Главная страница

гном. Курсовая работа по дисциплине Дирижирование


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Дирижирование
Дата09.01.2023
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаAnnotatsia_Volodina_Gimn_3.docx
ТипКурсовая
#877651

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Специальность «Хоровое дирижирование»

Аннотация

Заключительный гимн из оперы

«Снегурочка»

Музыка Н. А. Римского – Корсакова.

Либретто Н.А. Римского-Корсакова по одноимённой пьесе А. Н. Островского

Курсовая работа по дисциплине «Дирижирование»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Володина Кристина

Класс преподавателя Соболевой Софьи Викторовны

Концертмейстер Бадалова Елена Антоновна

Вологда, 2022 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)



Николай Андреевич Римский-Корсаков известный композитор, выдающийся музыкальный педагог, дирижёр и критик. Был участником сообщества «Могучая кучка». Автор многих музыкальных произведений: опер, симфоний, концертов, вокальной и духовной музыки. Считается основоположником жанра оперы-сказки.  Римский-Корсаков, биография которого включает и педагогическую деятельность, является также автором двух учебников по музыкальным дисциплинам. Композитор родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус. Занятия музыкой продолжаются. Дружба с Балакиревым серьёзно повлияла на развитие творчества будущего музыканта и определила ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.

Первая симфония Николая Андреевича появилась в 1865 году, через два года он представил на суд критиков Вторую симфонию. В течение нескольких лет он создал ряд романсов и другие сочинения. Все они произвели большой фурор среди обывателей и преподавателей. Благодаря им композитор был приглашён в университет на преподавательскую должность. В 1873 году Римский-Корсаков оставил службу во флоте и принялся за создание опер. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.

В 1881 году была закончена работа над оперой «Снегурочка» — самым главным произведением Римского-Корсакова, написанным по пьесе А. Н. Островского. 10 февраля 1882 года опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остаётся одним из самых любимых публикой творений композитора.

В 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.

Заслуги композитора как учителя также велики. Он смог воспитать более 200 музыкантов, среди которых были такие знаменитые, как И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и другие. Кроме того, он успешно издал учебник «Основы оркестровки», а также написал множество музыкальных статей, полезных для изучения и обучения будущих музыкантов.

Николай Римский-Корсаков был женат один раз. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.

В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Великий композитор скончался от инфаркта в 1908 году, который получил, когда узнал, что его оперу «Золотой петушок» запретили к постановке.

Творчество:

15 опер:

  • Псковитянка ( 1871-1872, ред.1894))

  • Майская ночь (1879- 1880)

  • Снегурочка (1881)

  • Млада (1892)

  • Ночь перед Рождеством (1895)

  • Садко (1896)

  • Моцарт и Сальери (1898)

  • Царская невеста (1899)

  • Сказка о царе Салтане (1900)

  • Сервилия (1902)

  • Кащей Бессмертный (1902)

  • Пан воевода (1904)

  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)

  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения: 13 сочинений, из них 3 симфонии

  • Симфония № 1 (1865; 1884)

  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)

  • Симфониетта на русские темы (1885)

  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)

  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)

  • Симфония № 3 (1873; 1886)

  • Испанское каприччио, (1897)

  • Светлый праздник (увертюра)

  • Садко, (1896)

  • Снегурочка (сюита)

  • Ночь перед Рождеством (сюита)

  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения:

  • 79 романсов

  • хоры с оркестром и a capрella

  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен» (собранных Т. Филипповым) (1882)

Книги:

  • Летопись моей музыкальной жизни (1909)

  • Практический учебник гармонии (1885)

  • Основы оркестровки (1913)

Коллективные сочинения Римского-Корсакова:

  • «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым

  • Квартет на тему B-la-ef к именинам Митрафана Петровича Беляева: первая часть —Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»)

  • В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд)


