Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.А. Полевой как издатель и редактор «Московского телеграфа»

  • Оглавление Введение………………………………………………………………………..

  • Глава 1. Начало творческого пути Н.А. Полевого: формирование авторского мировоззрения в контексте исторической эпохи ………….

  • Глава 2. Глава 2. Издательская и редакторская деятельность Н.А. Полевого: журнал «Московский телеграф»…………………………….

  • Заключение……………………………………………………………………

  • Объект исследования

  • Цель работы

  • Детство и юность Николая Полевого

  • Первые литературные опыты Н.А. Полевого

  • 2.2. Литературное и политическое направление журнала

  • Н.А. Полевой как издатель и редактор «Московского телеграфа». Курсовая_Малышева. Курсовая работа по дисциплине История отечественной журналистики


    Скачать 115 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине История отечественной журналистики
    АнкорН.А. Полевой как издатель и редактор «Московского телеграфа
    Дата30.03.2023
    Размер115 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая_Малышева.doc
    ТипКурсовая
    #1025623


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Вятский государственный университет»
    Факультет гуманитарных и социальных наук

    Кафедра филологии, журналистики и интегрированных коммуникаций

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по дисциплине «История отечественной журналистики»
    Н.А. Полевой как издатель и редактор «Московского телеграфа»

    Направление подготовки: 031300.62 Журналистика




    Студентка II курса



    _____________________подпись


    Е. А. Малышева


    Научный руководитель

    кандидат культурологи, доцент

    _____________________подпись


    Э. В. Гмызина


    Член комиссии

    кандидат культурологии

    _____________________подпись


    Е.В. Воронова




    Курсовая работа защищена с оценкой____________ «10» июня 2015 г.

    Киров

    2015

    Оглавление



    Введение………………………………………………………………………..

    3

    Глава 1. Начало творческого пути Н.А. Полевого: формирование авторского мировоззрения в контексте исторической эпохи………….


    5

    1.1. Детство и юность Николая Полевого……………………………………

    6

    1.2. Первые литературные опыты Н.А. Полевого…………………….......

    7

    Глава 2. Глава 2. Издательская и редакторская деятельность Н.А. Полевого: журнал «Московский телеграф»…………………………….


    9

    2.1. «Московский телеграф» как передовое издание отечественной журналистики первой половины XIX века ……………………………….


    10

    2.2. Литературное и политическое направление журнала………………..

    2.3. Закрытие журнала и дальнейшая литературная деятельность Н.А.Полевого…………………………………………………………………

    2.4 Журналистская деятельность Н.А. Полевого в оценке современников

    13

    15
    17


    Заключение……………………………………………………………………

    20

    Библиографический список…………............................................................

    22


    Введение


    Пожалуй, самым важным в издательской практике является знание блистательного опыта предшественников и умелое его применение в контексте современности. Открывая золотые страницы отечественной журналистики, мы можем видеть множество имен талантливых журналистов, редакторов и издателей, каждый из которых внес огромный вклад в становление и развитие российской периодики. Среди них – Николай Алексеевич Полевой. Его имя стоит в одном ряду с такими титанами русской литературы, как Карамзин и Ломоносов.

    Новатор своей эпохи, совершивший революцию в литературном и общественном сознании, он никогда не возносил своё имя на пьедестал и не искал славы и одобрения современников. Полевой просто выполнял свою миссию, которую сам на себя возложил. Миссию освобождения людей от сословных предрассудков, борьбы с невежеством и пороками, восхваление ума и познания. И он прекрасно с ней справился. Николай Алексеевич совершил практически невозможное для своего время – создал «Московский телеграф», который на протяжении девяти лет, не изменяя выбранному однажды направлению, вел отчаянную борьбу с пережитками феодализма и оставался единственным в России источником западной мысли. Именно поэтому пример его блестящей деятельности не теряет своей актуальности для нас, живущих в условиях информационных войн и ищущих свою нишу в журналистике.

