью – участники массового праздника, активно одобряющие его идейно-тематическое содержание и проявляющие готовность к участию.

    • Пассивные зрители, не имеющие ярко выраженной готовности к участию [8].

    Представление, основанное на жизненных фактах, является документально публицистическим. В нём за основу берутся реальные события, и документы и переносятся на язык драматургии с минимальным добавлением художественного вымысла. Очень часто имеется в виду конкретный человек или группа лиц, то есть реальный герой, который в свою очередь, так же является исполнителем в театрализованном представлении.

    Реальный герой – участник событий, влияющий на ход истории всего мира, или страны [5].

    Например, празднуя годовщину Афганской войны, во многих уголках страны проходят театрализованные мероприятия, режиссеры прославляют подвиг солдат.

    Все вышерассмотренные группы исполнителей в повседневной жизни не имеют никого отношения к творческому процессу, не знакомы с законами драматургии, теорией и практикой режиссуры театрализованного представления.

    С исполнителем, имеющим представление о подготовке и реализации театрализованного представления и праздника, взаимодействовать намного проще. Люди, которые не первый год занимаются своим делом и не первый раз выходят на сцену, относятся к делу с большей ответственностью и трепетом, чем обычные группы.

    Рассмотрим следующие виды таких исполнителей:

    Любительские объедения (клубы по интересам) – совокупность любительских увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит последовательное включение творческой деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства. Любительские объединения в культурно-досуговых учреждениях – это творческие союзы, объединяющее начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов или творческие объединения любителей поэзии, музыки, театра и т.п.

    Основной целью работы любительских объединений является приобретение знаний, навыков, обмен мнениями, мыслями [6].

    Далее рассмотрим творческие коллективы.

    Творческий коллектив – объединение, имеющее определенные традиции, обычаи и собственное мнение, что заставляет его руководителя придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности для успешного регулирования процессов развития и функционирования коллектива [5].

    Творческо-исполнительские коллективы обладают всеми признаками групп, рассмотренными ранее.

    Специфика творческого коллектива:

    • Как правило, творческо-исполнительский коллектив является продолжателем когда-то и кем-то начатого творческого процесса;

    • Творческий коллектив исполняет собственную интерпретацию произведения искусства;

    • Руководитель коллектива совмещает лидерство формальное и неформальное;

    • Любой член творческого коллектива, участвующий в общем творческом замысле, проявляет своё индивидуальное творческое начало [8].

    Творческо-исполнительские коллективы пытаются решать творческие задачи. Они состоят из людей творческих профессий, собранных для решения творческих задач, и классифицируются по типу организации и по сфере деятельности (видам искусства).

    Музыкальное искусство (оркестры: симфонические, духовые), театральное искусство (театры драматические, кукол, миниатюр, поэзии) хореографическое искусство и т. д [12].

    Творческие коллективы также могут быть профессиональными и самодеятельными.

    Профессиональными коллективами являются постоянно действующие коллективы, достигшие профессионального уровня исполнительного мастерства, регулярно выступающие с трансляцией произведений искусства.

    Самодеятельными коллективами считаются добровольные объедения любителей и исполнителей всех видов искусств, основанные на общих художественных интересах для совестного осуществления творческих задач, в свободное от занятий время.

    Разновидности самодеятельного коллектива:

    • Студия;

    • Кружок;

    • Секция;

    • Клуб;

    • Общество [8].

    На сегодняшний день в сфере развлекательной культуры редко какое мероприятие проходит без ведущего. Который в свою очередь также является исполнителем в театрализованном представлении.

    В разных словарях значение слова «Ведущий» везде объединено одним понятием – идущий впереди, главный, руководящий направляющий. Следовательно, ведущий театрализованного представления – человек, ведущий за собой или направляющий действие, это незаурядный, неформатный человек, со своими уникальными возможностями, и, несмотря на всю яркость других исполнителей театрализованного представления, он остается лицом программы[17].