Хоровое творчество

Хоровые сочинения Римского-Корсакова немногочисленны. Часть их была создана в период с 1875 по 1879 — хоры a cappella, хоровые обработки народных песен, а также ряд духовных сочинений (1884). Хоры с сопровождением симфонического оркестра – «Стих об Алексее божием человеке (соч.20) и «Слава» (соч.21) были написаны во второй половине 70 – х годов. Оба хора основаны на темах подлинных народных мелодий, являются, по существу их обработками. Большую художественную ценность представляют 3 кантаты для солистов, хора и оркестра. В каждой из них композитор решает определённую творческую задачу, связанную с использованием различных вокально-исполнительских составов: в «Свитезянке» — смешанного (сопрано, тенор и смешанный хор), в «Песне о вещем Олеге» — мужского (тенор, баритон и мужской хор), в прелюдии-кантате «Из Гомера» — женского (три солистки и женский хор). «Свитязанка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера» - наметили новые пути развития жанра кантаты. Римский – Корсаков внёс в кантату «Песнь о вещем Олеге» эпическое начало, «Свитезянкой» установил лирико –эпическую разновидность, ввёл программность, усилил роль оркестра в прелюдии –кантате «Из Гомера». В кантатах Римского – Корсакова хор вновь приобрёл свою художественную роль.

Оперное творчество

Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией. Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета «Млада». За ней последовали опера-колядка «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко» (1895—1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к «Псковитянке», 1898) и «Царская невеста» (по Л. Мею, 1898). На рубеже XX века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.

Опера «Снегурочка»

В самом начале 1880-х годов была создана опера «Снегурочка», которая стала самым любимым произведением композитора. «Расцвет моих сил», так высказывался Римский – Корсаков о «Снегурочке», набрасывая конспект разбора своих сочинений. Первое знакомство композитора с пьесой великого русского драматурга А. Н. Островского осенью 1873 г. оставило Н. А. Римского-Корсакова равнодушным. Но спустя несколько лет, перечитав сказку, он буквально влюбился в её красоту и решил писать оперу «Снегурочка».

«Музыка Римского-Корсакова к моей “Снегурочке” удивительна, – сказал Островский, – я ничего не мог никогда представить себе более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Композитор А. П. Бородин, прослушав эскизное исполнение оперы, сказал, что «Снегурочка» – «это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием». В «Снегурочке» предстаёт совершенно особый мир, в котором господствуют красота, гармония, свет, живое дыхание расцветающей природы. Действие происходит в утопической стране, населённой берендеями, которые живут в единстве с природой. Древние обряды обозначают смену времён года и все связаны с поклонением главному языческому божеству – Яриле-солнцу. В этих обрядах Римский-Корсаков использовал множество языческих напевов. То есть обратился к самому древнему пласту русского фольклора, который покорил его фантазию и вызвал к жизни множество искуснейших обработок.

Обрядовые сцены – от проводов Масленицы до финального гимна Яриле-солнцу – очень важный, но далеко не единственный драматургический пласт оперы. В книге «Летопись моей жизни» композитор обращает внимание на то, что в «Снегурочке» в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствованными из собственного сборника «Сто русских народных песен».

«Орёл воевода, перепел подьячий» – в пляске птиц; «Весёленько тебя встречать, привечать» – в проводах Масленицы, песня «Ай, во поле липенька», хор «Просо» и другие.

Композитор гордился своей новой оперой. «Кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги», – сказано в
«Летописи». Эту оперу он считал вершиной своего творчества. Премьера «Снегурочки» состоялась 29 января 1882 г. на сцене Мариинского театра. «Кто не любит моей “Снегурочки”, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал композитор жене в 1893 г., после московской премьеры оперы – по существу, первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора.

Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А. Н. Островского. Действующие лица: В прологе Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед Мороз (бас)
Девушка Снегурочка (сопрано)
Леший (тенор)
Масленица (соломенное чучело) (бас)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие, берендеи обоего пола и всякого возраста
В опере Царь Берендей (тенор)
Бермята, ближний боярин (бас)
Весна-красна (меццо-сопрано)
Девушка Снегурочка (сопрано) Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Лель, пастух (альт) Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано) Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (баритон) Первый бирюч (бас) Второй бирюч (тенор) Царский отрок (меццо-сопрано) Леший (тенор) Бояре, боярыни и свита Царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники. Волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи всякого звания, обоего пола. Лешие, цветы – свита Весны

Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 29 января (10 февраля) 1882 года.