    Кажется странным, что литературный и издательский опыт Н.А. Полевого так мало изучен, хотя, бесспорно, имеет огромное значение для отечественной журналистики и истории, в целом. На данный момент наука располагает двумя брошюрами о его жизни и творчестве В.Г. Белинского и В.Е. Евгеньева-Максимова, трудами В.А. Салински, Н.А.Попкова и диссертацией В.Г.Березиной.

    Объект исследования – издательская и редакторская деятельность Н.А. Полевого в «Московском телеграфе».

    Предмет исследования – новаторство Полевого в издательской деятельности и его место в отечественной журналистике 30-х годов ХIX века.

    Цель работы – провести подробный анализ литературной и издательской деятельности Н.А. Полевого в «Московском телеграфе».

    Задачи:

    1. Изучить историческую эпоху, в которой жил и творил Полевой, а также выявить общие тенденции развития журналистики;

    2. Проанализировать творчество журналиста Н.А. Полевого

    3. Выявить особенности деятельности Н.А. Полевого на посту редактора «Московского телеграфа»;

    4. Охарактеризовать новаторские приемы в журналистской и редакторской работе Н.А. Полевого.

    Методы исследования. При написании данной курсовой работы применялись культурно-исторический, конкретно-исторический, биографический, аналитический и сравнительный методы.

    Структура работы. Курсовая работа включает в себя Введение, Главы 1 и 2, Заключение и Библиографический список.

    Глава 1. Начало творческого пути Н.А. Полевого: формирование авторского мировоззрения в контексте исторической эпохи



    Отечественная журналистика конца 1820-х начала 1830-х годов характеризуется невероятным подъемом пропагандистского движения и всплеском передовой общественной мысли. Если в 1810-е годы журналистики как таковой ещё не существовало, поскольку писательский труд не имел самостоятельного профессионального характера, а журналы гибли на корню, едва ли не с первых номеров, то здесь она получила своё окончательное оформление в качестве «зеркала общества». Начиная с Пушкина, издательская деятельность становится отраслью промышленности и обретает популярность среди читательской массы. Здесь же впервые возникает вопрос об авторском праве, о роли критической литературы и о назначении журналистики вообще. В этот период жили и творили Белинский, Пушкин, Булгарин, Греча, Войейков, Рылеев, Бестужев и многие другие именитые писатели и публицисты.

    Однако этот период остается и одним из самых сложных, прежде всего потому, что после событий 14 декабря 1825 начинается жесточайшая «чистка» всех периодических изданий, замеченных в свободомыслии. Взошедший на престол Николай I страшно боялся всякого уклонения от устанавливающегося режима. Восстание декабристов значительно подбило авторитет дворянства в глазах императора. Начались допросы и аресты. Опасаясь народных волнений, он вел отчаянную борьбу с главным механизмом распространения общественной мысли – прессой. Годы николаевской реакции, исключительно тяжелые для развития печати, могли только задержать, но не остановить ее рост. В труднейших условиях передовые писатели продолжали развивать журналистику как орудие общественно-политической борьбы, как важнейшую форму организации общественного мнения. Именно в это время и начинает свою литературную деятельность Николай Полевой.

    Среди множества публицистов, которые всячески пытались в своих статьях обходить стороной обсуждение политической и экономической обстановки России, творчество Полевого стало глотком свежего воздуха. Остается только поражаться гениальности начинающего автора, сумевшего удержаться на плаву и не сдаться под гнетом цензуры.


      1. Детство и юность Николая Полевого


    Будущий известный публицист и издатель родился 22 июня 1769 года в Иркутске в простой купеческой семье. Его отец Алексей Евсевиевич, владелец фаянсового завода, происходил из рода именитого и богатого – своеобразной «купеческой аристократии, гордой своими предками и знающей свою историю» [3]. Николай не получил систематического образования, в прочем, как и большинство купеческих детей. Однако любознательность и непреодолимое желание постигать всё новое и интересное, которыми он отличался с раннего детства, стали благодатной почвой для получения блестящего домашнего образования.