    И последний тип профессионального исполнителя - это актер.

    Актёр - основной материал в искусстве режиссёр [10].

    Актер – исполнитель ролей в созданном им сценическом образе (персонажи) в сценическом пространстве, в отличии от артистов, просто участвующих представлении.

    Актер – это тот, чья творческо–профессиональная деятельность направлена на воплощение персонажей на основе сценарной драматургии в соответствии режиссерской концепции [5].

    В театрализованном представлении и празднике, актеры входят в исполнительскую группу в том случае, если режиссер подразумевает использовать в своей работе метод театрализации [15].

    Исходя из этого, мы можем сделать следующие выводы:

    Режиссёр и исполнитель в театрализованном представлении выполняют одну общую задачу.

    Исполнитель – в первую очередь, это тот, у кого имеется определенная роль в театрализованном представлении. Исполнитель, всегда остается одним из главных средств воспитательной работы, именно исполнитель создает атмосферу общения между сценой и залом.

    Существует две основные группы исполнителей в театрализованном представлении.

    1. Группы исполнителей, которые имеют представление о подготовке и реализации театрализованного представления и праздника. Люди, которые не первый год занимаются своим делом и не первый раз выходят на сцену.

    2. Группы исполнителей, которые в повседневной жизни не имеют никого отношения к творческому процессу, не знакомы с законами драматургии, теорией и практикой режиссуры театрализованного представления.

    К первой группе относятся:

    1. Творческие коллективы – объединение, имеющее определенные традиции, обычаи и собственное мнение, что заставляет его руководителя придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности для успешного регулирования процессов развития и функционирования коллектива.

    2. Любительские коллективы – это творческие союзы, объединяющее начинающих поэтов, прозаиков, иллюстраторов или творческие объединения любителей поэзии, музыки, театра и т.п.

    3. Ведущий – человек, ведущий за собой или направляющий действие, это незаурядный, неформатный человек, со своими уникальными возможностями, и, несмотря на всю яркость других исполнителей театрализованного представления, он остается лицом программы.

    4. Актеры - исполнитель ролей в созданном им сценическом образе (персонажи) в сценическом пространстве, в отличии от артистов, просто участвующих представлении.

    Ко второй группе относятся:

    1. Группа - это совокупность людей, объединенных любым общим признаком: пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, этнографическими и другими характеристиками.

    Группы подразделяются по численности её членов на большие, малые и микрогруппы.

    Большие группы в свою очередь могут быть разделены на целевые, социальные группы, территориальные (местные) группы, общество.

    Большие группы делятся по социальным признакам: интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и население деревни.

    По общественному статусу выделяются формальные группы, неформальные группы.

    В зависимости от стиля поведения неформальные группы классифицируют на просоциальные, асоциальные группы, антисоциальные группы.

    1. Зритель - это очевидец, наблюдатель, смотрящий на сценическое представление, зрелище.

    2. Реальный герой - участник событий, влияющий на ход истории всего мира, или страны.


    2. Специфика работы с исполнителем в театрализованном представлении
    Существует большое количество исполнителей в театрализованном представлении, в первом параграфе мы ознакомились с их понятиями, а сейчас мы рассмотрим работу с несколькими видами исполнителей, с которыми режиссер сталкивается чаще всего.

    Специфика работы с реальным героем.

    Каждый режиссер театрализованных представлений и массовых праздников в процессе подготовки владеет собственными, индивидуальными особенностями работы с исполнителем, в том числе с реальным героем [14].

    Основные методы работы с реальным героем:

    Есть две группы реальных героев:

    • Виновники какого-либо торжества;

    • Интересные люди, совершившие подвиг, необычные люди.

    Работа с реальным героем делится на несколько этапов:

    1. Определиться с событием, которое будет взято за основу будущего представления. Далее определиться с героем, это должен быть конкретный человек или группа лиц.