«Снегурочка» - сказочно-лирическая опера по пьесе Островского - «Весенняя сказка». Сюжет - нежная и прекрасная, но не знающая чувства любви, дочь Мороза и Весны Снегурочка живёт среди людей. Этим она нарушает законы природы и вызывает гнев Ярилы-Солнца на страну берендеев. Идея - прославление красоты, любви, искусства, гармонии человека и природы. В опере использованы обряды: Масленица, «выкуп невесты» ,«пир в честь Ярилы-Солнца» звучит хор «Свет и сила бог Ярило».

Персонажи оперы делятся на 3 группы: мифические - (силы природы) - Мороз, Весна, Леший, Масленица; реальные - Бобыль, Бобылиха, Мизгирь - баритон, торговый гость, купец, жених Купавы, Купава - сопрано, молодая девушка, подружка Снегурочки; полуфантастические - Снегурочка - сопрано, красавица-дочь Мороза и Весны.

Её несовершенство-неумение любить, этим она не похожа на людей. Лель - альт - вечно юный пастух, певец любовных песен, символ искусства. Берендей - тенор - старый царь, символ мудрости, справедливости, священник бога Солнца. Действие происходит в доисторическое время в стране берендеев, которой правит премудрый царь Берендей.

Заключительный гимн во втором действии звучит дважды – первый раз после « шествия царя Берендея» тема гимна в исполнении Леля с подхватом Купавы, 1 и 2 Бирючей, Бермята и всего народа; второй раз – в исполнении народа (берендеев) в конце сцены и всего второго действия. Сцена начинается на выходе из внутренних покоев Царя Берендея «Шествием царя Берендея». Это торжественный и в то же время игрушечный марш собирает народ: из внутренних покоев выходят придворные, боярыни, отроки; из наружных дверей и с лестницы - народ; здесь же Лель. Приспешники приводят Мизгиря. Бермята размещает придворных. Народ поет (a capрella) гимн берендеев. Под конец шествия показывается сам Берендей. Начинается суд над Мизгирем. Тот не пытается оправдываться и на требование Берендея взять в жены Купаву упрямо отвечает, что у него одна невеста — Снегурочка. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание — в пустыню, в лес. Мизгирь просит лишь об одном — взглянуть еще раз на Снегурочку. Входит Снегурочка, а с ней Бобыль и Бобылиха. Наивно и простодушно приветствует Снегурочка Берендея — она никогда раньше не видела царя. И тот, пораженный ее красотой, поет свою знаменитую каватину «Полна, полна чудес, могучая природа» — философское размышление о непредсказуемости явлений чудесных даров могучей природы. И вот царь Берендей понимает причину гнева Ярилы-Солнца: Снегурочка не ведает любви. И Берендей объявляет: тот юноша, который до рассвета заставит Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Юноши молчат — все знают холодность Снегурочки. Тогда царь обращается к берендейкам, и те отвечают, что только Лель способен «внушить любовь девице». В свою очередь Мизгирь просит царя отсрочить его изгнание: он клянется, что зажжет любовью «Снегурочки нетронутое сердце». Берендей успокаивается и призывает своих подданных собраться в последний день весны в заповедном лесу для игр и песен. А на заре приветствовать Ярилин день, начинающий лето.

Музыкально-теоретический анализ

Мелодика, тематизм

Возможности мелодии хора – многогранны по своей выразительности: в ней присутствует интонационное содержание, все типы мелодического
движения и особенностей волнообразного развития; местоположение кульминаций и индивидуальные характеристики мелодического рисунка.