    В богатом загородном имении Полевых собиралась вся образованная элита Иркутска, что не могло не отразится на воспитании будущего журналиста. К шести годам Полевой умел читать, а с десяти лет, перечитав всю отцовскую библиотеку, в которой хранились не только труды Сумарокова, Карамзина, Хераскова, но и такие сложные произведения как «Рассуждения о всеобщей истории» Ж.Б. Боссюэ и «Деяния Петра Великого» И. Голикова, сам начал писать стихи и выдавал газету «Азиатские ведомости» (вроде «Московских ведомостей») и «Друг России» по образцу горячо любимого им журнала – «Московского Меркурия».

    Алексей Евсевиевич к творческому рвению сына относился положительно и не препятствовал его занятиям литературой. Однако купеческая семья оставалась купеческой, и десятилетнему мальчику приходилось помогать отцу с ведением различных бумаг. Младший брат его, Ксенофонт впоследствии известный критик, вспоминал, что за провинность отец, который был человеком довольно крутого нрава, сжигал всё написанное Николаем. Но проходило время, и Полевой снова брался за перо. Тягу к творчеству уже тогда в нем было невозможно погубить.

    В 1811 году по просьбе отца, решившего обосноваться в российском центре, приезжает в Москву, где его тут же поглощает культурная жизнь столицы. Он посещает театры и пробирается на лекции в университет. Через год всё семейство присоединяется к старшему сыну, однако после пожара, в котором погибло всё нажитое за это время имущество, им приходится возвращаться обратно в Сибирь. Николай поступает на службу в которую к богатому купцу. После неудачных попыток основать своё дело, в 1817 году главе семейства, наконец, открывает в Курске водочный завод. В семье вновь появился достаток, и Полевой оставляет службу у купца и уезжает в Москву. С этого момента начинается его бурная литературная деятельность.


      1. Первые литературные опыты Н.А. Полевого


    Приехав в Москву, Николай Алексеевич с головой окунается в литературную деятельность. Интересен тот факт, что начало творческого пути Полевого совпадает со временем массового увлечения так называемыми «самородками», самоучками. В 1817 году «Вестник Европы» публикует его первые сочинения: два оригинальных стиха, один переведенный с французского и статью «Отрывки из писем другу из Курска», а через два года появляется его первая историко-филологическая работа – «Замечания на статью «Нечто о Велесе». Впоследствии Ф.Н. Глинка, редактировавший первую статью Полевого, вспоминал, что переписал тогда сочинение юного дарования от и до: «Я не знал тогда Николая Алексеевича, следственно и не мог об нем судить, но теперь с удивлением вспоминаю, что тогда в пере его не было и искры той парящей мысли, которая впоследствии поставила его на чреду почтенных наших писателей… я видел только младенческое, ученическое, не видал даже и намека того слога, из которого сам заимствую одушевление на западе жизни моей».

    Всё же по просьбе отца Николаю приходится постоянно отвлекаться на торговые заботы, что совершенно не доставляет будущему издателю удовольствия, поскольку он уже всерьез задумывается о филологическом образовании и рвется скорее приступить к занятиям, необходимым для поступления в университет. Полевой усиленно изучает греческий, латинский языки, а так же совершенствуется во французском, много читает и продолжает сотрудничество с «Вестником Европы» в качестве поэта и переводчика. Авторитет его быстро возрастает в литературных кругах, и вскоре он заводит знакомства с московскими и петербургскими литераторами, сближается с М.Т. Каченовским. Молодого автора замечает Свиньин и предлагает сотрудничество с «Отечественными записками», тот соглашается и задерживается в журнале на три года. Статьи Полевого все чаще украшают страницы влиятельных изданий, среди которых «Сын Отечества», «Северный архив», альманах «Мнемозина». В тысяча девятьсот двадцать втором году Николая удостаивается серебряной медали Российской Академии за работу «Новый способ спряжения русских глаголов».