    2. Режиссер на первой встрече должен ознакомиться со всеми доступными документами. Собрать материалы о событии и непосредственно о реальном герое.

    3. Подготовившись, режиссёр назначает встречу с реальным героем для обсуждения общей концепции театрализованного представления и конкретно той части, где предполагается участие исполнителя, уточняя и обсуждая все особенности и нюансы.

    Работа с данной категорией людей требует от режиссера корректности и повышенного чувства такта, коммуникабельности и знания возрастной психологии. К встрече нужно готовиться тщательно, учитывая все черты характера, всю полученную информацию из документов.

    1. Следующий этап – работа над эпизодами сценарно-постановочного плана с участием героя.

    Реальный герой чаще всего не имеет опыта публичного выступления, поэтому в первую очередь, задача режиссера – при помощи разных режиссерских приемов сделать выступление реального героя максимально комфортным и правдоподобным для зрителя.

    1. Минуя подготовительную часть режиссерской работы, назначается встреча с реальным героем, на которой исполнитель знакомится с содержанием сценария, в него вносятся последние коррективы и назначается время репетиций.

    В тех случаях, когда реальный герой уже в преклонном возрасте, физически слаб, лучше при встрече с ним сделать интервью, которое потом можно будет использовать в театрализации.

    Работа с реальным героем, учувствовавшим в театрализованном представлении, строится по такому принципу: режиссеру необходимо, постоянно поддерживая интерес к совместной работе, постепенно зарождать у человека чувство необходимости к действию в заданной мизансцене, а также к произнесению предложенных монологов, и участию в диалогах, как будто это и его замысел тоже [9].

    Реальный герой должен почувствовать себя участником программы, только в этом случае он станет активным участником. Любое торжество должно быть нацелено на аудиторию, в которой реальный герой должен заинтересоваться [9].

    Специфика работы со зрителем.

    Главная задача режиссера - это сделать зрителя соучастником праздника или представления. Приступать нужно к этой работе еще на начальном этапе разработки замысла, продолжить в входе организационных работ вплоть до реализации самого мероприятия, предусмотрев все способы, активизации деятельности каждого присутствующего во время праздничного мероприятия. Рекомендуется обратить особое внимание на процесс разработки эффективных эмоционально-выразительных приемов и средств активизации зрителя. Если зритель смеется и плачет, сопереживает и негодует, незапланированно аплодирует – это само говорит по себе о том, что со зрителем уставлен невербальный контакт и он соучастник сценического действия [4]

    Надо продумать драматургию так, чтобы люди ощущали себя не только зрителями, но и участниками, поэтому развивая сюжет, надо определить кульминацию, которая обобщит тему театрализованного представления и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния.

    Задача режиссёра массового театрализованного праздника состоит не только в организации материала, но и аудитории [9].

    Активизация аудитории – режиссерский прием, заключающийся во включении зрителя в сценическое действие.

    Существуют различные уровни активизации аудитории – от обращения актеров в зрительный зал и вынесения фрагментов действия в партер до хэппинга предполагающего прямое участие публики в сценическом действе [14].

    Хеппинг (англ. «происшествие», «случай»). Сначала его назвали театральные действия или коллаж ситуаций. Суть: все зрители, они же участники, вовлекались в серию спонтанных, импровизированных поступков, лишь в общих чертах, запрограммированных в сценарии. Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – планирование и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды [17].

    Существуют основные этапы процесса активизации зрительской аудитории:

    Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия.

    Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника и театрализованного представления, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации.

    Информационная команда создаёт общественное мнение и определённую социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.

    Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведения праздника и театрализованного представления, т. е. воплощения в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности.

    В прологе это, прежде всего пробуждения собравшихся к концентрации внимания и к появлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющиеся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов – нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к театрализованному действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации – непосредственное активное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения аудитории [4].

    На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. Ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссёрское решение; образность; компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой; готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников театрализованного представления.