Начальная мелодия – интонация гимна образует выразительный элемент музыки, состоящий из пяти звуков (эмоционально-смысловое единство). Квартовая интонация внутри построения привносит заряд энергии, силы, активности, особенно в восходящем движении (2-3 такты). Передача художественного замысла произведения осуществляется двумя темами: 1-ая тема носит величественный гимнический характер; 2-ая тема – выражение чувств берендеев в виде нарастающего торжественного «славления» - «Отец земли своей! Царь! Царь премудрый, великий царь!». В произведении присутствуют три основных типа мелодического движения, а также принцип волнообразного движения. Волнообразный принцип развития реализуется с помощью следующих типов мелодического движения: плавного, по секундам и терциям, восходящего и нисходящего (по секундам еще называют поступенным, или гаммообразным); скачкообразного, начиная с кварты (также восходящего и нисходящего), и движения без изменения высоты в двух видах: Плавное движение ассоциируется с вокальной природой и
благодаря ей обладает певучестью, лиризмом;

Движение без изменения высоты долгим выдержанным звуком
чаще всего связано с двумя противоположными значениями:
либо истаивание энергии (особенно вместе с затухающей динамикой), либо ее накопление, например, свойственное туттийным завершающим аккордам.

Характер и смысл движения повторяющимся звуком в большинстве случаев связан с накоплением настойчивости, напряженности в раскрытии внутреннего эмоционального состояния.

Форма произведения- простая двухчастная. Смена частей характеризуется сменой темпа, характера и фактуры произведения.

Мелодическая линия волнообрзная, ритмический рисунок разнообразный. Нотный материал изложен крупными длительностями: четвертями, половинными и целыми. Основная мелодия переходит из партии в партию.

Так, например, в начале основная мелодия находится у теноров. Далее хор исполняет произведение полным составом и основная мелодия находится у партии сопрано.

В ниже приведенном примере основная мелодия находится у женских голосов, тенора и басы вступают не сразу:



Далее мелодия переходит к мужским голосам. Сначала к басам, а уже балее мелодическую линию тенора и басы ведут в октаву.

Следует отметить, что в партитуре встречаются скачки на широкие интервалы, такие как кварта и квинта:



Тональный план, тональное развитие:

Основная тональность данного произведения C – dur. Ярко выраженных отклонений от основной тональности нет. Однако на протяжении всего произведения нам встречаются аккорды следующих тональностей: Ля мажор и ля минор, Фа диез минор, Ре минора. Заканчивается произведение в основной тональности.

Гармония, гармонический язык, роль гармонии в произведении

В гармоническом отношении произведение строится на аккордах тоники(Т), субдоминанты(S) и доминанты(D), а также их обращений. Встречаются тонические аккорды тональностей: ля мажора и ля минора, ре минора, и фа диез минора.

Ритм, метр.

Ритмв широком значении – организатор музыкального времени, в узком – упорядоченная система длительностей звуков. Наименьший выразительный элемент ритма – ритмический оборот. Подобно интонации, он состоит из трех–пяти, шести длительностей, образующих выразительно смысловое единство. Основные ритмические обороты - суммирование – мелкие длительности, а за ними крупная: четверть, половинная, четыре четверти, три половинные, целая и т.д. Остинатный ритм – повторение одинаковых по длительности звуков, то есть повторяющийся ритм свойственен для 2-ой части. Совокупность ритмических оборотов образует ритмический рисунок. Резкий контраст между длительностями в ритмическом рисунке свидетельствует о внутреннем напряжении музыкального материала, а наоборот, сглаженность, выравненность ритма – о спокойном, уравновешенном состоянии. Во 2-ой части наложение различного ритмического рисунка « в мужском хоре остинатный ритм четвертными длительностями, в женском хоре половинными.

Ритмоформулам свойственна повторяемость, это можно заметить во 2 и 4 такте, ритмически они одинаковы, что в партии в хора, что в партии фортепиано. Также на 2-ой и 4-ый такт: 6 и 8. Особенно ритмические повторы хорошо видны с 13 - 22 такты.

Темп, темповые отклонения, агогика

В данном произведении композитором предложены следующие темпы Maestoso и Poco piu animato (более взволнованно). Для более точного выявления темпа выставлено обозначение метронома =69.