    Набравшись опыта и снискав славу в литературных кругах, Полевой начинает задумываться о создании собственного издания. В начале 1824 года он пишет Шишкову о том, что задумал журнал для «сообщения отечественной публике статей, касающихся нашей истории, географии, статистики и словесности, которые бы показывали иностранцам благословенное отечество наше в истинном его виде». Получив одобрение от литературных товарищей, Николай Алексеевич принимается за воплощение своей идеи в жизнь.

    Глава 2. Издательская и редакторская деятельность Н.А. Полевого. «Московский телеграф»



    Журнал «Московский телеграф», издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым, представил собой новое и очень значительное явление русской журналистики и культуры. Осенью 1824 года Полевой получил разрешение на издание своего детища, и в следующем году незадолго до декабристского восстания «Телеграф» вышел в свет с подзаголовком: «журнал литературы, критики, наук и художеств». Журнал мгновенно снискал любовь публики, поразив всех своей новизной, свежестью и злободневностью.

    «Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, рассчитанный, в равной мере, как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Скованный цензурными распоряжениями, Полевой не мог ввести отдел политики и непосредственно обсуждать политические темы. Приходилось прибегать к разного рода уловкам, намекам и иносказаниям, чтобы придать научным и литературным материалам политическую остроту.

    Впервые в истории русской печати был создан журнал как орган антидворянский, как выразитель буржуазно-демократического направления в русской общественной мысли. Полевой был первым в истории отечественной журналистики издателем-редактором крупного, влиятельного журнала не имеющим дворянского происхождения, человеком «среднего состояния», купцом второй гильдии. «Купцы полезли на Парнас», – возмущались представители реакционного дворянства. И, тем не менее, именно это привлекает внимание огромных масс читателей.

    Николай Алексеевич, будучи талантливым журналистом и человеком практического свойства, очень точно выбрал направленность «Телеграфа». Журнал читали все, так что пришлось переиздавать книгу повторно, и уже в первый год издания тираж увеличился с 700 экземпляров до 1500. Разумеется, кроме признания публики появилась жесткая конкуренция и идейная вражда. Высмеивали всё: от происхождения и фамилии Полевого, до названия, публикуемых статей и опечаток. В борьбу вступили и известные журналы того времени. В частности, так называемые, представители торговой журналистики, обосновавшейся в Северной столице – «Северная пчела», «Сын Отечества» и «Библиотека для чтения».

    Однако сбросить «Московский телеграф» со своей ниши оказалось не так-то просто, и в том, безусловно, была заслуга самого издателя.

    2.1. «Московский телеграф» как передовое издание отечественной журналистики XIX века



    Успех «Московского телеграфа» во многом определялся способностями Полевого как издателя и редактора. Белинский считал, что Полевой «рожден на то, чтоб быть журналистом, и был им по призванию, а не по случаю». Новшеством было уже само название журнала. Слово «телеграф» тогда ещё только пробовалось на вкус русской элитой, поэтому совсем не удивительно, что первое появление издания было воспринято читающей Москвой с большим восторгом.

    В первом номере «Телеграфа» Полевой поместил «Письмо издателя к NN». Не письмо к издателю, как было принято до того, а свое открытое заявление. В этой статье говорилось, что журнал должен быть зеркалом, отражающим все стороны русской жизни. Он должен отражать мир нравственный, политический, физический, отличаться от научных изданий доходчивой формой, разнообразием стилей, быть журналом для всех, возбуждать деятельность в своих читателях.

    Журнал выходил два раза в месяц (первого и пятнадцатого числа) и имел следующие постоянные отделы: «Науки и искусства», «Словесность», «Критика», «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература»), «Известия и смесь». Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала прошло, и теперь на арену выходят издания, содержащие в себе мысль политическую, экономическую, научную и хозяйственную, поэтому с 1826 он начал регулярно помещать на страницах «Телеграфа» обзоры важнейших событий международной жизни, знакомит читателей с французской, английской литературой, русским фольклором.

    Журнал по своей организации был явлением необычайным. Во главе отделов стояли заведующие – известные ученые, литераторы. К сотрудничеству привлекаются крупные писатели, в том числе Пушкин, Бестужев-Марлинский, Мицкевич, активно работают Вяземский, Полторацкий, Ф. Глинка.