    По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники и зрители [9].

    Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.

    Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявляется в финале самого мероприятия, даёт себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении.

    Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с активно действующей массой участников праздника [4].

    Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется так же в готовности быть привлечённым к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя [11].

    Из этого можно сделать вывод, что основным приёмом активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:

    • Вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

    • Физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;

    • Художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность [14].

    Искусство театрализованного представления и праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции.

    К другим методам активизации зрительской аудитории относятся:

    • Приёмы обращения к аудитории;

    • Коллективное исполнение песен;

    • Осуществление ритуалов;

    • Переклички, рапорты;

    • Игровая форма;

    • Коллективные шествия [2].

    Рассмотрим несколько приемов активизации зрителей:

    Прием «провокации» направлен на «заманивание» зрителя в совместное действие – конкурс или на совместное проведение обрядов и ритуалов [8]. Например, на праздник «Масленица», ритуал сжигания чучела Масленицы.

    Так же примером может быть фестиваль красок, на котором абсолютно все – участники, зрители обкидывают друг друга красками. Как раз фестиваль – это яркий пример совместного действия организаторов и массового количества людей, пришедших посмотреть представление, а также поучаствовать в нем.

    Следующий прием активизации зрителя – это прием «скандирования», чаще всего применяется в мероприятиях, в которых запланированы различные состязания и призывы к зрителям высказать свое мнение о той или иной команде.

    Прием «разговор с залом», предполагает ответы на несложные вопросы, провоцирующие моментальный ответ, разговор – диалог, разговор – интервью [8].

    Планируя работу со зрителем, режиссер должен быть готов ко всем возможным ситуациям. Его задача с самого начала сконцентрировать внимание зрителя на сценической площадке и не отпускать его до финала. Тогда можно с уверенностью сказать, что на следующее представление зритель обязательно придет сам, а также с удовольствие пригласит кого-нибудь еще [12].

    Специфика работы с профессиональными коллективами.

    Как известно ранее, творческие коллективы делятся на два типа – на профессиональные и самодеятельные. Мы рассмотрим особенности работы с профессиональными коллективами.

    Задача профессиональных коллективов – организация регулярных выступлений с целью приобщения населения к отечественной и мировой культуре; систематическое обогащение и выполнение репертуары; создание условий для творческого развития участников коллектива и сохранение их индивидуальности.

    Вернемся к начальному этапу организации мероприятия – работа над созданием сценарно-постановочного плана. Определившись с жанром мероприятия, следует решить вопрос исполнительских сил, с кем эффективней будет его реализация. Ответ лежит на поверхности: это профессиональные коллективы. Получив предварительно согласие об их участии в мероприятии, и пригласив руководство коллектива на организационную встречу. Режиссер ставит перед ними четкую творческую задачу, оговаривает время просмотра номеров и сводные репетиции, условия трансферта и место расположения на мероприятии (например, количество и местоположения гримерок). При этом условии режиссер может быть уверен, что все задачи могут быть выполнены четко и качественно[9].

    Рассмотрим, как это происходит на самом деле.

    Члены профессиональных коллективов связали свою жизнедеятельность с творчеством, и нередко это их единственный источник дохода, что обуславливает плотный базовый репертуарный график. Приглашая коллектив на свое мероприятие, режиссер, в первую очередь, должен сопоставить свой план мероприятия с расписанием того или иного коллектива, а если их несколько, это бывает затруднительно.

    Проблему может составить финансовое обеспечение мероприятия. Нередко выступление профессионального коллектива с номером или блоком номеров может «съесть» весь запланированный бюджет, если только это не благотворительное.

    Если же по идее режиссера профессиональный коллектив приглашается для прологовой части или блока театрализации, где по законам жанра номер должен вплетаться в ход действия, то это ведет за собой некоторые изменения или полную коррекцию номера. Даже если по предварительной договоренности назначена одна сводная репетиция, то зачастую на нее приходит только руководитель, с которым режиссер оговаривает запланированные выходы на сцену, мизансцены и финальные точки номеров.