Динамика, динамические оттенки:

Динамика в первой части (1-13 такт) звучит торжественно, с 5 такта начинается f (форте). Во второй части, начинается Poco piu animato (более взволнованно / с чувствами). В конце с 29 такта и до самого конца идёт кульминация, звучит ещё ярче и торжественнее.

Стиль письма (фактура) – гармонический, полифонический, смешанный.

Фактура— совокупность всех средств музыкальной выразительности, состав изложения музыки.

Элемен¬тами фактуры являются: мелодия, аккорды, полифоничес-кие голоса, фигурация, противосложения и т. д.

Основные типы фактуры: монодическая, аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная. В рассматриваемом произведении гомофонно – гармонический склад изложения.

Вокально – хоровой анализ

Тип и вид хора. Состав хора.

Произведение написано для смешанного хора, 8 голосов. (сопрано, альт, тенор, бас).

Диапазон сопрано: от соль первой октавы до ля 2 октавы

Диапазон альта: от ля малой октавы до ре 2 октавы

Диапазон тенора: от соль малой октавы до ля первой октавы

Диапазон баса: от ре малой октавы до ре первой октавы

Общий диапазон: от ре малой октавы до ля 2 октавы
Их тесситурные условия ( на основе анализа каждой партии сделать вывод об удобстве исполнения)

Анализ каждой партии:

Сопрано: альтов начинает петь с 5 такта, с 9 такта по 11 поёт только женский хор. Хоровой подхват женского хора начинается с 14 такта по 17.

Альт: партия альтов начинает петь с 5 такта, с 9 такта по 11 поёт только женский хор. Хоровой подхват женского хора начинается с 14 такта по 17.

Тенор: в партии теноров нет больших скачков

Бас: в партии басов нет больших скачков, с 14 по 26 такт басы поют тему
В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.
Вывод – При исполнении данного музыкального произведения голоса исполнителей, тембры их голосов должны быть мягкими, но не тусклыми. Характер произведения подразумевает яркое звучание, но звук при этом должен быть академически прикрытым.


Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль).

Тесситурные условия удобны для исполнения, возможны небольшие трудности в партии басов на крайней верхней ноте.

В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора. Характер произведения подразумевает яркое звучание, но звук при этом должен быть академически прикрытым.
Хоровой строй.

Хоровой строй состоит из двух взаимодействующих компонентов- из умения держать горизонтальную и вертикальную линии партитуры. Мелодический строй или горизонтальный- это чистота интонирования вокальным унисоном. Гармонический или вертикальный строй - это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.
Способы преодоления интонационных трудностей:

Руководителю важно сначала добиться отдельно чистого горизонтального пения, а потом работать над вертикальным строем всего хора.

Особых интонационных трудностей при исполнении данного музыкального произведения возникнуть не должно.

Звуковедение:

Произведение начинается с f (форте). С 13 такта в партии фортепиано и в хоре, начинается Poco piu animato (более взволнованно / с чувствами). С 14 такта начинается P. С 18 такта начинается crescendo и заканчивается 20.

С 22 такта начинается f и продолжается до 28 такта. И до самого конца идёт ff.
Особенности певческого дыхания:

Дыхание берётся после окончания фраз во всех партиях, в 5, 9,12, 26, 36 тактах.

С 14 по 21 такт у басов начинается главная партия (дыхание берётся 14, 16), а с 18 такта присоединяется партия теноров (дыхание берётся в 18, 20)

В сопрано, дыхание берётся в 14, 16, 18 (с 18 такта в партии сопрано по 21 такт берётся цепное дыхание).

Дыхание в паузах берётся с 22 такта по 25.

Вокальность литературного текста и особенности его произношения

(Дикция, орфоэпия, особенности подтекстовки, артикуляция.)

Очень важную роль играет орфоэпия (правила образцового литературного произношения) и произношение отдельных звуков и звукосочетаний.

Стоит обратить внимание на:

  • Слова с буквой «р» (да здравствует, Берендей, премудрый, среброкудрый, царь)

  • Слова с шипящими (наш)

  • Слова со свистящими (здравствует, среброкудрый, своей, наш, счастье)

Исполнительские трудности:

  • Строя,

  • Ансамбля,

  • Ритмические трудности,

  • Звуковедения, связанные с характером звука, с интервальным составом мелодии,

  • Связанные с исполнением темповых указаний,

  • Связанные с исполнением динамических оттенков,

  • Связанные с тесситурными условиями партий.