    Отдел «Науки и искусства» занимал в журнале центральное место по обилию и разнообразию статей. История, археология, статистика, естественные и точные науки, философия, эстетика, политическая экономия, языкознание, описание путешествий, просвещение, воспитание, экономические и технические вопросы находили отражение в этом отделе, где сотрудничали многие известные ученые и печатались переводы из иностранных журналов и сочинений. Центральными все же были статьи по истории и географии, потому что в условиях жесточайшей цензуры они давали возможность как-то касаться вопросов современной политики, если не российской, то хотя бы европейской.

    Однако все свои силы Полевой бросил на отдел критики, и не просчитался, совершив в ней настоящую литературную революцию. Он уже в первом номере объявил критику необходимым отделом журнала. Ему вместе с Вяземским удалось сделать её оперативной, разносторонней: они писали критические статьи, фельетонные заметки. Редактор искренне считал, что каждый уважающий себя журналист должен осуществлять «беспристрастный надзор за отечественной литературой». Дело критика, по его мнению, – обличение невежества, похвала уму и познаниям.

    «Если другие наши журналисты уклоняются от критики и занимаются ею мимоходом, – заявлял Полевой, – то издатель «Московского телеграфа» признает критику необходимою принадлежностью литературного журнала».

    Примыкавшему к критике отделу библиографии Полевой также отводил немалое значение, видя в ней хорошую возможность для читателя следить за умственным движением своего времени. Издатель и его сотрудники не ограничивались справкой о выходных данных книги – они знакомили с ее содержанием и выносили свою оценку, то есть предлагали читателям аннотированную библиографию.

    Интересным нововведением «Московского телеграфа» было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г.

    Примечательно и то, что именно Полевой ввел в оборот понятие журналистики. Ему же принадлежит первая попытка изложить историю русской журналистики в связке с общественными потребностями. Журналист назван Полевым разносчиком вестей. Чтобы быть достойным имени журналиста, ему следует обладать трудолюбием и терпением. Журналист, по мнению издателя, должен помнить, что журнал – не собрание «занимательных статеек». «Журнал должен составлять нечто целое; он должен иметь в себе душу, которую можно назвать его целью. Журналист в своем кругу должен быть колонновожатым».

    Последние слова Полевого могли быть истолкованы двояко: в Москве в 1820-е годы была организовала «Школа колонновожатых», где учились некоторые будущие декабристы. Издатель, когда говорил о колонновожатых, имел в виду людей, идущих впереди основной части войск и обеспечивающих им досуг и отдых. Но можно было понимать эти слова и как идейное руководство. Неслучайно указанные слова позднее фигурировали в доносе министра Уварова.
    2.2. Литературное и политическое направление журнала

    В девятилетней истории «Московского телеграфа» отчетливо намечаются два периода: 1825–1827 гг., когда общественная позиция «Московского телеграфа» и его издателя еще не определилась, и 1828–1834 гг., когда «Московский телеграф» превратился в боевой антидворянский орган.

    Первые два года своей деятельности «Телеграф» ничем не отличался по своему составу от своих предшественников. Это был типичный дворянский журнал с умеренными политическими взглядами. Даже восстание декабристов обошло стороной страницы журнала, хотя и было воспринято редакцией весьма болезненно. Однако очень быстро Полевой начинает осознавать, что во время жестокой политической реакции, его издание должно стать передовым органом печати. Поэтому с середины 1826 г. «Московский телеграф» лишается свойственной ему ранее политической безликости. Журнал начинает сочувственно отзываться о борьбе греков с турками, о восстаниях южноамериканских колоний против испанского владычества, приводит примеры исключительной храбрости народных героев Греции.

    С этого момента «Московский телеграф» становится пробуржуазным журналом в России. Это проявилось в защите свободного капиталистического развития России, расширения прав купечества. Собственно, было бы странным, если бы выросший в купеческой среде Полевой не перенес свои навыки на журналистскую деятельность. Журнал пристальное внимание уделял практическим вопросам ведения хозяйства, на страницах постоянно печатались статьи «О нынешнем состоянии химической промышленности в Англии», «О выставке российских мануфактурных изделий», «О производстве тонкой шерсти в Европе». В 1827 году даже вводится рубрика «Хозяйственные советы».