    Приглашая профессиональный коллектив, режиссер должен быть готов работать «напрямую» с руководителем данного коллектива, а не с исполнителем, и если эта работа выстроена грамотно и четко, то может дать гарантии, что мероприятие пройдет на высоком уровне.

    Начиная работу над данным проектом, режиссер встречается с каждым из руководителей, затем организовывает общую встречу, где эти руководители уже на своем профессиональном уровне оговаривают все нюансы.

    Следующей задачей становится грамотная организация репетиционного процесса, согласование индивидуальных графиков каждого коллектива. На сводной репетиции, нужно учесть все аспекты, связанные со звучанием и распределением пространства на сценической площадке, все технические и акустические возможности. И только коммуникабельность режиссера и умение прислушиваться к профессиональному мнению руководителей, позволят создать успешное мероприятие [1].

    Далее рассмотрим особенности работы с любительскими объединениями.

    Специфика работы с любительскими объединениями.

    В отличие от самодеятельных коллективов, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами решают, как и чем они будут заниматься.

    Каковы же основные положительные моменты в привлечении любительских объединений, особенно в малых населенных пунктах?

    Во-первых, такие объединения позволяют учесть всю палитру творческих потребностей.

    Во-вторых, когда клубы по интересам в творческой деятельности ориентируются на потребности населения, они становятся как бы связующим звеном в организационной работе режиссера с самими различными группами населения.

    В-третьих, организация и вовлечение участников клубов по интересам и любительских объединений в творческий процесс создает качественно новый уровень праздничной культуры населения [3].

    Клубы и объединения по интересам состоят из добровольцев, энтузиастов-общественников, которые учат своих членов быть, не только потребителями, но и творцами духовных ценностей, воспитывают желание пополнять свои знания, творческое отношение к действительности, а также расширить кругозор и приносить бескорыстную пользу людям.

    Активизация участников любительских объединений или клубов по интересам режиссер массовых праздников ставит перед ним задачи по адаптации их в массовую культуру, знакомство населения с их деятельностью, способствуя тем самым совершенствованию, расширению сферы влияния вовлечения в них новых членов. Их поддержка, развитие, совершенствование – немаловажный воспитательный фактор в работе режиссера. Самым эффективным способом привлечения таких объединений является массовое театрализованное представление с организацией ярмарочных или тематических площадок. Опыт, накопленный в работе по организации праздников, показал, что тематические площадки наиболее эффективная форма и она в большей степени способствует усовершенствованию клубных и любительских объединений [6].

    Работа режиссера с любительским коллективом включает в себя ряд последовательностей:

    • Подбор участников;

    • Просветительская и воспитательная работа с участниками;

    • Работа по изучению и сбору фольклора и т.п.

    • Установка задач для коллектива;

    • Репетиционная работа;

    • Выпуск театрализованного представления.

    Таким образом, вторая задача исследования была решена.

    В ходе решения второй задачи мы изучили специфику работы с исполнителем в театрализованном представлении, убедились в том, что к каждой группе исполнителей нужен отдельный подход и своя методика.

    Мы рассмотрели четыре вида особенностей работы с исполнителем.

    1. Специфика работы с реальным героем. Главная задача режиссера в работе с этим типом исполнителей – при помощи разных режиссерских приемов сделать выступление реального героя максимально комфортным и правдоподобным для зрителя. Работа с данной категорией людей требует от режиссера корректности и повышенного чувства такта, коммуникабельности и знания возрастной психологии. К встрече нужно готовиться тщательно, учитывая все черты характера, всю полученную информацию из документов.

    2. Специфика работы со зрителем.