Исполнительский анализ

Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они в основном структурно совпадают.

Хоровая звучность партитуры, исходя из образного содержания отличается яркостью, насыщенностью звукоизвлечения. Необходимо чувствовать в рамках темпа внутридолевую пульсацию, которая помогает четко выразить ритмический рисунок, как в партии, так и между ними. Сложность при исполнении может вызвать переменный размер. Дирижирование половинными и целыми длительностями.

Так же следует учесть, что в данном произведении контрастная динамика. На р петь всегда сложнее, чем на f, поэтому в таких местах необходимо следить за тем, чтобы звук не оказался тусклым и бездыханным, а во время f и ff не переходить на крик. Исполнителям важно следить за работой рук дирижера, а он в свою очередь должен четко и точно показывать смену темпа и динамики. Важно избегать постепенного входа в новый темп. Перед разучиванием произведения важно в нем разобраться самому руководителю, далее поговорить с исполнителями, выяснить какие чувства и эмоции вызывает у них это сочинение, при появлении новой нюансировки, отметить ее и следовать ей при разучивании песни.

Анализ дирижёрских трудностей

Особенности и характеристика жеста в зависимости от динамики, характера темпа, фразировки, звуковедения. Технические трудности.

  • Характер жеста в связи с темпом произведения;

  • Вид жеста в связи с характером звука;

  • Дирижирование различных динамических оттенков;

  • Дирижирование фермат, пауз;

  • Дирижёрское решение основной кульминации, частных кульминаций, фраз, отдельных интонаций;

  • Дирижирование метроритмического рисунка произведения, различные трактовки его при смене темпа, размера;

  • Стиль жеста в связи со стилем партитуры.

Список использованной литературы. Интернет ресурсы.

Образцы оформления списка литературы

Образец оформления учебников: 1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

Образец оформления книг:

2. Казачков, С. А. От урока к концерту [Текст] /

С. А. Казачков. – Казань: Изд-во казанского университета,

1990. – 343 с.

Образец оформления статей из журналов:

3. Костюк, А. Г. Некоторые вопросы восприятия

музыкального произведения [Текст] / А. Г. Костюк //

Вопросы психологии. – 1963. – № 2. – С. 18–24.

Образец оформления статей из сборников:

4. Соколова, Н. В. Значение начального этапа обучения

дирижированию для профессиональной подготовки учителя

музыки [Текст] / Н. В. Соколова: материалы V

Международной научно-практической конференции

«Искусство и педагогика: проблемы художественного и

музыкального образования». – Казань: ТГГПУ, 2009. –

Вып.5. – С. 223–226.

Образец оформления методических разработок:

5. Пецина, И. А. Основы педагогического творчества:

учебно-методическое пособие для студентов музыкально-

педагогических факультетов [Текст] / И. А. Пецина –

Самара: изд-во СГПУ, 2005. – 104 с.

Образец оформления статей из Интернета:

6. Гоголин, М. Р. Работа студента над аннотацией

хорового произведения [Электронный ресурс]: учебное

пособие / М. Р. Гоголин. – Вологда: ВГПУ, 2003. – Режим

доступа: http://www.horovik.ru/school.php, свободный. –

Загл. с экрана.

Соответствие требованиям оформления.

Технические характеристики текста: текст аннотации предоставляется в печатном варианте (лист А 4), набранном на компьютере. Формат Word, шрифт Times New Roman, размер 14, выравнивание по ширине, межстрочный интервал – полуторный, поля со всех сторон по 2,5 см., абзацный отступ 1 см., страницы нумеруются. Сноски даются внутри текста в квадратных скобках [3, с. 54]. Список литературы приводится в конце текста аннотации, оформляется в алфавитном порядке в соответствие с требованиями ГОСТа 7.1. – 2003.


написать администратору сайта