    В этот же год Николай Алексеевич задумывается о преобразовании журнала с целью расширения аудитории, однако он сталкивается с препятствием со стороны правительства. Ему не разрешают открывать рубрики и приложения, в которых бы открыто печаталась любая политическая информация. Но в 1829 Полевому все-таки удается выпустить вместе с 13 номером журнала отдел с отдельной нумерацией – «Новый живописец общества и литературы», где он обрушивается с критикой на дворянство, обвиняя их с одной стороны в потребительстве, а с другой – в развращении. Последнее, конечно, является явным перегибом, и именно поэтому подобные оценки издателя были восприняты обществом как открытый протест.

    В литературной сфере Полевой отдавал своё предпочтение романтизму. Полевой высоко оценил вклад Жуковского в новейшую русскую литературу, но критиковал за недостаток народности в его сочинениях, пристрастие к мечтательности. Он высоко оценил раннего Пушкина, предвещая ему большое будущее, однако впоследствии не принял его отход к реализму («Евгений Онегин», «Борис Годунов»), так же как не понял лучших произведений Лермонтова и Гоголя.

    Романтизм противопоставляется им классицизму как течение «народное», выявляющее национальную самобытность в противовес аристократической отчужденности от народа и его национальных задач. Это буржуазное понимание романтизма упорно проводилось в критических работах Полевого, усвоившего во многом принципы идеалистической философии Шеллинга в той упрощенной форме, в которой они были изложены французским эклектиком Кузеном. Это понимание романтизма ополчало издателя не только против классических традиций в русской литературе, но и против дворянского романтизма.

    Все эти взгляды Полевого отражаются в его собственных произведениях, которые он печатает на страницах «Телеграфа». Основной проблемой в его поздних публикациях является проблема продвижения буржуазии в феодально-дворянском обществе. Любимый герой Полевого – это незаурядный представитель третьего сословия, наделенный его лучшими, с точки зрения автора, качествами: глубокой религиозностью, твердой нравственностью, патриархальной семейственностью, любвеобильной душой, но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды. Полевой срывает у своих дворянских героев тот ореол, которым они были окружены в дворянской литературе его времени.

    Литературная элита посчитала подобные выступления издателя великой дерзостью, как и политическая верхушка. Реакция последовала незамедлительно – на издателя началось давление.

    2.3. Закрытие журнала и дальнейшая литературная деятельность

    Н.А. Полевого



    В 1833 году главой министерства просвещения, которому непосредственно подчинялась печать, стал старый враг Полевого граф Уваров. Цензура усиливает наблюдения за журналом. Правительственные органы учли все – и повышенный интерес к журнала к революции во Франции, полемику с дворянской аристократией, сатирические выпады.

    Уваров дает задание чиновникам подобрать предосудительные материалы, высказывания журнала за последние годы. Доносчики находят в материалах косвенное сочувствие идеям декабристов. Уваров потребовал закрыть журнал Полевого. Поводом для этого послужила опубликованная в 1834 году рецензия Полевого на драму придворного писателя Н.В. Кукольника «Рука всевышнего Отечество спасла», которая получила августейшее одобрение (на четвертом представлении сам Николай рукоплескал драме). Полевой снова проводил мысль о том, что Отечество в 1612 году спасли не дворяне, а купец Минин.

    Действительной причиной явилось недовольство общества распространением буржуазно-демократических идей. Царю была представлена целая тетрадь выписок крамольного содержания ли наводящих на такого рода мысли из статей и материалов, опубликованных на страницах журнала. Полевому запретили издавать журнал, а также и самому что-либо печатать за своей подписью.