    Главная задача режиссера - это сделать зрителя соучастником праздника или представления. Планируя работу со зрителем, режиссер должен быть готов ко всем возможным ситуациям. Его задача с самого начала сконцентрировать внимание зрителя на сценической площадке и не отпускать его до финала. Тогда можно с уверенностью сказать, что на следующее представление зритель обязательно придет сам, а также с удовольствие пригласит кого-нибудь еще.

    В помощь режиссеру выступают различные приемы, такие как: прием «провокации», прием «скандирования», прием «разговор с залом» и др.

    К другим методам активизации зрительской аудитории относятся: приёмы обращения к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление ритуалов, переклички, рапорты, игровая форма, коллективные шествия.

    1. Специфика работы с профессиональным коллективом.

    Приглашая профессиональный коллектив, режиссер должен быть готов работать «напрямую» с руководителем данного коллектива, а не с исполнителем, и если эта работа выстроена грамотно и четко, то может дать гарантии, что мероприятие пройдет на высоком уровне.

    Начиная работу над данным проектом, режиссер встречается с каждым из руководителей, затем организовывает общую встречу, где эти руководители уже на своем профессиональном уровне оговаривают все нюансы.

    Следующей задачей становится грамотная организация репетиционного процесса, согласование индивидуальных графиков каждого коллектива. На сводной репетиции, нужно учесть все аспекты, связанные со звучанием и распределением пространства на сценической площадке, все технические и акустические возможности. И только коммуникабельность режиссера и умение прислушиваться к профессиональному мнению руководителей, позволят создать успешное мероприятие.

    1. Специфика работы с любительскими объединениями.

    В отличие от самодеятельных коллективов, которые, как правило, уже имеют готовые программы и профессиональных руководителей, инициативные клубы и любительские объединения сами решают, как и чем они будут заниматься.

    Работа режиссера с любительским коллективом включает в себя ряд последовательностей: подбор участников, просветительская и воспитательная работа с участниками, работа по изучению и сбору фольклора и т.п., установка задач для коллектива, репетиционная работа, выпуск театрализованного представления.

    Также, мы установили, что режиссер играет важную роль в работе с исполнителями в театрализованном представлении, потому что именно режиссер должен подтолкнуть исполнителя к выполнению поставленной задачи и помочь ему погрузиться в заданную тему театрализованного представления. Взаимоотношения режиссёра с исполнителем очень важны для постановки театрализованного представления. В тандеме режиссера и исполнителя можно с легкостью добиться отличного результата.

    Заключение
    По итогам написания курсовой работы были сделаны следующие выводы: исполнитель – в первую очередь, это тот, у кого имеется определенная роль в театрализованном представлении.

    Исполнитель, всегда остается одним из главных средств воспитательной работы, именно исполнитель создает атмосферу общения между сценой и залом.

    Методика работы с исполнителем создана для того, чтобы помочь исполнителю или режиссеру поверить в то, что он делает на сцене, помочь достичь поставленного результата в театрализованном представлении.

    Работа режиссера с исполнителем, в первую очередь, начинается с выбора группы исполнителей. Далее режиссер должен найти специальный подход для той или иной группы. Только потом начинается обсуждение всей постановки театрализованного представления.

    Также была рассмотрена специфика работы с исполнителем в театрализованном представлении с такими группами как: реальный герой, зритель, профессиональной коллектив и любительские объединения, которые имеют значительные отличия, но в тоже время и сходства. В первую очередь, самое главное сходство – это первоначальная работа режиссера с исполнителем. Отличие заключается в том, что рассмотренные в исследование группы не похожи друг на друга ни по виду деятельности, ни по характерным качествам. Поэтому режиссер должен учесть каждую мелочь в работе с исполнителем, так как у каждой группы исполнителей свой уровень подготовки, и именно поэтому, в конечном итоге, после выполненной работы художественный результат у каждой группы свой. Также было установлено, что режиссер играет важную роль в работе с исполнителем в театрализованном представлении. Взаимоотношения режиссёра с исполнителем очень важны для постановки театрализованного представления. Только в тандеме исполнителя и режиссера можно с легкостью добиться художественного результата.

    Поставленные задачи были выполнены в полном объеме. Цель достигнута. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности.
    Список использованных источников


    1. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера [уч. пособие для студентов выс. уч. заведений, обучающихся по специальности "Режиссура театра"] / Иван Богданов. – Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2016. – 317 с.

    2. Генкин Д. М. Массовые праздники: [Учеб. пособие для ин-тов культуры] / Дмитрий Генкин. – Москва: Просвещение, 2016. – 140 с.

    3. Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / Ирина Горюнова. – СПб: Композитор-Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.

    4. Зверева Н. А. Мастерство режиссёра: I-V курсы / Наталья Зверева – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ГИТИС, 2019. – 390 с.

    5. Зверева Н. А., Ливнев Д. Г. Словарь театральных терминов: создание актерского образа / Наталья Зверева, Давид Ливнев. – М: Российская акад. театрального искусства ГИТИС, 2018. – 188 с.

    6. И. Г. Шароев Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник / Иоким Шароев. – 3-е изд., испр. – М.: ГИТИС, 2009. – 333 с.

    7. Кисельникова Т.В. Из истории социалистической мысли. Социализм и мещанство в дискуссиях российских социалистов рубежа 19-20 вв. / Татьяна Кисельникова. – Томск: изд-во Том. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2018. – 202 с.

    8. Лапина Р. А. Методика работы с исполнителями и коллективами в режиссуре театральных представлений и праздников: [учебное пособие]/ Рима Лапина. – 2-е изд. – Улан-Удэ: ВСГИК, 2019. – 28 с.

    9. Литвинова О. А. Мастерство режиссера. Основы режиссуры: курс лекций [учебное пособие] / О. А Литвинова. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, 2018. – 288 с.

    10. Литосова М. К. Актер и режиссер: словарь профессиональных терминов и словосочетаний / Мария Литосова. – Москва: ГИТИС , 2016. – 239 с.

    11. Петрова Г. В. Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр /Галина Петрова. – СПб: Искусство, 2019. – 252 с.

    12. Рубб А. А. Феномен эстрадной режиссуры: Опыт исслед. / Александр Рубб. – М.: Луч, 2017. – 277 с.

    13. С. И. Ожегов, Л.И. Скворцов Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений/ Сергей Ожегов, Лев Скворцов. - 28-е изд., испр. и доп. – Москва: Азъ, 2019. – 1375 с.

    14. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [учеб. пособие] / Иосиф Туманов. – М.: Просвещение 2016. – 88 с.

    15. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / Анатолий Чечетин. – 2 –е изд. – М.: Лань, 2017. – 282 с.

    16. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] // grandars.ru: [сайт]. – [Б. м.], 2008-2021. – URL: http://www.grandars.ru (07.04.2021)

    17. Словарь Театральных Терминов. Учебное пособие [Электронный ресурс] // pandia.ru: [сайт]. – [Б. м.], 2006-2021. – URL: https://pandia.ru/text/ (07.04.2021)

    18. Словарь терминов по теории социальной работы. [Электронный ресурс] // voluntary.ru: [сайт]. – [Б. м.], 2007-2021. – URL: https://www.voluntary.ru/ l (07.04.2021)

    19. Социальный менеджмент. Словарь-справочник. учеб. пособие. [Электронный ресурс] // voluntary.ru: [сайт]. – [Б. м.], 2008-2021. – URL: https://www.voluntary.ru/slovari/socialnyj (07.04.2021)

    20. Энциклопедия экономиста. Социология. Основы социологии. [Электронный ресурс] // grandars.ru: [сайт]. – [Б. м.], 2009-2021. – URL: http://www.grandars.ru (07.04.2021)

    Приложение 1.

    Глоссарий
      1   2


    написать администратору сайта