    Чтобы хоть как-то выжит после закрытия журнала, который, кстати, приносил огромный доход (именно Полевой впервые сделал журналистский труд оплачиваемым), Николай Алексеевич вынужден пойти на сотрудничество с журналами противоположного направления. Он сходится с Булгариным, что вынуждает Белинского отвернуться от журналиста, посчитав его отказ от своих идей предательством.

    В 1841 году запрет на издательскую деятельность был снят, и в период с 1842 по 1844 годы Полевой вместе с Булгариным издают «Русский вестник». Но уважение читателей безвозвратно утеряно, его считают перебежчиком.

    Единственным способом вернуть былой авторитет было возвращение к своим убеждениям, и 1846 году он получает право на издание «Литературной газеты». Белинский вновь возвращается к своему кумиру, поскольку Полевой в новом издании открыто выступает против своих петербурских «приятелей». Возникает надежда на возвращение издателя в передовой лагерь, но дни его уже были сочтены…

    Непосильная работа, нищенское, голодное существование свели его в могилу. В день похорон (28.02.1846) народная толпа шла за гробом, все стремились отдать дань гениальному писателю и журналисту.

    Прах Полевого был упокоен на литераторских мостках Волкова кладбища.

    2.4. Журналистская деятельность Н.А. Полевого в оценке современников



    Взаимоотношения Полевого с ведущими литераторами эпохи были неровными. Он был отчаянным полемистом, беспощадно развенчивавшим «литературные авторитеты» и часто переходившим на «личности». Истоки полемики, которую вел «Телеграф», следует искать в 1825 году в спорах с альманахом «Полярная звезда». Нападками на Карамзина, Державина, Пушкина-реалиста и Гоголя он сформировал себе образ борца с общепризнанными авторитетами, непреклонного перед мнением общества критика.

    Одним из самых явным противостояний была его полемика с Булгариным и Гречем. До 1825 года Полевой сотрудничал с ними, однако когда собрался открывать собственный журнал, Булгарин и Греч начали давать «дружеские» советы своему подопечному, которые были им отклонены. Тогда они начали настоящую травлю «Московского телеграфа» на страницах своих журналов, продолжавшуюся два с половиной года. Причина споров была, в сущности, очевидна и проста – борьба за господство в литературной жизни и журнальной деятельности.

    Греч и Булгарин не только систематически печатали статьи, заметки и фельетоны, всячески обругивающие и высмеивающие Полевого и его журнал, но и предоставляли такую возможность и другим писателям. В номерах 80 и 82 «Северной пчелы» за 1825 год были напечатаны знаменитые «Письма бригадирши, или Горе от Московского телеграфа», автором которых, скорее всего, был Фаддей Булгарин. Особенно обидчики напирали на купеческое происхождение Полевого, отсутствие у него должного дворянского образования, за что его везде называли «самоучкой» или «недоучкой», а также использовали гнусные намеки на его водочный завод.

    Также к противникам Полевого надо отнести А. Ф. Воейкова. Тесно связанный с Вяземским, он поначалу приветствовал рождение «Телеграфа»; кроме того, с Полевым его объединяло враждебное отношение к «Сыну отечества» и «Северной пчеле». Но когда впоследствии Полевой заключил с ними мир, а Вяземский ушел из редакции «Московского телеграфа», Воейков в своем журнале «Славянин» открыл специальный отдел для поливания грязью Полевого и его журнала, под названием «Хамелеонистика». «Телеграф» он сравнивал с «кубом бумагомарания, в коем перегоняет Полевой слова, как спирт, посредством паров санкритского языка и, сливая в бочку массивных наречий, закупоривает их изобретенною им мастикой шарлатанизма, а потом ставит эту подмесь в темный подвал невежества».

    Полевой на почве своей критической деятельности неоднократно вступал в мелкие конфликты с видными литераторами того времени. В частности, Ф. Глинка, с которым у них складывались довольно ровные отношения, обиделся за резкое высказывание о его «Русской истории».

    Пушкин, который так же на протяжении долгого времени сотрудничал с журналом, был крайне не согласен с политикой издателя в отношении дворянства. Он называл подобные выпады Полевого «наглой проповедью якобинизма перед носом правительства», что, впрочем, было беспочвенно, поскольку до конца жизни Николай Алексеевич оставался приверженцем русской буржуазной оппозиции.

    Довольно непростыми были отношения журналиста и с Герценом, во многом лишь по тому, что они были людьми разного поколения, и резкая критика в адрес современников Герцена казалась ему обидной. «Старик Дмитриев, поэт и бывший министр юстиции, вспоминал он, с грустью и ужасом говорил о литературной анархии, которую вводил Полевой, лишенный чувства почтения к людям, заслуги коих признавались всей страной».

    Однако 25 апреля, спустя несколько месяцев после смерти журналиста, выходит в свет брюшюра Белинского «Николай Александрович Полевой», в которой он пишет, что «три человека…имели сильное влияние на русскую изящную литературу в три различных эпохи её исторического существования. Эти люди были – Ломоносов, Карамзин и Полевой».


    Несмотря на несогласие со многими взглядами Полевого, Белинский увидел в нем гения своего времени, человека, совершившего революцию в общественно-литературной мысли. Именно поэтому он так стремился скорее выпустить свою статью об издателе, дабы очистить его честное имя от сословных ярлыков и ядовитых оценок, которые бросали в его адрес современники.

    Заключение


    Учитывая опыт наших потомков, мы понимаем, что журналистике необходимы такие люди, как Н.А. Полевой. Те, кто способны идти против системы, создавать нечто радикально новое, не ломаться под напором общественности.

    С самого его появления на литературном поприще было ясно, что Полевому предстоит роль деятельная и блестящая, вполне своеобразная с его натурой и способностями.

    Полевой не боялся резких оценок, не пытался сглаживать углы в литературных спорах, не прогибался под презрительным взглядом правительства. Он просто делал то, что считал правильным и достойным журналиста – искал правду. Впитав в себя все особенности и трудности купеческой жизни, он показал, как ничтожны сословные предрассудки, доказал, что любой талантливый и деятельный человек имеет право на реализацию своих идей.

    Полевой не искал славы и высокого положения, хотя последнее удалось ему благодаря небывалому успеху «Московского телеграфа». Его бесценный опыт важен для журналистики, литературы и истории хотя бы потому, что он был новатором и, стоит признать, гениальным новатором в своей сфере. Никто до него не решался создавать издание, которое бы не страшилось реакции со стороны правительства, неся в себе передовую революционную мысль.

    «Человек почти вовсе неизвестный в литературе, нигде не учившийся, купец званием, берется за издание журнала, пишет о нём В.Г. Белинский, и его журнал с первой же книжки изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец, верностью в каждой строке однажды принятому и резко выражавшемуся направлению».

    И с этим совершенно нельзя не согласиться. Жизнь и деятельность Н.А. Полевого – это достойный пример борьбы за свои убеждения и право на самореализацию в условиях жестской политической реакции.

    Библиографический список


    1. Московский телеграф. – 1825. – № 4. – 338с.

    2. Московский телеграф. – 1825. – № 21. 299с.

    3. Московский телеграф. – 1828. – №3. – 438 с.

    4. В. Г. Белинский. Николай Алексеевич Полевой. // Полное собрание сочинений. В 9 т. – М., 1982. Т 8. – 169с.

    5. Литературные взгляды и творчество Н.А.Полевого. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 216 с.

    6. Полевой Н.А. Очерки русской литературы. – Спб., 1839. – ч. I. C I. – 351с.

    7. Русские писатели: Библиографический словарь. – М., 1971. – 234 с.

    8. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. Н. А. Полевой. – Издательство писателей в Ленинграде, 1934. – №449. – 544с.

    9.Очерки по истории русской журналистики и критики. – Издательство писателей в Ленинграде, 1950. – 436с.

    10. Орлов В. Н. Николай Полевой и его «Московский телеграф» // Пути и судьбы. Литературные очерки. – М., 1963. –

    11. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 30 т. – М., 1956. – Т.VIII. – 163 с.


    написать администратору сайта